Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зарубежное искусство 17 – 18 вв.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

 

 

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра музееведения и прикладной культурологии

 

 

Зарубежное искусство 17 – 18 вв.

Программа дисциплины

(Стандарт ОПД)

 

 

Екатеринбург

Утверждаю

Проректор

____________В.П. Прокопьев

(Подпись)

__________

(Дата)

 

 

Программа дисциплины «Зарубежное искусство 17-18 вв.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальностям 031501 «Искусствоведение» и 031401 «Культурология», специализации «Музееведение» по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр ______

Общая трудоемкость дисциплины 122

В том числе:

лекций 90

практических (лабораторных) работ 32

Контрольные мероприятия:

рефераты

экзамен, зачет

 

Составитель (разработчик) Трошина Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Музееведения и прикладной культурологии» Уральского государственного университета.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета и культурологии.

Протокол заседания № _____от ______

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Т.М.Трошина, составление, 2006

 

I. Введение.

1. Основные цели дисциплины.

Цель курса – познакомить студентов с историей зарубежного изобразительного искусства 17 века, проследить эволюцию стилей, направлений в контексте развития культуры, знакомство с основными этапами развития архитектуры и изобразитель­ного искусства и произведениями, отражающими общие направ­ления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исто­рического феномена.

2. Задачи дисциплины:

· познакомиться с основными национальными школами искусства 17 столетия;

· познакомиться с основами теории искусства данного периода;

· дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;

· познакомиться с произведениями зарубежного искусства и с творчеством художников;

· раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;

· освоить профессиональный терминологический аппарат;

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.

Курс «Зарубежное искусство 17 века» является обязательным для студентов специальности «искусствоведение».

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, прослушавший курс по истории зарубежного искусства 17 века должен знать и понимать:

- место истории искусства в мировой культуре;

- периодизацию зару­бежного искусства;

- основные источники и труды по истории искусства 17 века;

- типологические признаки искусства 17 столетия и наиболее значимые памятники;

- особенности архитектуры и изобразительного искусства;

- хронологию и распространение классицизма, барокко, внестилевых течений;

- стилистические признаки и их обусловленность социальной жизнью и культурой разных стран,

- принципы синтеза искусств, взаимосвязь архитектуры, живописи, графики, скульптуры с другими видами искусства;

- специфику национальных школ и их характеристику на конкретных примерах;

- отражение в основных стилях и тенденциях искусства Нового времени особенностей европейской цивилизации;

5. Методическая новизна курса.

В курсе широко используются материалы местных музеев, Интернет-ресурсы, электронные ресурсы, видеоматериалы.

 

II. Содержание курса.

Раздел I. Введение.

Тема 1. Зарубежное искусство 17в.: предмет и задачи. Общая характеристика периода.

Искусство Нового времени в Западной Европе. XVII век - " первое современное" столетие.

Достижения западноевропейской духовной культуры XVII века. Развитие точных и естественных наук, философии, литературы, театра, музыки. Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее основные черты. Феномен дробления прежде единого художе­ственного процесса. Новая роль крупной творческой личности и значение идейно-творческих объединений художников (течения, направления). Фор­мирование нового типа художественного образа. Взаимодействие параллельно сосуществующих стилевых систем - барокко и классицизма.

Столкновение стилей с внестилевым типом художе­ственного мышления, с оппозиционной академической концепцией. Первые явления " массовой культуры".

Перемещение общекультурной моделирующей функции от живописи к театру, его влияние на другие виды творчества.

" Европа столиц" - концентрация ведущих художественных сил в об­щегосударственных центрах. Рим - космополитическая столица мира. Свое­образие исторических судеб национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. Академия бра­тьев Карраччи. Болонский академизм - теория и практика. Караваджо и кон­цепция реализма Нового времени. Феномен караваджизма.

Барокко – система художественного видения и стиль. Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко. Классицизм – система художественного видения и стиль, эстетичес­кая теория. Варианты классицистической концепции в архитектуре XVII столетия. Барочно-классицистический комплекс Версаля и конец " великого цар­ствования".

Академическая теория искусства. Создание первых академий, их ху­дожественная практика и система обучения.

Раздел II. Зарубежное искусства 17в.: характеристика по странам.

Тема 2. Искусство Италии.

Пути преодоления кризиса Ренессанса. Строительство Рима. Принципы городской планировки. Церковные заказы и идейное влияние процесса контрреформации на искусство. Новая иконография: культ святых и реликвий, темы мученичества и экстаза. Развитие репрезентативных художественных форм. Монументальная живопись и ее значение в искусстве барокко. Основные идеи и тематика росписей. Монументальная и декоративная скульптура, ее особенности.

Архитектура. Церковное и дворцовое строительство. Городские ансамбли, загородные виллы с садами и парками. Специфические черты нового художественного языка: повышенная эмоциональность, напряженность, патетика, динамичность и живописные тенденции, усиление иррациональности.

Истоки барокко в итальянской архитектуре. Роль архитектурной системы Виньолы. Значение архитектурной композиции церкви Иль Джезу в становлении храмового зодчества барокко. Роль Джакомо делла Порта в развитии барочной системы и создания террасного дворцово-паркового комплекса. Вилли Альдобрандини во Фраскати. Карло Мадерна (1556 - 1629) как представитель раннего римского барокко, его работы по расширению собора святого Петра.

Расцвет барокко в архитектуре. Лоренцо Бернини (1599 - 1680). «Сень» в соборе святого Петра. Площадь перед собором святого Петра, образное содержание ансамбля. Церковь Сант-Андреа, пластическая композиция ее фасада, особенности интерьера. Перспективные эффекты (скала Реджа в Ватикане). Пространственное решение палаццо Барберини.

Франческо Борромини (1590 - 1667). Характер и эволюция его архитектурной системы. Взаимодействие тектонических элементов как средство передачи духовного напряжения архитектурного образа. Сан Карло алле куаттро фонтане, капелла Сант Иво.

Карло Райнальди. Алтарный фасад базилики Санта Мария Маджоре. Итальянская архитектура XVII века вне Рима. Венеция. Бальдасаре Лонгена как крупнейший барочный архитектор Венеции (церковь Санта Мария делла Салюте и дворец Пезаро). Турин. Гварино Гварини. Дворец Кариньяно.

Изобразительное искусство Италии. Возникновение академий в Болонье и Риме, сущность их деятельности. Создание искусства на основе идеализации и эклектизма. Болонская Академия братьев Карраччи. Аннибале Карраччи (1560 - 1609) – крупнейший мастер Болонской Академии. Деятельность братьев Карраччи в Риме. Фрески Палаццо Фарнезе, их тематика и построение. Роль Карраччи в формирование принципов алтарной композиции барокко. Идеальный пейзаж Аннибалле Карраччи.

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 - 1610) – «первый современный художник» (Свидерская). Разрыв с традицией, обращение к реальной жизни и простонародным типам. Развитие жанровых мотивов и натюрморта. Новая живописная система как средство утверждения материальности мира. «Вакх». Цикл капеллы Контарелли. «Положение во гроб» и «Успение богоматери». Развитие драматической ситуации, проблема среды. Караваджо в интерпретации Дерека Джармена. Караваджисты: Орацио Джентиллески (1565–1639), Бартоломео Манфреди (около 1580–1620/21) и др. Значение караваджизма для итальянского и европейского искусства.

Итальянское искусство зрелого барокко. Лоренцо Бернини. Переосмысление античной и ренессансной традиций в его скульптуре. Группы для виллы Боргезе, их пространственная динамика. Ранние портреты («Буонарелли», «Боргезе»), их жизненная выразительность. Эволюция портрета Бернини к репрезентативности («Людовик XIV»). Декоративные работы (фонтан Тритона и другие). Религиозные сюжеты: чувственная экспрессия как форма выражения духовной экзальтации (Алтарь святой Терезы и др.). Поздний этап (конная статуя императора Константина и другие). Место скульптуры в барочном синтезе.

Живопись зрелого барокко в Италии. Усиление живописных тенденций в искусстве. Пьетро да Кортона (Пьетро Берретини 1596–1669) и сложение зрелого стиля барокко. Дальнейшее развитие римского барокко. Творчество Джованни Баттиста Гаулли (Бачиччо 1639–1709) и Адреа Поццо (1642–1709).

Тема 3. Искусство Испании

Общая характеристика искусства. Основные художественные центры (Толедо, Мадрид, Валенсия, Севилья); различия местных школ и направлений.

Тема достоинства человека, стремление к объективному раскрытию сущности человеческих отношений. Аналогии в литературе (Сервантес, Кеведо, Лопе де Вега).

Развитие испанского зодчества. Творчество Алонсо Кано (1601 - 1667) как национальный вариант барокко. Фасад собора в Гранаде. Стиль чурригеренск и усложнение архитектурного декора. Собор в Сан Яго да Компостелла и др.

Испанская скульптура. Развитие деревянной полихромной пластики. Тематика скульптуры, ее специфика. Грегорио Фернандес (ок. 1576 - 1636) – глава кастильской школы. Ведущий мастер севильской школы – Хуан Мартинес Монтаньес (1568 - 1649). Педро де Мена (1628 - 1649). Нарастание натурализма и экзальтации в пластике второй половины XVII века.

Живопись. Хусепе Рибера (1591–1652). Расцвет его творчества в Неаполе. Тема мученичества, античные мотивы и жанровые тенденции в живописи Риберы. Офорты мастера.

Творчество Франсиско Сурбарана (1598–около 1664). Монастырские циклы: жития Пьера Ноласка, святого Бонавентуры, святых мучениц. Натюрморты. Строгость и пластическая осязательность его живописи.

Великий живописец Испании Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599–1660). Его творческая эволюция. Простонародные типы и жанровые мотивы. Портреты. Специфика трактовки античности. Раскрытие целостной совокупности свойств человеческой натуры в портретах Веласкеса «Сдача Бреды» у Веласкеса и Кальдерона, новаторское решение исторического сюжета как реальной драмы характеров. Вторая итальянская поездка. «Иннокентий X». «Венера с зеркалом», особенности композиционного и образного решения. Жанровая многоликость и духовная емкость последних картин. «Менины». «Пряхи».

Испанская живопись второй половины XVII века. Усиление мистических тенденций. Хуан Вальдес-Леаль (1622–1690). Развитие академизма и черт идеализации. Бортоломе Эстебан Мурильо (1622–1690).

Тема 4. Искусство Фландрии.

Роль освободительной борьбы в развитии фламандской культуры. Формирование барочного типа церковного зодчества и алтарной композиции во фламандском искусстве. Преобладание аллегорических циклов в дворцовых интерьерах.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) – ведущий мастер европейского барокко. Его творческая биография, многогранность образования. Интенсивность деятельности, метод работы мастерской. Чувственно-земная интерпретация христианской легенды. Античные темы, битвы, охоты. Раскрытие в искусстве сил бытия. Динамика композиции, роль эмоциональных импульсов. Исторические циклы Рубенса, природа его аллегории, патетика и декоративный размах. Цельность портретных характеристик. Поздние произведения, нарастание камерных мотивов. Образ природы в его творчестве. Крестьянские празднества.

Антон Ван Дейк (1599–1641). Репрезентативные портреты. Утонченность эмоциональных характеристик, острота восприятия индивидуальности. «Иконография» Ван Дейка. Генуэзский период и английские годы. Аристократическая изысканность, элемент театрализации, отточенность композиционных формул.

Творчество Якоба Иорданса (1593–1678). Конкретность его образов. Мифологические сюжеты, их фольклорная интерпретация. Композиционная насыщенность сцен. Андриан Брауэр (1606 –1638). Его связь с голландской школой. Бурлескный характер бытовых сюжетов. Выразительность мизансцен и мимики. Давид Тенирс младший (1610 - 1690), повествовательность и прозаический бытовизм его жанровых сцен.

Особенности фламандского натюрморта. Выражение полноты земного бытия, декоративность живописного решения. Франс Снейдерс (1579 – 1657) – крупнейший мастер натюрморта.

Тема 5. Искусство Голландии

Ведущая роль бюргерства в культуре Голландии. Искусство и рынок. Формирование развитой жанровой системы. Сочетание непосредственности мировосприятия со специфической символикой. Узкая специализация живописцев. Появление художественного рынка. Основные художественные центры (Харлем, Лейден, Амстердам, Делфт).

Архитектура. Особенности архитектуры Голландии XVII века. Планировка городов. Типы гражданских сооружений. Простота архитектурных форм. Ливен де Кей, Якоб ван Кампен, Питер Пост, их главные произведения.

Живопись. Франс Халс (1580 – 1666). Влияние театральной мизансцены. Шванки, клухты и камеры риторов в живописи Халса. Развитие портрета. Свобода и естественность композиционных решений, экспрессивность характеристик.

Формирование натюрморта. Его типы, сюжеты и символика. Утрехтская живопись цветов и раковин. Харлемские «завтраки». Лейденские мотивы бренности бытия. Питер Клас (1597/98 – 1661) и Виллем Клас Хеда (1594 – 1680). Эволюция натюрморта. Виллем Калф (1619 – 1693).

Становление национального реалистического пейзажа. Естественность мотивов и композиционных решений. Анималистические мотивы и роль дневного света в произведениях Пауля Поттера (1625 – 1654) и Альберта Кейпа (1620 –1691). Маринисты. Якоб Ван Рейсдал (1628 - 1682), мотивы поэзии Якоба Катса в его пейзажах, приемы образного обобщения.

 

Бытовой жанр. Андриан Ван Остаде (1610 – 1685). Ранние бурлескные сцены крестьянской жизни. Эволюция творчества художника к раскрытию поэтических достоинств повседневного быта. Ян Стен (1626 – 1679) склонность к юмору, фольклорные мотивы. Скрытая символика голландского жанра и ее особенности.

Делфтская школа, ее роль в развитии искусства Голландии второй половины XVII века. Ян Вермеер Делфтский (1632 – 1675) – крупнейший мастер голландской жанровой живописи. Метод Вермеера. Композиционная роль света, пластическая энергия красочной кладки, воссоздание фактуры предметов. Поэтическая созерцательность, духовная ясность и уравновешенность. Гармонический характер мировосприятия Вермеера. Жанровые произведения и пейзажи Вермеера.

Великий голландский живописец Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606 – 1669). Отображение внутреннего мира человека и его переживаний в их богатстве и драматической сложности. Лейденский период. Переезд в Амстердам. Основание мастерской, размах деятельности, жанровое многообразие творчества. «Даная». Новая жизнь мифа. «Ночной дозор». Трансформация группового портрета в историческую картину. Человечность и естественность евангельских сцен. Офорт. Психологический портрет. Автопортреты Рембрандта. Психологическое решение исторической темы («Клятва Цивилиса»). Библейские сюжеты и характер их интерпретации как коллизий человеческой судьбы.

 

Тема 6. Искусство Франции.

Преобладание светских тенденций в культуре. Ведущая роль классицизма, его художественная природа (главенство героической темы, возвышенный характер человеческих действий и переживаний). Место реалистических направлений и их особенности.

Архитектура. Традиции французского Возрождения и формирование классицизма. Соломон де Бросс (Люксембургский дворец). Жак Лемерсье (город Ришелье, церковь Сорбонны). Франсуа Мансар (1598 – 1666) (Мезон Лафитт). Сложение регулярных принципов городской и парковой планировки. Площадь Вогезов и Дофина в Париже.

Изобразительное искусство первой половины XVII века. Жак Калло (ок. 1592 – 1635). Острая фантазия и гротеск в его творчестве. Тема театра. «Три панталоне». «Танцы в Сфессанье». «Лотарингское дворянство». «Бедствия войны». Жорж де Ла Тур (1593 – 1659) и природа его караваджизма. Круг сюжетов, суровость и этическая значительность образов. Понятие «живописцы реальности». Братья Ленен (Антуан, 1588 – 1648; Луи, 1593 – 1648; Матье, 1607 – 1677), их жанровая живопись. Тема достоинства обычного человека.

Никола Пуссен (1594 - 1665) – ведущий мастер классицизма XVII века. Его формирование как живописца. Переезд в Рим. Героические и вакхические сюжеты. Возвышенный образный строй, просветленность чувства, ритмическая основа композиционных решений, цветовая гармония. Тема человеческой судьбы в его творчестве, апология разума и воли в натуре героя. Исторические картины, обращение к пейзажному жанру. Идеи совершенного и гармонического бытия человека в природе. Воздействие системы Пуссена на европейскую живопись.

Клод Лоррен (1600 - 1682). Его классический пейзаж.

Развитие классицизма во французском зодчестве второй половины XVII века. Луи Лево (1612 – 1670). Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт, его регулярный план. Участие Лево в строительстве Версаля и Лувра. Клод Перро (1613 – 1683), Франсуа Блондель (1617 – 1686). Восточный фасад Лувра. Конкурс проектов. Значение постройки Перро в дальнейшем развитии французской архитектуры. План застройки Парижа, триумфальные арки (Ф.Блондель) и сады (Андре Ленотр). Жюль Ардуэн Мансар (1648 – 1708) и его творчество. Развитие регулярных принципов планировки города и дворцово-паркового ансамбля. Площади Парижа, созданные Ардуэном Мансаром. Собор Дома инвалидов. Версальский ансамбль – выдающееся произведение французских мастеров XVII века. Составные элементы ансамбля. Его образный строй.

Скульптура. Скульптура Версаля. Франсуа Жирардон (1628 – 1715). Его декоративные работы. Надгробия. Памятник Людовику XIV. Антуан Куазевокс (1640 – 1720). Рельефы и круглая скульптура для версальского дворца и парка. Портреты Куазево. Пьер Пюже (1640 – 1720) жизненная выразительность и трагический пафос его искусства.

Королевская академия живописи и скульптуры. Шарль Лебрен (1619 – 1690) – глава французского академизма и официального искусства второй половины XVII века. Трактат «О методе изображения страстей», кодификация эмоций в его искусстве. Лебрен как мастер монументально-декоративного искусства. Иасент Риго (1659 – 1745) и Никола Ларжильер (1656 – 1746) и развитие парадного портрета.

 

Раздел III. Зарубежное искусство 18в.: предмет и задачи.

Тема 7. Общая характеристика периода.

Абстрактно ­логическое и субъективно-эмоциональное начала, их противоречивое един­ство в искусстве. Понятие " вкуса". Концепция произведения искусства как объекта критики. " Барокко ХУIII века", его отличие от барокко предшествующей эпохи. Неоклассицизм, ро­коко, " революционный классицизм", сентиментализм; " моральная живопись", бытовой жанр, портрет, натюрморт; предромантизм фантазийного толка в формах каприччо. Тенденции академизма в искусстве XVIII-XIX вв. Теория искусства эпохи Просвещения (Г.Э. Лессинг и И. Винкельман).

Национальные школы в искусстве XVIII века.

Примерный перечень тем для рефератов и курсовых работ.

1. Барокко - система художественного видения и стиль.

2. Академизм: формы и функции в системе искусства.

3. Классицизм: принципы и метод.

4. Караваджо и концепция «реализма Нового времени».

5. Караваджо в трактовке Д. Джармена.

6. Градостроительные концепции ХVII в. Их социокультурный и эстетический аспекты.

7. Комплекс Версаля. Структура, идеология и стилистика.

8. Новое понимание личности художника в 17 веке.

9. Новые темы в церковной живописи 17 века.

10. Античная тема в Испанской живописи.

11. Испанская деревянная скульптура как феномен барокко.

12. Театр в творчестве Ж. Калло.

13. Эмблематика как аспект искусства 17 в.

14. Иллюзия как цель художника (архитектора) барокко.

15. Народ в жанровой живописи 17 в.

16. Творчество Пиранези в культуре романтизма.

17. Образы А.Кановы в интерпретациях 19-20 вв.

18. «Говорящая архитектура» как феномен эпохи Просвещения.

19. Гюбер Роббер в интерпретации А. Сокурова.

20. Декоративизм как феномен 18 столетия.

21. Прециозность и естественность в искусстве 18 века.

22. Мода и стиль в искусстве 18 века.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература:

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 тт. СПб. 1995-1997.

Авермат Р. Рубенс / Пер. с франц. М., 1977.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Андронов С.А. Рембрант Харменс Ван Райн: О социальной сущности творчества художника. М., 1978.

Арган……………………………..

Аркин Д.Е. Образы скульптуры. М., 1981.

Вельфин Г. Основные понятия истории искусства / Пер.с нем. М.; Л., 1930.

Виппер Б.П. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1966.

Виппер Б.П. Проблема реализма в итальянской живописи XVII – XVIII веков. М., 1966.

Всеобщая история архитектуры. М., 1963. Т.2.

Всеобщая история искусств. М., 1963. Т.4.

Варшавская, М. В. Рубенс и его картины в Эрмитаже. Изд. «Искусство». М.-Л., 1950 г.

Виппер, Б. П. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М.-Л., 1957 г.

Гершензон-Чегодаева, Н. М. Фламандские живописцы. М., 1949 г.

Гликман, А. И. Калло. Ленинград, 1960 г.

Гривнина А.С. Искусство XVII века в Западной Европе. М., 1964.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Л., 1986.

Дворжак Макс. История искусства как история духа. Пер. с нем. А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой и А. К. Лепорка под общей редакцией А. К. Лепорка. СПб., 2001.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

Золотов Ю.К. Жорж де ла Тур. М., 1979.

Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1981.

Золотов Ю.К. Иоханнес Вермер. М., 1984.

Изергина, А. Н. Немецкая живопись XVII века. Л.-М., 1960 г.

Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия: В 3 т. м., 1962 – 1965. Т.1 – 3.

История искусства зарубежных стран: В 3 т. М., 1964. Т.3.

Кантор А.М. и др. Искусство ХVШ века. М., 1977

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Караваджо: Документы. Воспоминания современников. М., 1975.

Кеменов В.С. Картины Веласкеса. Л., 1971.

Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1984.

Кузнецов Ю.И. Адриан Ван Остаде. М., 1960.

Кузнецов Ю.И. Ян Стен. М.; Л., 1964.

Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. Л.; М., 1966.

Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

Левина И.М. Искусство Испании XVI – XVII веков. М., 1965.

Лившиц Н.А., Кагане Л.Л., Прийменко Н.С. Искусство XVII века: Исторические очерки. М., 1964.

Лившиц Н.А. Французское искусство XV – XVII веков. Л., 1967.

Мастера искусства об искусстве. М., 1967. Т.3.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века: Малая история искусств. М., 1974.

Ронтенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века: Вопросы художественной тематики. М., 1987.

Сальватор Роза. Альбом. М., 1972.

Сененко М.С. Хальс. М., 1965.

Тарасов Ю. Голландская пейзажная живопись XVII века. М., 1983.

Якимович А. К. Веласкес. Художник и дворец. М., 1981.

 

2. Дополнительная литература.

Бенуа А. История живописи. Т.4. СПб.: Шиповник, 1914.

Брунов Н. Дворцы Франции XV1I и XVI1I веков. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938 г.

Иорданс. Альбом (вступительная статья Н. Ф. Смольской), Л., 1961 г.

Каптерева Т. Веласкес. М., 1962 г.

Караваджо и караваджисты: Выставка. Каталог. Л., 1973.

Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 вв. М.-Л.: Искусство, 1939.

Кузнецов Ю.И. Загадки Данаи. Л., 1970.

Лазарев, В. Н. Братья Ленен. Изд. «Искусство». Л.-М., 1936 г.

Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди / Пер.с ит. М., 1984.

Очерки по истории и технике гравюры. В 12 тетр. М.: Изобразит. иск-во. 1987. Тетр. 6.

5000 шедевров гравюры (CD-ROM). М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.

Рубенс. Письма, документы, суждения современников. М., 1977.

Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой –Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры 16-20 вв. М.: Искусство, 1987.

Фокина Л.В. Орнамент. Учеб. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Фромантен Э. Старые мастера, Бельгия-Голландия. М., 1914.

 

Ресурсы Интернет.

База изобразительных материалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rubens.anu.edu.au/index.html

«Музеи и галереи России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.museum.ru

Музей Метрополитен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.metmuseum.org/ –На сайте имеется обширный банк ссылок по искусству (на английском языке).

Музеи мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.newyorkcarv er.com/museum.htm (на английском языке).

Словарь искусств, алфавитный поиск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.art.khakasia.ru/abs.shtml

CHRIS WITCOMBE. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //witcombe.sbc.edu/ARTHmedieval.html (содержит большое количество ссылок на web-ресурсы по всемирной истории искусств на английском и на языках стран, предоставляющих сайты).

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

 

 

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра музееведения и прикладной культурологии

 

 

Зарубежное искусство 17 – 18 вв.

Программа дисциплины

(Стандарт ОПД)

 

 

Екатеринбург

Утверждаю

Проректор

____________В.П. Прокопьев

(Подпись)

__________

(Дата)

 

 

Программа дисциплины «Зарубежное искусство 17-18 вв.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальностям 031501 «Искусствоведение» и 031401 «Культурология», специализации «Музееведение» по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр ______

Общая трудоемкость дисциплины 122

В том числе:

лекций 90

практических (лабораторных) работ 32

Контрольные мероприятия:

рефераты

экзамен, зачет

 

Составитель (разработчик) Трошина Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Музееведения и прикладной культурологии» Уральского государственного университета.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета и культурологии.

Протокол заседания № _____от ______

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Т.М.Трошина, составление, 2006

 

I. Введение.

1. Основные цели дисциплины.

Цель курса – познакомить студентов с историей зарубежного изобразительного искусства 17 века, проследить эволюцию стилей, направлений в контексте развития культуры, знакомство с основными этапами развития архитектуры и изобразитель­ного искусства и произведениями, отражающими общие направ­ления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исто­рического феномена.

2. Задачи дисциплины:

· познакомиться с основными национальными школами искусства 17 столетия;

· познакомиться с основами теории искусства данного периода;

· дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;

· познакомиться с произведениями зарубежного искусства и с творчеством художников;

· раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;

· освоить профессиональный терминологический аппарат;

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.

Курс «Зарубежное искусство 17 века» является обязательным для студентов специальности «искусствоведение».

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, прослушавший курс по истории зарубежного искусства 17 века должен знать и понимать:

- место истории искусства в мировой культуре;

- периодизацию зару­бежного искусства;

- основные источники и труды по истории искусства 17 века;

- типологические признаки искусства 17 столетия и наиболее значимые памятники;

- особенности архитектуры и изобразительного искусства;

- хронологию и распространение классицизма, барокко, внестилевых течений;

- стилистические признаки и их обусловленность социальной жизнью и культурой разных стран,

- принципы синтеза искусств, взаимосвязь архитектуры, живописи, графики, скульптуры с другими видами искусства;

- специфику национальных школ и их характеристику на конкретных примерах;

- отражение в основных стилях и тенденциях искусства Нового времени особенностей европейской цивилизации;

5. Методическая новизна курса.

В курсе широко используются материалы местных музеев, Интернет-ресурсы, электронные ресурсы, видеоматериалы.

 

II. Содержание курса.

Раздел I. Введение.

Тема 1. Зарубежное искусство 17в.: предмет и задачи. Общая характеристика периода.

Искусство Нового времени в Западной Европе. XVII век - " первое современное" столетие.

Достижения западноевропейской духовной культуры XVII века. Развитие точных и естественных наук, философии, литературы, театра, музыки. Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее основные черты. Феномен дробления прежде единого художе­ственного процесса. Новая роль крупной творческой личности и значение идейно-творческих объединений художников (течения, направления). Фор­мирование нового типа художественного образа. Взаимодействие параллельно сосуществующих стилевых систем - барокко и классицизма.

Столкновение стилей с внестилевым типом художе­ственного мышления, с оппозиционной академической концепцией. Первые явления " массовой культуры".

Перемещение общекультурной моделирующей функции от живописи к театру, его влияние на другие виды творчества.

" Европа столиц" - концентрация ведущих художественных сил в об­щегосударственных центрах. Рим - космополитическая столица мира. Свое­образие исторических судеб национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. Академия бра­тьев Карраччи. Болонский академизм - теория и практика. Караваджо и кон­цепция реализма Нового времени. Феномен караваджизма.

Барокко – система художественного видения и стиль. Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко. Классицизм – система художественного видения и стиль, эстетичес­кая теория. Варианты классицистической концепции в архитектуре XVII столетия. Барочно-классицистический комплекс Версаля и конец " великого цар­ствования".

Академическая теория искусства. Создание первых академий, их ху­дожественная практика и система обучения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.186 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь