Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические указания по написанию контрольных работ



 

Студент самостоятельно выбирает одну из предложенных тем контрольных работ. Студент имеет право сформулировать собственную тему исследования, согласовав ее формулировку с преподавателем. Тема работы подлежит обязательной регистрации в журнале учета рефератов и контрольных работ на кафедре.

Затем студент знакомится с литературой, предложенной по данной теме в списке источников (монографии, учебники и учебные пособия, дополнительная литература, публикации в периодических изданиях, интернет-ресурсы). В случае необходимости студент самостоятельно осуществляет поиск дополнительной литературы по теме работы.

Литература подбирается студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, библиографические указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, имеющиеся в библиотеках. Написанию работы предшествует составление плана, который можно уточнить с преподавателем. Правильно составленный план служит основой в подготовке работы, помогает систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Структура работы включает: титульный лист с указанием наименования министерства, учебного заведения, темы, автора работы, научного руководителя, места и времени ее выполнения; план работы; введение, где указывается актуальность выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цели и задачи исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость; основную часть из двух-трех разделов (глав), раскрывающих содержание проблемы; заключение, где излагаются основные выводы и рекомендации по данной теме; список использованных источников и литературы.

Работа должна свидетельствовать об умении студента систематизировать и анализировать собранный материал. Содержание работы должно быть изложено последовательно и логично.

Работа должна иметь завершенный характер и отвечать стандартным требованиям, предъявляемым к контрольным работам. При изложении содержания студент должен показать, какие источники он использовал (необходимо указать название работы, ее автора, год издания и номера страниц).

Оптимальный объем контрольной работы – 15-20 страниц (формат А4) машинописного текста. Шрифт Times New Roman, 1, 5 интервала.

При наличии замечаний работа может быть возвращена студенту на доработку. После исправления замечаний ее надо отдать преподавателю для повторной проверки. В данном случае преподаватель имеет право выставить оценку на балл ниже.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

- казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.

- отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

- отсутствие ссылок на исследования ученых и другие цитируемые источники.

- отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

- несоответствие содержания, формы, объекта и предмета исследования, основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.

 


 

Темы контрольных работ

1. Жизнь и творчество Л. Уайта.
2. Жизнь и творчество Э. Тайлора – представителя эволюционистского направления в этнологии.
3. Д. Фрэзер как представитель классической социальной антропологии.
4. Ю. Лотман как представитель структурно-семиотической школы гуманитарных исследований.
5. И. Хейзинга, его игровая концепция развития мировой культуры.
6. Жизнь и творчество А. Тойнби, его концепция локальных цивилизаций.
7. Типология культуры П. Сорокина («Человек, цивилизация, общество»).
8. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры («Закат Европы»).
9. Концепция культурно- исторических типов Н. Данилевского («Россия и Европа»).
10. Д. Фрэзер как представитель классической социальной антропологии.
11. Синкретизм первобытного мышления. Миф. Тотемизм и магия. Анимизм и фетишизм.
12. Искусство палеолита, мезолита и неолита.
13. Культура Древнего Египта.
14. Культурная картина мира в искусстве Древней Греции: античный космос, боги и люди.
15. Картина мира в языческой славянской мифологии.
16. Конфуцианско-даосистский тип культуры.
17. Коммуникативная функция культуры.
18. Вторичные знаковые системы.
19. Индо-буддийский тип культуры.
20. Адаптивная функция культуры.
21. Антропоцентризм культуры Возрождения.
22. Социокультурные функции морали.
23. Культура и цивилизация
23. Теория культуры Л. Уайта..
24. Культурные особенности Запада и Востока.
25. Теоцентризм культуры эпохи Средневековья. 26. Проблема типологии культур.
27. Технологическая культура и ее особенности.
28. Массовая и элитарная культура.
29. Интегративная функция культуры.
30. Проблема типологии культур М. Мид.  

 


 

Контрольные задания для оценки остаточных знаний

1. Кто написал книгу «Эволюция культуры»?

а) Дж. Фрезер;

б) Э. Тайлор;

в) Л. Уайт.

 

2. Изучением реального процесса преемственности культурного развития занимается:

а) история культуры;

б) теория культуры;

в) онтология.

3. Кто написал книгу «Первобытная культура»?

а) Дж. Вико;

б) Э. Тайлор;

в) И. Гердер.

4. Когда начинает формироваться культурология как наука?

а) в эпоху Возрождения;

б) в период Средневековья;

в) в конце 19 го - века.

 

5. Как называется религия, связанная с одушевлением всех предметов?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) шаманизм.

 

6. Какая отрасль культурологии исследует процесс функционирования культуры в обществе?

а) социология культуры;

б) история культуры;

в) философия культуры.

 

7. Наука, изучающая взаимоотношения человека и культуры, называется:

а) культурная антропология;

б) социальная антропология;

в) культурология.

 

8. Организацией и технологией культурной жизни общества занимается:

а) прикладная культурология;

б) этнология;

в) антропология.

 

9. Наука, изучающая процесс формирования и развития этносов, называется:

а) этнологией;

б) биологией;

в) антропологией.

 

10. Как называется процесс возникновения культуры?

а) культурогенез;

б) этногенез;

в) антропогенез.

 

 

11. Определение антрополога К. Уисслера культуры как образа жизни, которому следует община или племя как совокупность стандартных верований и практик, можно отнести к определениям:

а) нормативным;

б) философским;

в) историческим;

г) психологическим.

 

12. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования:

а) аксиологический;

б) системный;

в) синергетический;

г) герменевтический.

 

13. Укажите две особенности, характеризующие отношение к окружающему миру в западном типе культуры:

а) признание множественности исторических путей народа;

б) пренебрежение к «нецивилизованным» народам; в) идея цивилизаторской миссии своей культуры;

г) идея религиозного мессианизма.

 

14. Двумя характерными чертами русской духовной культуры являются:

а) религиозный мессианизм;

б) конформизм;

в) жажда поиска истины;

г) идея цивилизаторской миссии.

 

15. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются:

а) достижения в области образования, науки, искусства;

б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность;

в) средняя продолжительность жизни;

г) интеллектуальный уровень человека.

 

16. Термин культурогенез означает:

а) период упадка в процессе культурного развития;

б) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;

в) процесс возникновения, становления культуры;

г) период стагнации культуры.

 

17. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является культура:

а) потребительская;

б) массовая;

в) коммерческая;

г) популярная.

 

18. Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, это культура:

а) локальная;

б) массовая;

в) корпоративная;

г) глобальная.

 

19. Славянофилы приписывают русскому народу особую историческую миссию, так как:

а) православие обеспечивает единство ума, чувства и воли для достижения истины;

б) российское самодержавие – идеальная политическая модель;

в) он не затронут влиянием революционных идей;

г) он превосходит другие народы.

 

20. Просветительское понимание культуры – это понимание культуры как

а) знаковой системы;

б) средства совершенствования духовной жизни;

в) совокупности лучших творений человеческого духа;

г) мира артефактов.

 

21. Объяснительной функцией культурологии является:

а) воспроизведение культурной системы изнутри;

б) включение объекта в контекст или общее поле культуры;

в) сравнение различных объектов культуры;

г) сведение к понятному.

 

22. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является:

а) выполнение нормативных актов;

б) приспособление личности к окружающей среде;

в) социализация личности;

г) установление коммуникативных связей.

 

23. «Диагноз нашего времени» (К. Мангейм) - это становление глобального информационного пространства, где …

а) господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры;

б) действует система табу во всех сферах жизнедеятельности человека;

в) крепнет социальная солидарность людей;

г) усиливается тенденция к самоидентификации.

 

24. Структура современного культурологического знания включает:

а) цивилографию;

б) онтологию, гносеологию, этику, философию культуры;

в) историю культуры, социологию культуры, прикладную культурологию;

г) философскую и социальную антропологию, культурную антропологию.

 

25. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени, – это:

а) обряд;

б) ритуал;

в) обычай;

г) традиция.

 

26. Кому принадлежит концепция «Вызова – Ответа» как фактора, который способствовал появлению и развитию культуры:

а) И. Канту;

б) Л. Уайту;

в) А. Тойнби;

г) А. Креберу.

27. Учение о природе ценностей называется:

а) онтологией;

б) гносеологией;

в) аксиологией.

 

28. Толкованием текста занимается:

а) герменевтика;

б) этология;

в) структурализм.

 

29. Бытийные аспекты существования человека изучает:

а) онтология;

б) гносеология;

в) социология.

 

30. Принцип поступательно–стадиального, прогрессивного развития человечества от первобытного состояния к современной цивилизации исповедуют:

а) эволюционисты;

б) структуралисты;

в) функционалисты.

 

31. Идея распространения культурных явлений через контакты, заимствования и взаимодействия принадлежит:

а) диффузионизму;

б) конструктивизму;

в) социологической школе.

 

32. Устойчивость общества обеспечивает комплекс коллективных представлений, а функция культуры заключается в сближении людей, так считали:

а) представители социологической школы;

б) компаративисты;

в) антропологи.

 

33. Исследованием функций каждого элемента культуры занимаются:

а) функционалисты;

б) компаративисты;

в) антропологи.

 

34. Как называется наука о процессах самоорганизации в природе и обществе?

а) социологией культуры;

б) философией культуры;

в) синергетикой.

 

35. Назовите подход в культурологии, опирающийся на свойства знаковых систем?

а) семиотика;

б) позитивизм;

в) бихевиоризм.

 

36. Теорию игрового начала культуры выдвинул:

а) Й. Хейзинга;

б) О. Шпенглер;

в) И. Кант.

 

37. Процесс приобщения к культуре называется:

а) аккультурацией;

б) инкультурацией;

в) инициацией.

 

38. Процесс, в результате которого этническая группа утрачивает свою первоначальную культуру, растворяясь в другой, называется:

а) идентификацией;

б) социализацией;

в) ассимиляцией.

 

39. Кто противопоставил понятия культуры и цивилизации?

а) О. Шпенглер;

б) К. Леви-Строс;

в) М. Мид.

 

40. Кто из ученых выделил «аполлоновский», «магический», «фаустовский», «русско-сибирский» типы (души) культур?

а) О. Шпенглер;

б) Л. Гумилев;

в) Ф. Ницше.

 

41. Кому принадлежит концепция «Вызова - Ответа» в процессе зарождения цивилизаций?

а) О. Шпенглеру;

б) А. Тойнби;

в) Н. Данилевскому.

 

42. Кто написал книгу «Россия и Европа»?

а) П. Рикер;

б) Д. Лихачев;

в) Н. Данилевский.

 

43. Кто из ученых создал теорию «маятника», выделив «идейный» и «чувственный» типы культур?

а) П. Сорокин;

б) Ю. Лотман;

в) Г. Риккерт.

 

44. Русский ученый, один из основателей синергетики:

а) Л. Гумилев;

б) Б. Успенский;

в) И. Пригожин.

 

45. Процесс усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм, образцов поведения, присущих данному обществу, обретение социального опыта называется:

а) социализацией;

б) адаптацией;

в) интеграцией.

 

46. Особый этап развития биосферы, при котором разумная и духовная деятельность человека становится решающей, называется:

а) ноосферой;

б) стратосферой;

в) техносферой.

 

47. Раздел культурологии, в рамках которой изучаются формы и строение артефактов культуры, называется:

а) морфологией культуры;

б) семиотикой;

в) аксиологией.

 

48. Научный метод, изучающий культуру по наиболее общим признакам и свойствам, называется:

а) типологией;

б) герменевтикой;

в) структурализмом.

 


6. Вопросы к экзамену по дисциплине «Культурология»

 

1. Сущность и основные функции культуры.

2. История становления культурологии как науки. Дж. Вико. И. Г. Гердер. Э. Тайлор. Л. Уайт.

3. Социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология.

4. Подходы к изучению культуры (общая характеристика).

5. Культура и цивилизация.

6. Межкультурная и социальная коммуникации. Понятия инкультурации, интеграции, ассимиляции, аккультурации.

7. М. Мид. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная типы культур.

8. Субкультура и контркультура. Массовая и немассовая (элитарная) культуры.

9. Народ. Этнос. Нация. Региональная типологизация культур.

10. Н. Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов.

11. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

12. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

13. П. А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

14. Первобытная культура, ее особенности.

15. Миф и первобытная культура.

16. Искусство первобытной эпохи (палеолит, мезолит, неолит).

17. Культура Древнего Египта.

18. Культура Древней Греции (общая характеристика).

19. Культура Древней Руси.

20. Христианско-православное начало культуры. Мессианское сознание.

21. Славянофильство. Установки русской культуры.

22. Информационно-семиотический подход к культуре.

23. Культура как мир артефактов, смыслов и знаков.

24. Основные типы знаковых систем культуры (естественные, функциональные, конвенциональные, иконические, вербальные, знаковые, системы записи).

25. Культурные ценности и нормы.

26. Теоцентризм культуры Средневековья.

27. Антропоцентризм и гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

28. Культура эпохи Просвещения (общая характеристика).

29. Индо-буддийский тип культуры.

30. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

31. Мир исламской культуры.

32. Традиции и инновации современной культуры.

 


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь