Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Управление культурными процессами



1. Культура как объект социального управления.

2.Культурная политика: понятие, цели и задачи.

3.Особенности культурной политики в современной России.

 

Культура как объект социального управления. Ю. Хабермас и Т. Парсонс утверждают, что каждый тип общества управляется своим собственным институциональным комплексом: это могут быть системы родства в племенном обществе, экономические институты раннекапиталистической эпохи, государство (для эпохи позднего капитализма). В качестве ведущей тенденции эволюции выделяют рост независимости и автономии личности, возрастание способности отвечать за свои поступки и действовать на основании моральных правил, повышении универсальной рациональности.

Доминирующими и определяющими чертами современного этапа развития общества, для Ю. Хабермаса, выступает господство инструментального знания и технократического мышления. Сегодня действительно формируется понятие «общественности», посредством дискуссий в общественных местах и наличия сети СМИ более или менее широкие слои населения могут, открыто и свободно обсуждать события общественной жизни, о которых они получают достоверную информацию.

В то же время современное общество характеризуется государственным регулированием экономики и других сфер общественной жизни, в том числе и культуры. Общественное обсуждение влияет на принятие решений изредка, основные решения принимаются экспертами, использующими инструментально - рациональное знание.

Хабермас считает, что государственная интервенция и, следовательно, рост инструментального разума достигли критической отметки, вскоре решение проблем может быть передано компьютеру. Жизненно важным вопросом становится сохранение человеческого контроля над социальной жизнью. Возникший кризис можно определить как кризис в сфере культуры – Хабермас называет его «мотивационным кризисом», то есть кризисом цели и смысла жизни, как на уровне индивида, так и общества.

Человеку сегодня трудно найти убедительные рациональные основания выбора собственного мотива поведения. Он лишен внешней опоры в стереотипах поведения, нормативных регламентациях, традициях, так как они не успевают за темпами социальных изменений. Человек находится в состоянии постоянного пересмотра ценностных ориентаций, среди множества несовпадающих ценностных систем он отыскивает те, которые созвучны его индивидуальности или создает свои собственные, опираясь на свой жизненный опыт. В коммуникации индивидуальных ценностных миров устанавливается на принципах самоорганизации социальный порядок, возникают устойчивые социальные структуры.

Основная идея овладения процессами управления в условиях общества быстрых перемен – интеллектуализация путем введения архетипов, резко упрощающих понимание основных процессов, происходящих в постиндустриальном информационном обществе. Архетип – это образ, мысленное отражение, предельно упрощенная модель, своеобразные иероглифы, образующие язык общения. Обладатель этого языка может упорядочивать и обрабатывать сравнительно большое количество информации за единицу времени. Общение людей одного круга также происходит на языке архетипов. Знание этого языка является пропуском в «клуб избранных».

В современном мире только США разрабатывают архетипы, а потом внедряют их через Голливуд, CNN и TV в умы граждан всего мира. На глобальном уровне эти архетипы, как и механизмы управления, сознанием людей, созданные на их основе, имеют целью сохранение глобального центра мира в США. Сами по себе механизмы управления эволюцией нейтральны и могут быть использованы как для созидания, так и для разрушения (так был разрушен Советский Союз).

Таким образом, в современных обществах действуют два взаимосвязанных механизма регулирования социальной жизни: самоорганизация и научное (экспертное) управление. Самоорганизация осуществляется через институты гражданского общества, различные социальные движения и индивидуальные инициативы, использование СМИ. Экспертное управление осуществляется системой управления, бюрократией, в первую очередь государством.

Большинство решений в современном высокодинамичном обществе в силу их сложности принимают профессионалы, тем самым все больше сокращается возможности самоорганизации, а профессиональные решения приобретают теневой характер, поскольку принимаются не легитимными политиками, а мало кому известными экспертами - технократами.

В свою очередь, общество может оказаться перед новыми вызовами и угрозами (изменения климата, голод, энергетический кризис и т.д.), на которые оно может ответить только всеобщей мобилизацией, сотрудничеством, ответственностью и самодисциплиной.

Итак, важнейшей сферой общественной жизни в современных обществах становится культура, поскольку именно культура формирует определенный социальный тип личности посредством регулирования процессами производства, распределения и потребления культурных ценностей. В современных конструируемых обществах культура, как и другие сферы общества, охвачены процессами регулирования и управления.

Однако управление в культуре имеет значительную специфику, потому что излишняя заорганизованность, заданность переходящая в манипулирование, чрезмерная идеологизация и политизация приводят к угасанию творческого потенциала культуры и человека. Социокультурное регулирование (регуляция) – использование специальных приемов воздействия на субъектов культуры с целью усилить или притормозить определенные социокультурные процессы.

Современные социологи культуры (Л.И. Михайлова) разделяют культуру и сферу культуры. По отношению к самой культуре можно говорить лишь о регулировании (и саморегулировании), которое в отличие от управления предполагает создание соответствующих условий для производства, хранения, распределения, обмена и потребления культурных ценностей.

Такими условиями являются материальные, организационные, технологические и социально-психологические. В регулировании культурных процессов участвует одновременно множество механизмов: внутренняя свобода для творца; для потребления – доступность культурных ценностей; для хранения – развитие сети соответствующих институтов (музеев, библиотек и др.); для распространения нужны специалисты. Основными институтами, регулирующими культурную деятельность, являются государство, церковь, образование, рынок.

Управление сферой культуры можно определить как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями и в интересах общества и личности. Основным социальным институтом в управлении культурными процессами является государство. Существовали и существуют мнения, что вмешательство государства в культуру пагубно, поскольку ограничивает личную свободу. Такие высказывания свидетельствуют о сложности и многогранности вмешательства в культуру. Давайте более подробно проанализируем долю, меру и виды социального воздействия на культуру.

Соотношение управления, регулирования и саморегулирования в осуществлении культурных процессов: производство, хранение, распределение и освоение образцов культуры.

Производство культурных сущностей – это творчество, причем не только специалистов, но и всего общества. Можно ли управлять творчеством? В определенном смысле можно, если речь идет о сроках и результатах профессионального творчества без вмешательства в содержание. Социокультурное творчество индивидов, социальных групп и общностей вообще не поддается никакому управлению. Возможно только регулирование, то есть создание условий для творчества, на основе чего возникают процессы саморегуляции, самовыражения.

Хранение культурных ценностей требует значительных усилий государства – формирования культурной политики. Возможно не только регулирование, но и управление: реставрация, создание условий для хранения, бережное отношение к сохранности не только материальных, но и духовных ценностей. Именно духовные ценности (знания, ценности, нормы) носят глубоко личностный, индивидуальный характер и требуют не вмешательства, а саморегулирования.

Распространение культурных образцов предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты (система образования, массовые коммуникации, учреждения культуры), деятельность которых может, как регулироваться, так и в определенных ситуациях (например, в тоталитарных политических режимах) управляться достаточно жестко.

Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не только в организованных структурах, но и стихийно, от индивида к индивиду в повседневной жизнедеятельности (саморегулирование). Распространение связано с тиражированием, размножением, репродуцированием, все эти процессы нуждаются в довольно жестком управлении, уповать на самоорганизацию процесса путем рынка, особенно в такой огромной стране, как Россия, утопично.

Освоение культурных образцов процесс, также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты могут только регулировать освоение культурных ценностей, предлагая различные мероприятия, свобода выбора остается за человеком. Однако эта свобода может быть ограничена недостаточными материально-финансовыми условиями, неразвитыми потребностями. В современных обществах процесс потребления все больше одомашнивается, то есть все решается самостоятельным выбором потребителя.

Таким образом, невозможно и нежелательно жестко управлять культурными процессами. Культура – явление в значительной степени саморегулирующееся, наиболее оптимальным в большинстве случаев оказывается воздействие путем регулирования, и только частично эффективным оказывается управление.

Культурная политика: понятие, цели, задачи. Культурная политика – научно обоснованная деятельность государства, направленная на поддержание и развитие культуры. Культурную политику правомерно рассматривают как часть государственной социальной политики, которая направлена на улучшение качества жизни людей, освоение ими современной искусственной среды и в результате – на повышение адаптивности членов общества. Эффективной культурная политика становится только в случае, если она лишь стимулирует ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки навязать обществу умозрительные модели его развития ничем хорошим не закончились.

В Федеральном законе «Основы законодательства РФ о культуре» уточняется, что государственная культурная политика – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

В соответствии с таким представлением о культурной политике основным ее субъектом является государство, располагающее наибольшими ресурсами и возможностями воздействия на культурную жизнь. Это воздействие осуществляется через управление наукой, образованием, искусством, а также через выработку и транслирование государственной идеологии с помощью системы образования и СМИ.

Наряду с государством, влиять на культурную жизнь в соответствии со своими интересами и ресурсными возможностями могут и другие субъекты культурной жизни – создатели культурных ценностей, их носители и пропагандисты, вплоть отдельных лиц (например, меценаты).

В разные эпохи деятельность людей в области культуры организуют и координируют различные социальные институты: государство, церковь, меценатство, цех или сословие, бизнес, а также собственно социокультурные институты (образование, творческие организации, индустрия культуры).

Функции и принципы культурной политики рассматривают такие отечественные социологи как В.С. Жидков, Л.Г. Ионин, Б.С. Ерасов и др. К ее функциям можно отнести:

– защитную – сохранение культуры;

– конструктивную – создание культурных ценностей;

– их распространение и пропаганда;

– оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов;

– общественного контроля всего процесса развития культуры.

Принципы культурной политики:

1) она должна соответствовать объективным тенденциям развития общества и стимулировать их;

2) правильное определение объекта этой политики (на что направить основные усилия);

3) определение субъекта культурной политики (не только государства, но и других субъектов, которых государство объединяет);

4) основной способ - не внешнее организационное воздействие, а влияние на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты;

5) постоянный учет гетерогенного характера российской культуры;

6) глубокое изучение национальной традиции и выбор форм культурной модернизации, не противоречащих национальной или цивилизационной специфики.

Особенности культурной политики в современной России. Рассматривая особенности культурной политики в современной России, необходимо выявить тенденции развития культуры ее проблемы и противоречия и на этой основе сформулировать цели и приоритеты культурной политики, ее общую концепцию.

В советское время определилось три крупных подхода в отношении государства к культуре. Так, на заре советской власти политика в этой области строилась на идеологическо-воспитательной трактовке культуры, ее цели – идеологическая унификация, культурная активность в коллективных формах, формирование нового социалистического образа жизни и ценностей.

Начиная с 50-х годов, сформировалось новое представление о культуре, на первый план выдвинулась задача обслуживания населения, культура предстала в виде обслуживающих учреждений, услуг, потребления.

Наконец, в 70 – 80-е годы в культурной политике делается акцент на самодеятельность населения, на идее свободного выбора культурных услуг и создании любительских клубных объединений. При этом к середине восьмидесятых были сохранены и приумножены уникальные культурные ценности, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства.

Но к началу 90-х гг. в сфере культуры наметился серьезный кризис из-за излишней регламентации и идеологизации социокультурной сферы со стороны властных структур. При финансировании (из бюджета) сферы культуры действовал «остаточный принцип», а деятельность учреждений культуры и искусства оценивались преимущественно с помощью количественных показателей.

Результаты такой культурной политики, осуществляемой последовательно в течение десятилетий, повлияли на процессы унификации культуры, ее идеологическую направленность. Но идея единой, социально недифференцированной нормативной культуры для всего общества несостоятельна в принципе. Напротив, успешно развивающееся общество отличается, как правило, весьма сложной и дробной социальной структурой и культурой.

В современной российской культуре, по мнению А.Я. Флиера, выделяется несколько основных субкультурных систем:

– «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию национальной элитарной культуры, она крайне тяжело адаптируется к рынку и требует поддержки со стороны государства;

– «советская» культура, основанная на привычке населения (преимущественно людей старшего поколения) к государственному патернализму, к социальной уравниловке, которая проявлялась и в бесплатности культурных услуг или очень невысоких ценах на них;

– западная (по преимуществу – американская) культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей, интеллигенции преимущественно в крупных городах;

– комплекс маргинальных субкультур социальных «низов», существующий в широком спектре проявлений от «блатного» стиля до национал-шовинистких и мистико-оккультных движений.

Пожалуй, сегодня именно два последних субкультурных комплекса – западнический и маргинальный – ведут реальную борьбу за заполнение той социокультурной ниши, что образуется в обществе в процессе отмирания (свертывания) субкультуры советского типа.

Задачи государственной политики в отношении «высокой» культуры не столько в ее развитии, сколько в консервации, спасении ее «школы» - академической традиции, эталона критериев качества и мастерства, механизма по подготовке высокопрофессиональных кадров. Таким «геном» культуры, несомненно, является сеть научных и образовательных учреждений, библиотеки, музеи и памятники истории и культуры. Что же касается культурного творчества, то сегодня им предстоит главным образом самостоятельное выживание на рынке культурной продукции и спонсирование за счет внебюджетных источников.

Политика государства в отношении народной культуры дифференцирована в зависимости от ее вида. Социологи и культурологи выделяют три ее формы:

– этнографическая культура, она должна пользоваться всемерной государственной поддержкой;

– самодеятельное непрофессиональное художественное творчество (как сельское, так и городское) должно поддерживаться в той мере, в какой государство и местные органы способны их развивать;

– «народный стиль» в рамках профессиональной художественной деятельности регулируется в основном рынком и не требует особой государственной политики.

Особого внимания требует проблема региональной культурной политики. Государственная политика в регионе не может быть успешной без учета специфики отдельного региона. В условиях России необходима поддержка русской культуры (как доминирующей) во всей ее многовариантности и других национальных субкультур. При этом необходимо, чтобы государство и регионы выступали не как оппоненты, а как партнеры, имеющие общую цель – учет культурных интересов каждого субъекта как основы взаимопонимания.

В современных условиях требуется более смелый и решительный переход к новой модели регулирования культурных процессов: более демократической, плюралистической, ориентированной на поддержку объективных тенденций развития культуры, а главное, целью культурной политики должно стать не получение прибыли, а развитие человека.

 

Методические материалы

Программа курса

Рограмма курса138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138138

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Социальный контекст возникновения наук о культуре. Формирование в XIX в. систематических наук о культуре: философии культуры, культурной антропологии, социологии. Возникновение междисциплинарного культурного анализа в ХХ веке. Место социологии культуры в комплексе наук о культуре. Общая социология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры и культурология. Предмет и методы социологии культуры. Основная проблематика и специфика социологического исследования культуры. Основные направления социологии культуры: социобиологическое, социоантропоцентрическое, историческое, феноменологическое, социоэкономическое, теории классов и др. Социология культуры как методологическое основание социологии религии, науки, искусства, образования, просвещения. Общественное и культурно-историческое значение социологии культуры. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. Методология и методы социокультурного исследования.

 

ТЕМА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Формирование социологического подхода к исследованию культуры в работах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. «Формальная социология» Г. Зиммеля. «Понимающая» социология» М. Вебера как культурно-аналитическое направление в науках о культуре.

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в приложении к культуре. Интегральная модель общества и культуры П. Сорокина: системы и суперсистемы. Типы суперсистем: идеационный, сенситивный, идеалистический, их динамика.

Дальнейшая эволюция социологии культуры во второй половине ХХ века. Структурный функционализм (Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон). Символический интеракционизм (У. Томас, Д. Мид, И. Гофман). Социальная феноменология (А. Шюц), обращение к «жизненному миру» человека.

Учение Ю. Хабермаса о социокультурной природе в современных обществах. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры: К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко и др. Концепция «конструирования социальной реальности» П. Бергера и Т. Лукмана. Интегративные концепции современности (Э. Гидденс, Ю. Хабермас).

П. Бурдье о роли культуры в воспроизведении социальной структуры общества.

Отечественная социология культуры: особенности, этапы развития. Основные концепции (Н. Данилевский, П. Милюков, Г. Плеханов). Современный этап в развитии отечественной социологии культуры (Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, Э.А. Орлова, Л.Г. Ионин и др.).

 

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Социальность культуры. Общности, институты и культура – структурные элементы общественной системы. Понятие культурной системы. Культура с точки зрения культурной статики и культурной динамики. Принципы культуры. Социокультурный процесс как социальное бытие элементов культуры (ценности, знания, нормы и образцы). «Культурные универсалии» и многообразие культурных форм. Этноцентризм и культурный релятивизм. Разнообразие подходов к анализу содержания культуры: У. Гудинаф, Л. Коган, Г. Зборовский, П. Штомпка. Уровни культуры: коммуникативный, семантический, нормативный, информационный. Функции и дисфункции культуры. Кризис культуры и пути выхода из него.

 

ТЕМА 4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ

Структурные элементы культуры: материальная и духовная культура. Формы духовной культуры. Культурное наследие и формы накопления и хранения социокультурной информации. Язык как элемент культуры. Язык как система коммуникаций. Взаимоотношения общества и языка. Естественные и искусственные языки.

Обыденная (повседневная) и специализированная культура. Формы культуры: народная, элитарная и массовая.

Культура как совокупность институтов. Социальные институты культуры как формы объективации и социализации культурных значений, ценностей, норм. Социокультурные институты в социокультурной деятельности. Семья, брак и секс как социокультурные феномены и институты. Государство и церковь – социокультурные институты. Образование и воспитание как социокультурные институты. Институциональные структуры науки, искусства, политической идеологии и пропаганды, массовой коммуникации.

 

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Многообразие типологий культур: историческая, территориальная, природно-хозяйственная, этнологическая, национально-лингвистическая, социально-классовая, функциональная, ценностно-ориентационная и др. Микро - и макроуровень существования культур.

Культуры исторических общностей. Методологические подходы к изучению исторических общностей: формационный, цивилизационный, технократический.

Особенности культуры в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном (информационном обществе). Взаимодействие в современном обществе высокой и низкой культур, специализированных и обыденных, место «массовой» культуры.

Понятия «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура» в западной и отечественной социологии. Субкультуры социализированные и функциональные (профессиональные, территориальные, половозрастные, маргинальные и др.). Молодежные субкультуры. Понятие «контркультура». Виды контркультур в современном обществе: криминальная субкультура, андеграунд, феминизм, культура стариков и др.

 

ТЕМА 6. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ. ТВОРЧЕСТВО

Понятие субъекта культуры. Виды социокультурной деятельности и их субъекты. Типология субъектов культуры и социокультурной деятельности: личность, семья, социальная группа (в том числе научная или художественная школа, кружок, объединение), политическая партия, класс (сословие), нация (народ), наднациональное и надгосударственное сообщество, человечество в целом.

Историческая эволюция субъектов культуры. Субъекты народной культуры.

Субъекты высокой (специализированной) культуры. Интеллигенция как слой профессиональных производителей, интерпретаторов и трансляторов культурных явлений. Роль интеллигенции культуре российского общества. Элита как субъект культуры.

Субъекты массовой культуры: элита и «масса» (Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Ортега-и-Гассет, К. Манхейм, Р. Мертон и др.).

Природа культурного творчества. Виды культурного творчества: социокультурное и профессиональное. Свобода и необходимость в процессе творчества. Традиция и инновация в творчестве. Модель социокультурной динамики А. Моля. Воздействие глобализации на процессы производства, потребления и распространения, культурных образцов.

 

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества. Средства обеспечения социальной памяти и принципы ее изменения. Рамки традиции как механизма преемственности. Культурное наследие и культурная эволюция. Идеологические интерпретации наследия. Проблема возрождения в разных культурах. Особенности культурного наследования в современных условиях. Трансформация культуры и культурный разрыв. Культурный разрыв как потеря идентичности и культурный переворот как реидентификация. Культурные интерпретации современных российских трансформаций. Теория культурных инсценировок Л.Г. Ионина.

 

ТЕМА 8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Понятие социокультурного процесса. Виды социокультурных процессов: стихийное развитие, развитие методом проб и ошибок, целенаправленное развитие. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина. Трактовка А. Молем социокультурной динамики. Теория эволюционизма у О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. Неоэволюционисты ХХ века – Э. Гидденс, Ю. Хабермас, П. Штомпка, Валлерстайн и др. Разновидности социокультурных процессов: внутрикультурные и межкультурные. Источники и факторы внутрикультурной динамики. Понятия «культурный лаг», «культурная трансмиссия» «аккультурация», «аккумуляция культуры», «культурное истощение», «интеграция культуры», «диверсификация культуры». Разновидности межкультурных процессов: культурные заимствования, культурная диффузия, культурная экспансия Глобализация как всемирный социокультурный процесс. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации. Кризис российской культуры и его различные интерпретации.

 

ТЕМА 9. КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Личность как продукт и творец культурных форм. Место личности в системе духовной регуляции общества. Различия в подходе к личности в разных культурных системах. Социализация: сущность и формы. Основные этапы и типы социализации как инкультурации. Структуры личности: базовые (модальные) и маргинальные. Причины и сущность девиации.

Функции культуры в социализации. К. Маркс об исторических типах социальности личности. Типология личности Д. Рисмена и Э. Фромма. Особенности современного типа личности (Ю. Хабермас, З. Бауман).

Формирование личности как творца. Социологический анализ субъектов социокультурного творчества. Различные степени интеграции личности в социо-культурные системы и суперсистемы: адаптация и оппозиция, интеграция и дифференциация, тотальность и вариативность (стилей, ориентаций, мифов, поверий и т.п.).

Проблемы социокультурной идентичности в современном мире. Процессы формирования многоуровневой, плюралистической, динамичной, непрерывно становящейся идентичности. Кризисы идентичности. Особенности кризиса идентичности в современной России.

 

ТЕМА10. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Социологический анализ религии как социального института в работах К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Признаки и функции религии в обществе. Религия как функциональное универсальное средство интеграции общества. Роль религии в качестве основы социокультурной организации доиндустриального общества. Двухуровневая структура института культуры: ценностно-нормативная и поведенческая. Формы религиозной организации: церковь, секта, деноминация, культ. Церковь как религиозная организация. Процесс секуляризации в истории, его формы.

Современные проблемы взаимодействия религиозных ценностей и ценностей светской культуры. Взаимоотношения государства и религии в России: история и современность.

 

ТЕМА 11. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Понятие науки. Социологическое исследование науки в работах Р. Мертона, Т. Куна и др. Функции и признаки науки. Наука в культуре техногенного общества. Научные революции как изменение картин мира, смена парадигм. Парадигма: понятие, структура. Отличия парадигм естественных и социо-гуманитарных наук. Диалектическая, структурно-функционалисткая и структуралисткая парадигмы в социологии. Энвайронментальная и этнометодологическая парадигмы объяснения социокультурной реальности.

Знание как основной компонент науки. Три вида знания. Место и роль знания в современном обществе. Основные социальные фигуры в науке – ученый и научное сообщество. Социальный цикл научной продукции, факторы его формирования.

Понятие и социальные функции научного сообщества. Научное лидерство и лидерство в научном сообществе, научный авторитет личности, школы, направления. Проблемы развития российской науки.

 

ТЕМА 12. ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Образование – процесс, система и социальный институт. Формирование социологии образования К. Манхеймом, Т. Парсонсом, отечественными социологами. Функции системы образования. Образование как воспроизводство социальной структуры. Образование и социальная мобильность. Социальный статус и образование. Учебно-познавательная функция образования. Коммуникация в обучении. Трансляция и кодирование социального опыта. Социализация как формирование образованного человека.

Проблемы современного образования. Новые информационные технологии и социальные последствия информатизация. Культурные стратегии образования, его гуманизация. Социодинамика образования в России и его социологическое изучение. Рынок образовательных услуг и доступность образования в современной России.

 

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСКУССТВА

Разработка проблемы «искусство и общество» в традиционных науках об искусстве, формирование социологического подхода к исследованию искусства. Понятия «искусство» и «художественное творчество» с социологической точки зрения. Социология искусства – К. Манхейм, Т. Адорно, З. Фрейд, неофрейдизм, «мифологическая школа» и др. Социальная и эстетическая детерминированность искусства. Основные процессы, протекающие в современном искусстве. Социально-культурные функции и механизмы художественной деятельности, изучение их научными методами. Проблема социального заказа в искусстве.

Социокультурная детерминированность художественного творчества, личности творца. Искусство и политика. Свобода и необходимость в художественном творчестве. «Художественная среда» как основа искусства и художественного творчества.

Массовое и элитарное в искусстве. Мода в искусстве. Рынок художественной продукции. Индустрия развлечений. Влияние искусства на массовое поведение. Ценностные и нормативные последствия американизации (вестернизации) искусства в современной России.

 

ТЕМА 14. ФЕНОМЕН «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

«Массовая культура», ее генезис и формы. Проблема субъекта и потребителя в массовой культуре. Социально-психологические факторы эволюции массовой культуры. Научно-технические открытия и совершенствование средств массовой информации. Унификация культурных норм и образцов. Цивилизационные и культурные составляющие современных коммуникаций. Воздействие массовых коммуникаций на социализацию личности. Особенности поведения потребителей массовой культурной продукции. Влияние глобализации на процессы распространения массовой культуры. Средства массовых коммуникаций и управления обществом: культура взаимодействия.

 

ТЕМА 15. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Культура как объект социального управления: соотношение регулирования, управления и саморегулирования. Историческая эволюция институциональных комплексов, управляющих культурой. Два взаимосвязанных механизма регулирования культуры в современном обществе: самоорганизация и научное (экспертное) управление.

Специфика управления культурой. Основные институты, регулирующие культурную деятельность: государство, церковь, образование, рынок. Проблемы взаимодействия государства и других социальных институтов.

Социальные цели и задачи культурной политики в обществе. Идеология и культурная политика. Государственные принципы и механизмы управления культурой. Интеллигенция и ее роль в управлении культурой. Культура и рынок, влияние коммерциализации на культуру.

Советский опыт культурной политики. Кризис культурной политики в России и формирование новой модели управления и регулирования культурных процессов.

 

Планы семинарских занятий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2989; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь