Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Скульптура и живопись Греции, её духовные корни, каноны, развитие. Памятники и мастера.



Греческая скульптура.Ранняя греческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначально греки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми, щеки розовыми, а глаза синими. Храмы облицовывались цветной терракотой. Позднее они перестали использовать цвет и от внешнего украшения фигур перешли к созданию строгих статуй из мрамора акцентируя внимание на целостности образа. Впервые в истории мирового искусства грекам удалось найти простую, но в то же время изысканную форму, которая заметно отличает их архитектурные строения и скульптурные силуэты от искусства ранних эпох (образы Коры и Куроса). Таким образом, искусство архаики отличается строгой архитектурностью своих форм, оно соразмерно уравновешенно.В эпоху греческой классики искусство развивает и усовершенствует рациональную конструктивность формы и чувственную непосредственность содержания, доводя их единство до подлинной гармонии. По-видимому, понимание гармонии и порядка было присуще жизненному мироощущению греков, живших в античном демократическом полисе в классический период своей истории, что и проявилось со всей очевидностью в архитектуре, пластике и живописи. Общественный строй Афин в V в. до н.э. достигает своей высшей точки в экономическом, политическом и духовном развитии. Все мужское население Афин, за исключением рабов, представляло собой коллектив граждан, пользующихся одинаковыми правами. Все они могли быть избраны на любую государственную должность. Наряду с рабским трудом, был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев. Труд на благо общества высоко почитался в античной Греции. Плутарх перечислил оплачиваемые государством профессии афинских граждан - плотников, каменщиков, медников, мореходов, кожевников, дорожных рабочих, шахтеров, ткачей, а также представителей художественных профессий - скульпторов, живописцев, золотых дел мастеров и т. д. Таким образом, изобразительное искусство считалось в Греции одним из видов особо почитаемого ремесла, поэтому художники пользовались почетом и уважением в обществе. Так, знаменитого скульптора Фидия называли «прекрасным ремесленником». Физический труд не считался у греков унизительным, как позже у римлян.Большинство греческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые дают нам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала. Материал, из которого создавались греческие шедевры - не белый, а желтоватый мрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышали и воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что были случаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и других греческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческим скульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе над Зевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своей любовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой для Венеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства, поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имели культовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, а также на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и перед ними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Греции более других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже на заре своего становления христианство активно выступило против него. Самым большим сооружением Акрополя являлся Парфенон - сооружение, посвященное Афине-Парфенос (Афине-Деве). Гармоничный по своим пропорциям, из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами (по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных), Парфенон создает образ чистоты и строгости. «Шествие» колонн напоминает шествие людей. Кверху колонны сужаются. Все скульптурное убранство Парфенона исполнялось по замыслу и под руководством скульптора Фидия и его учеников. Над восточным входом Парфенона, где находился алтарь, располагалась скульптурная группа, изображающая миф о рождении Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась большая статуя Афины из слоновой кости и золота. На северном склоне холма несколько позднее (в конце IV в. до н.э. на рубеже зрелой и поздней классики) был построен другой храм - Эрехтейон.

Литература и театр Древней Греции.

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы.Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой аристократии. Те изменения, которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана - " Женщины в народном собрании" и " Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место " древней" комедии заняла " средняя", развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.

ТЕАТР. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров, когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в.Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес." Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры.

Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид и Аристофан.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь