Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга



Примерные темы контрольных работ и рефератов

1. Академия наук как первое научное учреждение России.

2. Академия художеств и ее роль в художественной жизни столицы.

3. Академия художеств и передвижничество.

4. Архитекторы-строители Петербурга второй половины XIX века.

5. Архитектура ампира в Петербурге.

6. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Ранний классицизм (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен).

7. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Строгий классицизм (И. Е. Старов, Дж. Кваренги, Н. А. Львов, Ч. Камерон).

8. Быт и население Санкт-Петербурга первых десятилетий XVIII века.

9. Великие архитекторы-строители Петербурга (А. Воронихин, В. Стасов, А. Захаров, Ж.-Б. Тома де Томон, К. Росси).

10. Городское строительство в Санкт-Петербурге в середине XVIII века.

11. Графика середины XVIII века и творчество М. И. Махаева.

12. Д. Трезини — первый архитектор Петербурга.

13. Декоративная скульптура XVIII века в садах и парках пригородов Петербурга.

14. Деятельность Академии наук в Петербурге. XVIII век.

15. Допетровское художественное наследие в искусстве XVIII века. А. П. Антропов.

16. Екатерина II и политика «просвещенного абсолютизма».

17. Екатерина II и сатирическая журналистика.

18. Екатерина II и французские просветители-энциклопедисты (Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо).

19. Екатерина Дашкова — писатель, филолог, музыкант, хирург…

20. Женское образование во второй половине XVIII века.

21. Журналы «Современник» и «Отечественные записки» в культурной жизни Петербурга.

22. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XVIII века.

23. А. Ф. Зубов — крупнейший гравер начала XVIII века.

24. И. И. Бецкой — представитель петербургского Просвещения.

25. И. Н. Никитин — основоположник русской светской живописи.

26. Иностранные художники в Петербурге в первой половине XVIII века.

27. Искусство мозаики и деятельность М. В. Ломоносова.

28. Исторический жанр в изобразительном искусстве второй половины XVIII века. Творчество А. П. Лосенко.

29. Культурные реформы в системе преобразований Петра I.

30. Кунсткамера — первый музей России.

31. Летний сад и его скульптура.

32. Литературные салоны как явление духовной жизни пушкинского Петербурга.

33. М. В. Ломоносов и русская наука.

34. А. Д. Меншиков — первый губернатор Петербурга.

35. Места Петербурга, связанные с жизнью А. С. Пушкина.

36. Место и роль женщины в культуре пушкинского Петербурга.

37. Монументально-декоративная живопись середины XVIII столетия и иностранные мастера.

38. Монументально-декоративные работы русских мастеров в Петербурге и пригородах.

39. Музыкальная жизнь Петербурга во второй половине XVIII века.

40. Н. И. Новиков — деятель российского Просвещения.

41. Облик студента и студенческая жизнь Петербурга второй половины XIX века.

42. Особенности петербургского романтизма.

43. Открытия русской словесности в первой половине XVIII века.

44. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве А. С. Пушкина.

45. Памятники античного искусства в России петровского времени.

46. Парадный портрет в искусстве XVIII века и творчество И. Я. Вишнякова.

47. Первый сентименталист в русской живописи — В. Л. Боровиковский.

48. Петербург в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

49. Петербург второй половины XIX века как «лаборатория технической мысли» России.

50. Политическая и общественная жизнь Санкт-Петербурга в середине XVIII века.

51. Портретная скульптура начала XVIII века и творчество Бартоломео-Карло Растрелли.

52. Портретный жанр в русской скульптуре второй половины XVIII века. Ф. И. Шубин.

53. Пригороды Петербурга в первой четверти XVIII века (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

54. Развитие сатирических жанров в литературе Санкт-Петербурга (И. Лукин, Д. И. Фонвизин).

55. Развитие светской музыки в петровскую эпоху.

56. Разночинная интеллигенция в Петербурге.

57. Реализм в русской литературе первой половины XIX века.

58. Рождение петербургской композиторской школы (С. Березовский, В. А. Пашкевич, И. Е. Хандошкин).

59. Роль А. М. Матвеева в становлении русского светского искусства начала XVIII века.

60. Роль Екатерины II в формировании духовного облика столицы.

61. Роль иностранцев в жизни Петербурга начала XVIII века.

62. Романтизм в русской литературе первой половины XIX века.

63. Русский портрет в изобразительном искусстве второй половины XVIII века (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий).

64. Санкт-Петербург в годы царствования Анны Иоанновны.

65. Санкт-Петербург в первые десятилетия XVIII века.

66. Санкт-Петербургский государственный университет как центр науки и образования.

67. Северная война и основание Санкт-Петербурга.

68. Сентиментализм в русской литературе первой половины XIX века.

69. Смысл и цель Петровских реформ.

70. Союз петербургских композиторов «Могучая кучка».

71. А. П. Сумароков — теоретик русского классицизма.

72. Творчество А. Г. Овсова и Г. С. Мусикийского и портретная миниатюра начала XVIII века.

73. Творчество А. П. Антропова и камерный портрет середины XVIII века.

74. Творчество французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

75. Театральная жизнь пушкинского Петербурга.

76. Утверждение сентиментализма в литературе 1790-х годов. Творчество Г. Р. Державина.

77. Учреждение в Петербурге первого профессионального театра.

78. Ф. Г. Волков — русский актер и театральный деятель.

79. Ф. И. Гордеев — мастер монументально-декоративной скульптуры.

80. Ф.-Б. Растрелли — представитель русского барокко середины XVIII века.

81. Формирование архитектурного облика города в первые десятилетия XVIII века.

82. Художники-иностранцы в Петербурге в середине столетия. Творчество Г.-Х. Гроота и П. Ротари.

Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов

Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга

Уникальность природно-географического положения Санкт-Петербурга.

Периодизация культуры Санкт-Петербурга.

Роль столичного статуса в истории петербургской культуры.

Санкт-Петербург как промышленный, торговый, культурный центр, центр российского и мирового туризма.

Рассматривая первый вопрос, следует показать уникальность природно-географического положения города, принимая во внимание тот факт, что именно природно-географическое положение оказывает существенное влияние на формирование внешнего облика, характера деятельности населения, культуры города. Для Санкт-Петербурга эти особенности заключаются в его положении далеко на севере (чем объясняется феномен «белых ночей»), на берегу Финского залива, в дельте реки Невы, низко над уровнем моря на болоте, на островах, в местах, малопригодных для безопасного существования. Расскажите о климате, природе, геологическом строении территории Санкт-Петербурга и ближайших пригородов. Подумайте, каким образом все вышесказанное повлияло на внешний облик города, его специализацию, занятия населения, а последнее, в свою очередь, на роль города в истории России.

Во втором вопросе следует показать, на какие периоды подразделяется культура Санкт-Петербурга. Опираясь на книгу М. С. Кагана, покажите, что является основанием для подразделения культуры города на периоды: петровский Петербург, послепетровский Петербург, Петербург эпохи Просвещения, пушкинский Петербург, Петербург Достоевского, Серебряный век (эпоха трех революций), советская эпоха в истории культуры Петрограда–Ленинграда, современный Петербург. Определите хронологические границы каждого этапа.

Раскрывая третий вопрос, покажите, какое значение имеет статус столицы в жизни города. Чем отличаются столичные города от провинциальных? Санкт-Петербург выполнял столичные функции более 200 лет (назовите даты, когда город стал столицей России, и когда он утратил столичный статус). Расскажите, как повлиял столичный статус на культурную жизнь Санкт-Петербурга.

Отвечая на четвертый вопрос, покажите, насколько многогранна жизнь Санкт-Петербурга. Расскажите о том, насколько успешно город выполняет функции морского порта, промышленного и торгового центра, центра российского и мирового туризма. Объясните, почему Санкт-Петербурга — самый посещаемый туристами город в России.

Музеи

Музеи (с филиалами), всего: В том числе: федеральные — естественнонаучные — местного ведения — художественные — ведомственные — мемориальные — прочие — исторические — технические — литературные — музеи-заповедники — прочие —
Посетители* 16 365 000
Музейные выставки (в т. ч. выездные)*
Объем музейного фонда* 7 833 690
Сотрудники* 10 343
Общая площадь парков культуры и отдыха 243, 5 га
Зоопарк Посетители Экземпляры животных 641 000 1 856

Библиотеки

Общедоступные библиотеки, * всего: федеральные — местного ведения —
Посетители* 7 924 300
Объем библиотечного фонда* 49 605 300
Жители города, являющиеся читателями библиотек* 28%
Сотрудники* 4 667

Образование

Школы дополнительного музыкально-художественного образования*
Учащиеся в школах дополнительного музыкально-художественного образования* 25 821
Средние профессиональные учебные заведения в сфере культуры*
Учащиеся средних профессиональных учебных заведений в сфере культуры* 2 696
Преподаватели в школах дополнительного музыкально-художественного образования и среди них профессиональных учебных заведений* 4 208
Вузы, готовящие специалистов для отрасли культуры Из них финансируемые из бюджета* —
Студенты профильных вузов* 24 167
Сотрудники учреждений культуры, прошедшие обучение по программам повышения квалификации, финансируемым из бюджета Санкт-Петербурга 1 100
Научно-практические мероприятия по тематике культуры и искусства, проводимые в Санкт-Петербурге

Примерные темы контрольных работ и рефератов

1. Академия наук как первое научное учреждение России.

2. Академия художеств и ее роль в художественной жизни столицы.

3. Академия художеств и передвижничество.

4. Архитекторы-строители Петербурга второй половины XIX века.

5. Архитектура ампира в Петербурге.

6. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Ранний классицизм (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен).

7. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Строгий классицизм (И. Е. Старов, Дж. Кваренги, Н. А. Львов, Ч. Камерон).

8. Быт и население Санкт-Петербурга первых десятилетий XVIII века.

9. Великие архитекторы-строители Петербурга (А. Воронихин, В. Стасов, А. Захаров, Ж.-Б. Тома де Томон, К. Росси).

10. Городское строительство в Санкт-Петербурге в середине XVIII века.

11. Графика середины XVIII века и творчество М. И. Махаева.

12. Д. Трезини — первый архитектор Петербурга.

13. Декоративная скульптура XVIII века в садах и парках пригородов Петербурга.

14. Деятельность Академии наук в Петербурге. XVIII век.

15. Допетровское художественное наследие в искусстве XVIII века. А. П. Антропов.

16. Екатерина II и политика «просвещенного абсолютизма».

17. Екатерина II и сатирическая журналистика.

18. Екатерина II и французские просветители-энциклопедисты (Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо).

19. Екатерина Дашкова — писатель, филолог, музыкант, хирург…

20. Женское образование во второй половине XVIII века.

21. Журналы «Современник» и «Отечественные записки» в культурной жизни Петербурга.

22. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XVIII века.

23. А. Ф. Зубов — крупнейший гравер начала XVIII века.

24. И. И. Бецкой — представитель петербургского Просвещения.

25. И. Н. Никитин — основоположник русской светской живописи.

26. Иностранные художники в Петербурге в первой половине XVIII века.

27. Искусство мозаики и деятельность М. В. Ломоносова.

28. Исторический жанр в изобразительном искусстве второй половины XVIII века. Творчество А. П. Лосенко.

29. Культурные реформы в системе преобразований Петра I.

30. Кунсткамера — первый музей России.

31. Летний сад и его скульптура.

32. Литературные салоны как явление духовной жизни пушкинского Петербурга.

33. М. В. Ломоносов и русская наука.

34. А. Д. Меншиков — первый губернатор Петербурга.

35. Места Петербурга, связанные с жизнью А. С. Пушкина.

36. Место и роль женщины в культуре пушкинского Петербурга.

37. Монументально-декоративная живопись середины XVIII столетия и иностранные мастера.

38. Монументально-декоративные работы русских мастеров в Петербурге и пригородах.

39. Музыкальная жизнь Петербурга во второй половине XVIII века.

40. Н. И. Новиков — деятель российского Просвещения.

41. Облик студента и студенческая жизнь Петербурга второй половины XIX века.

42. Особенности петербургского романтизма.

43. Открытия русской словесности в первой половине XVIII века.

44. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве А. С. Пушкина.

45. Памятники античного искусства в России петровского времени.

46. Парадный портрет в искусстве XVIII века и творчество И. Я. Вишнякова.

47. Первый сентименталист в русской живописи — В. Л. Боровиковский.

48. Петербург в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

49. Петербург второй половины XIX века как «лаборатория технической мысли» России.

50. Политическая и общественная жизнь Санкт-Петербурга в середине XVIII века.

51. Портретная скульптура начала XVIII века и творчество Бартоломео-Карло Растрелли.

52. Портретный жанр в русской скульптуре второй половины XVIII века. Ф. И. Шубин.

53. Пригороды Петербурга в первой четверти XVIII века (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

54. Развитие сатирических жанров в литературе Санкт-Петербурга (И. Лукин, Д. И. Фонвизин).

55. Развитие светской музыки в петровскую эпоху.

56. Разночинная интеллигенция в Петербурге.

57. Реализм в русской литературе первой половины XIX века.

58. Рождение петербургской композиторской школы (С. Березовский, В. А. Пашкевич, И. Е. Хандошкин).

59. Роль А. М. Матвеева в становлении русского светского искусства начала XVIII века.

60. Роль Екатерины II в формировании духовного облика столицы.

61. Роль иностранцев в жизни Петербурга начала XVIII века.

62. Романтизм в русской литературе первой половины XIX века.

63. Русский портрет в изобразительном искусстве второй половины XVIII века (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий).

64. Санкт-Петербург в годы царствования Анны Иоанновны.

65. Санкт-Петербург в первые десятилетия XVIII века.

66. Санкт-Петербургский государственный университет как центр науки и образования.

67. Северная война и основание Санкт-Петербурга.

68. Сентиментализм в русской литературе первой половины XIX века.

69. Смысл и цель Петровских реформ.

70. Союз петербургских композиторов «Могучая кучка».

71. А. П. Сумароков — теоретик русского классицизма.

72. Творчество А. Г. Овсова и Г. С. Мусикийского и портретная миниатюра начала XVIII века.

73. Творчество А. П. Антропова и камерный портрет середины XVIII века.

74. Творчество французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

75. Театральная жизнь пушкинского Петербурга.

76. Утверждение сентиментализма в литературе 1790-х годов. Творчество Г. Р. Державина.

77. Учреждение в Петербурге первого профессионального театра.

78. Ф. Г. Волков — русский актер и театральный деятель.

79. Ф. И. Гордеев — мастер монументально-декоративной скульптуры.

80. Ф.-Б. Растрелли — представитель русского барокко середины XVIII века.

81. Формирование архитектурного облика города в первые десятилетия XVIII века.

82. Художники-иностранцы в Петербурге в середине столетия. Творчество Г.-Х. Гроота и П. Ротари.

Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов

Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга

Уникальность природно-географического положения Санкт-Петербурга.

Периодизация культуры Санкт-Петербурга.

Роль столичного статуса в истории петербургской культуры.

Санкт-Петербург как промышленный, торговый, культурный центр, центр российского и мирового туризма.

Рассматривая первый вопрос, следует показать уникальность природно-географического положения города, принимая во внимание тот факт, что именно природно-географическое положение оказывает существенное влияние на формирование внешнего облика, характера деятельности населения, культуры города. Для Санкт-Петербурга эти особенности заключаются в его положении далеко на севере (чем объясняется феномен «белых ночей»), на берегу Финского залива, в дельте реки Невы, низко над уровнем моря на болоте, на островах, в местах, малопригодных для безопасного существования. Расскажите о климате, природе, геологическом строении территории Санкт-Петербурга и ближайших пригородов. Подумайте, каким образом все вышесказанное повлияло на внешний облик города, его специализацию, занятия населения, а последнее, в свою очередь, на роль города в истории России.

Во втором вопросе следует показать, на какие периоды подразделяется культура Санкт-Петербурга. Опираясь на книгу М. С. Кагана, покажите, что является основанием для подразделения культуры города на периоды: петровский Петербург, послепетровский Петербург, Петербург эпохи Просвещения, пушкинский Петербург, Петербург Достоевского, Серебряный век (эпоха трех революций), советская эпоха в истории культуры Петрограда–Ленинграда, современный Петербург. Определите хронологические границы каждого этапа.

Раскрывая третий вопрос, покажите, какое значение имеет статус столицы в жизни города. Чем отличаются столичные города от провинциальных? Санкт-Петербург выполнял столичные функции более 200 лет (назовите даты, когда город стал столицей России, и когда он утратил столичный статус). Расскажите, как повлиял столичный статус на культурную жизнь Санкт-Петербурга.

Отвечая на четвертый вопрос, покажите, насколько многогранна жизнь Санкт-Петербурга. Расскажите о том, насколько успешно город выполняет функции морского порта, промышленного и торгового центра, центра российского и мирового туризма. Объясните, почему Санкт-Петербурга — самый посещаемый туристами город в России.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь