Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема урока: 24.1. Принципы классицистической архитектуры — 1 урок.



  • Классицизм — стиль в искусстве, точно отражающий процесс четкой регламентации жизни в больших национальных абсолютистских государствах.
  • Римская античность как идеал для классицистического мировоззрения (в устройстве государства, в стиле жизни и в искусстве), дух которого необходимо воскресить.
  • “Отрешенность” от течения реального времени как основа для создания “надбытового” искусства в классицизме.
  • Параллельное сосуществование ему художественных стилей, предполагающих активное “проживание” реальных событий (барокко, рококо, ампир).
  • Понятие “меры” — основное в классицистическом искусстве. Строгая соразмерность частей здания, их пропорциональность друг другу — основная забота архитектора (“величавая простота”).
  • Построение классицистического здания из параллелепипедов и сферических объемов. Типизация строительства в классицизме.
  • Использование ордерной системы лишь в качестве украшения и членения фасадов.
  • Членение цельного здания по горизонтали (рустовка, карнизы) и вертикали (колонны, ризалиты).
  • Пятичастная горизонтальная структура типичного классицистического особняка: центральная часть (вход и два фасада, оформленные портиками), две сходящиеся к центру анфилады и два боковых флигеля.
  • Фасад как “лицо здания”.
  • Символический ярусный принцип вертикального построения сооружения:
    • первый, служебный, этаж — “подножье Олимпа”;
    • второй, парадный, этаж — “мир героев”;
    • третий, спальный, этаж — “жилище богов”.
  • Организация внутреннего пространства при помощи анфилады небольших помещений. Парадный зал как архитектурная “кульминация” такой анфилады. Выделение комнат анфилады (их архитектурная акцентировка) при помощи высоты потолка, устройства печей и каминов, колонн и колоннад, арок, сводов и ниш.

Задания:

  1. Попробуйте представить, какие ощущения может вызвать у человека длительное пребывание (а тем более выполнение какой-либо работы) в “надбытовом” классицистическом особняке?
  2. Вспомните, в какой еще культуре здание строилось из кубов, параллелепипедов и сферических объемов? Что у той культуры общего с русской культурой?
  3. Может ли существовать классицистическое здание без элементов ордера? Почему?
  4. Вертикальная структура сооружений ярко символична практически во всех культурах. А возможен ли символизм в горизонтальных структурах? Как бы вы, например, символически обозначили здание, состоящее из пяти рядом расположенных объемов?
  5. Употребляется ли сегодня современными архитекторами анфиладный принцип организации интерьера? Что в нем осталось от классицистического мировоззрения?


Тема урока: 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто) — 2 урока.

  • Формирование единого французского государства и возникновение во второй половине XVII века могущественной абсолютистской державы. Классицизм как выражение абсолютистских идеалов в художественной культуре. Основание французской Академии литературы в 1635 году и превращение классицизма в официальную идеологию.
  • Развитие французской живописи в XVII веке под влиянием маньеризма, итальянского, фламандского и голландского барокко, караваджизма.
  • Н. Пуссен – создатель классицистического направления во Французской живописи:
    • учеба Пуссена в Венеции и практически вся жизнь в Риме. Изучение им античного искусства;
    • активное использование мифологических, религиозных, литературных и исторических сюжетов для показа классицистических добродетелей – гражданского мужества, героизма, все побеждающей силы разума, возвышенной красоты, мудрого принятия смерти;
    • мера и порядок, композиционная уравновешенность полотен Пуссена как основа живописного произведения классицизма;
    • построение колорита на созвучии сильных, глубоких тонов. Использование больших локальных цветовых пятен (например, желтого, красного и синего) для создания сильных эффектов;
    • поиски гармонии человека и природы. Пантеистичность пейзажей Пуссена.
  • Духовный кризис французского общества в последние голы царствования Людовика XIV. “Регенство” как символ легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений и роскоши.
  • Возникновение стиля рококо в первой половине XVIII века как выражение ценностей светской культуры (двора, аристократии).
  • Камерность, интимность стиля рококо. Большая связь его с бытом.
  • Основное выражение стиля в прикладном искусстве, мебели, интерьере, костюме.
  • Дробность прихотливо изогнутых форм, ажурность, сложность орнамента, асимметрия — основные черты формы в искусстве рококо.
  • Появление пристального интереса к изображению тонких интимных переживаний, к любовным, эротическим сюжетам.
  • А. Ватто – яркий представитель живописи рококо:
    • “галантные картины” Ватто как Ћживопись нюансов:
      • воплощение в полотнах сложных и утонченных вариаций душевных переживаний;
      • пластические вариации в полотнах Ватто (изображение одной и той же фигуры в различных позах, поворотах, или с различных точек зрения);
      • отсутствие чистых ракурсов фигуры и обилие взглядов “немного снизу, немного сверху или сбоку”;
      • построение колорита на тонкой игре нюансов серых, коричневых, желто-розовых тонов;
    • “размышления” о недолговечности или недостижимости земного счастья в творчестве Ватто:
      • одиночество Пьеро, переданное с помощью низкого горизонта (“Жиль”);
      • смена декораций и кумиров в “Вывеске лавки Жерсена”;
      • композиционное противопоставление маленьких фигурок увлеченных любовью людей и огромного неба.

Задания:

  1. Подумайте, почему классицизм так “любит” античность? Какие “античные добродетели” необходимы для идеологии абсолютистского государства и почему?
  2. Попробуйте ощутить, как на ваше восприятие влияет внутренняя уравновешенность и упорядоченность полотен Пуссена? Смогли бы вы подобрать похожую по ощущению музыку?
  3. Что общего между характерными чертами произведений в стиле рококо и интимными человеческими переживаниями?
  4. Вспомните, где еще в мире искусства вы встречались с одновременным изображением одной и той же человеческой фигуры в разных ракурсах? О чем может говорить такое сходство?
  5. Ватто и Веласкес используют в своем творчестве тончайшие колористические нюансы. Значит ли это, что эти художники решают с помощью колорита одни и те же задачи? Попробуйте сравнить (по произведениям) взгляды этих художников на назначение искусства?


Тема урока: 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер) — 1 урок.

  • Возникновение классицистического театра в учебных заведениях, где стремились воссоздать античные пьесы.
  • Определение достоинства новых произведений не успехом у публики, но единственно мнением избранных ценителей (“исправление народного вкуса по древним образцам”).
  • Резкое противопоставление трагедии и комедии (по Аристотелю) и четкое определение основных жанров по степени их воздействия на зрителей – жанры “высокие”, “средние” и “низкие”.
  • Сближение классицистической трагедии с древним эпосом (события не происходят на сцене, о них только рассказывается).
  • Выбор между личным и общественным, между страстью и долгом — основа классицистической трагедии.
  • Принцип “меры” в симметричной структуре трагедии — “правильном чередовании частей, по контрасту”.
  • Классицистические “единства” как мера зрительского восприятия: единство действия, единство времени, единство места.
  • Стремление Корнеля и Расина превратить театр в “школу нравов”.
  • Актерская игра как “искусство декламации”, при котором нет места переживаниям (они подробно выписаны драматургом в тексте). Главное для актера — суметь донести текст драматурга.
  • Возникновение актерских типов — амплуа. Условная типизированная жестикуляция, типизированные костюмы.
  • Преодоление Мольером классицистических условностей и создание ярких характеров, действующих в реальных жизненных современных ситуациях.

Задания:

  1. Какие события из русской истории напоминает вам “исправление народного вкуса по древним образцам”?
  2. Может ли, на ваш взгляд, комедия стать “высокой” и в каком случае?
  3. Что, по-вашему, меняется в восприятии зрителя, если действие “разрывается” по времени, месту или действию? Почему такие “разрывы” недопустимы, если у театра стоит цель быть школой нравов?
  4. Существуют ли амплуа в современной повседневной жизни? Какие? А какие амплуа предпочитаете вы?
  5. Какие сюжеты из жизни современной России могли бы привлечь Мольера?


Тема урока: 24.5. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли) — 1 урок.

  • Балет (от лат. ballare — танцевать) как вид театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драматургический замысел.
  • Танец бытовой, бальный и театральный. Различная степень их сюжетности.
  • Постепенное ЋоблагораживаниеЛ бытового народного танца. Формирование последовательности бальных танцев, различной для разных стран и эпох.
  • Придворные балы как эталон для дворянских балов вообще. Становление на них бального танцевального этикета. Исключительная роль Франции в формировании общеевропейского танцевального вкуса.
  • Придворный балет XVI века. Маска и полумаскарадный костюм как непременный атрибут придворного балета. Исполнение буффонных антре (фр. entree) — отдельных танцевальных выходов — профессиональными танцовщиками (баладенами) и “серьезных танцев” всей знатью. Особая роль “Большого балета” (королевского), где профессионалы вовсе не принимают участие.
  • Широкое распространение любительских танцев в Париже середины XVII века (около 200 танцевальных залов для обучения танцам). Учреждение в 1661 году Людовиком XIV Академии танца.
  • Постепенное формирование трех основных сторон классического балета (хореографии, музыки и драматургии) в творчестве П. Бошана, Ж.-Б. Люлли и Ж.Ж. Новера.
  • Пьер Бошан — легендарный балетмейстер Людовика XIV:
    • создание способа записи танца;
    • окончательное формирование 5-ти основных позиций ног;
    • понимание “динамичности” позиций ног как начала или конца шага;
    • разработка движений и позиций рук танцующего как своеобразной “рамки для тела”.
  • Разработка в конце XVII века музыкальной основы балета Ж.-Б. Люлли. Превращение бального танца в танец сценический.
  • Претворение Ж.Ж. Новером в XVIII веке просветительских идей о “действенном танце” и о “возврате театра к природе” в балете. Введение в балет серьезной драматургии и превращение его в самостоятельный театральный жанр.
  • Объединение в конце XVIII века О. Вестрисом трех резко до того разграниченных танцевальных сфер: благородного танца, характерного танца и комического танца в единый жанр, ставший основой танцевальной техники XIX - XX веков.

Задания:

  1. Какие еще синтетические виды искусства вы знаете, объединяющие, по крайней мере, три различных самостоятельных искусства?
  2. Как выдумаете, мог ли танец, бытовавший в дворянском быту, стать простонародным? Если да, то попробуйте привести примеры?
  3. Подумайте, зачем нужны были маска и полумаскарадный костюм на придворных балетах? Что они скрывали?
  4. Как выдумаете, почему на Большой (королевский) балет не пускали профессиональных танцовщиков?
  5. Попробуйте сами придумать способ записи современного танца. Что можно зафиксировать в такой записи, а что принципиально не фиксируется?
  6. Понаблюдайте за своими движениями. Есть ли у вас предпочтительные (привычные) позы и движения? Что они обычно выражают? Можно ли на их основе построить танец?


25. Культура русского классицизма


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь