Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ



1. Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания) (теория культурного запаздывания), выделяя в культуре два аспекта - материальный и нематериальный.

Материальная культура- это все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества.

Нематериальная (адаптивная, по Огборну) культуравключает социальные институты (семью, церковь, школу, системы ценностей, религии, обычаи, нравы…) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

2. Теории культурно-исторических типовделают акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, где вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивая их своеобразие, а в ряде случаев и выдвигая идею замкнутости культур и цивилизаций. Эти теориисформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, не дававшей полного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать ответ на это.


2.1. Основоположником ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ является русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). /" Россия и Европа" (1869)/

Он представлял человеческую историю разделенной на отдельные единицы - “историко-культурные типы” (цивилизации), взаимоотношения которых описываются при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; так же, как и биологические виды, они проходят естественно предопределённые стадии

Ø возмужания,

Ø дряхления и

Ø неизбежной гибели.

Н.Я.Данилевский выделяет 4 разряда их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический.

Культурно-исторический тип, по Н.Я.Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Н.Я.Данилевский считает " славянский тип", наиболее полно выраженный в русском народе.


2.2. Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что в истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных “высших культур”, “процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения”. Реализовав “всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают”. История является “коллективной биографией таких культур”. Каждая отдельная культура переживает циклы

Ø детства,

Ø юношества,

Ø зрелости и

Ø старости:

она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка именуется “цивилизацией”.

Шпенглер выделил восемь “высших культур”:

¨ египетскую,

¨ вавилонскую,

¨ индийскую,

¨ китайскую,

¨ классическую (греко-римскую),

¨ арабскую,

¨ мексиканскую

¨ западную (возникшую примерно в 1000 г. н.э.).

 

Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет “мегаполис”, мировой город, окруженный провинциями.


2.3. Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ и их жизненных циклов представлена Арнольдом Тойнби (1889-1975).

По его мнению, подходящей для исторического изучения единицей является не человечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Таковых в истории он выделяет 21.

Цивилизации возникают благодаря сочетанию 2-х факторов: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий. Механизм рождения, равно как и дальнейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее “вызов - ответ”. Окружение (первоначально природное, а затем и социальное) постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческого меньшинства изыскивает средства справиться с ним.

На стадии роста цивилизации ответы успешны, т.к. люди предпринимают усилия, чтобы решать грандиозные задачи, и таким образом сотрясают “привычные устои”. Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает.

Дополнительный фактор - восстание “внешнего пролетариата”, т.е. варваров. Как только цивилизация начинает рассыпаться, они поднимают бунт, не желая и дальше быть в подчинении. Судьба большинства цивилизаций - это всегда распад. Не менее 16 великих цивилизаций уже “мертвы и похоронены”. Тойнби утверждает, что существует общая единая логика, которая проявляется на длительном отрезке времени и охватывает все их вместе взятые, - это прогресс духовности и религии. Цивилизации есть “дело рук религии”.


2.4. П.А.Сорокин принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Сорокин, проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа, каждый из которых имеет:

• собственную систему знаний, философию и мировоззрение;
• собственные представления о том, что правильно и неправильно;
• форму искусства и литературы; • свою религию и стандарты «святости»;
• собственные мораль, законы, нормы поведения; • свою собственную ментальность;
• доминирующие формы социальных отношений;
• собственную экономическую и политическую организацию;
• свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением.

П.Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это типы нельзя найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культурахарактеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (напр., Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода:

истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна;
идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой).

Чувственная культурахарактеризуется прямо противоположными признаками:

реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, эволюция, прогресс, трансформация»;
потребности и цели людей чисто плотские или чувственные-голод, жажда, секс, убежище, комфорт

Отсюда вытекают также два вывода:

истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, поэтому она имеет временный и относ. характер
идея добра коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культурапредставляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

 

На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса. Принцип периодизации - смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

 

 


 

Регион (период) Тип культуры
• Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Умозрительная
• Греция (V в. до н.э.) Идеалистическая
• Рим (IV в. до н.э.-IV в. н.э.) Чувственная
• Европа (IV-VI вв.) Идеалистическая
• Европа (VI-XII вв.) Умозрительная
• Европа (XII-XIV вв.) Идеалистическая
• Европа (с XIV в. по н/вр.) Чувственная

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь