Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организация и база исследования.



Исследование проходило в несколько этапов:

1. Разработка аппарата исследования. Сбор, анализ и обобщение теоретического материала;

2. Подборка методики для проведения исследования по диагностике страха детей младшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогической работы;

3. Обработка и анализ результатов исследования;

4. Разработка методических рекомендаций по повышению уровня самооценки и снижению тревожности детей младших дошкольников в ходе арт-терапии;

5. Базой исследования выступил Детский сад «Лукоморье» №311;

6. Выборка исследования – воспитанники Детского сада группы «Золотая рыбка». Количество участников исследования – 14 человек, их них 9 девочек и 5 мальчиков.

Исследование проводилось на базе детского сада№311 «Лукоморье» (г. Москва).

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в углублении представления о возможностях преодоления страха детей младшего дошкольного возраста с помощью арт-терапевтических методов;

- в выявление особенностей страха у детей 4-5 летнего возраста, характеризующихся разнонаправленностью происходящих в них изменений;

- в расширении представлений о структуре арт-терапевстического процесса как целостном, особом варианте взаимодействия, проявляющемся и эффективно развивающемся в рамках дошкольных учреждений.

Практическая значимость исследования может быть аргументирована гарантированными результатами в преодолении страха у младших дошкольников, за счет развития самооценки, уверенности в себе, если при организации арт-терапевстического процесса будут соблюдены все условия, включая: совместную деятельность ребенка и взрослого, безусловное принятие ребенка терапевтом, активное включение в процесс формирования новых качеств родителей и воспитателей, желание ребенка взаимодействовать, занятия творческий потенциал, тренинги креативности и другие формы авторской программы;

- выявленные в ходе исследования особенности могут быть учтены в практической работе воспитателями детских садов и использованы в психологическом обосновании образовательных программ, а также в разработке диагностических методов определяющих страх в младшем школьном возрасте.

1.1. Сущность и содержание «арт-терапии» в научной литературе.

Убыстряющийся темп рaзвития нашего общества ставит на первое место исследование психолого - педагогической наукой сферы психологии искусства в целом, и творческой реализации частности. Так как они оказывают бесспорное влияние на эмоциональное здоровье человека. С уровнем развития знаний в этих областях связано решение многих психолого-педагогических и медицинских задач.

Актуальными задачами психологии XXI века становится преодоление проблем личности средствами арт-терапии, что является наиболее актуальным безболезненным и безопасным вмешательством в жизнь человека способствующим его гармонизации и оздоровлению.

В современном мире можно наблюдать тенденцию к увлечению различными видами искусства: танцами, йогой, рисованием. Человек стремиться к состоянию легкости, свободы, принятии себя которую он почувствовал в них. Выражая себя в творчестве человек, преобразует индивидуально-психологические особенности, что способствует развитию личности в целом.[2] Арт-терапия используя связь тела, чувств, ощущений и ума становиться тем инструментом, который способен сделать человека целостным даря ему ощущения самопринятия.

В современной литерaтуре можно встретить несколько формулировок понятия «aрт-терaпия».

Например, словарь психиатрических терминов [3] относит арт-терапию ( лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) к одной из видов психотерапии, основывающей свое действие на лечении приобщением к искусству. С этой целью с больными либо обсуждаются произведения искусства, либо используются переживания творца произведения - искусство служит для больного возможностью самовыражения, отреагирования, отвлекающим средством. К арт-терапии относятся такие виды терапии как сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинотерапия и т.д.

Другое определение Арт-терапии можно встретить на сайте Британской ассоциации арт-терпевтов.[4] Ассоциация сравнивает арт-терапию с психотерапией находя ее принципиальное отличие в трехстороннем процессе между клиентом, терапевтом и изображением. Что дает на их взгляд большую возможность для самовыражения и общения и, может быть особенно полезно для людей, которым трудно выразить свои мысли и чувства вербально. Дополняет и развивает эту мысль К.Э. Рудестам[5], отмечая, «арт-терапия» является средством для интеграции и регенерации личности. Арт-терапия на его взгляд это посредник между клиентом и терапевтом на символическом уровне. Символы дают возможность воспроизвести бессознательные процессы, такие как страхи, мечты, воспоминания.

А.И. Копытин Е.Е. Свистовская[6] привносит в указанное понятие еще одно значение, определяя арт-терапию, как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными психическими расстройствами, а так же представителей групп риска. А.А.Осипова[7] отмечает, что арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, повышает самооценку, дает возможность осознать эмоции и чувства.Автор выделяет ряд случаев в которых арт-терапия становиться не эфективна. Во-первых- развитие нарцисизма в ходе занятий и уход личности в себя вместо раскрытия и направленности в социум. Во-вторых можетвозникнуть протест против занятий творчеством, что так же может послужить основанием для выбора другого подхода.

Таким образом, ученые рассматривают термин «арт–терапия» как непосредственно визуальные методы работы, так и всю визуализацию или воплощение бессознательного мира творчества во внешний мир. На данный момент арт-терапия являеться универсальным средством лечения подходящим большенству людей в современном мире. Арт-терапия основана на самовыражении через искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. [8].

Обратимся к истории возникновения Арт-терпии. Как уже отмечалось ранее арт-терапия молодая наука. Она недавно стала использоваться в психологической, педагогической, социальной работе. Отправной точкой отчета стал запрос общества о помощи детям ставшими свидетелями печальных событий, после отгремевшей второй мировой войны, Первые попытки применить арт-терапию были предприняты с детьми, пережившими аресты и вывезенными из фашистских лагерей. Считается, что начало применения термина «арт-терапия» неразрывно связанно с именем Адриана Хилла (1938), английского врача и профессионального художника, который ввел его в употребление как прикладного искусства или терапии искусством. Введенный им термин стал обозначать всю работу, связанную с искусством в качестве лечения.[9] Оказавшись во время войны в госпитале, он обнаружил специфическую способность искусства исцелять душу больного. После чего преподавал искусство и живопись для больных. А. Хилл стал основателем 1964 г. Британской Асоциации Арт-терапевтов. Соратником и последователем А.Хилла стал Э. Адамсон (1911-1996) создавая свою коллекцию из творческих работ душевно больных, он отвергал терапевтичность работ пациентов, так как считал, что при этом большее значение отдается, прежде всего, субъективному восприятию другим человеком, что не отражает реальной картины пациента. Его идеи в настоящее время не поддерживаются.

Английской родоначальницей применения и еще большего раскрытия термина со стороны психотерапии «арт-терапия» стала М. Наумбург (1890-1983) [10] Неоценим ее вклад в науку, так как она впервые стала использовать искусство как самостоятельную отрасль терапии, а не как вспомогательное средство при лечении. Она отдавала большое значение совместной работе терапевта и пациента, считая, что общение на тему «продукта» творчества приводит пациента к пониманию образа созданного им. Созданная работа была для М. Намбург инструментом для общения терапевта и клиента. Она является автором «Динамически ориентированная арттерапия» одного из направлений основанном на психоанализ и извлечении бессознательных мыслей. Идея же непосредственной ценности самого «продукта» деятельности клиента принадлежит австро-американской художнице, Э. Крамер (1916-2014). Работая с детьми школы для мальчиков, Э.Крамер применяла как психоаналитический, так и метод лечения искусством ставя на первое место- само творчество. В 60-х годах, Дж. Райн так же использовала, прежде всего, художественную экспрессию как средство достижения самоосознания и самоактуализации личности. Она акцентировала особое внимание в своей работе на анализ клиентом своего творческого продукта. В дальнейшем клиентоцентрированный подход найдет развитие в идеях К.Роджерса(1951) А.Маслоу (1956) и станет одним из наиболее распространенных и в наши дни. [11]

Нельзя не отметить что база, на которой строили свои теоретические исследования, перечисленные ученые в начале развития арт-терапии принадлежит метрам психологии З.Фрейду(1856-1939) и К.Юнгу (1875-1961) положившим начало развития науки о природе человека. В первую очередь на осознание психических процессов повлияла созданная З.Фрейдом теория учения о бессознательном (психоанализ). Составной частью, которого наряду с рядом техническими приемами, имеющими целью вскрыть бессознательный смысл ошибоч­ных действий, скрытые мысли сновидения и.т.д. являлся метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до созна­ния пациента бессознательных психических содержаний.[12] Таким образом, внутреннее «Я» может быть выражено в визуальных образах за счет спонтанного творчества.[13] Исследуя, сновидения З.Фрейд пришел к выводу, что пациенту иногда проще выразить свои чувства на бумаге, нежели рассказать о них. Именно он сделал предположение о том, что это изображение может являться внутренним миром, сокрытым в глубине человека и спроецированным в социальную реальность. Позднее ученик З.Фрейда К.Юнг автор теории аналитической психологии. Где он в отличие от теории предшественника жизнедеятельностью личности руководят символы и образы. Это «духовные корни», которыми К.Юнг объяснял стремление человечества к творчеству и самосовершенству. Ему принадлежит идея о том, что тревожащие образы должны быть выведены из бессознательного, найдя отражение в реальности. Так на его взгляд они могли навредить человеку. Идеи З.Фрейда и К.Юнга прочно вошли в современную науку став базисом в психиатрическом сообществе. А основные положения и концепции классиков являются общепризнанными в деятельности психотерапевтов и психиатров[14].

Развитие идей метр психологии в дальнейшем приобрело значение в становлении гуманистической модели развития личности К.Роджерса(1951) А.Маслоу (1956). Идея поставить в центр терапии клиента принадлежит К.Роджерсу. Именно он направил вопрос о развитии психотерапии в новое русло, где контакт терапевта с клиента позволяет последнему расти и развиваться.[15] Таким образом, принятие и осознание понимания дает толчок для изменения личности. Дочь К.Роджерса Н.Роджерс (1928) развила эту теорию, создав «Человекоцентрированная терапию на основе экспрессивных искусств». На основании предложенных отцом принципов ориентации на личность она добавляет теорию, делая центральным в ней целительную силу искусства за счет арт-терапвтических методов. Так Н. Роджерс выделяет основной целью теории –« Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности» [16]. В свою очередь А.Маслоу создав иерархию потребностей движущих личностью, относит высшие потребности имеют огромную силу в жизни человека. Индивид постоянно стремиться восполнить недостающее, испытывая необходимость в самовыражении. По мнению А. Маслоу у людей больных нервозами эта способность блокируется, а вернуть здоровье можно за счет переживания катарсиса влияя на личность средствами искусства. В организации такой деятельности А.Маслоу видит задачу терапевта. Таким образом, выделяя причиной нервоза – блокирование творческой активности человека. [17]

В нашей стране этот термин стал использоваться совсем недавно. В ходе развития областей применения «арт-терапии» развивалось и складывалось само понятие о ней. В начале, как отмечает Л.Д.Лебедева[18] термин «арт-терапия», подразумевал под собой все виды деятельности искусством применяемые в терапевтических целях. В дальнейшем начали складываться две ветви «арт-терапии» в основе которых, лежали в первом случаи - отвлечение больного изобразительными средствами а и во втором – социализация, происходящая с человеком как итог терапевтической работы.

В 1926 г. в России вышла первая монография, посвященная арт-терапии - книга П. И. Карпова " Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники", В этой книге он рассматривает новый взгляд на творчество не со стороны как медицинском аспекте, а в рамках исторического и биологического ракурса. [19]. Его исследования были взаимосвязаны с исследованиями немецкого психиатра стоявшего у истоков исследования творчества душевно больных Г. Принцхорна. Он уделял большое внимание, социальному статусу больных, считая, что во время своего заболевания они не потеряны для общества, а наоборот творят иногда передовые вещи опережающие свое время и не понятные ему. [20] Наряду с Карпавым П.И. этими вопросами занимался Т.М. Перцева (1996). Обоих эти ученых можно назвать первыми авторами, опубликовавшими свои самые первые статьи в России. [21]. Также подобный опыт представлен в работах Бурно М. Е., 1989, 2006; Гаврилов В. В., 2005; Ионов О. А., 2004; Копытин А. И., 1999, 2001, 2002; Назарова Н. Р., 2008; Свенцицкая В. А., 2006, 2008; Хайкин Р. Б., 1992.[22] Однако в отличии от западных профессиональных арт-терапевтов Русские ученые исследующие арт-терапию зачастую являются психиатрами или психотерапевтами. С одной стороны это хороший старт в нашей стране для более точного изучения влияния искусства на человека. Дает старт для исследований с медицинской точки зрения. Повышает научную обоснованность в лечении психосоматических заболеваний. С другой, как отмечает Копытин А.И., создает риск для изменения самой сути-основы арт-терапии «творческого процесса». А так же подменой творчества логикой структурой последовательностью.[23]

Только в последнее десятилетие арт-терапия в России начинает позиционироваться как отдельное направление. Выходя из психотерапии и психиатрии. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа канд. мед. наук А.И. Копытина. В Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, профессора Д.М. Лебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере образования. Важную роль в развитии арт-терапии в России сыграли исторические предпосылки, такие как прекращение «холодной войны» и открытие «железного занавеса», которые позволили совершить обмен опытом в рамках различных подходов в теории и практике. Были поставлены вопросы о введении единых стандартов в подготовке Арт-терапевтов. Как отмечает Копытин Е.Е. « В настоящее время, можно

говорить о том, что арт-терапия обладает достаточно солидной теоретической базой, которую отличает мультидисциплинарный характер и тенденция к интеграции разнородных теоретических влияний»[24]

Обратимся к самому процессу творчества завораживающего ученых на протяжении столетий. Именно он является одним из важнейших инструментов воздействия арт- терапевтического метода. Создание нового и познание через него реальности положительный опыт принятия, получаемый в ходе сессий все это инструменты творческого воздействия терапии. Эти мысли отражены в трудах Выгодского Л.С. который, выделяет такие механизмы арт-терапевтического воздействия. Первый, по его мнению, состоит в том, что личность, перенося травмирующую ситуацию из бессознательного в реальность, может найти новое разрешение отреагированной ситуации. Второй выражается в изменении природы события " аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" [25].

Процесс творчества несет в себе изменения и создание нового. Зачастую, то насколько упешно будет проходить терапия, как отмечает Сусанина И.В. [26], связанно с возможностью клиента быть «креативным» клиента. Обратимся к определению этого понятия. В “Психологии общих способностей” В. Н. Дружинина[27] так говорит человеке, обладающем этими качествами характера: «Креативный - творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.» Е.Торренс[28] определяет креативность как возникновение особой чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предположений и формированием гипотез. С.Л. Рубинштейн рассматривает творческий характер мышления как проявление способности увидеть проблему в новом свете, рассмотреть ее с разных точек зрения[29].

Подводя итог значению понятия «креативность» в арт-терапевтической деятельности Сусанина И.В.[30] отмечает: «Креативность, является формой ниспровержения барьеров, разрушением границ и отвержением общепринятых правил». Неудивительно, что именно в контексте креативного процесса человек осознает и меняет свое отношение к миру. Человек, предоставивший себя творчеству и способный взглянуть на проблемную ситуацию с разных сторон смел, создать «новое». Таким образом, креативность становиться резервом личности. Благодаря нему человек может адекватно, быстро, творчески реагировать на изменения в нестабильном обществе. Таким образом, Арт-терапия, как процесс творчества предназначен для развития потенциала каждого человека.

Изменять себя и свои мысли в контексте арт-терапевтического воздействия можно, как отмечает Осипова А.А.[31], как в активной, так и в пассивной форме. В рамках непосредственного участия человека – активной формы арт-терапии, задача клиента быть творцом. Созидая объект, личность переносит свои переживания, невысказанные проблемы и причины их появления из бессознательного в реальность. Это становиться в итоге новым взглядом на нее. Взгляд плоды творчества позволяет человеку понять самого себя. В другой, пассивной форме арт-терапии клиент выступает в роли наблюдателя, сравнивая на арт-терапевтических сессиях свои эмоции с эмоциями других людей, и информацией, которую они передали через язык произведений искусства. Так же как отмечает Кисилева М.В. существует понятие – смешанной формы работы, где клиент, просматривая материал пассивно, то есть, уже созданных продуктов творчества реализовывает свой потенциал и создает свое уникальное видение ситуации. Не смотря на разные подходы к преподнесению и анализу информации обе формы работы, находят единения на наш взгляд в конечной цели- осознанию и принятию самого себя клиентом.

Остановимся подробнее на основных целях, которые ставят перед собой арт-терапевты. В книге «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» Кисилева М.В[32] отмечает, что к основным целям арт-терапии относятся:

1. Акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2. Создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

3. Помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

В книге «Общая психокоррекция» Осипова А.[33] вносит ряд новых целей в предложенные Кисилевой М.В. дополняя и расширяя их:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом.

6. Развить чувство внутреннего контроля.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Таким образом, процесс арт- терапевтической работы целителен по своей природе: осознание реальности с помощью открытия нового продукта, эмоциональная реакция возникающая в результате, полное принятие в отношениях с терапевтом. Результат творчества находящийся в положителном внимании терапевта или группы приводит к повышению самооценки клиента, что положительно сказываеться на динамике улучшений.

В процесе становления и развития арт-терапии выделилось два подхода в рамках которых она существует и сейчас. Рудестам [34] выделят направления, как психодинамическая арт-терапия и гуманистическая арт-теарпия.

Таблица 1.

Подход Основные положения. Техникики работы.
Психодинамический (М.Наумбург, Е.Крамер Г.Вассилиоса)   Творчество используется как вспомогательное средство для осознания, вытесненного в бессознательное материала, как отправная точка для психоанализа. В процессе творчества участники используют ассоциации в безоценночной атмосфере принятия, чтобы понять себя. Рисование «вербальных маркеров»(«Срах», «тревога», «удивление»), Создание «групповых фресок», «создание всеобщего группового образа»,
Гуманистический (Шарлотта Бюлер, Роджерс Н, Джейн Рин, Элин Рапп) Важен сам процесс творчества, конечный результат вторичен. В рамках гештальттеории: создание продукта искусства приобретает такой опыт, который, является составляющей ежедневного процесса осознания человеком своего настоящего. «Нарисовать ощущение», «Рисование портрета»( Д.Рин), «Образование «моста» невербальной коммуникации»

Таким образом, можно сказать, что представители обоих подходов имея одну цель - раскрытие и акцентирование человека на внутренних переживаниях и эмоциях используют разные средства. Так, в психодинамическом главным становиться, прежде всего, продукт творческого самовыражения, а в гуманистическом, непосредственно процесс познания мира и творческой реализации индивида.

На сегодняшний день арт-терапия представляет альтернативный способ работы как с тяжело больными пациентами в рамках больниц, так и эффективный способ преодоления внутренних конфликтов в рамках сохранности психологических функций головного мозга. Арт-терапия проста и понятна. Она используется как в семейных отношениях, в детско-родительской сфере, так и как инструмент работы с дошкольниками и школьниками, пожилыми людьми, бездомными, жертвами насилия, Арт-терапия перестала быть расширением трудовой терапии и стала самостоятельной профессией имеющей свою философию и методы обучения. [35] Обратимся более подробно к основным видам арт-терапии и рассмотрим их применения и основные концепции влияния на личность по Кисилевой М.В.[36]

Таблица 2

Вид Определение Сфера применения
Изотерапия (Э.Крамер, В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно, О.А. Кабанова, ) Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Главное средство воздействия - «сублимация».Транформация либидозной энергии в творческую. Прменяют при невротических психосоматических нарушениях, у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Сказкотерапия (Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич- Евстигнеева) Это метод, использующий сказочную форму для, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия личности с окружающим миром. Главным средством психологического воздействия является по Вачкову И.В. – «метафора». Применяют в работе страхами, агрессивностью, гиперактивностью, агрессией, при проблемах с семьей, потери близких, случаи с физическими трудностями(едой, энурезом и.т.д.)
Музыкотерапия ( Эскироль, Джеймс Л. Швабе, Келер, Кениг, В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, В.Петрушин, ) Это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроиз- ведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. - отклонения в развитии; - эмоциональная нестабильность; - поведенческие нарушения; - сенсорный дефицит; - спинно-мозговые травмы; - психосоматические заболевания; - внутренние болезни; - психические отклонения; - афазия; - аутизм.  
Танцевальная терапия. ( Р. Лобан, В. Райха и А. Лоуэна. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И., Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю, Старк А. и Хендрикс К, абунская В. А., Шкурко Т. А) Это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Любое напряжение или конфликт выражается в определенной группе мышц. Воздействие на них освобождает энергию, решая проблему. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.
Игровая терапия ( Чарлз Шефер., В.Окландер., В.Экслайн, Дж. Стивенса, С. Эйлин Тейсс.) Это психокоррекционное использование игры. Она оказывает сильное влияние, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий. С взрослыми – Песочная терапия. Развитие личности, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения,

 

Необходимо отметить, что это лишь часть из приведенного множества видов арт-терапии. Мы намеренно не включили в данную таблицу «Фототерапию», которую выделяет Кисилева М.В. [37] как и Копытин А.И. и Свистовская Е.Е. [38] Что связанно с нашим взглядом на этот вид терапии как на пассивный вид изотерапии. Отметим, что например Осипова А. [39] выделяет наряду с описанной нами «Сказкотерапией», выделяет такие виды как «Библиотерапия» и «Сочинение историй» и «Куклотерапию». Так в рамках «Библиотерапии» человеку предоставляется литература с целью коррекции его эмоционального состояния. А в случае «Сочинения историй» название метода говорит само за себя. Стоит лишь отметить что, по мнению Осиповой А.А. этот вид терапии используется для достижения большего вдохновения в творчестве через вербализацию образов клиента. «Куклотерапия» базируется на процессе идентификации ребенка с героем. Так же кукла может выступать предметом улучшающим установление раппорта[40]. Лебедева Л.Д. Выделяет наряду с «Танцевальной» терапией «Телесно-двигательную» терапию, что является согласно Рудестаму К.Э. [41]. частью «Телесной терапии» в рамках которой участники обращают свое внимание на телесные процессы. Основной принцип ориентация на тело. Не смотря на различие в трактовке все виды арт-терапии объединяет, то, что они рассматривают искусство как метод регенерации и и интеграции личности.

На сегодняшний день арт-терапия имея основательную теоретическую базу, решает широкий спектр проблем. В начале возникновения Арт-терапия применялась в рамках больниц. Сейчас она находит отклик в работе с широкими слоями населения, все больше отдаляясь от психотерапии, в рамках которой возникла. Перечислим лишь часть из эффективно решаемых арт-терапией задач: кризисные ситуации, травмы, потери, психосоматические расстройства, стресс, депрессия, тревожность, чувство одиночества, низкая самооценка, неудовлетворенность семейной жизнью. Не смотря на кажущуюся доступность применения и легкости метода, важным фактором работы является подготовка терапевта. Именно от его профессионализма арт-терапевта зависит работа с высвобожденной в ходе тренинга энергией и направление ее в конструктивное для человека русло. Несмотря на это арт-терапия является творческим методом. Современные тенденции все большего отхода от психоанализа открывают для арт-терапевтов новые горизонты работы. Так же нельзя не отметить, что проанализировав литературу по данной тематике, по-прежнему остается открыт вопрос о механизме целительного воздействия на человека. Что заставляет ученых 21 века еще больше интересоваться этой отраслью психологической науки.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 46. Маркетинг в АПК, организация марк. исследований.
  2. I.2. ОРГАНИЗАЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  3. II. 30. Организация земельной территории с/х предприятий и показатели эффективности ее использования.
  4. III. 44.Организация управленческого труда.
  5. III. Организация выполнения курсовой работы
  6. V. Организация деятельности Следственного комитета
  7. V1: Основания для проведения экспертизы Организация и порядок проведения товарной экспертизы
  8. X. Организация работы с документами в делопроизводстве
  9. Аттестация, ее сущность и организация
  10. Валидность психологического исследования. Виды валидности. Основные угрозы валидности эксперимента в психологии.
  11. Ведет ли аудиторская организация в процессе аудита специально поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности?
  12. Вновь созданная организация оформляет учетную политику не позднее


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь