Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определите, какой троп использует для усиления наглядности Д.С.Лихачев в отрывке из «Книги беспокойств».



Культура речи – 2 курс

1.

Речь Н. П. Карабчевского

1) Они (пассажиры) уже кидались в воду, а он все еще чернелся зловещим силуэтом на своей изломанной и исковерканной вышке.

2) Штурман по специальному образованию, служа в Черноморском флоте, он сделал много кампаний. Плавал за границей, доходил до Японии и Китая и избороздил Черное море вдоль и поперек... Уже капитан-лейтенантом он перешел на службу в русское общество пароходства и торговли... Некоторое время он плавал помощником, наконец, его сделали капитаном. В течение восьми лет в командовании его перебывало до 16 пароходов буксирных, товарных, пассажирских, и, слава богу, не приключалось никаких аварий.

3) По отзыву некоторых пассажиров «Владимира», в первую же минуту перескочивших на «Колумбию», на палубе ее царил мрак и невообразимый хаос. Матросы, оторопелые, испуганные, бесцельно бегали по палубе, не отвечая на вопросы; каждый из них взывал к своей мадонне и громко молился богу... Сам Пеше, этот старый «морской волк», неодетый, в туфлях, с непокрытой головой, метался из стороны в сторону и торопил своих бравых «деток»: «Спасайтесь, спасайтесь! ».

4) Большинство экспертов одобряют Криуна за то, что в эту последнюю минуту, не уменьшая хода, он скомандовал «лево на борт». Уменьши, он ход, не сворачивая влево, «Колумбия» могла бы пополам перерезать «Владимира», и последствия столкновения были бы еще ужаснее.

5) Когда подумаешь при этом, что на подход «Колумбии» вплотную нужны были всего каких-нибудь 5—7 минут и что их не нашлось у Пеше, невольно содрогаешься. Живо встает в моем воображении образ этой словно окаменевшей молодой девушки,, вперившей свой задумчивый.взгляд на освещенную «Колумбию» и не проронившей ни одного слова. Я говорю о Шестаковой, и невольно начинает щемить сердце. С ней рядом был ее отец... Отец успокаивал дочь, а вместе и всех окружающих: «Полно, мы не погибнем, мы не можем погибнуть, так близко «Колумбия», она подойдет! » Увы, она не подошла...

 

Хроника

1) В это мгновенье с бака благополучно кидались уже в воду. Когда Хамарито и Фельдман последними бросились, им виднелся еще силуэт человека, стоящего на капитанской площадке.

2) Военный штурман по образованию, затем флотский офицер, Криун уже в чине капитана второго ранга перешел на службу в «общество», плавал сперва в качестве старшего помощника, побывал в Китае и уже восемь лет как занимал должность капитана на судах «общества», совершавших рейсы по Крымско-Кавказской линии. В общей сложности под его командой перебывало до 10 пароходов и, слава богу, никаких аварий и морских бедствий не приключалось.

3) По единогласному отзыву лиц, перескочивших на «Колумбию», там шла суматоха не хуже, чем и на «Владимире». Капитан Пеше, полуодетый, растерянный, без шапки бегал по палубе, и, обращаясь к своим матросам кричал: «Дети, мы погибаем! Спасение в лодках, мы погибаем! » Матросы с фонарями бегали из стороны в сторону, не отвечая на обращенные к ним вопросы.

4)...Взять в это мгновение «право на борт» значило бы— с силою скоростей обоих пароходов врезаться друг в друга. Последствия были бы еще ужаснее.

5) Многие встретили смерть с спокойствием истинных философов. Молодая девушка Шестакова не поднялась даже со скамьи, на которой все время сидела, устремив взоры на огни «Колумбии»; отец ее бодрился, старался утешить ее веселым голосом: «подойдет пароход, всех спасет...» Он погиб вместе с дочерью.

 

2.

Задания

1. Прочитайте выступление Д.С.Лихачева «Политика и культура» и определите, какие средства речевого воздействия использует оратор, чтобы добиться увеличения ассигнований на культуру.

Я внимательно изучал предвыборные платформы депу­татов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде сло­во «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравствен­ности. Без элементарной нравственности не действуют со­циальные законы, экономические законы, не выполняют­ся указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие мил­лионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементар­ной, формальной логики, элементов права, отсутствие вос­питанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять...

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом го­ворить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов... В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, где закладывается куль­тура человека.

...Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов, о чем говорил Михаил Сер­геевич Горбачев, от сокращения материальной помощи дру­гим странам, помощи за счет средств нашего народа, о ко­торой мы мало осведомлены.

Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране неизмеримо больше, чем от возможных не­посредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культу­ры и нравственности, рост преступности сделают бесплод­ными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, и затормозят перестройку, если наша культура бу­дет находиться на нынешнем уровне.

2. Прочитайте фрагменты Темплтоновской лекции А.И.Солженицына и определите, какие средства речевого воздействия использует оратор, чтобы убедить слушателей в том, что все беды современного человечества проистекают из того, что люди забыли Бога.

Больше полувека назад, еще ребенком, я слышал от разных пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: «Люди забыли Бога, оттого и все».

С тех пор, потрудясь над историей нашей революции немногим менее полувека, прочтя сотни книг, собрав сотни личных свидетельств и сам уже написав в расчистку того обвала 8 томов, — я сегодня на просьбу как можно короче назвать главную причину той истребительной революции, сглодавшей у нас до 60 миллионов людей, не смогу выразить точнее, чем повторить: «Люди забыли Бога, оттого и все».

Но и более, события русской революции только и могут быть поняты лишь сейчас, в конце века, на фоне того, что произошло с тех пор в остальном мире. Тут проясняется процесс всеобщий. Если бы от меня потребовали назвать кратко главную черту всего XX века; то и тут я не найду ничего точнее и содержательнее, чем: «Люди — забыли — Бога». Пороками человеческого сознания, лишенного божест­венной вершины, определились и все главные преступления этого века. И первое из них — Первая мировая война, многое наше сегодняшнее — из нее, Ту, уже как будто забываемую, войну, когда изобильная, полнокровная, цветущая Европа как безумная кинулась грызть сама себя и подорвала себя, может быть, больше чем на одно столетие, а может быть навсегда, — ту войну нельзя объяснить иначе, как всеобщим помрачением разума правящих, от потери сознания Высшей Силы над собой. И только в этой безбожественной озлобленности христианские по видимости государства могли тогда решиться применять химические газы — то, что так уже явно за пределами человечества.

Таким же пороком сознания, лишенного божественной вершины, уже после Второй мировой войны было — поддаться сатанинскому соблазну «ядерного зонти­ка». То есть: снимем заботы с себя снимем долг и обязанности с молодежи, не будем делать усилий защищать себя или тем более кого других, — заткнем наши уши от стонов с Востока и будем жить в погоне за счастьем, а если грянет и над нами опасность — то нас защитит ядерная бомба, а нет — ну тогда пусть сожжется к черту весь мир! Плачевное беспомощное состояние, в которое сегодня скатился Запад, во многом истекло от той роковой ошибки: что защита мира — не крепость сердец, не стойкость людей, — а сама только ядерная бомба.

Лишь при потере нашего божественного надсознания мог Запад после Первой войны спокойно отнестись к многолетней гибели России, раздираемой людоедской бандой, а после Второй — к такой же гибели Восточной Европы. А ведь то начинался вековой процесс гибели всего мира — а Запад не разглядел, и даже много помогал ему. За все столетие единственный раз собрал Запад силы на бой против Гитлера. Но плоды того давно растеряны. Против людоедов в этом безбожном веке найдено анестезирующее средство: с людоедами — надо торговать. Таков сегодняшний бугорок нашей мудрости.

Запад еще пока не испытал коммунистического нашествия, религия свободна. Но и свой исторический путь привел его сегодня к иссушению религиозного сознания. Тут были и свои раздирающие расколы, и кровопролитные межрелигиозные войны, и вражда. И само собой, еще с позднего Средневековья, Запад все более затопляла волна секуляризма, а эта угроза вере — не от внешнего выжигания ее, а от внутреннего червоточенья силы — как бы не еще опасней.

На Западе незаметно, подтачиванием десятилетий, утеривалось понятие смысла жизни более высокого, чем добиться «счастья», — а это последнее ревниво закрепля­лось даже конституциями. Уже не первый век высмеиваются понятия Добра и Зла, и удачно изгнали их из общего употребления, заменив политическими и классовыми расстановками, которых срок жизни быстротечен. Стало стыдно аргументировать к извечным понятиям, стыдно промолвить, что зло гнездится в сердце каждого человека прежде, чем в политической системе, — а не стыдно: уступать интегральному Злу каждодневно — и по оползням уступок на глазах одного нашего поколения Запад необратимо сползает в пропасть. Западные общества все более теряют рели­гиозную суть и беззаботно отдают атеизму молодежь. Какие еще нужны свидетельства безбожия, если по Соединенным Штатам, имеющим престиж одной из самых религиозных стран в мире, шел глумливый фильм об Иисусе Христе? Если американская столичная газета бесстыдно помещает карикатуру на Божью Матерь? Когда распахнуты внешние права — зачем же удерживаться внутренне самим от недостойности?..

Или зачем тогда удерживаться от раскала ненависти? — расовой, классовой, исступленно идеологической? Она и изъедает сегодня многие души. Атеисты-преподаватели воспитывают молодежь в ненависти к своему обществу. В этом бичеваний упускается, что пороки капитализма есть коренные пороки человеческой природы, рассвобожденные без границ вместе с остальными правами человека; что при коммунизме (а коммунизм дышит в затылок всем умеренным формам социализма, ОВД не стойки) — при коммунизме эти же пороки бесконтрольно распущены у всех, имеющих хоть малую власть; а все остальные там действительно достигли «равенства» — равенства нищих рабов, Эта разжигаемая ненависть становится атмосферой сегодняшнего свободного мира, и чем шире наличные свободы, чем выше достигну­тая в обществе социальная обеспеченность и даже комфорт — тем, парадоксально, напряженней и эта слепая ненависть. Так нынешний развитой Запад ясно показал на себе, нто не в материальном изобилии и не в удачливом бизнесе лежит человече­ское спасение.

Эта разжигаемая ненависть распространяется далее на все живое, на саму жизнь, на мир, на его краски, звуки, формы, на человеческое тело — и ожесточенное искусство XX века гибнет от этой уродливой ненависти, — ибо искусство 6есплодно без любви, На Востоке оно удалось потому, что его сшибли и растоптали, на Запасе оно упало добровольно, в надуманные претенциозные поиски, где человек пытается не выявить Божий замысел, но заменить собою Бога.

Снова, и тут, единый исход мирового процесса, совпадение результатов западных и восточных, и снова по единой причине; забыли — люди — Бога.

И перед горами, перед хребтами таких мировых событий кажется несоответст­венным, неуместным напоминать, что главный ключ нашего бытия или небытия — в каждом отдельном человеческом сердце, в его предпочтении реального Добра или Зла. Но это и сегодня остается так: это самый верный ключ. Обещательные социальные теории — обанкротились, покинув нас в тупике. Свободные западные люди могли бы естественно понимать, что вокруг них немало и свободно вскорм­ленной лжи, и не дать так легко себе ее навязать. Бесплодны попытки искать выход из сегодняшнего мирового положения, не возвратя наше сознание раскаянно к Создателю всего: нам не осветится никакой выход, мы его не найдем: слишком бедны те средства, которые мы себе оставили. Надо прежде увидеть весь ужас, сотворенный не кем-то извне, не классовыми или национальными врагами, а внутри каждого из нас, и внутри каждого общества, и даже в свободном и высокоразвитом — особенно, ибо тут-то особенно мы все это сделали сами, свободною волей. Сами же мы повседневным легкомысленным эгоизмом эту петлю и затягиваем.

Спросим себя: не ложны ли идеалы нашего века? И наша уверенная модная терминология? И от нее — поверхностные рецепты, как исправить положение? На каждом поприще их надо, пока не поздно, пересмотреть незамутненным взглядом. Решение кризиса не лежит на пути усвоенных ежедневных представлений.

Наша жизнь — не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развитая к высшей — и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно. Одни материальные законы не объясняют нашу жизнь и не открывают ей пути. Из законов физики и физиологии нам никогда не откроется то несомненное, как Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из вас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас — мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты —. это надо почувствовать в наш темный, страшный момент.

Опрометчивым упованиям двух последних веков, приведшим нас в ничтожество и на край ядерной и неядерной смерти, мы можем противопоставить только упорные поиски теплой Божьей руки, которую мы так беспечно и самонадеянно оттолкнули. Тогда могут открыться наши глаза на ошибки этого несчастного XX века и наши руки — направиться на их исправление. А больше — нам нечем удержаться на оползне, ото всех мыслителей Просвещения — не набралось.

Наши пять континентов — в смерче. Но в таких испытаниях и проявляются высшие способности человеческих душ, Если мы погибнем и потеряем этот мир — то будет наша собственная вина.

 

3. Прочитайте фрагменты «Обращения к гражданам России», опубликованного в № «Новой газеты. Какие средства речевого воздействия используют его авторы?

…Что же случилось?

Очень просто – нас обманули. С помощью политтехнологий аккуратно привели именно к этому: от вас ничего не зависит. Выберут без вас. Да и выбора-то нет. Какая разница…

Неправда. Выбор есть. И разница тоже есть. Вы свободны выбирать или отказаться от выбора.

Первый вариант создает власти некоторые проблемы.

Второй никаких проблем не создает. Если вы заранее решили гордо отвернуться, значит, ваш выбор – самоизбрание В.В. Путина.

Да, мы еще мало знаем Д.А. Медведева.

Но успели хорошо понять «who is Mr. Putin». Нам не нравится, что он за два президентских срока сделал с Россией. И не видим оснований для его претензий еще на два.

… Почему председатель правительства не использует мощь своего государства, чтобы заткнуть воровскую дыру?

Нам не нравилось, как президент нулевых лет, глядя из телевизора честными глазами, рассказывал про «безвредный газ» в Театральном центре на Дубровке, из-за которого погибли 130 человек – и среди них множество детей.

Не нравится, что бесланский теракт так и не был до конца расследован…

Нам не нравится, что в парламенте России и даже среди глав субъектов Федерации заседают граждане, официально подозреваемые за рубежом в организации заказных убийств…

Нам не нравится, что в путинские годы рухнул федерализм…

Нам не нравится строительство роскошного дворца в Прасковеевке…

Нам не нравится, что за годы путинской «стабильности» – и высоких цен на нефть – не было предпринято естественных шагов по реформированию пенсионной системы, системы здравоохранения, образования и науки…

Наша страна дорого заплатила за свободу. Свобода не гарантирует процветания. Однако она – непременное его условие. … Стыдно перед собой и всем миром так низко ставить свою страну и свой народ: признать «во весь фронт», что в России на 100 миллионов взрослого населения есть лишь один-разъединственный незаменимый человек, которому мы должны доверить власть над собой.

И желательно навсегда – удостоверив, что от нас самих ничего не зависит, да и не должно зависеть, верно?

… Уход Д.А. Медведева отменит и повернет вспять эти и многие другие его долгосрочные инициативы.

Нельзя допустить такого поворота. Необходимо помочь ему двигаться в намеченном направлении. Иначе будет слишком по-русски: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

Выбор у нас есть.

А вот права пренебрежительно отказываться от него – как раз нет. Назад его потом не получишь.

3.

Задания

Культура речи – 2 курс

1.

Речь Н. П. Карабчевского

1) Они (пассажиры) уже кидались в воду, а он все еще чернелся зловещим силуэтом на своей изломанной и исковерканной вышке.

2) Штурман по специальному образованию, служа в Черноморском флоте, он сделал много кампаний. Плавал за границей, доходил до Японии и Китая и избороздил Черное море вдоль и поперек... Уже капитан-лейтенантом он перешел на службу в русское общество пароходства и торговли... Некоторое время он плавал помощником, наконец, его сделали капитаном. В течение восьми лет в командовании его перебывало до 16 пароходов буксирных, товарных, пассажирских, и, слава богу, не приключалось никаких аварий.

3) По отзыву некоторых пассажиров «Владимира», в первую же минуту перескочивших на «Колумбию», на палубе ее царил мрак и невообразимый хаос. Матросы, оторопелые, испуганные, бесцельно бегали по палубе, не отвечая на вопросы; каждый из них взывал к своей мадонне и громко молился богу... Сам Пеше, этот старый «морской волк», неодетый, в туфлях, с непокрытой головой, метался из стороны в сторону и торопил своих бравых «деток»: «Спасайтесь, спасайтесь! ».

4) Большинство экспертов одобряют Криуна за то, что в эту последнюю минуту, не уменьшая хода, он скомандовал «лево на борт». Уменьши, он ход, не сворачивая влево, «Колумбия» могла бы пополам перерезать «Владимира», и последствия столкновения были бы еще ужаснее.

5) Когда подумаешь при этом, что на подход «Колумбии» вплотную нужны были всего каких-нибудь 5—7 минут и что их не нашлось у Пеше, невольно содрогаешься. Живо встает в моем воображении образ этой словно окаменевшей молодой девушки,, вперившей свой задумчивый.взгляд на освещенную «Колумбию» и не проронившей ни одного слова. Я говорю о Шестаковой, и невольно начинает щемить сердце. С ней рядом был ее отец... Отец успокаивал дочь, а вместе и всех окружающих: «Полно, мы не погибнем, мы не можем погибнуть, так близко «Колумбия», она подойдет! » Увы, она не подошла...

 

Хроника

1) В это мгновенье с бака благополучно кидались уже в воду. Когда Хамарито и Фельдман последними бросились, им виднелся еще силуэт человека, стоящего на капитанской площадке.

2) Военный штурман по образованию, затем флотский офицер, Криун уже в чине капитана второго ранга перешел на службу в «общество», плавал сперва в качестве старшего помощника, побывал в Китае и уже восемь лет как занимал должность капитана на судах «общества», совершавших рейсы по Крымско-Кавказской линии. В общей сложности под его командой перебывало до 10 пароходов и, слава богу, никаких аварий и морских бедствий не приключалось.

3) По единогласному отзыву лиц, перескочивших на «Колумбию», там шла суматоха не хуже, чем и на «Владимире». Капитан Пеше, полуодетый, растерянный, без шапки бегал по палубе, и, обращаясь к своим матросам кричал: «Дети, мы погибаем! Спасение в лодках, мы погибаем! » Матросы с фонарями бегали из стороны в сторону, не отвечая на обращенные к ним вопросы.

4)...Взять в это мгновение «право на борт» значило бы— с силою скоростей обоих пароходов врезаться друг в друга. Последствия были бы еще ужаснее.

5) Многие встретили смерть с спокойствием истинных философов. Молодая девушка Шестакова не поднялась даже со скамьи, на которой все время сидела, устремив взоры на огни «Колумбии»; отец ее бодрился, старался утешить ее веселым голосом: «подойдет пароход, всех спасет...» Он погиб вместе с дочерью.

 

2.

Задания

1. Прочитайте выступление Д.С.Лихачева «Политика и культура» и определите, какие средства речевого воздействия использует оратор, чтобы добиться увеличения ассигнований на культуру.

Я внимательно изучал предвыборные платформы депу­татов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде сло­во «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравствен­ности. Без элементарной нравственности не действуют со­циальные законы, экономические законы, не выполняют­ся указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие мил­лионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементар­ной, формальной логики, элементов права, отсутствие вос­питанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять...

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом го­ворить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов... В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, где закладывается куль­тура человека.

...Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов, о чем говорил Михаил Сер­геевич Горбачев, от сокращения материальной помощи дру­гим странам, помощи за счет средств нашего народа, о ко­торой мы мало осведомлены.

Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране неизмеримо больше, чем от возможных не­посредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культу­ры и нравственности, рост преступности сделают бесплод­ными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, и затормозят перестройку, если наша культура бу­дет находиться на нынешнем уровне.

2. Прочитайте фрагменты Темплтоновской лекции А.И.Солженицына и определите, какие средства речевого воздействия использует оратор, чтобы убедить слушателей в том, что все беды современного человечества проистекают из того, что люди забыли Бога.

Больше полувека назад, еще ребенком, я слышал от разных пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: «Люди забыли Бога, оттого и все».

С тех пор, потрудясь над историей нашей революции немногим менее полувека, прочтя сотни книг, собрав сотни личных свидетельств и сам уже написав в расчистку того обвала 8 томов, — я сегодня на просьбу как можно короче назвать главную причину той истребительной революции, сглодавшей у нас до 60 миллионов людей, не смогу выразить точнее, чем повторить: «Люди забыли Бога, оттого и все».

Но и более, события русской революции только и могут быть поняты лишь сейчас, в конце века, на фоне того, что произошло с тех пор в остальном мире. Тут проясняется процесс всеобщий. Если бы от меня потребовали назвать кратко главную черту всего XX века; то и тут я не найду ничего точнее и содержательнее, чем: «Люди — забыли — Бога». Пороками человеческого сознания, лишенного божест­венной вершины, определились и все главные преступления этого века. И первое из них — Первая мировая война, многое наше сегодняшнее — из нее, Ту, уже как будто забываемую, войну, когда изобильная, полнокровная, цветущая Европа как безумная кинулась грызть сама себя и подорвала себя, может быть, больше чем на одно столетие, а может быть навсегда, — ту войну нельзя объяснить иначе, как всеобщим помрачением разума правящих, от потери сознания Высшей Силы над собой. И только в этой безбожественной озлобленности христианские по видимости государства могли тогда решиться применять химические газы — то, что так уже явно за пределами человечества.

Таким же пороком сознания, лишенного божественной вершины, уже после Второй мировой войны было — поддаться сатанинскому соблазну «ядерного зонти­ка». То есть: снимем заботы с себя снимем долг и обязанности с молодежи, не будем делать усилий защищать себя или тем более кого других, — заткнем наши уши от стонов с Востока и будем жить в погоне за счастьем, а если грянет и над нами опасность — то нас защитит ядерная бомба, а нет — ну тогда пусть сожжется к черту весь мир! Плачевное беспомощное состояние, в которое сегодня скатился Запад, во многом истекло от той роковой ошибки: что защита мира — не крепость сердец, не стойкость людей, — а сама только ядерная бомба.

Лишь при потере нашего божественного надсознания мог Запад после Первой войны спокойно отнестись к многолетней гибели России, раздираемой людоедской бандой, а после Второй — к такой же гибели Восточной Европы. А ведь то начинался вековой процесс гибели всего мира — а Запад не разглядел, и даже много помогал ему. За все столетие единственный раз собрал Запад силы на бой против Гитлера. Но плоды того давно растеряны. Против людоедов в этом безбожном веке найдено анестезирующее средство: с людоедами — надо торговать. Таков сегодняшний бугорок нашей мудрости.

Запад еще пока не испытал коммунистического нашествия, религия свободна. Но и свой исторический путь привел его сегодня к иссушению религиозного сознания. Тут были и свои раздирающие расколы, и кровопролитные межрелигиозные войны, и вражда. И само собой, еще с позднего Средневековья, Запад все более затопляла волна секуляризма, а эта угроза вере — не от внешнего выжигания ее, а от внутреннего червоточенья силы — как бы не еще опасней.

На Западе незаметно, подтачиванием десятилетий, утеривалось понятие смысла жизни более высокого, чем добиться «счастья», — а это последнее ревниво закрепля­лось даже конституциями. Уже не первый век высмеиваются понятия Добра и Зла, и удачно изгнали их из общего употребления, заменив политическими и классовыми расстановками, которых срок жизни быстротечен. Стало стыдно аргументировать к извечным понятиям, стыдно промолвить, что зло гнездится в сердце каждого человека прежде, чем в политической системе, — а не стыдно: уступать интегральному Злу каждодневно — и по оползням уступок на глазах одного нашего поколения Запад необратимо сползает в пропасть. Западные общества все более теряют рели­гиозную суть и беззаботно отдают атеизму молодежь. Какие еще нужны свидетельства безбожия, если по Соединенным Штатам, имеющим престиж одной из самых религиозных стран в мире, шел глумливый фильм об Иисусе Христе? Если американская столичная газета бесстыдно помещает карикатуру на Божью Матерь? Когда распахнуты внешние права — зачем же удерживаться внутренне самим от недостойности?..

Или зачем тогда удерживаться от раскала ненависти? — расовой, классовой, исступленно идеологической? Она и изъедает сегодня многие души. Атеисты-преподаватели воспитывают молодежь в ненависти к своему обществу. В этом бичеваний упускается, что пороки капитализма есть коренные пороки человеческой природы, рассвобожденные без границ вместе с остальными правами человека; что при коммунизме (а коммунизм дышит в затылок всем умеренным формам социализма, ОВД не стойки) — при коммунизме эти же пороки бесконтрольно распущены у всех, имеющих хоть малую власть; а все остальные там действительно достигли «равенства» — равенства нищих рабов, Эта разжигаемая ненависть становится атмосферой сегодняшнего свободного мира, и чем шире наличные свободы, чем выше достигну­тая в обществе социальная обеспеченность и даже комфорт — тем, парадоксально, напряженней и эта слепая ненависть. Так нынешний развитой Запад ясно показал на себе, нто не в материальном изобилии и не в удачливом бизнесе лежит человече­ское спасение.

Эта разжигаемая ненависть распространяется далее на все живое, на саму жизнь, на мир, на его краски, звуки, формы, на человеческое тело — и ожесточенное искусство XX века гибнет от этой уродливой ненависти, — ибо искусство 6есплодно без любви, На Востоке оно удалось потому, что его сшибли и растоптали, на Запасе оно упало добровольно, в надуманные претенциозные поиски, где человек пытается не выявить Божий замысел, но заменить собою Бога.

Снова, и тут, единый исход мирового процесса, совпадение результатов западных и восточных, и снова по единой причине; забыли — люди — Бога.

И перед горами, перед хребтами таких мировых событий кажется несоответст­венным, неуместным напоминать, что главный ключ нашего бытия или небытия — в каждом отдельном человеческом сердце, в его предпочтении реального Добра или Зла. Но это и сегодня остается так: это самый верный ключ. Обещательные социальные теории — обанкротились, покинув нас в тупике. Свободные западные люди могли бы естественно понимать, что вокруг них немало и свободно вскорм­ленной лжи, и не дать так легко себе ее навязать. Бесплодны попытки искать выход из сегодняшнего мирового положения, не возвратя наше сознание раскаянно к Создателю всего: нам не осветится никакой выход, мы его не найдем: слишком бедны те средства, которые мы себе оставили. Надо прежде увидеть весь ужас, сотворенный не кем-то извне, не классовыми или национальными врагами, а внутри каждого из нас, и внутри каждого общества, и даже в свободном и высокоразвитом — особенно, ибо тут-то особенно мы все это сделали сами, свободною волей. Сами же мы повседневным легкомысленным эгоизмом эту петлю и затягиваем.

Спросим себя: не ложны ли идеалы нашего века? И наша уверенная модная терминология? И от нее — поверхностные рецепты, как исправить положение? На каждом поприще их надо, пока не поздно, пересмотреть незамутненным взглядом. Решение кризиса не лежит на пути усвоенных ежедневных представлений.

Наша жизнь — не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развитая к высшей — и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно. Одни материальные законы не объясняют нашу жизнь и не открывают ей пути. Из законов физики и физиологии нам никогда не откроется то несомненное, как Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из вас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас — мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты —. это надо почувствовать в наш темный, страшный момент.

Опрометчивым упованиям двух последних веков, приведшим нас в ничтожество и на край ядерной и неядерной смерти, мы можем противопоставить только упорные поиски теплой Божьей руки, которую мы так беспечно и самонадеянно оттолкнули. Тогда могут открыться наши глаза на ошибки этого несчастного XX века и наши руки — направиться на их исправление. А больше — нам нечем удержаться на оползне, ото всех мыслителей Просвещения — не набралось.

Наши пять континентов — в смерче. Но в таких испытаниях и проявляются высшие способности человеческих душ, Если мы погибнем и потеряем этот мир — то будет наша собственная вина.

 

3. Прочитайте фрагменты «Обращения к гражданам России», опубликованного в № «Новой газеты. Какие средства речевого воздействия используют его авторы?

…Что же случилось?

Очень просто – нас обманули. С помощью политтехнологий аккуратно привели именно к этому: от вас ничего не зависит. Выберут без вас. Да и выбора-то нет. Какая разница…

Неправда. Выбор есть. И разница тоже есть. Вы свободны выбирать или отказаться от выбора.

Первый вариант создает власти некоторые проблемы.

Второй никаких проблем не создает. Если вы заранее решили гордо отвернуться, значит, ваш выбор – самоизбрание В.В. Путина.

Да, мы еще мало знаем Д.А. Медведева.

Но успели хорошо понять «who is Mr. Putin». Нам не нравится, что он за два президентских срока сделал с Россией. И не видим оснований для его претензий еще на два.

… Почему председатель правительства не использует мощь своего государства, чтобы заткнуть воровскую дыру?

Нам не нравилось, как президент нулевых лет, глядя из телевизора честными глазами, рассказывал про «безвредный газ» в Театральном центре на Дубровке, из-за которого погибли 130 человек – и среди них множество детей.

Не нравится, что бесланский теракт так и не был до конца расследован…

Нам не нравится, что в парламенте России и даже среди глав субъектов Федерации заседают граждане, официально подозреваемые за рубежом в организации заказных убийств…

Нам не нравится, что в путинские годы рухнул федерализм…

Нам не нравится строительство роскошного дворца в Прасковеевке…

Нам не нравится, что за годы путинской «стабильности» – и высоких цен на нефть – не было предпринято естественных шагов по реформированию пенсионной системы, системы здравоохранения, образования и науки…

Наша страна дорого заплатила за свободу. Свобода не гарантирует процветания. Однако она – непременное его условие. … Стыдно перед собой и всем миром так низко ставить свою страну и свой народ: признать «во весь фронт», что в России на 100 миллионов взрослого населения есть лишь один-разъединственный незаменимый человек, которому мы должны доверить власть над собой.

И желательно навсегда – удостоверив, что от нас самих ничего не зависит, да и не должно зависеть, верно?

… Уход Д.А. Медведева отменит и повернет вспять эти и многие другие его долгосрочные инициативы.

Нельзя допустить такого поворота. Необходимо помочь ему двигаться в намеченном направлении. Иначе будет слишком по-русски: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

Выбор у нас есть.

А вот права пренебрежительно отказываться от него – как раз нет. Назад его потом не получишь.

3.

Задания

Определите, какой троп использует для усиления наглядности Д.С.Лихачев в отрывке из «Книги беспокойств».

Человек не должен быть всегда в мундире своих мнений. Он должен быть внутренне свободным и, если это необходимо, не стыдиться отказываться от своих старых суждений.


Поделиться:



Популярное:

  1. Dermal mask, Коллагеновая тканевая маска для лица, 23гр -
  2. I. Его руки подняты для благословения.
  3. I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.
  4. I. Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол.
  5. I. ТИТУЛ «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН ПО КРАСОТЕ» (C.I.B.) ДЛЯ ПОРОД С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ РАБОЧИМИ ИСПЫТАНИЯМИ СОГЛАСНО НОМЕНКЛАТУРЕ FCI.
  6. II. Извлеки урок для совести.
  7. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  8. II. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ.
  9. III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
  10. III. Реакции, характерные только для альдегидов
  11. IV. Прочитайте и перепишите следующие предложения. Определите, к какому типу условного предложения относится каждое из них. Переведите письменно предложение.
  12. IX. Разработка тезисов доклада для защиты


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь