Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 19. Кубанский войсковой музыкантский хор в инфраструктуре региона



22 декабря 1811 года в Екатеринодаре было «решено завести в войске духовую музыку». В указе, принятом по этому поводу войсковой канцелярией, отмечалось, что еще в 1792 году войску переданы запорожские серебряные литавры и трубы: «литавры при всяких нужных случаях с давних времен уже употреблялись, а трубы по неимению могущих играть на них людей по сию пору остаются без употребления». Наказной атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак обратился с прошением в Министерство военных дел об организации в войске духового оркестра. 24 декабря 1811 года вышел указ императора Александра I «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов».

История создания музыкантского хора подробно описана в книге «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска» И. Кияшко, подготовленной к их столетнему юбилею и хранящейся в Краевом государственном архиве. В приложении к книге помещён список музыкантского хора, составленный в 1812 году, в котором названо 35 музыкантов, которые играли на новых, красивых музыкальных инструментах: трубах, валторнах, басах, кларнетах, гобоях, фаготах, ударных инструментах. В своём оркестре казаки использовали и старинные музыкальные инструменты.

В музыкантском хоре использовали различные духовые инструменты. Недостающие решили приобрести в Москве, для чего войско выделило 1500 рублей. Экономная расчётливая канцелярия строго наказывала покупщику: инструменты искупить по самой стоящей цене, соблюдая войсковую сумму, и чтобы оные... были прочны. На должность капельмейстера оркестра был рекомендован отставной майор Франц Антонович Цых.

Ф.А.Цых - выходец из чешской музыкальной семьи, многочисленные представители которого служили в оркестрах Берлина и Дрездена. Длительное время состоял руководителем музыкальных классов Коллегиума при Харьковском университете. Писал музыку. Известны его фортепианные композиции, опубликованные в типографии Харьковского университета, а также учебник по теории музыки, который, к сожалению, не сохранился.

Для заключения с ним соответствующего договора в Москву был послан Есаул Игнат Заславский. Капельмейстер получил две тысячи рублей годового жалования и его обязали довести войсковых музыкантов «до хорошего познания в музыке». Были куплены недостающие инструменты для военного оркестра: 2 валторны, 2 кларнета в строе " До", 2 кларнета в строе " Си бемоль", 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, альт, флейта-пикколо, 6 скрипок, виолончель, 2 тарелки, большой и малый барабаны, треугольник и 10 сигнальных труб, а также струны, ноты и нотная бумага.

28 марта Ф. Цых с инструментами прибыл в Екатеринодар, и вскоре начались занятия. В Екатеринодаре он работал недолго, однако успел заложить организационные и художественные основы коллектива, который можно назвать первой кубанской музыкальной школой. В ней училось тридцать шесть человек: мальчики 13-15 лет, в том числе и си­роты, а также взрослые казаки. Многие из них не имели «никаких обзаведений» и крайне нуждались в одежде, обуви и провианте. С сентября 1812 года их стали содержать за казённый счёт и даже выплачивали жалование по 12 рублей в год. В качестве летней парадной одежды музыкантам сшили гарусовые куртки и шаровары, а на зимнее время - куртки из синего сукна со стоячими воротниками, суконные шаровары, пояса из красной китайки, круглые шапки с чёрным околышком (не выше 3, 5 вершка), верхом из красного сукна и серые шинели.

Ученики часто болели, некоторым трудно давалась скрипка, поэтому Ф. Цых попросил пополнения – хороших мальчиков, если возможно, из Щербиновки. Очевидно, щербиновские казаки славились своими музыкальными способностями.

Франц Антонович Цых был строгим и требовательным педагогом. Он не только обучал игре на музыкальных инструментах, нотной грамоте, ансамблевой игре, но и был превосходным дирижёром. Под его руководством прошло первое публичное выступление оркестра, который исполнил военную музыку, а также украинские песни и танцы. Апофеозом концерта стало исполнение старинного боевого марша запорожского войска, напоминавшее казакам об их незабываемом прошлом.

1 марта 1812 года в оркестр приходит пятнадцатилетний мальчик Павел Родионенко, который выделялся особой музыкальностью. 28 сентября 1825 года его посылают в музыкальную школу Харькова с целью подготовки к должности войскового капельмейстера, к которой он приступил 4 октября 1826 г.

Вот как описана жизнь этого музыканта в книге И. Кияшко «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска»: Вступил он в хор ещё юношей и покинул его стариком. Крепко любил он искусство и с честью послужил родному войску на протяжении полувековой своей службы. Уже в молодых годах в нём заметна была горячая любовь к музыке, и он резко выделялся из среды своих товарищей талантливостью и способностью в этом искусстве. Много энергии, сил и труда положил Павел Павлович на развитие, поддержание и усовершенствование горячо им любимого музыкального искусства в родном войске.

П. Родионенко создавал небольшие духовые оркестры, чтобы обслуживать маршевой музыкой строевые занятия частей, а также был капельмейстером кавалерийского хора войска, в котором 20 казаков-малолеток играли на кавалерийских педальных трубах. Возможно, этот вид оркестрового ансамбля был распространён в военных частях, так как использовался для проведения военных парадов, торжественных шествий, церемоний, встреч и других мероприятий.

Для оркестра приобретаются музыкальные инструменты, камыш для изготовления тростей, скрипичные колки, скрипичные смычки, канифоль и ноты, сначала на 368 рублей. Среди нотных сборников «просят» приобрести: увертюры лучших сочинителей для полной инструментальной и духовой музыки, увертюры для духовой музыки, попурри - соч. Гуммеля, «скорые» и тихие (медленные) марши, полонезы, вальсы, котильоны, мазурки, галопы.

Все это свидетельствует о том, что в первый период своей деятельности войсковой оркестр успешно обслуживал и танцевальные вечера.

Долголетняя «бальная» практика коллектива давала о себе знать. Вот маленькие штрихи к концертному облику оркестра со слов современника, который писал, что не следует забывать, что слушатели имеют дело не с музыкантами, получившими образование в специальных учебных заведениях, а с музыкантами, выучившимися преимущественно друг от друга... Оркестр большей частью воспитывался на польках, вальсах, маршах. На семейных же вечерах хотя и исполняются иногда довольно серьёзные пьесы, но их никто не слушает, а как будто бы нарочно стараются помешать исполнению своими громкими разговорами.

Музыкальные инструменты использовались и для сигнальной службы в Черноморском казачьем войске. В. Жадану удалось выявить документальные источники, свидетельствующие о том, что с 1 июля 1842 года в штат каждого полка и батальона для несения сигнальной службы вводились горнисты, барабанщики и трубачи. Было подсчитано, что для девяти пеших черноморских батальонов необходимо 164 горниста и барабанщика одновременно. По просьбе атамана Н. Завадовского они были направлены на службу в Черноморию из регулярной армии. Впоследствии они были зачислены в казачье сословие. Что касается трубачей, то они были подготовлены, как выяснил В. Жадан, из числа казаков капельмейстером войскового музыкантского хора.

Время требовало создания духовых оркестров в полках и батальонах, которые стали бы частью культурной и боевой жизни казаков. Они стали появляться не только в городах, но и в станицах области.

Как пишет В. Жадан, в 1851 году Николай I разрешает создание еще одного оркестра — хора кавалерийских педальных труб. Такой оригинальный вид духового оркестра, где музыканты играли в движении, сидя верхом на коне, бытовал в те годы в полках гвардии и регулярной армии для сопровождения особо торжественных церемоний и парадов. Для них были сконструированы специальные медные духовые инструменты с педалями для ног. Войсковой оркестр педальной музыки просуществовал до конца 1850-х годов и был достопримечательностью Черноморского войска. После образования в 1860 году Кубанского казачьего войска место хора кавалерийских педальных труб занял «музыкантский кавалерийский хор» — бывший оркестр Кавказского линейного войска, переведенный из Ставрополя в Екатеринодар. Он состоял исключительно из медных духовых инструментов и выполнял функции сугубо военного оркестра с соответствующим репертуаром. Войсковой музыкантский хор бывшего Черноморского войска превратился практически в бальный оркестр, исполняя преимущественно светскую музыку русских и западных композиторов. Наличие в войске двух оркестров существенно расширяло формы участия их в музыкальной и культурной жизни станиц и городов.

12 мая 1844 года свои услуги на должность капельмейстера музыкантского хора предлагает купец Петр Кривоносов, который уже прослужил двадцать лет регентом в придворной церкви в Таганроге и имел должность капельмейстера у донского помещика Серебрякова и у графа Орлова-Денисова. Он выразил желание управлять обоими хорами (певческим и музыкантским). 19 мая 1844 года был заключен контракт, согласно которому Кривоносов «обязуется обучить музыкантов войсковой духовой инструментальной музыке в числе 24 человек, и сверх комплекта обучать и тех, которые будут назначены на место выбывающих по разным случаям из хора». Обучение музыкантов, согласно договору, проводилось «ежедневно по 3 часа в день, кроме дней воскресных, праздничных и торжественных».

Причем, капельмейстер уже по истечении первого года службы должен был довести до совершенства музыку…., в противном случае войсковое правление имело право устранить его от должности.

Между тем, пишет В. Фролкин в книге «Кубанский симфонический оркестр» (Краснодар, 2002), в войске катастрофически не хватало учебных и жилых помещений для музыкантов. Еще в 1841 году Родионенко докладывал об отсутствии помещения для обучения музыкантов на барабане и просил приспособить для этой цели старое здание полиции и казармы, расположенной во дворе, чтобы разместить в ней бездомных музыкантов. Специальная комиссия признала бесполезность этого и рекомендовала построить на месте казармы новый большой дом «о двух половинах», в котором можно было хранить инструментарий и проводить занятия. Но постройка дома откладывалась. П. Кривоносов в 1845 году вновь просит о выделении помещения для обучения музыкантов. Он сообщает, что ранее отведенный небольшой домик на Екатерининской площади расположен слишком близко к церкви, в которой постоянно проводятся богослужения. Да и наказной атаман запретил заниматься в доме, расположенном напротив церкви.

Осенью 1846 года музыканты все же получили новый дом со службами, построенный по плану, составленному есаулом Шираем.

И П. Кривоносов вновь пишет докладную записку (28 февраля 1848 года), в которой сообщает о печальном состоянии с инструментарием. Он пишет, что за исключением одной скрипки, альта, виолончели и контрабаса нет ни одного инструмента, способного к игре, так как от долговременного употребления и по отсутствии помещения для хранения, они испортились. Была назначена комиссия, которая, обследовав состояние инструментов, решила закупить деревянные духовые инструменты, а 11 медных духовых отремонтировать. Инструменты были куплены в Одессе за 2114 рублей и отправлены в Екатеринодар.

Нужно отметить, что в обязанности капельмейстера входило, кроме работы с хором, бесплатное обучение ежегодно до 200 трубачей, барабанщиков и горнистов для казачьих частей Черноморского и Линейного войск. П. Кривоносов попросил повысить жалование до 1400 рублей в год. Новый контракт был заключен, но вскоре начальство нашло более сговорчивого музыканта - отставного комиссара Якова Тарабарева, который 22 сентября 1852 года был принят на место капельмейстера на один год с годовым жалованием в 800 рублей с оговоркой: «если его занятия по части музыки в продолжение года покажут видимый успех и улучшение хора, то он может заключить новый контракт на несколько лет с прибавлением жалования». Так и случилось. С ним заключили новый договор, но14 октября 1853 года Яков Тарабарев умирает.

Павел Павлович Родионенко вновь исполняет обязанности дирижера, а 4 марта 1856 года он назначается на должность капельмейстера. В архивных документах сохранился его рапорт о необходимости приобретения новых и починки старых инструментов. В 1861 году была составлена ведомость на 1013 рублей 46 копеек для покупки необходимых инструментов (32 шт.) и нот. Произошло полное обновление инструментария оркестра, в чем отмечалась заслуга капельмейстера П. Родионова. А за успехи в обновлении коллектива музыканты оркестра впервые в декабре 1861 года получили от войскового начальства денежные премии.

В марте 1862 года был составлен контракт сроком на один год с чехом Иваном Францевичем Галашеком о том, что он назначается капельмейстером музыкантского хора. В его обязанности входило проводить занятия с оркестром, обучать барабанщиков, горнистов, трубачей конных полков, проводить концерты оркестра, исполнять музыкальные сочинения с аккомпанементом оркестра. Архивные источники свидетельствуют об активности этого музыканта. Он упорядочил систему репетиционной и учебной работы, сочетая коллективную и индивидуальную формы обучения, пересмотрел условия службы военных музыкантов и реформировал систему оплаты труда оркестрантам. Теперь жалование музыкантов зависело от уровня их профессионального мастерства, для чего были установлены три категории оплаты их труда. Причем, претенденты на получение окладов первой и второй категорий избирались самими музыкантами в присутствии капельмейстера и утверждались капельмейстером и регентом дважды в год, списки утверждались капель­мейстером и регентом. Кроме того, коллектив музыкантского хора был расширен за счет передачи в состав кубанского казачьего войска оркестра города Ставрополя (35 человек).

Однако И. Кияшко рисует следующий портрет этого человека: «Галашек был маленького роста и, хотя был довольно способный капельмейстер, но человек был крайне вспыльчивый, грубый и злой неимоверно. Так, например, во время парадов, концертов и других публичных выступлений музыкантского хора, не говоря уже о домашних занятиях, он за самое малейшее упущение кого-либо из музыкантов, мгновенно подымал разъяренный крик, извергая при этом целые потоки самой отборной ругани, часто нецензурной, и вступал с виновником даже в рукопашный бой, нисколько не стесняясь присутствия многочисленной публики. Эта постоянная брань, придирки и кулачная расправа, нередко до крови, глубоко возмущали музыкантов, которые неоднократно просили его прекратить побои. Но Галашек и слушать ничего не хотел и по-прежнему продолжал избивать музыкантов. Тогда они решили разделаться с ним. С этой целью, как-то ночью несколько человек музыкантов пришли к нему в помещение во время сна, и, взяв его с постели в одном белье, понесли в соседний пустой двор, весь заросший бурьяном, и хотели бросить его в колодец, а сверху засыпать землей. Когда Галашек узнал ожидавшую его печальную участь, то он бросился перед ними на колени и со слезами просил пощадить его жизнь, дав при этом честное слово прекратить избиение музыкантов, обращаться с ними по-человечески и никому ни слова не говорить о том, как с ним хотели разделаться. Музыканты помиловали его. Вскоре после этого случая этот зверь-капельмейстер покинул войсковой хор и перешел, кажется, в Крымский пехотный полк».

Как удалось узнать В. Фролкину, дальше с 4 марта по 4 июня 1863 года обязанности капельмейстера исполнял фон Стадлинг, которого сменил саксонский подданный Циммерман, управлявший оркестром с 14 июня 1863 года по 1 января 1864 года. О деятельности этих музыкантов-иностранцев известно очень мало. Известно лишь, что оба руководителя по условиям контракта кроме основных обязанностей по работе с оркестром должны были работать с оркестром пехотного строя и 18 мальчиками-учениками, обучать оркестр духовой музыки кавалерийского строя (35 чел.) и 5 мальчиков-учеников, а также обучать музыкантов бального оркестра.

С 12 июня 1863 года по 1870 год капельмейстером музыкантского хора служил Ветрник, который пишет прошение назначить своим помощником для управления бальным оркестром - бывшего старосту бального оркестра урядника Диомида Ильича Крикуна.

Вот что сообщает о последнем И. Кияшко: «Урядник ст. Полтавской Диомид Ильич Крикун поступил на службу 1 января 1849 года в войсковой музыкантский хор. В урядники был произведен 8 апреля 1851 года. От природы очень даровитый и любящий музыкальное искусство, он много работал над собственным образованием по этой части и становится крайне полезным для войскового хора. В конце 1850 года он выдвигается благодаря своим способностям на должность старосты хора. По выслуге 15 лет, положенных для полевой службы, он 5 января 1865 года был перечислен в разряд внутрислужащих по войску, но привязанность к любимому делу удерживает его на службе, и он ходатайствует пред высшим начальством о зачислении его по-прежнему в полевой состав, что ему и было разрешено 19 сентября 1867 года». В течение одного года (с 1 января 1871 по 1 января 1872) Д.И.Крикун состоял учителем пения и музыки в только что основанной Кубанской учительской семинарии в ст. Ладожской. Затем он снова продолжил службу в войсковом оркестре.

В 1870 году должность капельмейстера вновь занял Иван Францевич Галашек.

Известно, что его на этом посту сменил есаул Алексей Родионович Ясинский, который, однако, прослужил всего полгода (16 декабря 1873 года - 16 июля 1874 года). В состав музыкантских хоров тогда, кроме бального, входили пехотный и кавалерийский хоры. Последний (музыкантский кавалерийский хор) действовал до 1 января 1888 года. По примеру других казачьих войск России в Кубанском войске остался один оркестр — музыкантский хор из 36 музыкантов и 18 учеников.

Прусско-подданный Лоренц Вильгельмович Китлер заключил контракт с Войсковым начальством, сначала на три года (с 16 июля 1874 года), а затем продлил его еще на два (до 16 июля 1879 года). Это был способный музыкант, который смог научить оркестрантов играть достаточно «солидную» программу.

Капельмейстеры менялись так часто, что трудно было порой добиться хорошего исполнения. Так, с 16 июля 1879 года по 1882 год обязанности капель­мейстера исполнял хорунжий Диомид Ильич Крикун. Его сменил капельмейстер Эйфус - «опытный дирижер и знаток своего дела», который проработал недолго и 7 марта 1884 года был уволен.

В марте 1884 года был нанят бывший капельмейстер Гвардейского экипажа Эрнст Богданович Ферстер. Контракт был заключен на два года с жалованием 1200 рублей в год.

И. Кияшко писал, что «Он был уже в летах и довольно ленив, так что за два года разучил в оркестре 7 только пьес; почему контракт с ним и не был возобновлен по окончании срока».

Лишь на один год задержался на должности капельмейстера и капельмейстер Адольф Федорович Гартунг (с 5 марта 1886 года по 5 марта 1887 года). При нем был закуплен комплект инструментов для все более набирающего силу бального оркестра, который все более и более перерастал в симфонический. Покупка была сделана в музыкальном магазине Циммермана на 2570 рублей. В 1887 году в фирме Червонного были приобретены медные духовые оркестры на 2964 рубля 50 коп. Таким образом, почти полностью был обновлен инструмента­рий обоих оркестров: симфонического и духового. Никогда еще затраты на приобретение инструментов не были столь значи­тельны.

10 марта 1887 года временно вместо Гартунка был нанят немецкий музыкант Фридрих-Эдуард Кольбе. С 1 июня того же года с ним заключили контракт на один год. При нем было установлено новое штатное расписание, предусматри­вающее состав оркестра в количестве 36 музыкантов и 18 мальчиков-учеников. По причине расстройства здоровья Ф. Кольбе оставил должность капельмейстера досрочно 29 марта 1888 года.

Вместо него капельмейстером музыкантского хора назначают артиста императорских театров Карла Федоровича Кестнера. Во время его руководства оркестр начал совершать гастрольные поездки для игры на Кавказских минеральных водах. Так, в 1889 году музыкантский хор с 1 июля по 15 сентября ежедневно в течение трех часов играл для публики Кисловодска. Причем, концерты были платными, и это позволяло использовать заработанные деньги на нужды коллектива.

Под руководством Кестнера музыкантский хор вплоть до 1894 года ежегодно играет для отдыхающих Минеральных вод.

Но 15 марта 1894 года Кестнера увольняют и приглашают на один год на службу капельмейстера 38-го драгунского Владимирского полка Адольфа Христиана Бауэра. Хотя, как пишет В. Фролкин, исполнительский уровень оркестра был довольно низкий, репертуар все же расширялся. У капельмейстера была огромная личная нотная библиотека. Войсковое начальство в целях создания своей нотной библиотеки приобрело у него немало изданий, часть из которых до сих пор хранится в библиотеке Краснодарского музыкального училища им. Н. Римского-Корсакова.

Постепенно формировался классический репертуар музыкантского хора. В начале нашего столетия программы по-прежнему включали эффектные увертюры, «блистательные» чардаши, попурри, фантазии, вальсы. Однако, тенденции к «свертыванию» бального репертуара крепли по мере вовлечения коллектива в концертную орбиту. Уже в 90-е годы в его исполнении начинают звучать симфонические произведения Дж. Россини, М. Глинки, Ф. Листа, Д. Верди, Ж. Бизе, М. Мусоргского, П. Чайковского.

Оркестр часто выступает в светских концертах, нередко с благотворительной целью, исполняя фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов и другие сочинения.

К этому времени военные духовые оркестры стали создаваться в полках и батальонах войска, поэтому войсковой музыкантский хор сохранял «концертно-бальный характер». На рубеже XIX — ХХ веков была численно увеличена струнная группа оркестра, и он трансформировался в симфонический.

После объединения линейных и черноморских казаков в одно кубанское войско (1860) в Екатеринодаре был создан городской бальный оркестр, в котором гармонично звучали духовые и струнные смычковые инструменты. Руководил им капельмейстер Лоренц Китлер. Этот оркестр был очень любим молодёжью. Под его сопровождение она танцевала вальсы, мазурки, полонезы, галопы, котильоны по воскресным дням. Выступал бальный оркестр и в антрактах драматических спектаклей приезжих артистов. Так, в одном из них прозвучала увертюра к опере «Норма» Н. Беллини, каватина из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, дуэт из оперы «Любовный напиток» А. Доницетти. Солистами выступили местные артисты. Под руководством Л. Китлера бальный оркестр успешно гастролировал в курортной зоне Минеральных Вод, начиная с 1889 г. Местной публике нравился кубанский коллектив.

За игру им платили 30 рублей в день, а исполнялись военные марши и прекрасные вальсы И. Штрауса. К сожалению, исполнение классической музыки на этих концертах не всегда встречало должный прием. Так, в рецензии «Кубанский оркестр в Ессентуках», помещенной в «Кубанских областных ведомостях» за 15 августа 1901 года, описывался «бой» с противниками симфонической музыки, которые требовали исполнения развлекательных попурри из модных оперетток и «легкую» карманную музыку.

По имеющимся сведениям с 21 ноября 1897 по 1 ноября 1898 года капельмейстером музыкантского хора был Павел Александрович Махровский, с именем которого связаны многие события музыкальной жизни Екатеринодара: он - первый на Кубани отечественный композитор-профессионал, автор первой оперы «Черноморский побыт», пионер кубанского музыкознания, один из инициаторов создания Екатеринодарского отделения ИРМО, руководитель музыкальных классов ИРМО, …..

К сожалению, об этом замечательном человеке очень мало известно.

И хотя он получил направление на учебу в Московскую консерваториюи учился у известных музыкантовА. Аренского и Г. Лароша, все же был исключен из числа студентов занесвоевременную оплату за обучение Кубанским Войском.

По просьбе известного московского музыкального критика С. Кругликова Н. Римский-Корсаков ходатайствует о зачислении Махровского бесплатным учеником в Петербургскую консерваторию. В 1884-1885 гг. П. Махровский учится в классе свободного сочинения Н. Римского-Корсакова.

После окончания Петербургской консерватории Махровский приобрел большой авторитет не только как композитор, но и в других сферах музыкальной деятельности. Он известен как хороший дирижер, умелый исполнитель на фортепиано и валторне.

Молодой музыкант с энтузиазмом взялся за дело. Исполнительский уровень оркестра за короткий срок вырос значительно.

П. Махровского на посту капельмейстера сменил австрийский подданный, чех Иосиф Дуда. Он работал с 1 ноября 1898 года по 1 марта 1901 года. Репертуар оркестра обогатился за счет включения произведений И. Гайдна, В. Моцарта, М. Глинки, русской классической симфонической музыки. В программы включались и произведения самого капельмейстера. Возобновились успешные гастроли музыкантского хора на Кавказские минеральные воды. Стали более регулярными выступления оркестра в Екатеринодаре.

Дуда был творческим человеком, - писал И. Кияшко. При нем исполнительский уровень коллектива продолжал расти. Начальник штаба полковник Богданович в письме от 24 сентября 1899 года к директору Кавказских мине­ральных вод Башкирову писал: «Войсковой оркестр под управ­лением нового капельмейстера г. Дуды значительно усовершенствовался и пополнил свой репертуар»

В феврале 1900 г. должность капельмейстера получает чех Готлиб Ондрутчек - профессиональный скрипач, обучал оркестрантов игре на скрипке, альте и проводил занятия квартетистов.

Большую программу подготовил городской бальный оркестр к 200-летнему юбилею Кубанского казачьего войска, на который съехались казаки из всех станиц Кубани. В эти дни был открыт памятник Екатерине II, а перед этим событием была прочитана высочайшая грамота императора Александра III. Это мероприятие сопровождалось выступлением песенников, музыкантов, танцоров, спортивными играми, скачками, джигитовками лучших наездников войска. В концерте прозвучали: увертюра из оперы «Жизнь за царя» и попурри на темы из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, фантазия на темы из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского, увертюра из оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини.

Оркестр с успехом выступил на юбилее, посвященном 100-летию со дня рождения А.Пушкина, где была исполнена увертюра из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», вальс из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и другие сочинения.

Для дальнейшего руководства оркестром приглашается известный дирижёр московской частной оперы С. Мамонтова, итальянец по происхождению. Е. Эспозито. Дирижёр был достаточно известен в музыкальных кругах страны - его связывала многолетняя творческая дружба с С. Мамонтовым, театр которого осуществил постановки его опер «Каморра» и «Мещанин во дворянстве». До переезда в Екатеринодар Е. Эспозито был директором и дирижёром Харьковского оперного театра. Он приглашает в состав оркестра профессиональных музыкантов, талантливую молодежь рекомендует на учёбу в училища и консерватории. Репертуар пополняется произведениями симфонической классики. Уже в 1901 г. им была подготовлена программа симфонической музыки. Были исполнены увертюра «1812 год», «Итальянское каприччио», сюита из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «В Средней Азии» А. Бородина, сюита «Пер-Гюнт» Э. Грига и другие. Отклики на концерты симфонического оркестра печатались в газете «Кубанские областные ведомости». Так, в одной из рецензий подчёркивалась роль этих концертов, которая не может и не должна ограничиваться удовлетворением одной только потребности публики в благородном развлечении... Они могут развивать среди широких кругов непосвящённой публики понимание серьёзной музыки, вкус к ней, что особенно важно ввиду поголовного невежества общества в тайнах музыкального искусства. Непонимание красот музыки составляет большой и очень серьёзный пробел в духовном развитии человека, и потому попытка заполнить этот пробел заслуживает всяческого одобрения и поддержки со стороны общества. В другой рецензии автор писал, что войсковой оркестр запел такие песни, каких от него никогда раньше не слышали. Или: новый дирижёр взял такую большую программу..., что к третьему отделению, самому интересному и исполненному лучше, в публике уже чувствовалась усталость. Постоянные симфонические концерты в Екатеринодаре - совершенная новинка, и притом... в превосходном исполнении.

Согласно мнению В. Фролкина, с 1 сентября 1902 года по 16 октября 1904 года на должность дирижера войскового симфонического оркестра был приглашен выпускник Петербургской консерватории Александр Иванович Орлов, который занялся укреплением состава коллектива.

Он приглашает опытных музыкантов из Ростова: скрипача А. Меца и виолончелиста П. Федорова - выпускников Петербургской консерватории по классам Л. Ауэра и А. Вержбиловича.

Талантливый дирижер впервые познакомил екатеринодарцев с произведениями М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. В сопровождении оркестра прозвучал первый фортепианный концерт П. Чайковского (солист Э. Гартмут).

А. Слепов знакомит нас с интересной корреспонденцией из Екатеринодара о концертах симфонического оркестра под управлением A. Орлова, напечатанной в «Русской музыкальной газете»: «Программа III симфонического концерта, как и всегда у г. Орлова, отличалась новизной и особым интересом: 1-я симфония В. Калинникова, увертюра «Король Лир» Балакирева, «Музыкальные картинки» Ипполитова-Иванова. Великое спасибо г. Орлову, благодаря его стараниям и энергии, мы познакомились с теми вещами, о которых только читали. С большим увлечением была проведена симфония; в техническом отношении за исключением некоторых деталей, она была исполнена тонко. Мы не ожидали, чтобы такая содержательная и художественная вещь, была сразу понята и так сердечно принята нашей публикой. Восторгам не было конца. Все благодарили дирижера за симфонию и просили повторить ее в этом же сезоне. С удовольствием отмечаем отрадный факт, что г. Орлову удалось таки поднять вкусы нашей публики, настойчиво пропагандируя хорошую музыку. Hедавно публика выразила неудовольствие по поводу поставленной листовской рапсодии № 2, «давайте нам более содержательные вещи», а было время, когда капельмейстер Е. Эспозито угощал нашу публику почти одними увертюрами и всякой «итальянщиной», называя свои концерты «симфоническими» и публика приходила в неописуемый восторг, но tempora mutanter... и слава Богу. Екатеринодар, кажется, начинает понимать и ценить значение г. Орлова, выразить благодарность которому и было целью нашей заметки».

После А. Орлова за дирижерский пульт оркестра встал М. Сириньяно, капельмейстер итальянской оперной группы, выступавшей с гастролями в Новороссийске летом 1904 года.

С 16 октября 1904 года по 1 октября 1906 года он был дирижером войскового симфонического оркестра. Не имея достаточного опыта работы с симфоническим оркестром, он не только не сохранил прежние достижения оркестра, но и утратил их, о чем свидетельствуют отзывы в прессе. Поэтому К. Boyту, возглавившему после него оркестр (с 1 октября 1906 года по 1 апреля 1908 года), пришлось много потрудиться. В репертуаре появились новые произведения: «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова, интермеццо из оперы «Дубровский» Направника, «Лезгинка» из оперы «Кавказский пленник» Ц. Кюи, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, сюиты «Кавказские эскизы», «Иверия» Ипполипова-Иванова, Пятая, Седьмая симфонии, увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена, «Шотландская симфония» Ф. Мендельсона, «Прелюды» Ф. Листа, «Пляска смерти», «Алжирская сюита» Сен-Санса, концерт для фортепиано с оркестром Р. Шумана (солистка М. Карташевская) и др.

В. Бардадым так описывает биографию К.А. Воута. Родился он 25 марта 1866 года. Учился в Киеве у известного скрипача, профессора О. О.Шевчика. Был великолепным скрипачом, что позволило ему в течение десяти лет занимать должность первого скрипача в симфоническом оркестре. «Молодой музыкант не знал устали. Живя только музыкой, дыша одной любовью к искусству, он работал по двадцать часов в сутки: вел студенче­ский симфонический оркестр, работал в музыкальном училище, стоял во главе большого духового оркестра, в инженерных войсках Киевского военного округа. И везде успевал. Оркестр, где он играл первую скрипку, пользовался исключительной извест­ностью не только у слушателей, но и у знаменитых музыкантов, в частности у П. И. Чайковского.

Композитор, приехав в декабре 1891 года в Киев, дирижировал этим оркестром в двух своих концертах и в знак глубокого уважения к прекрасному скрипачу оркестра Воуту подарил ему свой портрет с автографом»

За два года под его руководством войсковой симфонический оркестр вновь стал первоклассным исполнительским коллективом.

Уже первые концерты убедили местную публику, что в лице К.А. Воута «Екатеринодар имеет солидного дирижёра». Программы были обширны и разнообразны - от великих композиторов XIX века Рамо, И.Баха - до новых известных мастеров классической музыки - К. Сен-Санса, А.С. Аренского, Я. Сибелиуса, М.М. Ипполитова-Иванова.

Так, на концерте 23 февраля 1907 года исполнялась Пятая симфония Л. Бетховена. В рецензии по поводу этого концерта написано: «слушаем музыку и не верим, что это играет обыкновенный казак, который в станице землю пахал, а сейчас дает полное наслаждение музыкальному чувству своей талантливой игрой. Послушать такой оркестр, как войсковой, это одно удовольствие».

10 августа 1908 года в городском саду был дан концерт из произведений П.И.Чайковского, посвященный 15-летию со дня смерти композитора. П.И. Чайковский был любимым композитором К.А. Воута. Он вспоминал о киевских встречах с Петром Ильичом, когда тот вдохновенно дирижировал оркестром и тепло отозвался о таланте молодого музыканта.

В программе прозвучали: «Патриотическая симфония», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Меланхолическая серенада», «Элегия», сюита из балета «Щелкунчик», «Торжественная увертюра 1812 год».

В октябре 1908 года закончился договорный срок К.А. Воута с Кубанским казачьим войском, и прервались встречи с талантливым дирижёром. Лишь в начале 20-х годов он вновь возвращается в Краснодар, чтобы уже до конца своих дней жить в нём.

По мнению В. Фролкина, с 1 декабря 1908 года по 1 февраля 1909 года дирижерский пост в Кубанском симфоническом оркестре занимал саксонско-подданный Марк Эрнстович Гольферт, о котором исторические документы не сохранили почти никаких сведений.

Дирижером кубанского симфонического оркестра с 1 февраля 1909 года по 21 апреля 1909 года числился и губернский секретарь Константин Константинович Стефанович. Но работа с оркестром не клеилась, и войсковое начальство решило вновь обратиться к Е. Эспозито с просьбой возглавить коллектив.

В 1909 г. музыкальный коллектив Кубанского казачьего войска разделился на два самостоятельных: духовой и симфонический. Духовой оркестр возглавил опытный капельмейстер Ф. Лоос, а симфонический снова Е.Д. Эспозито.

Франц Матвеевич Лоос отличался широкой образованностью, знал кроме чешского русский, немецкий и польский языки, считался заслуженным капельмейстером и большим знатоком своего дела.

Он увеличил штатный состав оркестра, который к 1 января 1911 года насчитывал 48 человек. По свидетельству современников игра оркестра производила приятное впечатление….

После упразднения военного оркестра, Ф.М. Лоос преподает в Екатеринодарском реальном училище, состоит руководителем оркестровой секции в центральном рабочем клубе Краснодара, а с 1923 г. преподает в Кубанском музыкальном институте (позднее преобразованном в училище), заведует нотной библиотекой училища.

 

А благодаря таланту Е.Д. Эспозито в симфоническом оркестре вновь зазвучали сочинения русской и зарубежной классики: сюиты П.И. Чайковского, поэма А.К. Глазунова «Стенька Разин», «Восемь русских песен» А.К. Лядова, номера из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и «Сказка о царе Сал


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь