Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 1. Региональная культурология и основные подходы к ее исследованию



 

Теперь ни у кого нет сомнения в том, что культурология как научная отрасль знания и как учебная дисциплина необходима для образования и просвещения. Современный культуролог А. Флиер назвал эту область знания одной из интеллектуальных тенденций нашего времени. Причем, если философия «объясняет жизнь», то культурология объясняет содержание культуры. Её основной лейтмотив - теоретическое обоснование многогранных процессов духовной жизни общества. Она выступает своеобразным системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре и уже с первых своих шагов проявляет себя в качестве методологического импульса гуманитарного знания. Эта научная отрасль знания рассматривает и анализирует социальную реальность как совокупный культурный мир, как систему универсальных ценностей, утверждающих себя в социодинамике культурного процесса.

Основоположником культурологии считается Лесли Уайт, который видел её научный смысл в исследовании содержательной глубины и сложности концепта «культура», показе её внутреннего содержания, выделения уровней, типов и форм. Он считал, что концепт «культура» проявляется в особом классе предметов и явлений – символатов, которые зависят от способностей человека к символической деятельности. Таким образом, многообразие теорий этого концепта проявляется через субъективно-объективную феноменальную реальность, которая обладает смысловой структурой. Они взаимодействуют путем диффузий или формируются по принципу самоизоляции, что вызывает необходимость выработки категорий этих теорий.

Итак, теоретическую основу региональной культурологии составляют многочисленные концепции теории культуры, которые складывались столетиями и сейчас аккумулировались в её неотъемлемую составляющую - «теоретическую культурологию».

Поскольку культурология включает элементы многих наук (антропология, социология, искусствознание, философия, психология и т.д.), то ее теоретическая основа формируется на стыке этих наук, а ядро - результат взаимодействия культурных миров в условиях стремительного процесса глобализации и возникновения единого информационного пространства.

Можно сказать, что региональная культурология представляет собой теоретическую и методологическую базу для исследования региональной культуры, раскрывая смысл совершающихся культурных процессов и сущность концепта «культура» как общественного явления.

В её центре находится не человек вообще, не абстракция, а определенный исторический тип, связанный с конкретной исторической формой личности. Ее можно назвать инструментом раскрытия и объяснения духовного развития региона. Она способна помочь в решении тех проблем, которые возникают в интеллектуальной ситуации общества, и играет экспертно-аналитическую роль в отношениях складывающихся новых духовных явлений, анализирует возникшие в последние годы социокультурные процессы и находит пути их развития.

Нужно отметить, что в региональной культуре накапливаются коллизии и противоречия, которые можно успешно решать только на основе ее теоретического осмысления, аналитического осознания как живого диалектического процесса. Анализ ее невозможен вне связи с теорией, вне ее культурологического анализа.

Культура всегда нацелена в будущее. Социальный и цивилизационный прогресс рано или поздно выводит ее на более высокую ступень развития. В связи с этим вспомним слова Н. Карамзина о том, что род человеческий возвышается, и хотя медленно, хотя неровными шагами, но всегда приближается к духовному совершенству. Отсюда задача региональной культурологии – осуществление диалога культур, в ходе которого происходит приобщение к иным культурам, иным смысловым мирам.

Высшим достижением теоретического осмысления культуры является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это доказывается наличием системы рационального знания и системы внерационального понимания, которые позволяют проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и, таким образом, обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Разработка общей концепции региональной культурологии позволяет выявить её научный статус и место среди других научных направлений. В её основе – соотношение культурологического, философского и конкретно-исторического понимания культуры, где в границах классических теорий она понимается как совокупность всех приобретений человечества, выражающих цели, которые люди ставят перед собой в ходе исторического развития, а как продукт человеческой деятельности реализуется в своем предметном бытии через всеобщие цели.

Разрабатывая основу теории региональной культуры, мы опираемся на исследования Э. Маркаряна, согласно которым ее можно обозначить как отражение человеческой деятельности, в результате которой культура сохраняется, наследуется, передается от поколения к поколению, воспринимается в качестве эталонных качеств менталитета человека.

Ссылаясь на работы В. Межуева, можно констатировать, что региональная культурология организует связи и общественные отношения между людьми как субъектами деятельности.

А согласно исследованиям А. Флиера, региональную культурологию можно выделить как перспективное междисциплинарное направление современной науки, представляющее собой нормативно-целостный механизм, регулирующий коллективные формы человеческого существования на основе накопленного в регионе социального опыта. Она позволяет синтезировать знания социальной и культурной антропологии в контексте отечественной традиции историко-философского изучения региональной культуры как особой сферы жизнедеятельности общества.

Следовательно, региональная культурология интегрирует научные знания о концепте «культура», которые складываются в культурофилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семиотике, культуропсихологии, синергетике, истории культуры, филологии и других науках, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, выявляя и систематизируя черты своеобразия культурных миров в конкретном регионе.

Это - теоретический срез культуры, в рамках которого исследуется мир человека в контексте его культурного существования, строятся разнообразные инварианты его моделей, осмысливаются факты мира культуры как целостность в пределах конкретного пространства.

В некотором смысле региональную культурологию можно сравнивать с музыкальным полифоническим произведением, в котором каждый голос обладает самостоятельностью, его можно услышать и даже пропеть, но только тогда, когда все голоса сливаются вместе в мощные гармонические созвучия.

Таким образом, региональная культурология исследует процессы формирования, накопления и трансляции социального и культурного опыта в конкретном регионе, его воплощение в системах ценностно-нормативных установок, способах познания и рефлексии мира в культурных текстах, образах художественного мироощущения, механизмах воспроизводства в практике социальной и культурной деятельности человека, в формах построения искусственной среды его обитания, рефлексии наблюдаемой или представляемой реальности в культурных текстах и демонстрации их в эталонных образцах культуры. Её объектом являются теоретические закономерности консолидации, самоорганизации и нормативной регуляции коллективного существования людей под воздействием интегрирующих механизмов концепта «культура». Она исследует исторические и культурные закономерности формирования, функционирования и изменчивости облика региона, локализации его на отдельные культуры, их эволюцию и исторический прогресс. Познание мира в рамках этой научной отрасли осуществляется методами, выработанными на основе социального и культурного опыта, а также принципами рефлексии его систематизации в разных обществах в русле их традиций и мироощущения. Она анализирует процессы самовыделения человека из окружающего мира, его самоидентификацию в своем социальном окружении, освоении им языка и культурных норм своего сообщества, становления его индивидуального самоощущения как относительно свободного субъекта культуротворчества.

В центре внимания региональной культурологии находится культурный опыт разных народов, обработанный и символизированный в средствах и методах социокультурной коммуникации, обмена между людьми культурно значимой информацией. Она анализирует также процессы социокультурной практики человека, в ходе которой создаются материальные, интеллектуальные и художественные объекты, нормы и стандарты культурного общежития, языков общения, нравов и обычаев. При помощи функций социализации и инкультурации посредством трансляции социального и культурного опыта изучаются процессы воспроизводства общества как самобытного культурного образования, механизмы практического использования фундаментальных знаний о закономерностях культурных процессов в интересах их целенаправленного регулирования.

Можно утверждать, что это научное направление, которое тяготеет к целостному охвату истоков культуры региона, способно переходить от изучения общих характеристик к частным и уникальным, обращаться к исследованиям материальных и духовных аспектов культуры, а также динамике её перехода от старой нормативности к новой, пока изучено недостаточно. Это – уникальный, подвижный и изменчивый массив знаний, открытый к инновациям.

Как всякое научное направление, региональная культурология формируется на протяжении определенных этапов своего развития. Так, донаучный этап складывался из мифотворческих представлений о генезисе и закономерностях развития культуры региона. Научно-исторический этап впитал знания, заложенные в трудах философов Древней Греции и Древнего Рима. Философский этап (эпоха Возрождения и Новое время) позволил выделить основные ценности духовной и материальной культуры, сформированные в рассматриваемом регионе. Важную роль в формировании региональной культурологии сыграли знания, накопленные в трудах представителей эпохи Просвещения и немецкой классической философии, выделивших абсолютную ценность культуры, движение которой определяется Разумом человека. Определенные аспекты региональной культурологии можно изучать, опираясь на труды классического марксизма, работы представителей неокантианства. Базовым элементом этого научного направления можно считать классический психоанализ, выделяющий миф, в котором наиболее ярко проявляются архетипы коллективного бессознательного. Вопросы о смысле, цели, ценности жизни ставит в региональной культурологии «Философия жизни».

В широком смысле можно констатировать, что региональная культурология – это интерпретация (прояснение, комментарий, толкование) жизни, а жизнь – это вечный текст. Это - такой способ жизни, при котором она, отражаясь от самой себя, приобретает ясность и стройность. Высший смысл жизни – в культуре, которая зарождается, созревает и гибнет.

Обобщив и синтезировав знания, заложенные в гуманитарных и социальных науках, и соединив их с принципиально новым способом изучения культурных явлений, общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики культуры, Л. Уайт предложил новую отрасль знания - культурологию.

В России конца XIX - начала XX века теоретическая культурология формируется в трудах представителей отечественной социально-философской, социологической, эстетической и религиозной мысли (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др.).

Итак, региональная культурология - важный элемент фундаментальной культурологии, сформировавший свой понятийно-категориальный аппарат. В целом – он подвижен, постоянно обновляется, наполняясь новым содержанием. Следует сказать, что на сегодняшний день он разработан недостаточно. Наиболее существенным моментом в теоретическом исследовании концепта «региональная культурология» является умение доказать, на чем держится его каркас, в чем проявляются особенности и в каких формах. При этом набор информации, необходимой для исследования, продолжается до тех пор, пока ученый не сталкивается с фактами, необъяснимыми на данный конкретный момент.

Объектом исследования региональной культуры является мир искусственных порядков (духовных, материальных, социальных, информационно-символических и др.), созданных на протяжении всего периода ее формирования, включая средства познания мира, регуляцию поведения и сознания самого человека. Предметом исследования региональной культуры выступает сам концепт «культура» как особая модальность человеческого существования, детерминированная внебиологическим способом накопления и трансляции социального и культурного опыта коллективного существования людей, который опредмечивается в продуктах их материальной и духовной деятельности и формах их социальной организации и одновременно распредмечивания, и интерпретируется в интеллектуально-образных «культурных текстах», порождаемых всякой локальной культурой.

Методология исследования региональной культурологии складывается из совокупности уже сложившихся методологических основ научных направлений, с которыми она находится в междисциплинарных связях.

Итак, основные признаки региональной культурологии в полной мере отражают реальную картину исследования современных процессов, происходящих в культуре конкретного региона.

Cформировалось множество суждений о проблемах региональной культурологии и её компонентах, что объясняется многоплановостью и неоднозначностью самого концепта, поэтому правомерно существование различных направлений её изучения, в том числе и на уровне философско-культурологического осмысления.

Нужно подчеркнуть, что одним из первых в современной отечественной науке связал развитие культурологии с философией В. Межуев, хотя он ещё не акцентировал внимание на ее тесной связи с другими науками (этнографией, антропологией, археологией и др.).

Э. Маркарян, разрабатывая свою концепцию теории культуры как теоретической основы культурологии, подчёркивал, что, хотя эта наука начала формироваться в лоне философии, её нельзя причислять к философским дисциплинам. Она должна выступать предметом и философского анализа, но относиться - только к специализированным областям обществоведения, изучающим какой-либо из фундаментальных классов элементов социальной и культурной жизни людей.

Региональная культурология в широком смысле понимается как система небиологических средств и механизмов, с помощью которых человек существует в окружающей среде. В связи с этим, можно выделить несколько уровней исследования культуры в контексте региональной культурологии.

Первый уровень - исследование региональной культуры в атрибутивном смысле, как феномена культурной деятельности и как системы экстрасоматических средств и механизмов, которые направляют, координируют, реализуют эту деятельность. Этот уровень исследования позволяет определить специфику и границу между непосредственно культурной деятельностью и биологическими формами жизни.

Второй уровень - исследование региональной культуры в дистрибутивном смысле на примере субкультур и контркультур. Ее изучение акцентируется на культурном плюрализме и методологически опирается на принцип культурного релятивизма. Она представляет собой единичные и уникальные конфигурации артефактов, социокультурных регуляторов, идей, норм, моделей поведения, институтов и культурных образцов. Это - относительно самостоятельная, автономная, внутренне структурированная и интегрированная, адаптивная система, которая трансформируется и развивается под детерминирующим воздействием самых разнообразных факторов.

Третий уровень – исследование региональной культуры в рамках индивида, т. е. анализ взаимоотношений личности и общества, в котором она существует. Таким образом, подтверждаются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие особенности взаимодействия и взаимоотношений между людьми и всякую социальную практику, благодаря которым формируется культура региона.

Методология исследования региональной культуры обобщает материал, анализ которого невозможно сделать без помощи других наук; анализирует устойчиво повторяющиеся упорядоченные последовательности исторических явлений разного типа; выделяет взаимосвязи явлений, имеющих системный характер в социокультурной эволюции; конструирует концептуальные и модельные построения, играющие важную роль в культуре; определяет смысл и суть исторического процесса, его направленность, базовые закономерности и движущие силы истории; выявляет и описывает исторические факты, их атрибуцию, классификацию и выстраивает их в хронологической причинно-следственной последовательности. Благодаря особенностям методологии региональной культурологии можно выстроить системность в потоке исторических событий и исследовать причины и механизмы, которые рождают и реализуют их в практике возникновения и развития культуры конкретного социокультурного пространства.

Нужно отметить, что региональная культурология изучает всё о культуре человека в строго определённом предметном ракурсе анализа экстраутилитарного регулярного начала в человеческой деятельности. Особенность такого подхода заключается в том, что экстраутилитарное регулятивное начало, как элемент её мотивизации, по существу, не позволяет человеку использовать любой способ для достижения цели, а только тот, который развивается в данном социокультурном пространстве.

В рамках региональной культурологии исследование осуществляется в нескольких ракурсах: генетическом, ценностно-нормативном и др.

Процессы и явления, сформировавшиеся в региональной культуре, исследуются методами так называемого фундаментального «крыла» региональной культурологии. Они действуют на основе закономерностей социокультурной динамики и осуществляются в рамках достижений социальной и культурной антропологии, которая акцентирует свое внимание на социокультурных процессах, рожденных в обществе людей на уровне обобщения культурных явлений системного характера.

В региональной культурологии органично сочетаются достижения в области теории и истории культуры. Причём, история культуры как бы «разлита» по всем уровням культуроантропологического исследования. Таким образом, чисто эмпирическое описание историко-культурной фактуры конкретного социокультурного пространства опирается на теоретическое обобщение и структурно-функциональное моделирование конкретных культурных явлений.

Рассуждая о сущностном содержании концепта «региональная культурология», можно отметить несколько подходов, используемых в ее исследовании. В каждом конкретном случае они помогают выбрать свой, единственно возможный ракурс изучения культурного явления.

Так, деятельностный подход, используемый в региональной культурологии, основывается на трудах В. Афанасьева, Г. Батищева, Л. Буевой, Л. Выгодского, В. Давидович, Э. Ильенкова, М. Кагана, А. Леонтьева, А. Оганова и других.

Интересный подход к изучению региональной культурологии можно выделить из теории А. Богданова - философа, культуролога, естествоиспытателя, политического деятеля. Он писал, что культура охватывает всю сумму приобретений материальных и нематериальных, которые созданы человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его жизнь, давая ему власть над стихийной природой и над самим собой. Новая культура есть культура пролетарская, ибо в её основе – коллективная трудовая активность, она должна охватить все области жизни и творчества, дополняя политическую и экономическую деятельность рабочего класса. В сущности, концепция А. Богданова ставила пролетарскую культуру в ранг особого качества, к которому можно прийти только путём напряженной работы по овладению всеми достижениями прошлой культуры, чтобы стать её достойными конкурентами и вытеснить её как отжившую. Концепция потерпела крах, так как была загнана в рамки тоталитарного общества «пролетарской диктатуры», где не нашлось места ни теоретическим новациям, ни формотворческим экспериментам. Это постепенно привело к потере связи с неокантианством, сторонниками функционального подхода, другими прогрессивными тенденциями, существующими в мире культуры. Но идея тождественности идеологии и культуры стала одним из методологических принципов социологии культуры, что позволяет обращаться сейчас к этой концепции.

Методологическим посредником во множестве проявлений взаимоотношений концепта «региональная культурология» с различными отраслями знаний, координатором их усилий и генератором добываемой ими информации выступает философский метод исследования. Только философский взгляд на этот концепт видит его как единое целое, обнаруживает место в нем каждой его части и грани, равно как и закономерности модифицирования в этносоциальном пространстве и в историческом времени. Философский метод исследования формирует новый взгляд на методологию исследования региональной культуры: системное мышление, основанное на парадигме познавательной деятельности, позволяющей изучать различные фрагменты культуры, как в синхроническом, так и в диахроническом разрезах. Системное мышление помогает осмыслить содержание этого концепта в сфере философского умозрения, соединить познание, ценностное истолкование и провидение. Ценностное его толкование помогает осознать и охарактеризовать каждый элемент этого концепта с предельной конкретностью, в его целостном бытии, функционировании и развитии. Ведь как бы ни были тонки, пластичны поливариантные связи между разными сферами, уровнями, элементами культуры, они существуют, и мы их ощущаем даже тогда, когда не в силах объяснить, выявить их происхождение и функционирование.

Философский взгляд на региональную культурологию отличается органичной связью гносеологического, аксиологического и проективного углов зрения на этот концепт, что позволяет выделить предметный, функциональный и исторический анализ выбранных источников и литературы.

Так, предметный анализ позволяет изучить структурные элементы региональной культурологии с двух сторон: выделение основных компонентов, которые будут исследоваться, и выяснение связей между этими компонентами.

Функциональный анализ позволяет исследовать предмет региональной культурологии с точки зрения его внешнего и внутреннего функционирования, т. е. взаимодействия его с данной системой, с другой или другими системами, а также взаимодействия компонентов внутри данной системы. Функциональный анализ позволяет определить функцию каждого компонента в системе активно-деятельностного процесса, а также полифункциональностъ систем, взаимодействующих друг с другом. Таким образом, функциональный аспект методологии системного исследования делает понятным значение одного из важнейших её принципов – идти в анализе не от частей к целому, а, напротив, от целого к частям. Используя этот метод, необходимо помнить, что каждый компонент этого процесса можно изучить только, исходя из анализа целостного представления о нем.

Системный анализ в его историческом аспекте предполагает использование двух векторов: генетического и прогностического. Генетический вектор дает возможность изучать предмет региональной культурологии с момента ее зарождения и до того времени, которое является центром изучения явления; прогностический - настроен на гипотетическое представление о пути, который данный концепт должен пройти в будущем. Таким образом, подтвердилось высказывание Д. Лихачева о том, что будущее вырастает из настоящего так же, как оно выросло из прошлого.

Этот аспект - один из наиболее важных при исследовании указанного концепта, т. к. дает возможность изучить региональную культуру от его начальной стадии - изначальной аморфности, эмбриальной синкретичности - к всё шире разворачивающемуся расчленению, специализации новых элементов и образованию структурных связей между ними с постепенным повышением уровня организованности системы, обеспечивающего ей эффективность поведения. Затем - либо окостенение выработанной структуры, застойное существование и медленное умирание, либо распад сложившихся связей под влиянием каких-либо внешних сил и формирование новой, качественно отличной от предшествующей, системы.

Системный подход выявляет три измерения региональной культуры: человеческое, процессуальное и предметное, что подразумевает последовательное и взаимосвязанное исследование пяти звеньев жизни культуры с выявлением необходимых компонентов каждого звена: деятельностного потенциала человека как творца культуры, определяемого его сущностными силами; способов его предметной деятельности, способов общения и способов синкретичной художественной деятельности; предметности культуры на трёх уровнях - материальном, духовном, художественном; способов распредмечивания всех механизмов превращения внешне предметного во внутренне духовное состояние личности; воспитания и самовоспитания и др.

Итак, философский метод исследует закономерности превращения единой сущности региональной культуры во множество конкретных локальных культур, совершающегося в двух плоскостях - социальном пространстве и социальном времени.

Возвращаясь к характеристике системного подхода в исследовании региональной культуры, следует сказать, что единичное, особенное и общее в любой системе многообразны по своим масштабам. Так, части целого обладают собственными, лишь им присущими, свойствами и относительными тенденциями развития. Особенное отличает явление от других подобных ему, а раскрытие явления через общее даёт наиболее глубокое и объективное знание о нём. Общие закономерности возникновения и развития региональной культуры проявляют «подспудную энергию» данного процесса и становятся предметом изучения новой науки - синергетики, основой которой становятся процессы самоорганизации динамических систем.

Благодаря формированию системного мышления, имеется возможность установить связи между отраслями знания, которые в той или иной степени изучают региональную культуру в ее разнообразных проявлениях. В связи с этим используются философско-исторический, системно-структурный, философско-антропологический, социологический, аксиологический, семиотический, герменевтический, аналитико-дифференцирующий, системно-интегративный и другие подходы в её изучении.

Уникальной особенностью исследования региональной культуры стало использование приемов и методов структурно-семиотической концепции культуры Ю. Лотмана, которая представлена в работах «О семиотическом механизме культуры», «Феномен «культура»», «Культура и взрыв» и других. Сложность этого методологического подхода заключается в том, чтобы «прочесть» и постичь смысл, заключенный в содержании региональной культуры, так как она функционирует как знаковая система и реальный «текст».

Структурно-семиотический подход позволяет исследовать региональную культуру как систему хранения и передачи социально-значимой информации, как осознанные и неосознанные модели деятельности, формы и виды отношения человека к окружающему миру.

Опираясь на концепцию о трёх видах процессов в культуре Л. Уайта, основанную на эволюционном подходе к изучению культур, в региональной культурологии можно выделить временные процессы, заключающиеся в хронологической последовательности уникальных событий; невременные, структурные и функциональные аспекты, исследуемые в рамках функционального анализа; а также формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, исследуемая эволюционным методом.

Изучение региональной культуры позволяет обратиться к концепту «стадии эволюций» (Л. Уайт). На его основе можно доказать, что региональная культура изучает процессы, в которых одна форма культуры вырастает из другой в хронологической последовательности. Кроме того, они могут образовываться и из слияния их отдельных элементов.

В исследовании региональной культуры используются идеи культурной антропологии о качественном своеобразии наук о культуре. Интересными стали мысли американского антрополога А. Крёбера, развивающего в своем творчестве идеи неокантианства об общих закономерностях и единой генеральной линии развития культур. Ученый разделил антропологию на две области: описывающую конкретные факты, явления, и обобщающую - теоретическую, концептуальную. Он разделил культуры на «высшие» и менее развитые и рассматривал историю человечества как совокупность сменяющих друг друга культур.

Современные требования к изучению данной проблемы, потребность раскрыть содержание региональной культуры во всех ее проявлениях и достижение на этой основе качественно нового синтеза знаний об этом концепте диктуют необходимость постоянного обновления методологического инструментария этого концепта. Близость его концепциям исторической антропологии определяется его интегральной основой: совокупностью предисторических, этнологических, социологических, мифологических исследований из других областей знаний.

Анализ вышеизложенного материала дает возможность утверждать, что региональная культурология позволяет разработать концепцию универсальной модели региональной культуры, которая проходит множество стадий своего формирования: этнографическую, эволюционную, историческую, структурно-функционалистскую, неэволюционистскую, поструктуралистскую и другие. Каждая из них включает множество подходов к своему исследованию. К примеру, антропологический подход выделяется тогда, когда обнаруживается необходимость структурировать поток человеческих ощущений и восприятий. Здесь используется описательное и объяснительное толкование культуры. Описательное - изучает исторически возникшие процессы, которые направляют действия людей на конкретные поступки при помощи внутренних и внешних стимулов (в данном случае речь идёт о конкретных формах культуры, возникающих на разных этапах эволюции культуры, которые анализируются и объясняются с целью быть лучше познанными). Объяснительное толкование региональной культуры используется в тех случаях, когда необходимо объяснить такие процессы, как диффузия, культурный контакт, аккультурация, в которых принимают участие люди, отдельные личности. Оно помогает пространственному распространению артефактов или способов поведения в хронологической последовательности культурных явлений.

Опора на достижения культурной и социальной антропологии позволяет осуществить исследование, включающее анализ всех стадий генезиса культуры - от примитивных до цивилизованных, от эмпирических описаний - к анализу и антропологической теории.

Таким образом, в рамки региональной культурологии органично вписываются концепции, которые сформулированы в других отраслях знания. Это позволяет сформировать исследовательский пласт региональной культурологии, основанный на единстве составных частей и эволюции его формирования.

Итак, в качестве интегративной методологической основы, объединяющей всё многообразие аспектов изучения региональной культуры в целостную систему, выступает региональная культурология. Она рассматривает выбранный аспект как мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми в процессе их материальных, идеальных, социальных, технологических и других способов осуществления деятельности; помогает реализации всех видов культурной деятельности, согласованных друг с другом и отвечающих нормам данного общества, одновременно представляя собой систему смыслов и ценностей различных объектов, предметов, способов и результатов этой деятельности, а также систему обозначений, с помощью которых осуществляется информационный обмен между людьми. Она нацелена на изучение истоков, общего и специфического, расширение проблем социокультурной динамики и, следовательно, выступает системообразующим фактором и методологической основой изучения конкретного социокультурного пространства.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2452; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь