Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обвинительная и защитительная речь



 

Обвинительная речь. Главная задача обвинительной речи прокурора- дока­зать факт преступления и виновность подсудимого, обосно­вать правильность предъявленного ему обвинения. Проку­рор помогает суду установить истину по делу, принять правильное решение, способствует формированию внут­реннего убеждения судей. Выступление прокурора с ре­чью — один из наиболее ответственных этапов его обвини­тельной деятельности, направленной на разоблачение преступления и предание суду виновного.

Сила прокурорской речи заключается в доказательнос­ти основных положений, обоснованности выводов, желез­ной логике фактов. Ее содержание, структура, последова­тельность изложения материала, соотношение отдельных частей определяются особенностями рассматриваемого дела, характером представленных доказательств, а также во мно­гом зависит от личности самого оратора, его квалификации, профессионального мастерства, владения ораторским ис­кусством и т. д.

Однако следует иметь в виду, что многовековая практи­ка судебных выступлений выработала общие структурные части обвинительной речи, знание и использование кото­рых позволяет оратору эффективнее добиться поставлен­ных целей. Приведенная ниже примерная схема обвинительной речи рекомендуется во многих работах по судебному красноре­чию и юридической психологии:

1. Вступительная часть.

2. Изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела).

3. Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

4. Характеристика личности подсудимого и потерпев­шего.

5. Обоснование квалификации преступления.

6. Соображения о мере наказания.

7. Рассмотрение вопросов, связанных с возмещением причиненного преступлением материального ущерба.

8. Анализ причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления, и предложения по их устранению.

9. Заключение.

Защитительная речь. Л. Е. Владимиров рекомендует защитникам при постро­ении речи руководствоваться следующими правилами:

1. Защитник в речи своей должен окончательно и в пол­ном объеме раскрыть перед судом систему своей защиты. Он должен опровергнуть те положения обвинения, которые направляются против системы защиты. Если отвергается самый факт совершения преступления, то главное содержа­ние речи и будет состоять в опровержении основ обвине­ния подсудимого в совершении преступного действия.

2. Если защита, вследствие признания подсудимого, что он действительно совершил преступление, основывается на том, что он был приведен к своему образу действий ходом жизни, несчастным стечением обстоятельств, душевным негодованием, психической болезнью, то части речи сло­жатся у него сообразно этим оправданиям.

3. Система в речи, произносимой после судебного след­ствия, должна заключаться в постоянном изложении тех пунктов дела, от решения которых зависит исход дела. Это система не научная, а практическая, система важнейших кусков судебного следствия. Ко времени речей сторон, у присяжных и судей уже складывается мнение о деле, но оно еще не оформилось окончательно.

Защитительная речь адвоката, как правило, включает следующие составные части: 1) вступление; 2) анализ фак­тических обстоятельств дела; 3) анализ юридической сто­роны предъявленного обвинения; 4) характеристика лично­сти подсудимого; 5) заключение.

 

 

20. Этапы подготовки речи (риторический канон)

 

Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

2) расположение, или композиция, материала (dispositio);

3) словесное выражение, или дикция (elocutio);

4) память, запоминание (memoria);

5) исполнение, произнесение (actio).

Созвучно этому делению Н. Ф. Кошанский, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, определял риторику как науку об изобретении, расположении и выражении мыслей.

Первый этап риторического действия по античному канону (inventio) соответствует запрету на создание нетворческой речи, на отсутствие в речи умственного усилия, «умственной восприимчивости», «изобретения», «нахождения истины». Изобретение – это рефлексия субъекта, осмысляющего объективную реальность, единственный способ плодотворного продолжения культурного диалога.

Диспозиция (dispositio) означает организацию, построение речи как целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Платон сравнивал речь с живым организмом: всякая речь должна быть составлена, словно живое существо у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Аналогичными частями речи являются вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы.

Третий этап риторического действия – выражение – означает словесное оформление речи, отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами. Владение языковой культурой подразумевает умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики.

Память как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, еще и духовным измерением и осмыслением.

Произнесение – последний этап риторического канона, проявляющийся в речевом действии. Оно использует всю палитру вневербальных выразительных средств, прежде всего интонацию и язык тела. Речь активна, она устремлена к действительности, к практике общения, служит организации целенаправленного поведения.

Все этапы риторического канона работают на «убедительность» лишь в системе, т. е. единстве взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов. В целом они реализуются в речи. Идеал античного оратора объединял в себе такие характеристики, как мудрость философа и тонкость диалектика, язык поэта и память юриста, голос и пластическую грацию трагика.

 

21. Использование этапов подготовки речи современными юристами

 

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

· выбор темы и определение целевой установки;

· подбор материалов;

· изучение и анализ отработанного материала;

· разработка плана выступления, работа над композицией;

· написание текста выступления;

· овладение материалом выступления.

Схема речемыслительного механизма.

1) Мотивация – в начале любого высказывания лежит мотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствует план действия.

2) Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаем является возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.

3) Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход от внутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.

Выделяют следующие этапы устного выступления:

1. Докоммуникативный этап подготовки ораторского выступления, включающий изучения материала дела, определения целевой установки, подбор аргументов, логическую организацию материала, работу над языковым оформлением текста.

2. Коммуникативный этап – запоминание в процессе тренировки, воспроизведение речи.

3. Посткоммуникативный этап – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:

- полноты реализации замыслов; - логики изложения.

Однако для подготовки речи судебного оратора последовательность действий несколько иная.

Подготовка судебной речи начинается с изучения материалов дела. Желательно начать изучение дела с первичных документов, доказательств и т.д. и только после этого приступать к изучению процессуальных документов (в случае, если таковые имеются в деле). Такая последовательность в изучении дела хороша тем, что в процессе изучения документов юрист вырабатывает свое отношение к предмету речи, формирует свою точку зрения относительно обстоятельств дела, анализирует свои мысли.

Затем изучаются иск, отзыв на иск и иные процессуальные документы.

После изучения материалов дела определяется тема речи и целевая установка. Без целевой установки не произнести хорошей речи. Целевая установка в каждом судебном процессе зависит от конкретных обстоятельств дела, от позиции оратора по делу.

Судебные речи помогают составу суда: выявить спорные, противоречивые факты; лучше разобраться в фактических и юридических обстоятельствах дела.

Речь юриста не может быть чтением письменного текста (иска, отзыва иного процессуального документа). Выполнить функцию воздействия в судебном заседании может только устная выразительная и эмоциональная речь. Исходя из сказанного выше работа оратора над речь может быть представлена следующим образом:

1. Изучение материалов дела;

2. Определение целевой установки. Анализ позиции по делу. Запрос необходимых документов;

3. Анализ доказательственной базы. Изучение судебной практики;

4. Систематизация материалов дела;

5. Подготовка рабочего плана;

6. Работа над композицией речи;

7. Работа над текстом речи (письменно/мысленно).


Поделиться:



Популярное:

  1. БИЛЕТ 30. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.
  2. Брюссельский 1948г. и Атлантический 1949 г. пакты. Фултонская речь У. Черчилля.
  3. В неделю двенадцатую по Пятидесятнице (Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
  4. Введение. Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме.
  5. Вопрос 33. Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная.
  6. Исправьте разговорно-бытовую речь, стилизованную под канцелярскую.
  7. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ
  8. Ми кот-го можно пренебречь в условиях данной задачи
  9. Монологическая речь всегда экспрессивна, поэтому тропы всегда соседствуют с эмоционально-оценочной лексикой и применяются вместе с другими средствами речевой экспрессии.
  10. ПЕРЕХОД ОТ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА К УСТНОМУ: ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА, ИНСТРУКЦИЯ, РЕЧЬ-БИОГРАФИЯ НА МЕМОРИАЛЬНОМ СОБРАНИИ
  11. Почему в Междуречье почти не осталось памятников древней архитектуры?


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1899; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь