Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место культурологии в системе гуманитарного знания



В современной системе образования и в науке утвердилось общее разделение между двумя типами знаний об обществе:

· гуманитарное, к которому относится, прежде всего, филологический комплекс, история и теория куль­туры, история религии, литературоведение, искусствоведение, фи­лософия, этика и т. д.;

· социальное, в число которых входит экономика, политология, этнология, социология, экология и т. д.

Между ними нет четкой границы, т. к. каж­дое из них в той или иной степени использует конкретный мате­риал, факты и данные, взятые из действительности, а вместе с тем имеет и свой концептуальный аппарат, оперирует той или иной методологией.

Всякая научная дис­циплина включает в себя теорию (или ряд теорий) общего и сред­него уровня, определенную сумму понятий, которыми опериру­ют ученые, методологию как логические процедуры, соединяю­щие теорию и факты, описания эмпирического материала и фак­тов, подлежащих интерпретации.

Ранее проблемы, связанные с культурой, исследовались философией, этнографией и др., где они, не считались главными. Лишь в середине XX в. они были поставлены в тесную связь друг с другом. Произошло их объединение в рамках единой нау­ки. В это время термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900-1975)в книге «Наука о куль­туре» (1949). Этот термин органически вошел в категориальный аппа­рат общественных и гуманитарных наук. Его распространение свидетельствует о потребности привести в систему огромное количество фактов, накопленных обще­ственными и гуманитарными науками.

Благодаря научной и философской разработке понятия «культура», мы можем сегодня продуктивно работать в тех направлениях, которых раньше не существовало. К ним относятся: поведение и культура, язык и культура, экономика и культура, болезни и культура, преступность и культура, детство и культура, игра и культура и др.

В естественных науках это де­ление носит весьма строгий характер. В культурологии эти границы провести труднее ввиду того, что вся­кое исследование здесь затрагивает субъективные факторы, а любые выводы, сделанные наукой, могут так или иначе повлиять на интересы каких-то социальных групп и войти в рассогласова­ние с их представлениями.

Однако потребность в изучении сферы, которая не­посредственно занята выяснением содержания и принципов ду­ховной деятельности, привела к формированию культурологии. Эмпирические и конкрет­но-науч-ные знания получили название культурологии.Для определения места культурологии в системе гуманитарного знания, исходя из вышесказанного, мы можем дать краткое определение этой дисциплины. Под культурологией будем понимать совокупность знаний об условиях, средствах и формах самореализации человека в духовной (материальной) сфере бытия.

Причем часть названия дисциплины, называемая «логия», предполагает установление метода науки, т. е. правил нахождения, верифика­ции и обработки эмпирических данных, а затем правил ведения рас­суждения о данных на основании научного метода и указаний на источники культурологического знания.

Культурология – комплекс наук, все более упрочивающий свое место в теоретическом пространстве. Примеры XX в. (Япония, Израиль) показывают, что экономическое процветание в основном связано с культурой. Если народы даже с бедными землями и небольшими капиталами располагают достаточными «культурными запасами» и умеют ими распорядиться, то это в современной ситуации может обеспечить достаток и благополучие народа.

Причем богатство как таковое не главное в общественных стремлениях. Идеалы чело­вечества более широки. Такими идеалами человечества являются творческий труд и свободное время, истина и благородство, честность и нравственность, прекрасное и просто здоровье людей и т. д. Как видно, все это не купишь за деньги.

В настоящее время особенно остро стоят проблемы экологии, межнациональных отношений, т. е. фактически проблемы культуры совместного выживания или общежития. А дружба народов в современной ситуации является основным источником культурного обо­гащения каждого народа. Отсюда стремление народов к безопасному миру. Поэтому культурология должна обладать способностью выносить суждения о жизни общества и уметь использовать их для вынесения политических, экономических и других решений. Кроме того, экономическая и политическая практика тре­бует от современных специалистов знаний в области культуры, которые должны быть не только философскими, но и эмпи­рическими и конкретно-научными.

Исходя из генезиса дисциплины, культурологию целесообразно разбить на несколько подразделений. Такое деление весьма условно, однако на современном уровне развития этой науки четко просматривается.

Теория культуры концентрируется в подразделение – философию культуры. Это подразделение использует общие философские, социологические подходы, а также категории смежных дисцип­лин – политэкономии, антропологии, социальной психологии – для выявления общих принципов функционирования культуры.

На современном этапе развития науки в этом подразделении культурологии определяются: общетеоретические принципы изучения и объяснения культурных феноменов; онтологические и методологические основания исследования культуры в разных философских системах, концепциях культуры, национальных культурах и т. д. Культура этим подразделением культурологии рассматривается как основание целостности исторического процесса. Таким образом, в современной культурологии, несмотря на описанные выше трудности, фило­софия культуры является основным источником.

Другое подразделение культурологии – история культуры – изучает формирование «человеческих качеств» в процессе практически-духов-ного освоения мира. Интересы этого подразделения культурологии связаны с символической Вселенной культуры в ее становлении и развитии в пространстве и во времени. Соответственно, анализируются составляющие этого процесса, этапы (стадии) развития культуры и освоения их выделения. Важное место занимает эмпирическая история культуры: этнический срез, эволюция различных компонентов культуры (приемы трудовой деятельности, категориальный строй языка, нормы и ценности, обычаи и нравы, игра и спорт и т. п.).

Социология культуры, как подразделение культурологии, рассматривает культуру как надприродное (сверхприродное) явление, что позволяет строить многие объяснительные теории современного Мира и даже заглядывать в будущее. Вместе с тем социология культуры изучает и многообразие человеческого опыта, что позволяет понять принципы самобытности и взаимодействия культур на разных уровнях – личностном, национальном и цивилизационном, соотношения между преобладающей культурой и субкультурами. Социология культуры выявляет специфику «ответа» разных обществ на «вызов» современности, соотношение общемировых и локальных про­цессов в современном мире.

Таким образом, это подразделение культурологии в основном рассматривает духовные факторы регуляции социальной жизнедеятельности, объясняет ее соци­альное содержание, принципы и структуру духовной деятельнос­ти, воздействие культурных факторов на экономическую актив­ность и политику, на типы социальной организации, место раз­личных слоев и классов в духовной жизни общества, уровни и типы организации духовной жизни и т. д.

Одним из основных разделов науки о культуреявляется морфология (гр. morphe форма + logosучение). Она изучает типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека (культурные традиции, общественные институты и др.). Морфология культуры стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существо­вания (от зарождения до ее смерти), считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями, действующими в самой культуре.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов:

· генетическое – порождение и становление культурных форм;

· микродинамическое – динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации);

· историческое – динамику культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;

· структурно-функциональное – принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

· технологическое – распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история (гражданская история, история наук, история искусств, история техники, история физической культуры, история религии, история педагогики, экономическая история), педагогика, востоковедение, краеведение, экология и природополь­зование, палеография, геральдика, нумизматика, сфрагистика, эпиграфика, историческая география, текстология, археология, этнография и др.

Причем большинство из них имеют прикладное значение в культурологии.

В область исследований прикладной культурологиивходят: орга­низация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов.

Основное направление деятельности культурологов-практиков состоит в разработке культурной политики, экономическом, политическом и духовном обеспечении реали­зации культурных программ. Развиваются также диагностика и про­гнозирование культурных процессов, социальное проектирование, менеджмент в сферах культуры, организация связи с общественнос­тью. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга и др.

В современном обществе зна­чительно расширяется сфера деятельности этой отрасли знания. Постепенно становится привычным проведение культурологической экспертизы объектов социального назначения, необходимым – совершенствование межкультурных коммуникаций и организация туризма, анализ воздействия рекламы и культурных про­грамм средств массовой информации на духовный мир человека.

Итак, в настоящее время можно говорить об отдельной дисциплине – культурологии, объединяющей всю сумму знаний о культуре и путях ее познания в едином специальном направлении науки.

Предмет культурологии. Многие науки, как мы уже отмечали, изучают культуру, однако у них есть свое отношение к культурным феноменам. Также существует множество наук об обществе - история, демография, социология, общественная психология и т.п. И каждая имеет свой предмет, свой угол зрения на обще­ство. Попытки создать единую науку о человеке также вряд ли оправ­данны. Человек изучается с разных сторон разными науками - медициной, психологией, физической антропологией и т.п., и все это составляет в итоге «феномен человека». Видимо, наука начинается не с предмета, с интереса человека к ка­ким-либо проблемам (практическим, теоретическим). Повседневный опыт, как правило, не дает на них удовлетворительного ответа, поэтому ученые накапливают относящиеся к делу факты, систематизируют их, изобретают стратегию исследования, специ­альные методы, постепенно выясняя «системный объект», совокупность взаимосвязанных явлений, которые подлежат изучению.

Культурология предполагает отличную от других дисциплин направленность в изучении культуры, основанную на объективном и аналити­ческом, «отстраненном» взгляде на культур­ную жизнь общества. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соот­несенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и поли­тикой.

Другое важное отличие культурологии заключа­ется в том, что она проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких как сме­на технологий и социальных структур, политических систем, ре­волюции, реформы, войны и т. д. Более того, объектом внимания дисциплины становится и повседневная жизнь обще­ства и каждого человека в отдельности, включая и социокультурные процес­сы на микроуровне – в рамках групп, коллективов и в межгруп­повом общении, что, в свою очередь, предусматривает изучение соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регу­ляцией и социальным действием в разных культурно-историчес­ких типах, существовавших в человеческой истории и продолжа­ющих оказывать воздействие на социальные процессы; анализ тех классовых и функциональных различий, которые существуют в городском и индустриальном обществе.

В прикладной культурологии объектом науч­ного анализа и практического воздействия являются деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клу­бов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа твор­ческих союзов и фондов, обществ охраны памятни­ков истории и культуры и других общественных организаций и ас­социаций.

Таким образом, предметом культурологии является мир культуры как более или менее целостная система. В данном учебном пособии, учитывается специфика читаемого курса, и предмет культурологии более конкретизирован, им являются человек и общество; он предусматривает анализ тех общих закономерностей, которые поддерживают целостность общества и его дифференциацию, изучение культурного наследия и аван­гарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, националь­ные, цивилизационные и мировые.

 

1.2. Теоретико-методологическая основа дисциплины

 

В современном мире возникают новые требования к наукам о культу­ре. Это означает, что культурология должна разрабатывать и вводить в общественное сознание методы объективного анализа тех процессов жизнедеятельности, в кото­рых не только происходит создание духовных или материальных ценностей, но и возникают конфликты, массовые потрясения обществ, классов, социальных и этнических групп или отдельных личностей.

Важнейшую роль в познавательных процессах играет культурно-историческая традиция. Многие виды знания мы принимаем в готовом виде в процессе воспитания, образования, общения, совместной деятельности. Это происходит в общем поле культуры, которая во многом и представляет собой систему устойчивых структур хранения и передачи социально значимой информации. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный и непосредственный объект познания, является предметом реконструкции и моделирования на основании вербальных и невербальных «текстов».

Научное познание есть процесс производства новых знаний, образующих целостную разви­вающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеаль­ных форм. Структура научного по­знания может быть представлена в различных ее срезах и в совокуп­ности специфических элементов. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования. Элементы научного знания тесно связаны между собой разнообразными отношениями. Со­вершенной и проработанной научной единицей является теория. Новые научные теории зачастую определяют и новые методы. Поэтому часто характеризуют научную деятельность через ее непосредственный метод, тем более что многообразие ме­тодов и сама творческая природа научного мышления делают невозможным построение единой теории научной ме­тодологии.

Более общую, чем метод, категорию представляет собой подход. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, допущения или понятия. Подход выступает теоретическим основанием для более конкретных методологических предписаний. Понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда та или иная предметная область науки методологически еще несовершен­на. Подход заведомо имеет или предполагает альтернативы в виде других подходов. В рамках одного подхода может использоваться целая совокупность методов.

Кроме того, наука, социальный институт которой включает ученых, разделение и кооперацию их научного труда, систему распро­странения научной информации, научные организации, школы и сообщества и др. Однако ведущими фигурами науки продолжают оставаться гениальные, талантливые, одаренные, творчески мыслящие ученые-новаторы. Так появились разнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшей специфический исследовательский интерес того или иного ученого или группы ученых.

Исходя из этого, обозначим структуру имеющегося научного знания в области культурологии, а затем разберем некоторые особенно известные научные теории, концепции и подходы. Автор подчеркивает, что не преследует цель дать исчерпывающую систематизацию культурологического знания. Обозначенная ниже по тексту схема носит условный характер и предлагается только в учебных целях.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь