Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура и религия ахейской Греции



Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики. 
 
 Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции: 
 Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. 
 Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. 
 Посейдон — бог моря, брат Зевса. 
 Афина — богиня мудрости, справедливой войны. 
 Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. 
 Арес — бог войны. 
 Артемида — богиня охоты. 
 Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств. 
 Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства. 
 Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов. 
 Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия. 
 Гестия — богиня домашнего очага. Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. 
 
 Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. 
 
 Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов. 
 


Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии. Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война. Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите.

Основные мотивы все же сходятся, но различие состоит в том, что ахейцы в основном изображали подготовку к войне, обучение воинов, сражения, смертельные сцены войны и дикой охоты. Что касается верований ахейцов, то среди их богов упоминаются и привычные для греков боги – такие, как Посейдон и Зевс.

26. Троянская война в греческих мифах.

27. Роль природы Эгеиды в формировании античного человека.

28. Роль Гомера в складывании духовной и художественной культуры античной Греции.

29. Илиада – поэма о героях и воинской доблести.

30. Одиссея – героическая поэма странствий.

31.Олимпийская религия и мифологические представления о мире древних греков.

32. Время и условия зарождения агона в античной Греции.

33. Проявление агона в культуре античной Греции.

34. От мифа к логосу. Возникновение науки в древней Греции.

 

26.Греки девять лет осаждали трою и только на десятый год благодаря хитроумному плану Одиссея они смоги захватить город (Троянский конь). Эта война нанесла непоправимый урон микенской цивилизации. В конце 12-11 века на территорию Греции двинулись греки-дорийцы. Они находились на более низкой стадии развития, нежели ахейцы. В ходе сражений знать была перебита. После нашествия дорийцев, греческая цивилизация опять ушла в первобытно-общинный строй

 

27. Роль природы, взаимодействующей с греками в эпоху железного века.

Говоря о всем регионе эгейского моря, стоит отметить, что климат там такой же, как и в Египте (суб-тропики). Можно вести с успехом сельское хозяйство.

Но! В древнем Египте для этого нужно было строить систему шлюзов, а в Греции было все куда сложнее.

Дело в том, что в Греции 70% земли – скалы и камни, что делает урожайность крайне низкой. Из-за этого Греки прилагали огромные усилия для того, чтобы прокормиться (Нужно камушки убирать, очищать землю, что не очень-то просто). В Греции с наличием гор, приходили своего рода потопы. То есть, в тёплые сезоны, на скалах таял снег, и вся масса размывала почву.
+ к этому всему добавлялось то, что сложно находить воду в Греции. Нужно было строить колодцы в скалах (То есть дырку в 30 метров не просто выдолбить).
Итого! Нужно было проделать огромную работу, чтобы собрать урожай.

Также огромную роль в жизни греков играло море (оно там ведь кругом и всюду). Море и суша перемешана. Из-за этого море становится источником пищи ( Рыба) + имеет крайне важное значение для торговых путей. (Факт. Можно было там плавать так, что постоянно видеть берег, что удобно).

Это привело к тому, что Греки стали прекрасными мореходами.
Есть ещё одна проблема. Скалы + Штормы. Такой регион. Плавать можно было фактически спокойно только летом. В остальные периоды море неспокойно, что делает любой выход в море крайне опасным.
Одиссей является символом Древней Греции. Он отражает всю сущность той цивилизации.

 

28. Гомер. С его помощью мировая культура оторвалась от метафоры, как способа создания образов. Он создал метатекст. Он описывает, что такое хитрость, власть, смелость и т.д.

Духовные ценности в виде символического приза становятся в греческом обществе главной ценностью. Духовные ценности восторжествовали перед поиском материальных благ. Было очень важно, что этим занялась именно элита общества. Элита формирует такой образ жизни, на который начинает ориентироваться основная масса населения. Рядовое общество называет подражать образу жизни и поведения элиты. Поиск духовных ценностей становится главным, что теперь привлекает рядовых граждан. Подняться выше можно только получая духовные ценности в виде призов и славы. Таким образом, аристократия развернуло все греческое общество к поиску духовных ценностей. В этом и заключается роль элиты.

Главная духовная проблема, которую должны найти общество – проблема бессмертия. Лунный календарь не даёт возможность представить загробный мир как что-то светлое. Умершие люди уходят в царство тьмы, где господствует Аид. Человек понимает, что он будет в страхе, сырости и неудобстве жить целую вечность. Он вселял пессимизм и страх. Считалось, что человек бессмертен, пока жива его слава. Поэтому бессмертие впервые стало основной категорией, которая существовала среди живых. Жизнь в гражданском коллективе становится главным и определяющим. Таким образом, греки решают центральную проблему: создают всю духовную культуру античной цивилизации, которая легла в основе современной. В её основе лежит бессмертие как служение своему гражданскому коллективу.

 

29. Илиа́ да (др.-греч. Ἰ λ ι ά ς ) — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.

Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнон похитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл выступает с критикой Агамемнона. Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду, которая принадлежит Ахиллу. 9-летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады: Аргос (под началом Диомеда), Аркадия (под началом Агапенора), Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого), Итака и Эпир (под началом Одиссея), Крит (под началом Идоменея), Лакедемон (спартанцы Менелая), Микены, Родос (под началом Тлеполема), Фессалия (мирмидоняне Ахилла), Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр. На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения дарданцев (под началом Энея), карийцев, ликийцев, меонов, мизы, пафлагонцев (под началом Пилемена), пеласгов, фракийцев и фригийцев.

Поскольку троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим — Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников он считается недействительным. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, троянцам Аполлон, Арес и Афродита. Однако пятая песнь повествует как в жестокой сече даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся. Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишь Посейдон остается им верен. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла — друга Ахилла. Контратакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под управлением Патрокла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах. Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.

30. «Одиссе́ я» (др.-греч Ὀ δ υ σ σ ε ί α ) — вторая (после «Илиады») классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана, вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Киркой, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя

1-я песнь. Начало повествования в «Одиссее» отнесено к 10-му году после падения Трои. Одиссей томится на острове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо; в это время на Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. По решению совета богов, покровительствующая Одиссею Афина направляется в Итаку и побуждает юного одиссеева сына Телемаха отправиться в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца.

2-я песнь. С помощью Афины Телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из Итаки в Пилос.

3-я песнь. Престарелый царь Пилоса Нестор сообщает Телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в Спарту к Менелаю.

4-я песнь. Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути.

5-я песнь. С V книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают Гермеса к Калипсо с приказом отпустить Одиссея, который на плоту пускается по морю. Спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему Посейдоном, Одиссей выплывает на берег острова Схарии, где живёт счастливый народ — феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями.

6-я песнь. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью царя феаков Алкиноя.

7-я песнь. Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце.

8-я песнь. Алкиной устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея

9-я песнь. Одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. Рассказы («апологи») Одиссея: Одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед, циклоп Полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей Одиссея, но Одиссей опоил и ослепил циклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона.

10-я песнь. Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров Эолию. Бог ветров Эол благосклонно вручил Одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову. Но раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Людоеды-лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы Кирки, обратившей спутников Одиссея в свиней; преодолев чары с помощью Гермеса, Одиссей в течение года был мужем Кирки.

11-я песнь. Одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя Тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей.

12-я песнь. Затем Одиссей проплывает мимо Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. На острове солнечного бога Гелиоса спутники Одиссея убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками; Одиссей выплыл на остров Калипсо.

13-я песнь. Феаки, одарив Одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Превращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свинопасу Эвмею.

14-я песнь. Пребывание у Эвмея — жанровая идиллическая картинка.

15-я песнь. Возвращающийся из Спарты Телемах благополучно избегает засады женихов.

16-я песнь. Телемах встречается у Эвмея с Одиссеем, который открывается сыну.

17-я песнь. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг.

18-я песнь. Старик-Одиссей дерется с местным нищим Иром и подвергается дальнейшим издевательствам.

19-я песнь. Одиссей делает приготовления к мщению. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

20-я песнь. Злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца.

21-я песнь. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы.

22-я песнь. Одиссей убивает женихов, открывшись им, и казнит изменивших ему слуг.

23-я песнь. Пенелопа узнает наконец Одиссея, сообщающего ей известную лишь им двоим альковную тайну.

24-я песнь. Сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом и заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма

31.

Олимпийская религия

Религия играла в архаической Греции, как и в любом древнем обществе, исключительно важную роль. Она была исторически первой формой мировоззрения людей, из которой по мере развития цивилизации как бы выкристаллизовались все остальные формы культуры – и философия, и наука, и литература, и искусство, долго сохранявшие на себе отпечаток своего религиозного происхождения.

Религия архаической эпохи была в своей основе все той же олимпийской религией Гомера с ее антропоморфизмом. Схожесть богов и людей, отсутствие далекой дистанции между ними подчеркивалось верой в существование особого класса существ – героев (полубогов, детей олимпийцев и смертных женщин). Культ героев был особенно распространен среди аристократии: все знатные роды возводили свое происхождение к тому или иному герою, а через них – к богам. В эпоху архаики олимпийская религия приобретает свою окончательную форму: отдельные циклы мифов, известные Гомеру, превращаются в единую систему мифологии, создаются подробные родословные богов и героев.

Однако к окончательной унификации греческая религия так и не пришла. В различных областях, городах и даже деревнях об одном и том же божестве могли рассказывать совершенно разные мифы, по-разному поклоняться ему. Каждый полис выдвигал на первый план какого-либо одного из главных богов, считая его своим покровителем. Такую роль в Афинах играла богиня Афина, в Аргосе – Гера, в Коринфе – Афродита, в Дельфах – Аполлон и т.д. В результате всего этого религия эллинов не приобрела догматического характера, в ней не сложилось «священного писания» наподобие христианской Библии или мусульманского Корана – текста, который принимался бы безоговорочно, как высшая истина. Такая свобода верований приучала ум древних греков к пытливому поиску начал всего сущего.

Двенадцать олимпийцев не были, разумеется, единственными богами Эллады. Греческий мир был буквально переполнен божественным: обоготворялись все силы природы. На каждой горе, в каждом ручье, в каждой роще, даже в каждом дереве, согласно народным поверьям, жили низшие божества – нимфы, представлявшиеся в виде прекрасных девушек. Существовал и культ предков: каждая семья поклонялась могилам своих умерших. При этом религия греков была религией «мира сего», а не потустороннего. Загробная жизнь рисовалась в неясных и довольно мрачных тонах: мертвые ведут унылое и безрадостное существование на туманных лугах подземного царства – Аида. Только для доблестных героев далекого прошлого сделано исключение: боги перенесли их после смерти на некие Острова блаженных, где вечность протекает в счастье и безмятежности.

Рели́ гия и мифоло́ гия Дре́ вней Гре́ ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

 

32. Наличие Агона является главной отличительной чертой античной культуры. То есть готовность к состязанию. Именно появление первого греческого агона и стало для греков отправной точкой для вступления в цивилизацию. 776 год до нашей эры – первые Олимпийские игры. Эти игры проводились на территории южной Греции в Пелопоннесе на священном участке, посвящённом Зевсу. Там был храм Зевса и Венере. И все игры начинались с ритуальной церемонии. С жертвоприношения. Олимпийские игры считались сакральным действием. Из-за это прекращались войны, а место это считалось местом вечного мира, а участники пользовались права неприкосновения. Олимпийские игры были священными. Они породили главное явление в жизни – стадион. Название стадион исходит от расстояния (То расстояние, которое пробегали участники). Также там было метание копья, ядра, борьба, гонка на колесницах. Победитель получал титул Олимпионика. Он считался избранником Богов. Он получал бессмертную славу и становился почетным гражданином полиса своего. Он увенчивался оливковой ветвью. Олимпионик получал право на территории Олимпии и в городе на статую, ему её ставили и ей гордились. Часто Олимпионник побеждал несколько раз.


Агон спортивный проводился также в нескольких местах. Еще три вида. Немейские игры, Дельфийские игры, Истмийские игры. В Афинах также были игры, посвященные Богине Афине. Афинские проводились раз в 5 лет. Они включали в себя те же состязание, но приз был другой. Лавровый венок и Панофинийская амфора. Таким образом Аргон стал основным способом получить бессмертие. Но вскоре он перешёл из спорта в другие сфера( например, политика. От сюда на дебатах были очень горячие споры. От сюда ещё и то, что войны стремились показать себя. Также это Агональное начало проникло в экономику. Нужно сказать, что в Греции не было рынка. Агон также проник в духовную сферу (Театр).

 

33. Агон-состязание, как «стремление превзойти, победить кого-либо в чем-либо», как соревнование на первенство, несет в себе игровое начало. Одолеть – значит преодолеть, обыграть и стать первым, причем уничто-жение противника не предусматривается как необходимое условие победы, его можно преодолеть в музыке, театральном представлении, пении, игре,
спортивном поединке, где гибель одного из антагонистов предстает случайностью. В агоне-игре, состязании главенствуют правила, которые становятся основой зрелищности. Вырастая из первобытных обрядов, детской возни, агон-игра, состязание занимает важную нишу в здании
культуры. Участник и зритель агона соучаствуют в напряжении
действия, они становятся едины в победе и поражении, прорастая личностно, совершаясь в едином «Мы». В таком действии видится единение общности и общностей, агон созидает социальный мир, не только переводя агрессию в русло культуры, но объединяя агрессией, закрытой в рамки правил, людей в единое целое. Ведь мое личное неотделимо от
общего, но не в том смысле, что я не осознаю себя как личностное начало, а в том, что мое личностное тем полнее, чем более я соответствую общественным идеалам, например, приумножаю славу рода, полиса. Агон-борьба понимается не только как преодоление, но как уничтожение чего-либо. Древнейшее значение слова «борьба» восходит к «биться, воевать». Древнерусское бороти восходит к праславянскому borti «воевать», от индо-европейского bher – «резать, колоть, бить». Агон-борьба содержит в себе разрушающее, взаимно
уничтожающее начало, которое неразрывно связано с войной,
насилием, отсутствием в следствии этого каких-либо технических и нравственных ограничений. Здесь победа имеет свое исконное значение, не только как успех в бою, но как нанесение врагу беды, разорения. Агон-состязание и агон-борьба, как два оппозиционных начала созидания и разрушения, диалектически переходят одно в другое. Созидающая сила разрушает и разрушающая созидает, и здесь можно заметить, что сила, как индивидуальная или коллективная энергия,
направленная волей, содержит в себе эти явные противоречия. Сила как показатель жизнеспособности, канализируется то в то, то в иное русло. Она может столкнуться с Природой, уступить слиться или ворваться преобразовать ее. Как в свое время отмечал Аристотель: «одна «способность» есть способность испытывать воздействие – заложенное в самом испытывающем воздействие предмете начало страдательного изменения, вызываемого действием другого или поскольку оно –
другое; а в другом случае это – обладание свойством противостоять вызывающему изменение началу, не подвергаясь изменению к худшему и уничтожению через другое или поскольку оно берется как другое. Ибо во все эти определения входит понятие способности в первоначальном ее значении… Поэтому ясно, что в известном смысле способность действовать и претерпевать воздействие – одна». Ранее о том же говорит Платон: «все обладающее по своей природе
способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, все это действительно существует… Приобщение к бытию и становлению есть страдание или действие возникающее вследствие
некой силы, рождающейся от взаимной встречи вещей»

 

34. Переход от мифологии к логосу (рациональное знание). Главное в науке – найти законы мира.

 

Благодаря Агону впервые в мире появляется наука. А вместе с ней научная картина мира. Все это видно в трудах Аристотеля и Платона.

Псобственно науки происходит в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука - системна и рациональна.
Появление и развитие науки в Древней Греции происходило в контексте всей культуры. Мы уже говорили, что в любой науке, научной теории есть утверждения и допущения, не доказывающиеся в рамках самой теории, но играющие такую важную роль, что их пересмотр или удаление влекут отмену всей теории. Также мы говорили, что каждая научная теория предполагает свой идеал объяснения, доказательства и организации знания, который уходит корнями в культуру своей эпохи. Иначе говоря, все науки и научные теории вырастают на базе определенных научных программ (парадигм). Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.
Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский способ» производства и соответствующий ему тип государства - восточную деспотию. Командно-административная система (восточная деспотия) абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и не имевший никаких гарантии восточный рынок, которые целиком зависели от государства и обслуживали его. Властные отношения в таком обществе являются первичными, а отношения собственности - вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть. Прежде всего - это чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель этого государства.

35. Сущность античной гуманистической системы ценностей.

 

Сущность античной системы ценностей. Наиболее ярко систему ценностей любого народа раскрывает представление человека о счастье. Одно из преданий, рассказанных Геродотом, посвящено диалогу о счастье между представителями древневосточной и античной культур. Он состоялся во дворце царя Лидии Креза, беседовавшего с Солоном — одним из мудрецов Древней Греции. Крез оказал Солону радушный прием, а затем показал несметные сокровища, хранящиеся в кладовых. После того как Солон налюбовался видом сокровищ, Крез спросил его, знает ли мудрец самого счастливого на земле человека, надеясь услышать свое имя. Но Солон назвал самым счастливым афинянина Телла, который был зажиточным, жил в цветущее время родного города, вырастил сыновей и увидел внуков. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны он в первых рядах выступил в поход, а сам геройски пал на поле боя.
Тогда Крез спросил, кто же после Телла является самым счастливым человеком, надеясь на этот раз услышать свое имя. Но Солон назвал двух аргосских юношей: Клеобиса и Битона. Они были свободны, зажиточны и отличались большой физической силой. Однажды в день празднества в честь Геры их мать, жрицу, нужно было доставить в повозке к храму для совершения религиозного обряда. Однако быки не вернулись домой с поля, и это создало угрозу святотатства для матери и для всего города. Тогда юноши сами впряглись в повозку и успели к началу религиозной церемонии. Их мать молила богиню даровать ее сыновьям высшее благо, доступное людям, и юноши навсегда заснули в самом святилище.
На вопрос же Креза, почему Солон считает счастливыми простых греков, а его, самого богатого человека в мире, нет, мудрец ответил: «Я не могу сказать ничего о человеческой жизни, зная, что боги завистливы. На твой вопрос о счастье я смогу ответить, когда узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно». Таким образом, сущность античной системы ценностей была гуманистической, где считалось, что человек обретает счастье только в служении роду и полису, получая в ответ славу и уважение.

Если короче.

Греки понимали, что счастье человек получает того, когда его любят, почитают, уважают и т.д. Они понимали, что это нельзя купить за деньги. Деньги и материальные богатства отходят на второй план. В Греции восторжествовали духовные ценности, в это время в Азии общество до этого ещё не дошло. Первым толчком в движении к новым гуманистическим ценностями стало нашествие греков-дорийцев.

36. Роль звучащего слова в античной культуре.

В VII в. до н.э. с уходом в прошлое эпохи царей и усилением коллективистских тенденций в греческом полисе всё большее значение приобретает звучащее слово ('ι σ η γ ο ρ ι α — живое слово как фактор функционирования государственной системы), обращенное к коллективу с призывом к действию. Таким коллективом чаще всего является строй воинов, которых необходимо вдохновить для битвы. Из потребностей жизни возникают еще очень близкие к эпической поэзии по размеру и лексике эмбатерии —строевые песни, призы­вающие к стойкости и доблести:

Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился,

Бился с врагом за детей, за молодую жену.

Смерть ведь придет тогда, когда мойры прийти ей назначат.

Пусть же, поднявши копье, каждый на битву спешит,

Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце

В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет.

(Калин. Пер. Г. Церетели)

Самый прославленный автор эмбатериев в Греции, конечно, Тиртей. Его стихи полны глубокого патриотизма, духа единения и гра­жданственности, присущих политическому и торжественному крас­норечию классической эпохи:

Общее благо согражданам всем и отчизне любимой

Муж приносит, когда между передних бойцов,

Крепости полный, стоит, забывая о бегстве постыдном,

Жизнь и стойкий свой дух битве вверяя в борьбе,

Бодрость соседа в строю возбуждая отважною речью,

Вот какой муж на войне доблестью славен всегда.

(Тиртей. Пер. В. Латышева)

Не случайно как раз с именем Тиртея связана легенда, придаю­щая некий мистический смысл звучащему слову. Как рассказывает Павсаний, хромой школьный учитель из Афин, Тиртей был послан в Спарту по совету Оракула.Спартанцы несли тяжелые потери во второй Мессенской войне и обратились к афинянам с просьбой о помощи. Вид хромого учителя, с трудом сошедшего с колесницы, привел спартанское войско в уныние. Однако Тиртей так воспламенил дух спартанцев своими песнями, что они наголову разбили врагов1.

Это предание, вероятно впоследствии сложенное в Афинах, по­скольку из анализа текста и других данных можно предположить, что по происхождению Тиртей скорее был спартанец, тем не менее является наглядным примером поклонения эллинов звучащему сло­ву. В их трактовке истории слово действительно" брало города" и освобождало острова.

Сходная легенда известна нам и из рассказа Плутарха о жизни величайшего реформатора Греции Солона2. Прежде чем стать ар­хонтом в Аттике, Солон подвигнул сограждан на освобождение ост­рова Саламин. Этот остров контролировал вход в афинскую гавань Пирей, но был захвачен соседней Мегарой, что приносило неисчис­лимые беды живущим морской торговлей афинянам. Совершив не­сколько неудачных воинских операций и отчаявшись вернуть себе власть над Саламином, афиняне постановили запретить под страхом смертной казни само упоминание о ненавистном острове.Тогда же молодой Солон сложил " очень изящную", по словам Плутарха, эле­гию в 100 стихов о Саламине и, притворившись умалишенным, в рубище нищего прочел ее на площади при большом стечении наро­да. Афиняне устыдились своего малодушия и назначили Солона предводителем юных воинов. Вскоре под его руководством Саламин был отбит, а впоследствии и выигран в суде процесс с Мегарой на право владения островом.

Поэтическое слово, обращенное к народу, становится главным политическим оружием Солона-реформатора, человека, заложивше­го основы демократии и оставившего значительный след в литера­туре:

Законной властью облеченный, что сулил, —

...Я начертал; всем равный дал и скорый суд.

Когда б другой, корыстный, злонамеренный,

Моим рожном вооружился, стада б он

Не уберег и не упас. Когда бы сам

Противников я слушал всех и слушал все,

Что мне кричали эти и кричали те,

Осиротел бы город, много пало бы

В усобице сограждан.

(Солон. Пер. Вяч. Иванова)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1946; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь