Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий словарь специальных терминов



Аккультурация- процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

 

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

 

Антропология культурная –методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной этнологии или социокультурной антропологии. Для А.к. характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений.

 

Артефакт- любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.

 

Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующие активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.

 

Ассимиляция культурная- полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более " слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного " растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.

 

Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого

лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.

 

Диалог культур- процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.

 

Диффузия- распространение культурных инноваций из места их возникновения на другие территории.

 

Диффузионизм – направление в изучении культур, основной предмет исследования которого – заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

 

Динамика культуры –изменение или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

 

Духовная культура- совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.

 

Евразийство- идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

 

Европоцентризм –культурофилософская и мировоззреченская установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другим.

 

Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его пред­ставители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.

 

Знак –материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

 

Идентификация (отождествление) – бессознательный процесс, благодаря которому человек ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

 

Идентичность- устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.

 

Инкультурация –процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

 

Интернационализация (глобализация) культурная- результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением Интернационализация (глобализация) культурная служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.

 

Интеграция культурная- процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.

 

Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.

 

Кич –1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. – удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

 

Коммуникация- передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.

 

Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.

 

Креационизм – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

 

Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.

 

Культурология- гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.

 

Культура- категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст. время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.

Культурогенез –(от лат. сultura + генез) понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и соц. закономерностей.

 

Культурная дихотомия «Восток - Запад»- противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.

 

Культурный человек –в общеупотребительной лексике понятие чрезвычайно емкое и широкое. К.ч. является носителем как общих, так и индивидуальных отличительных признаков. Сочетание общих и индивидуальных качеств и представляет собой ценностный облик. В обиходе употребляются разные оценки культуры людей: «человек высокой культуры», «человек низкой культуры», «некультурный человек».

Культурология прикладная –раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем развивающейся культуры.

 

Культурный релятивизм – утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Код культуры – (фр. code) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

 

Коммуникация культурная – совокупность процессов соц. взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией, обуславливающий порождение, поддержание, изменение искусственных объектов.

 

Конвергенция культуры- процесс схождения, сближения культур.

 

Культурная экспансия- расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.

 

Культурные традиции – (от лат. traditio – передача, предание) стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур.

 

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.

 

Личность – культура, отраженная в поведении индивидов.

 

Локальные культуры – культурологический термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой – осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют Л. к.

 

Материальная культура- понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.

 

Массовая культура- (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

 

Маргинальная личность- человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

 

Межкультурная коммуникация - это дисциплина, которая изучает проблемы, возникающие в процессе общения между разными культурными образова­ниями. 2. Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени развития. Так, любой че­ловеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнитель­ном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) то­го, что эти наблюдатели понимают под культурой.

Менталитет, ментальность- образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

 

Модернизация культурная – термин, который в культурологии служит для обозначения процесса движения доиндустриальных обществ, базирующихся на традиционных типах социальности, к тем экон. и полит. системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран. Основным ее содержательным элементом являются: рост возможностей использовать технологию в ключевых отраслях мат. производства, расширение форм потребления, а также создание условий для развития нового производства.

 

Морфология культуры -одна из основных наук о культуре; предмет исследования - изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. М. к. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до ее смерти.

Народная, этническая культура— культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

 

Национальная культура- совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.

Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники, гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.

 

Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества.

 

Парадигма- система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

 

Партикуляризм- мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.

 

Религия (лат. religio)– «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).

 

Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.

Релятивизм культурный- направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.

 

Рецепция- осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.

 

Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.

 

Славянофильство- одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее са­мобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.

 

Симбиоз в культуре- процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу.

Символы культуры –(от греч. symbolon) термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими С.к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения.

 

Социализация –процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

 

Социология культуры- область культурологического и социологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры.

 

Социальные институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы, отличающиеся устойчивой соц. структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. С. и. – это семья, государство, его органы, партии, системы образования и т.д.

 

Срединная культура - культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряженность оппозиционных ценностей.

 

Субкультура (лат. sub – под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер.

Субъекты культура (лат. subjectum) –понятие, обозначающие различных носителей в сфере создания, потребления, сохранения и трансляции культурного достижения, норм, отношений. В качестве субъектов культуры выступают: 1) отдельные личности, воспроизводящие себя как субъекты культуры определенной эпохи, 2) социально-культурную общность как совокупность индивидов, объединенных единой системой ценностей.

 

Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем.

 

Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.

 

Типология культуры – (от фран. typos. – отпечаток, образец + …логия) применяемый в культурологии науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели их типа, что дает возможность установить их видовые отличия и сходства.

 

Теория культуры — все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

 

Универсализм культуры- мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.

 

Унификация культур- приведение культур к единой системе, форме, единообразию.

 

Философия культуры- область культурологического знания, возникшая на рубеже XVIII-XIX вв. и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре.

Форумность культур- понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.

 

Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.

 

Функционализм – направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

 

Художественная культура- особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в материальной культуре-архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.

 

Ценность – представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей.

 

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.

 

Человек культуры – собирательный образ, используемый в культурологии для фиксации всего многообразия историко-культурных традиций и новаций, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи. Принято говорить о человеке антич. культуры, Ч. к. Возрождения, Ч. к. средневековья, Ч. к. Нового времени и т.д.

 

Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

 

Элитарная культура- понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.

 

Энкультурация – (вхождение в культуру) овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Необходимо отличать от социализации. Если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.

Эскапизм в культуре – стремление творческой личности в состоянии кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. Любая деятельность может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.

Эстетика- философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.

 

Этика- философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

 

Этос – общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

 

Этноцентризм – система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного ораза жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном.

 

Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер).

Язык культуры –культурологическая категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся и формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Аванесова Т.А. Динамика культуры. – М, 1997.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

3. Антология исследований культуры. В 2 т. Т. 1. - СПб., 1997.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

6. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. - М., 1991.

7. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000.

8. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е.В. Попов. -Ростов-н/Д, 1996.

9. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.

10. Викторов В.В. Культурология: учеб. пособие — М.: Вузовский учебник, —2007.

11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

12. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990.

13. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. — М., 2007.

14. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007

15. Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студентов. - М.: Аспект Пресс, 1994.

16. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология ХХ век. Антология. - М., 1994.

17. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

18. Динамика культурных и социальных связей. - М., 1992.

19. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III.

20. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - М., 2002.

21. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.

22. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

23. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. - М., 1996.

24. Иконникова С.Н. История культурологии. - СПб., 1996.

25. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 2001.

26. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2003.

27. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб., 1998.

28. Коржевская Н. Социальные институты как общественное явление (социологический аспект). - Свердловск, 1983.

29. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

30. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1997 -. № 2.

31. Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997.

32. Культурология: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. - М., 1997.

33. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.

34. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.

35. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М., 2007.

36. Культурология: учебник для студентов технических вузов / под ред. Багдасарьян Н.Г. -М.: Высшая школа, 2006.

37. Культурология: хрестоматия / сост. проф. П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2000.

38. Культурология. - М.: Общ-во «Знание», 1993.

39. Культурология. XX век: словарь. - СПб., 1997.

40. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007.

41. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997.

42. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993.

43. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. – Минск., 2006

44. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. - Саратов, 2001.

45. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

46. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

47. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.

48. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

49. Лотман Ю.М. Типология культуры. (Любое издание).

50. Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001.

51. Малюга Ю Л. Культурология. - М., 2007

52. МалюгаЮ.Я. Культурология. - М., 1999.

53. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. - М., 2000.

54. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

55. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

56. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991.

57. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., - 2000.

58. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

59. Ницше Ф. Воля к власти. - М., 1994.

60. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.

61. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001.

62. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

63. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998.

64. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.

65. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31.

66. Розин В.М. Культурология: учебник для вузов. - М., 1998.

67. Романов Ю.И. Культурология. — СПб., 2007.

68. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993.

69. Русская мысль в век Просвещения / отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991.

70. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.

71. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: хрестоматия. - М., 1995.

72. Соломоник А. Язык как знаковая система. - М., 1992.

73. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

74. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов.-М., 1998.

75. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

76. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.

77. Учебный курс по культурологии / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996.

78. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

79. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.

80. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.

81. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997.

82. Хрестоматия по культурологии / под ред. И.Ф. Кефели и др. T. I. -

СПб., 1999; Т.II - СПб., 2000.

83. Хрестоматия по культурологии. учеб пособие / сост. А.И.Кравченко. - М.: 2006.

84. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М., 1993.

85. Штомка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

85. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.

86. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994.

87. Ясперс К. Исток и истории и ее цель. - М., 1991.


* О социальных институтах и культурной политике смотрите в главе 9.

* Более подробно об универсалиях культуры читайте в гл. 11

* Подробнее о маргинальности в культуре см. в главе 12.

* О межкультурной коммуникации читайте в главе 11.

** О роли образования в овладении национальной культурой.

* Такое значение термина «цивилизация» раскрывается в главе 10.

* Об этом подробнее говорилось в главе 4.

* Ее формы будут рассмотрены подробнее в 6 главе учебника.

* О социализации и инкультурации см. в гл. 12.

* Подробно об их роли смотрите в гл.9.

* О ценностях и нормах культуры, их роли уже упоминалось в 3 главе.

 

* См. об этом в гл. 9.

* Подробнее об этом говорится в главе 11.

* Об этом речь пойдет в 12 главе.

* Подробнее об этом смотрите в разделе «Локально-типологическое рассмотрение культуры».


Поделиться:



Популярное:

  1. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
  2. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  3. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
  4. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: историко-этимологический справочник. – СПб.: Фолио-пресс, 1999. С. 556-558.
  5. Ввод произвольных символов и специальных знаков
  6. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
  7. Вопрос 279. Виды административных взысканий: штраф, конфискация, лишение специальных прав, административный арест, административное выдворение.
  8. Глава 19. ФОРМЫ И ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  9. Глава 23. Использование специальных познаний
  10. ГЛОССАРИЙ (словарь терминов по тематике
  11. Глоссарий терминов по истории искусств (4 семестр)
  12. Глоссарий терминов, используемых при решении тестовых заданий


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь