Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль ценностей в культуре. Типы ценностей. Система ценностей в теории Г.Риккерта.



Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему.

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

Сущностные силы человека (индивида и группы) опредмечиваются в ценностях. Ценности культуры отражают общественные отношения и играют регулятивную роль, выступая в виде определённых норм культуры. Под словом «культурные люди», заметил Гегель, можно понимать таких людей, которые в состоянии сделать всё то, что делают другие.

Понятие ценности впервые появляется у И. Канта; он противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности не существуют самостоятельно; у них есть только значимость: они являются требованиями к воле человека. Неокантианец В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют основу функций культуры и отдельного осуществления ценности. Ценность, это идеал, создаваемый сознанием. Нормы управляют нравственной, теоретической и эстетической деятельностью. У него проблема ценностей становится проблемой философии культуры; ценности образуют некую субординацию: ценности (добро, истина, красота) и ценности-блага культуры (наука, правопорядок, искусство и особенно религия). Г. Риккерт разрабатывает учение о ценностях как основу теории истинного знания и нравственного действия. Познать, значит занять определённую позицию по отношению к ценностям. В процессе познания Риккерт выделяет субъективную сторону суждения и его объективное содержание (значение, смысл). Познавать предмет, значит придавать ему форму правил и норм, требующих признания; познание есть рационализация иррационального. Поэтому истина определяется им как согласованность понятий между собой, содержание которых определяется значимостью, обусловленной теоретической ценностью. Главная характеристика ценности состоит в её безотносительности к бытию; она логически предшествует всякому бытию. Г. Риккерт различает понятия ценности и нормы. Ценность, или значимость, становится нормой в связи с субъектом. Норма несёт долженствование (должное), поскольку связана с волей субъекта. Виндельбанд и Риккерт считают, что цель философии состоит в создании новой методологии – науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах. Определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе понимающей науки должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных историко-культурных контекстах и сферах жизнедеятельности. По Г. Риккерту, таких сфер шесть: искусство, этика, эротика (блага жизни), наука, пантеизм (мистика), теизм. Каждой сфере соответствует своя система ценностей. Единичные факты опыта, соотнесённые с системами ценностей, образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим лишь в области, постигаемой религиозной верой.

Отличную от неокантианства позицию занял В. Вундт. Источником ценности он считает не волю, а чувство; соответственно, ценности у него не объективны, а субъективны. Этические и правовые нормы относительны, поэтому мировоззрение принципиально отлично от объективной науки.

Ф. Брентано и М. Шелер стараются доказать объективный характер чувства и, следовательно, объективность, общезначимость ценностей. Источником ценностей является не интеллектуальная воля, как полагают неокантианцы, а эмоциональные акты любви и ненависти, качественно отличающиеся от восприятия и мышления. Ценности отличаются от опытной составной реальности, как цвет от цветных предметов.

Существуют разные типы и типологии ценностей.

Экзистенциальные (экзистенция - существование) ценности - ценности бытия человека, личности. К ним относят: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда, смысл жизни. Религиозные ценности утверждают святое в качестве высшего смысла, высшей ценности, синтеза и вместилища всех ценностей. Социальные ценности, это ценности, направленные на благополучие сообщества, группы людей и личности в группе - интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенство. Равенство понимается по-разному в историческом и индивидуальном становлении личности: как уравнительность; как равенство перед Богом; как равноправие в гражданском обществе и правовом государстве, то есть равенство людей перед единым для всех законом. Общечеловеческие ценности - социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признавать в человечестве (человеке) высшую ценность, - соотносятся с локальными - ценностями, требующими признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее миру. Экологические ценности в культуре – ценности природы, жизни, Космоса. Экологические ценности могут включать или исключать ценности бытия человека и сообщества людей. Позиция, выражающая противостояние человека и природы, сменяется экологической культурой, в которой гуманистическое и экологическое рассматриваются как взаимосвязанные компоненты, например, в биосферных концепциях культуры. Поэтому в гуманистическую ориентацию последних десятилетий все активнее входят экологические ценности. Окружающая среда рассматривается как освоенная (или осваиваемая) деятельностью и мыслью человека культурная среда, космический Дом человечества.

Диапазон социокультурных требований достаточно широк: от культуры поведения до духовного мира человека. Культура поведения имеет внешнюю и внутреннюю стороны: внешнее выражение поведения предполагает конкретную символику, знаковую систему (правила культурного поведения, правила этикета).

Культурное поведение, это поведение, имеющее характер утвердившегося стереотипа, реализующего определённые культурные нормы. Нормы являются основными элементами таких систем, как право, обычай, традиции. Превращение норм культуры в привычку представляет собой превращение предписаний культуры во внутреннее убеждение человека. Внутренняя сторона поведения человека регулируется не только нормами, но и образцами. Если норма есть нижний предел социокультурных требований к человеку, то образец – верхний предел возможности приближения к идеалу. Поэтому образец выступает как достояние немногих людей, постепенно превращаясь в норму, а на смену ему приходят новые образцы поведения. Нормы имеют жёсткий императивный характер, а образцы допускают различные варианты поведения или сосуществование нескольких образцов; образцы предполагают скорее желательное, чем обязательное. Своеобразными стереотипами нормативного поведения, ценностно-нормативной стороны культуры являются обычаи и обряды. Обычай, существуя в поколениях, становится социокультурной традицией.

Механизм динамики ценностей и норм можно представить в виде схемы: из случайно закрепившихся в культуре образцов возникают ценности; ценности кодифицируются и превращаются в нормы, закреплённые в обычаях, традициях, законах; разрушение и гибель системы ценностей, норм происходит параллельно с возникновением ценностей из закрепляющихся в культуре других идеалов и образцов иного поведения. В культуре созидание и разрушение находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Социокультурная функция нормы заключается в формировании ожидаемого поведения, понятного окружающим людям и принимаемого ими. Формированию представления о сущности и разнообразии нормативной культуры помогают классификации и дифференциации норм. Выделяют универсальные и частные нормы. Первые относятся в равной степени ко всем представителям конкретной культуры, а вторые принадлежат к сфере профессиональной деятельности или играют определённую социокультурную роль. По степени обязательности можно выделить побуждающие и запрещающие нормы. В теории социального действия Т. Парсонса социальная норма есть общезначимое правило поведения, прежде всего стандарт действия, регулирующий поведение людей в определённой социальной сфере и характеризующий принадлежность человека к конкретной социальной группе. Соответственно, можно классифицировать нормы по сферам деятельности: нормы поведения, нормы хозяйственной деятельности, политические нормы, собственно культурные нормы. Если дифференцировать социокультурные нормы по сферам действий, то можно получить: правила поведения, моральные нормы, правовые нормы.

 

(Rickert) Генрих (1863—1936) — нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Границы естественно-научного образования понятий», «Философия истории», «Философия жизни».
Р. делил в соответствии с методом познания все науки на науки о природе и науки о культуре, первые используют генерализирующий, вторые — индивидуализирующий метод. Интерес к общему и интерес к индивидуальному — два необходимых подхода к интерпретации реальности. Действительность становится природой, если ее рассматривают с т.зр. общего, и историей — когда ее рассматривают с с т.эр. индивидуального. Науки о природе ищут то, что находится за пределами чувственных явлений — общее, идею, понятие. Но всякая реальность имеет своеобразную индивидуальную особенность, а это налагает на действительность отпечаток иррациональности. Научное познание и не ставит задачу точного воспроизведения действительности. Последняя может предстать перед нами рациональной только благодаря абстрактному разделению разнородности и непрерывности. Цель науки — подвести все объекты под общие понятия, по возможности — под понятие закона. Образование понятия уничтожает индивидуальность, поэтому сама эмпирическая действительность полагает предел естественно-научному образованию понятий.
Но если реально существует только индивидуальное, то отсюда следует, что только история является подлинной наукой. История возможна как наука, потому что наряду с природой существует особая сфера опыта — культура. Объекты культуры в отличие от объектов естествознания всегда обладают ценностью. Все культурно-исторические явления и процессы имеют политические, эстетические или др. ценности. История в отличие от естествознания неотделима от психологии, понимания отдельных людей или народов, искусства, потому что историк пытается воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности, дает нам возможность пережить его заново. История реалистичней естествознания, ибо изучает саму действительность, а не совокупность абстрактных понятий и законов, хотя история также работает с понятиями, пытаясь охватить сумму фактов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь