Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Порядок проведения государственного экзамена



Программа

Государственного экзамена

 

по специальности 070601

«Дизайн»

Наименование дисциплины «Теория и история дизайна»

Москва

 

Утверждено советом факультета дизайна и визуальных искусств

Протокол №___2____ от «__13_»__октября___________2011г.

 

Автор-составитель:

Сокольникова Н.М. доктор педагогических наук, профессор

 

 

1. Общие требования

К государственному экзамену

 

 

Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС ВПО) образовательной программы подготовки специалистов 070601 «Дизайн», раздел 7.1.3. «Требования к государственному экзамену»: Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения. Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин, как «История» и «История искусств», «История искусств» и «История дизайна», «Философия» и «История искусств» и др.

В программу государственного экзамена «Теория и история дизайна» на факультете дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова вошли вопросы по следующим дисциплинам «Теория и методология проектирования в дизайне», «История дизайна», «История культуры и искусств».

Содержание программы отражено в трех отдельных блоках, которые включают в себя вопросы вышеназванных дисциплин в объеме, необходимом для решения творческих и научно-методических задач, стоящих перед специалистами дизайна.

Программа государственного экзамена по дизайну: полностью отвечает требованиям, предъявляемым к требованиям к выпускнику по образовательной программе (ГОС ВПО 070601 Дизайн).

 

Требования к знаниям

Специалист должен знать

 

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач;

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

В области гуманитарного и социально-экономического знания:

- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а так же уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

 

По общепрофессиональные дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по виду творчества, так и смежных областях культуры и искусства;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства и культуры;

- понимать специфику выразительных средств различных видов дизайна;

- владеть практическими навыками;

 

По специальным дисциплинам:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру;

- уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями преподавать собственный опыт и навыки по созданию дизайнерских проектов.

 

 

Порядок проведения государственного экзамена

 

Нормативные положения (допуск, пересдача и т.д.)

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (от 25.03.2003 №1155) «Положение о текущем контроле, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся»

Форма проведения экзамена, продолжительность.

Государственный экзамен проводится в сроки, предусмотренные учебным планом по специальности «Дизайн» и графиком учебного процесса.

Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме. Экзаменуемые получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой экзамена.

До проведения экзамена проводятся консультации по всем дисциплинам: «История дизайна», «История искусств», «Теория и методология проектирования в дизайне».

2.3 Критерии формирования оценки, сроки доведения оценок до студентов.

Результаты государственного экзамена оцениваются по пятибалльной системе. Результаты экзамена объявляются в тот же день. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами.

Возможность апелляции.

Апелляции по экзамену принимаются в день объявления оценок. Апелляции, поданные после указанного срока, не принимаются. Ответ на апелляцию дается аттестационной комиссией не позднее 18 час следующего дня.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Блок 2. История дизайна

1. Промышленная революция и ее роль в формировании дизайна как нового вида проектной деятельности во второй половине ХIХ века. Викторианский стиль в дизайне (Великобритания, Европа, США, Россия).

2. Первые теоретические и практические поиски новых концептуальных подходов к дизайну промышленных изделий и печатной графики. Движение искусств и ремесел в Великобритании и США. Деятельность Абрамцевского художественного кружка в России.

3. Модерн как новый синтетический стиль в дизайне интерьеров, предметов быта, графическом дизайне. Национальные особенности его проявления во Франции, Германии, Австрии, России и Испании.

4. Влияние авангардных течений в искусстве начала ХХ века на развитие графического дизайна. Итальянский и русский футуризм. Немецкий экспрессионизм и Дадаизм.

5. Идеи раннего модернизма в плакатной графике Германии и Великобритании. Неопластицизм и группа Де Стиль.

6. Школа русского конструктивизма. Эль Лисицкий, В.Татлин, А.Родченко, В.Маяковский, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги.

7. Реформы художественного образования в Советской России: ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

8. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. Три этапа в истории становления школы, основные преподаватели и их идеи.

9. Ар-деко – декоративное искусство новой буржуазии и его влияние на стилеобразующие принципы в дизайне между Первой и Второй мировыми войнами. Стримлайн в промышленном и графическом дизайне.

10. Дизайн в 1940-е годы. Агитационный плакат. Развитие инфографики (система Изотайп, журнал Форчун). Модернизм середины века (Алвин Люстиг, Герберт Мэттер).

11. Принципы функционализиа в промышленном дизайне послевоенных лет. Швейцарский интернациональный стиль в графическом дизайне (1950-е - начало 1960-х).

10. Наиболее яркие представители модернизма второй половины ХХ века: Вим Краувель, Массимо Виньелли, Пол Рэнд.

11. Первые альтернативы модернизму. Поп-арт, оп-арт и психоделия в дизайне 1960-х.

12. Концептуальная иллюстрация 1970-х. Студия Пуш-пин (Милтон Гластер и Сеймур Хваст). Герб Любалин и шрифтовой дизайн 1970-х.

13. Новые тенденции в промышленном дизайне 1970-х: антифункционализм, хай-тек. Стиль панк в графическом дизайне Великобритании и Швейцарии 1970-х: особенности и различия.

14. Постмодернизм и понятие деконструкции в дизайне 1980-х. Группа Мэмфис, Эприл Грейман, Вилли Кунц.

15. Графический дизайн новой волны и цифровая революция второй половины 1980-х – начала 1990-х. Невил Броуди, Девид Карсон, Зузанa Личко.

16. Развитие дизайна в 1990-е годы. Теория контролируемого хаоса, «Why not associates». Ретро элементы в дизайне Полы Шэр. Новые технологи в компьютерном дизайне и их влияние на графический дизайн.

17. Графический дизайн на современном этапе: ярке представители, характерные особенности, актуальные тенденции развития.

18. Национальные школы в дизайне на современном этапе (Япония, Иран, Латинская Америка, Китай и др.).

19. Исторические этапы становления дизайна в России: проблемы и перспективы развития.

20. Поиск новых концептуальных и технологических подходов к дизайну упаковки в ХХ в. Взаимозависимость технических и эстетических аспектов инновационного дизайна.

21. Основные вехи развития типографики в ХХ в. Эволюция средств шрифтового набора и их влияние на графический дизайн.

22. Этапы и перспективы развития рекламной графики в дизайне ХХ века. Художественный опыт и индивидуальные творческие методы в рекламе.

23. Эволюция концептуальных подходов к созданию фирменного стиля в графическом дизайне ХХ века.

24. Основные этапы развития промышленного дизайна в ХХ веке. Влияние уровня развития науки и техники на процессы формообразования.

25. Влияние основных стилевых течений и направлений в искусстве ХХ века на (графический) дизайн.

26. Развитие комиксной культуры и ее окончательная интеграция в графический дизайн.

28. Становление и основные этапы развития графического дизайна в контексте истории проектной культуры. Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в графическом дизайне. Эволюция профессии и типология объектов графического дизайна.

29. Постсоветский дизайн: творческие направления, региональные школы, мастера.

 

Блок 3. История культуры и искусств

 

1. Взаимосвязь всемирной истории и истории искусства. Искусство как образное постижение мира. Искусство в жизни человека. Пути исторического развития культур различных стран и регионов.

2. Искусство в системе культуры. Виды искусства и их классификация. Пространственные или пластические виды искусства, временные виды искусства, пространственно-временные или синтетические виды искусства. Место дизайна в современной классификации искусств.

3. Категории искусства: стиль, жанр, направление, течение, художественный образ.

4. Культура и искусство первобытного общества.

5. Искусство и культура предметного мира Древнего Египта.

6. История и мировое значение культуры и искусства Древней Греции. Архитектурные и скульптурные памятники. Вазопись.

7. Культура и искусство Древнего Рима. Основные этапы развития: Этрусская культура, царский период, период республики, период империи. Синтетический характер древнеримской культуры. Архитектурные памятники Древнего Рима. Расцвет скульптурного портрета.

8. История и своеобразие развития культуры и искусства древней и современной Индии.

9. Древняя и средневековая культура и искусство Китая.

10. Традиционная культура и искусство Японии.

11. Западноевропейское искусство в Средние века: архитектура, станковое и декоративно-прикладное искусство. Романское и готическое искусство.

12. Эпоха Возрождения в Западной Европе. Мастера Высокого Возрождения и их творчество (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти).

13. Синтез стилей в творчестве выдающихся европейских мастеров (Караваджо, Веласкес, Рембрандт).

14. Культура Западной Европы в Новое время. Полистилистический характер художественной культуры: слияние барочного и ренессансного мироощущения. Барокко в архитектуре (Л. Бернини). Развитие барокко в живописи (П.Рубенс, Я.Йорданс и др.).

15. Стиль рококо в европейской архитектуре и живописи.

16. Эстетика классицизма как отражение рационального начала. Античная классика – образец для подражания. Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Живопись как отражение возвышенной красоты и гармонии (Н.Пуссен, К. Лоррен). Характеристика стиля ампир в европейской архитектуре, скульптуре и живописи.

17. Передача мимолетных впечатлений как творческий метод. Импрессионизм в живописи (К. Моне, П.О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.) и скульптуре (О. Роден).

18. Постимпрессионизм в живописи (П.Гоген, В. Ван Гог, П.Сезанн).

19. Искусство эпохи Просвещения: сочетание просветительского реализма и высокого классицизма с сентиментализмом, барокко и рококо.

20. Романтизм как многогранное направление в развитии европейской культуры XIX века. Романтизм в изобразительном искусстве (Т. Жерико, Э.Делакруа, О.Домье).

21. Арт-нуво. Рождение стиля Модерн. Философия Модерна. Творчество великих мастеров модерна (А.Гауди, А.Муха).

22. История больших художественных стилей от античности до начала ХХ в.

23. Искусство Древней Руси. Византийские традиции как основа формирования русского искусства. Великие мастера древнерусской иконописи. Отражение миром древнерусской иконописи высших общечеловеческих ценностей.

24. Русское искусство ХVШ-ХIХ вв. Самобытность русского искусства и его связь с развитием Российского государства.

25. Критический реализм в русской скульптуре и живописи (И.Е. Репин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, М.М. Антокольский, С.Т. Коненков и др.).

26. Влияние западноевропейских тенденций в развитии культуры на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства в ХVП-ХIХ вв.

27. Мировое искусство в конце ХIХ и начале ХХ вв. и факторы, повлиявшие на его формирование.

28. Искусство первой половины ХХ века в России. Основные школы, течения и направления.

29. Тенденции развития современного мирового изобразительного искусства: реализм, модернизм, постмодернизм, масс-культура; особенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ в.

30. Направления, теории и мастера в русском и зарубежном изобразительном искусстве конца ХХ в.

31. Значение орнамента в истории культуры. Виды орнамента. Знак, образ и символ в орнаменте. Стилизация. Орнамент и современный графический дизайн.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие. – М, 2006.

2. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. – М., 2006

3. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1, 2. Учебник для вузов. – М., 2003.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. – М., 2006.

5. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Т. 1, 2. Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Сокольникова Н.М. Стили в искусстве. – М., 2006.

7. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль. – М., 2006.

8. Черневич Е. Графический дизайн в России. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Адамс С. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел». – М. 2000.

2. Воронов Н.В. Российский дизайн Т. 1-2. – М. 2001/

3. Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник /Под ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М. 2004

4. Искусство дизайна – с компьютером и без…/Пер. с англ. М., 2004.

5. Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. – М. 2003.

6. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. – М., 2000.

7. Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне: Источники дизайнерских идей. – М., 2010.

8. Михайлов С.М. Основы дизайна. – М. 2002.

9. Михайлов С.М. История дизайна. – М. 2004.

10. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. – М 2002.

11. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. – М. 2004.

12. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна. – М. 2003

13. Русский графический дизайн 1880-1917. – М., 1997.

14. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. – М., 1995.

15. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М. 1995.

16. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. – М. 2004.

17. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825-1918. М., 2005.

18. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. – М. 2004

Журналы: «Арт-хроника», «Искусство», «Табурет», «Мир дизайна», «Ландшафтный дизайн», «Интерьер», «Интерьер дайджест», «Тара и упаковка».

Требования к творческой части дипломной работы.

Требования к теоретической части дипломной работы.

Теоретическая часть включает: введение, две—три главы, заключение, библиографию. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи дипломной работы, показывается теоретическая и практическая значимость темы. В первой главе освещается история вопроса, т.е. сведения из истории выбранного вида дизайна, подкрепленные высказываниями выдающихся теоретиков, дизайнеров, архитекторов, художников и др.; приводится материал о значении тех изобразительных средств, благодаря которым достигается художественная выразительность проекта. Во второй главе показывается весь ход работы над дипломным заданием.

В заключении формируются выводы по результатам дипломной работы.

Библиография содержит перечень используемой литературы (не менее 50 наименований, расположенных в алфавитном порядке с указанием автора, места и года издания).

Иллюстрации (фотографии, репродукции, ксероксы, эскизы, последовательность выполнения творческой части проекта, рисунки и др.) могут быть размещены как рядом с текстом, так и в качестве приложения. Объем приложения не ограничен.

 

Часть II.

2.1 Структура и содержание выпускной квалификационной работы.

Примерная структура выпускной квалификационной работы, как правило, включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Оглавление представляет собой последовательное наименование всех частей дипломной работы с указанием порядкового номера страницы, с которой начинается изложение каждой части.

Введение - ответственная часть научного исследования, в которой представлен его научный аппарат. Во введении обосновывается актуальность выбора темs исследования, определяется его проблематика, задается цель исследования, ставится ряд задач, обозначаются теоретические и методологические основы исследования, представляется совокупность методов, используемых для решения поставленных задач и определяющих логику исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость.

Основная часть должна строго соответствовать выбранной теме, а содержание глав – их названиям. Количество глав, параграфов строго не регламентировано, поскольку служит формальным показателем логической последовательности и взаимосвязанности излагаемого материала, однако не рекомендуется его чрезмерно мелкое дробление.

Первая глава выпускной квалификационной работы, носит теоретический характер, и представляет собой развернутый обзор существующих мнений, взглядов, подходов к изучению представленного явления, отражает сложившиеся теоретические основы и тенденции его изучения. Первая глава включает анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной дипломником методики исследования. Здесь необходимо продемонстрировать не только знание литературы по исследуемым вопросам, но и умение (либо его отсутствие) систематизировать источники, критически их рассматривать, выделяя существенное, оценивать ранее сделанное, выделять главное в современном состоянии проблемы.

Вторая глава дипломной работы носит практический характер. В ней описывается ход выполнения дипломного исследования, последовательность выполнения практической части, показываются эскизные поиски и окончательные варианты проекта.

Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания. При необходимости количество глав может быть увеличено до 3—4-х.

Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с использованием источников, возникающие, как правило, в связи с неправильным пониманием (и как следствие – использованием) метода теоретического анализа. Простое перечисление источников малоинформативно. Целесообразно проанализировать несколько наиболее распространенных теоретических подходов к тому или иному явлению, сопоставить их, а более подробно остановиться на том, который представляется наиболее авторитетным. Для подтверждения собственных выводов обязательно следует приводить высказывания ученых-предшественников. В то же время нет необходимости перегружать текст исследования длинными цитатами. Вполне достаточнопересказать своими словами суть того или иного подхода и обосновать (с точки зрения поставленной цели и решаемых задач) свой выбор. Если требуется точное воспроизведение текста цитируемого автора, следует помнить основные правила цитирования. Не рекомендуется в качестве источника использовать учебник (научное исследование предполагает более глубокое погружение в исследуемую проблему).

Заключение — последовательное, логически стройное изложение итогов исследования и их соотношения с целью и поставленными задачами, сформулированными во введении.

Приложение – это необходимая часть работы, которая, как правило, носит вспомогательный, справочный характер. В приложениях могут быть представлены краткие описания используемых методик, образцы документации, различного рода таблицы и графические материалы. Часто наиболее значимые фрагменты приложений используются в виде раздаточного материала, предлагаемого членам аттестационной комиссии.

Размер шрифта.

1.1.Пользоваться текстовым редактором Microsoft Word для набора текстов и редактором Microsoft Excel для составления электронных таблиц.

1.2.Основной текст набирается шрифтом Times New Roman, Arial или им подобным; размер шрифта выбирается равным 14. При оформлении таблиц, схем, подписей к ри­сункам для лучшего восприятия размер шрифта может быть уменьшен на 2—4 пункта.

1.3.Математические формулы необходимо набирать тем же шрифтом, что и окружающий их текст с использованием «Редактора формул» (Microsoft Equation, или MathType).

1.4.Для оформления заголовков можно использовать полужирные и/или курсивные шриф­ты, а также шрифты с подчеркиванием, размер которых может превышать размер ос­новного шрифта.

1.5.Если в тексте необходимо выделить отдельные слова или фразы, рекомендуется выде­лять их полужирным шрифтом и/или курсивом того же размера, что и окружающий текст. Не рекомендуется использовать шрифт с подчеркиванием.

Оформление рисунков и таблиц.

3.1.Для наглядности в документ включаются различные схемы, диаграммы, чертежи, ри­сунки, таблицы и т.п., ссылки на которые должны быть сделаны непосредственно перед или сразу после их появления в тексте.

3.2.Все рисунки (а также диаграммы, схемы, чертежи) должны быть пронумерованы и иметь подрисуночные подписи, расположенные по центру под рисунком. После назва­ния рисунка точка не ставится. Если во всем документе имеется всего один рисунок, его можно не нумеровать.

3.3.Все таблицы обязательно должны быть пронумерованы. Некоторые таблицы также мо­гут быть озаглавлены. Единственная таблица в документе может не нумероваться. На­звания таблиц и их номера пишутся в правом верхнем углу. После подписи таблицы точка не ставится.

3.4.Ширина таблицы не может превышать ширину полосы набора текста на странице. Если большая таблица не умещается на одну страницу, то она должна быть разбита на несколь­ко таблиц, по одной на страницу. Первая таблица нумеруется как указано в п. 3.3, в пра­вом верхнем углу остальных пишется «продолжениетаблицы 1».

3.5.Если 8 документ необходимо поместить широкую схему, рисунок, диаграмму и т.п., ее можно поместить на отдельную страницу, ориентированную альбомно.

 

Оформление списка литературы.

Список использованной литературы (библиография) является обязательнымструктурным элемен­том теоретической части диплома и располагается в его конце.

Все литературные источники располагаются в библиографическом списке в определенном порядке. Сначала следует перечень специальных трудов по теме. Он может составляться по алфавитному принципу (первые три буквы автора статьи или книги), хронологическому (по годам издания) или предметному (по разделам работы, по вопросам, которые в нем затрагиваются).

Сведения о каждой книге или статье даются также в определенном порядке: фамилия и инициалы автора, название книги или заглавие статьи, место издания, издательство, год. Для статей в журналах, газетах, сборниках после заглавия указываются также название издания, номер и страницы, где помещена данная статья.

Когда речь идет о сборнике или капитальном труде, в котором участвуют несколько авторов, следует назвать научного редактора. Если книги имеет группу авторов (указанных на обложке или титульном листе), то перечисляются только три первых из них.

В некоторых случаях в библиографии необходимо упоминающимся трудам дать краткую аннотацию, подчеркнув в ней все важные для решения темы материалы. Можно также составить аннотированную картотеку всех или только наиболее значительных трудов по теме и поместить ее в виде отдельного приложения.

Если при работе над темой использовались архивные материалы, они также перечисляются, но в отдельном списке.

В тексте дипломной работы должны даваться ссылки (сноски) на использованные автором литературные, архивные и другие источники. Если это не точная цитата, а пересказ мысли другого автора, кавычки не нужны, но сноска внизу страницы обязательна. В сносках указываются: фамилия и инициалы автора, название статьи или книги, место издания, издательство, год, страница. Если источником послужила статья из периодического издания, то сообщается номер журнала и страница в нем, на которой находится данный текст. Так же делаются ссылки и на архивные материалы.

Еще один вид применяемых в тексте ссылок — это указание на иллюстрации в тех местах, где по смыслу необходимо обращение к ним. Большей частью называются номера иллюстраций, даваемых в приложении. Они проставляются в скобках в соответствующих местах текста.

В конце работы после библиографии помещается список всех иллюстраций. В нем сообщаются необходимые сведения о каждом репродуцированном произведении: автор, название, материал и техника исполнения, размеры подлинника, время создания и место хранения (музей, картинная галерея, частная коллекция, город и т.п.). Эти же сведения даются в подписи под каждой иллюстрацией.

На все литературные источники должны быть ссылки в тексте следующим спосо­бом: в квадратных скобках указывается номер соответствующего источника по списку литературы, например [10], если ссылка на один источник, или [3, 5, 6], если ссылка на несколько источников.

Кроме этого, могут быть сноски на каждой странице.

Литературные источники в списке располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора и оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1-84.

Ниже приведены образцы библиографического описания наиболее часто встре­чающихся литературных источников.

Книги:

1. Черный Г.Г. История дизайна. М.: Наука. 1988. 424 с.

2. Пригожим П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Эднториал УРСС. 2000. 254 с.

3. Виленкт Н.Я., Лишекский В.П. Софья Васильевна Ковалевская //Замечательные ученые /Под ред. С.П. Капицы. М.: Наука. 1980. 126 с.

Статьи из сборников:

1. Алексин Б.А., Совершенный В.Д. История английского дизайна //Мир дизайна М.: Наука, 1977. С. 55-63.

2. Ванько В.П.. Марчевскии П.К,. Щеглов Г, А. Развитие дизайнерских школ в России //Современные естественно-научные и гуманитарные проблемы: Сборник трудов. М.: Логос. 2005. С. 423-436.

Статьи из журналов:

1. Тихомиров В.А. Андрей Николаевич Колмогоров //Квант. 1993. №3/4. С. 5-27.

2. Шарыгин И.Ф. и др. Информационно-поисковая система по учебным задачам // Математика в школе. 1993. №2. С. 33-39.

 

Часть III. Процедура подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

Сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются высшим учебным заведением на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерного учебного плана по соответствующей специальности.

Защита дипломных работ проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Порядок подготовки и предоставления дипломных работ в Государственную аттестационную комиссию, требования к оформлению и процедура защиты определяются высшим учебным заведением.

 

Критерии оценки выпускных квалификационных работ:

обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

четкость структуры работы и логичность изложения материала;

методологическая обоснованность исследования;

применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы;

объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

содержание отзывов руководителя и рецензента;

качество устного доклада;

глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

Часть IV. Требования к итоговым государственным экзаменам специалиста.

Содержание итоговых государственных экзаменов.

Итоговые государственные экзамены специалиста являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом. В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями.

Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных научных знаний в предметной области. Он не должен дублировать промежуточные дисциплинарные экзамены, его содержание рекомендуется формировать на междисциплинарной основе, используя разделы общетеоретических дисциплин и дисциплин предметной подготовки, которые ориентированы непосредственно на деятельность дизайнера.

Программы государственных экзаменов разрабатываются высшим учебным заведением на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и настоящих Методических рекомендаций.

В программу государственных экзаменов рекомендуется включать учебные дисциплины, их разделы или темы, которые непосредственно формируют способность выпускников решать задачи профессиональной деятельности, т.е. ориентируют их на деятельность дизайнера-графика, дизайнера интерьера, ландшафта, дизайнера одежды, головных уборов, обуви и др. Конкретный состав учебных дисциплин (разделов, тем) определяется высшим учебным заведением (факультетом).

На основе содержания программы государственного экзамена разрабатываются экзаменационные материалы, которые представляют собой перечень комплексных заданий (вопросов) для проверки готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности. Каждое из разработанных заданий (вопросов) должно быть соотнесено с типовыми задачами профессиональной деятельности выпускника. Задание может опираться на раздел какой-либо учебной дисциплины или на совокупность разделов различных дисциплин, вынесенных на экзамен.

Другой отправной точкой для разработки комплексного задания являются психологические и организационные основы проектирования. В этом случае выпускник должен определить способы проектирования и достижения целей на конкретном примере (фирменный стиль, реклама, упаковка и т.д.).

В экзаменационный билет может включаться одно или несколько комплексных заданий (вопросов), в зависимости от их трудоемкости и установленной общей продолжительности процедуры ответа на экзамене (длительность подготовки, письменная или устная форма ответа и др.).

Содержание итогового государственного экзамена по дополнительной специальности формируется по тому же принципу, что и содержание экзамена по основной специальности.

Программа итогового государственного экзамена является единой для всех студентов, независимо от тематики выпускной квалификационной работы.

Порядок проведения экзамена

Порядок проведения итогового государственного экзамена определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и программы государственных экзаменов, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Особенности проведения экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.).

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее, чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.

 

СЛОВАРЬ

Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учета всех остальных.

Актуальность –важность изучения данной проблемы для современных науки и практики; степень актуальности может иметь глобальный характер (охватывать науку, общественные запросы, практику в целом) или локальный характер (охватывать отдельную отрасль науки, отдельный регион, общественные институты определенного характера и т.д.).

Анализ – это теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Аналогия – мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Гипотеза – предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…».

Дедукция – мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования; формулируются через инфинитив глагола: проанализировать…, охарактеризовать…, исследовать…, разработать… и т.д.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.д.

Индукция – мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.

Информация:

Обзорная – вторичная информация, содержащая в обзорах научных документов;

Релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

Реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь