Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Элитарная и массовая культуры



В зависимости от того, кто создает культуру и какой ее уровень, социологи различают триее формы - элитарную, народную и массовую. На наш взгляд, подобное деление сомнительно, так как любая народная культура есть вид (а чаще всего историческая основа) массовой культуры, поэтому её специфику мы рассмотрим в ниже.

Теория элит появилась в Италии в двадцатых годах XX в. Её основатели – В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. До второй мировой войны теория элит получила распространение в Германии и Франции, после войны – в США и других странах.

Согласно теории элит (от фр. – лучшее, отборное, избранное) в любой социальной структуре необходим высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления культурой.

Элиту характеризуют следующие качества: высокая степень деятельности, активности, продуктивности; наличие организованности, воли, способности объединяться для достижения цели; имеющие наибольший престиж, статус, богатство; обладание интеллектуальной и моральной устойчивости к воздействию массового психоза, желания «быть как все» и наивысшего чувства гражданской ответственности; способности качественно и продуктивно прогнозировать результаты своих и других людей поступков и действий.

По мнению Вальфредо Парето, основное свойство социальных систем – стремление к сохранению общественного спокойствия. Он представлял общество в виде пирамиды с элитой на вершине, куда необходимо отбирать и выдвигать наиболее одарённых из низов, пополняя ряды правящей (формальной, должностной) элиты. Одновременно из неё должны исключаться и переводиться в низы лица, потерявшие или дискредитировавшие свои элитные социокультурные качества.

Демократическая открытость элиты к пополнению и обновлению -- одно из главных условий обеспечения ей ведущего положения в обществе. Наоборот, её монархическая замкнутость – основа её деградации и упадка.

Таким образом, циркуляция (кругооборот) элит способствует постоянному притоку во власть(элиту) лучших, активизирует социальную мобильность, обеспечивает спокойствие и устойчивость общества от бунтов и революций.

Элитарные произведения искусства, культуры создаются (и потребляются) для наиболее развитой или «привилегированной» части общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Элита представляет собой наиболее профессионально способную к духовной деятельности или развитую часть общества.

К элитарной («высокой») культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека.

Круг потребителей «высокой» культуры – это высокообразованная часть общества - критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты и другие граждане.

Специфическими разновидностями элитарной культуры принято считать светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной субкультуры специфических социальных групп являются - «искусство для искусства», практика «чистого искусства», произведения и культурная продукция, предназначенная для объединений, групп и членов общества, профессионально подготовленных к восприятию и пониманию предлагаемых образцов «высокого» искусства.

Вместе с тем, пытается себя и свои образцы творчества выдавать за элитарное искусство и гипертрофированные группы лиц с определённым социокультурным «комплексом неполноценности» из числа основателей новомодных своей безнравственностью течений в искусстве. Их любимый аргумент против справедливой критики состоит в формуле: кто не видит в наших(моих) произведениях прекрасного, тот лишён божьего дара понимать элитарное искусство.

Таким образом, элиту можно рассматривать как относительно самостоятельный субъект культуры, творящий свою собственную «элитарную» субкультуру со своей спецификой, которая заключается, например, в наличии внутри элитарного искусства и культуры двух прямо противоположных тенденций:

первая направлена на удовлетворение объективного спроса у наиболее образованной и подготовленной (для их восприятия и понимания) части общества на образцы прекрасных произведений действительно высокого искусства;

вторая направлена на использование понятия «элитарное искусство и культура» для подмены его смысла с целью выдать за образец элитарного искусства бездарные, пошлые произведения эпатажных, хулиганствующих «творцов».

Культурная социализация и интеллектуализация людей осуществляется индивидуально или внутри масс, как деятельной совокупности людей.

Понятие «масса» (от лат. - ком, кусок) появилась в серединеХХ в., когда СМИ (радио печать, те­левидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителямвсех социальных сло­ев.

Масса-группа - представляет собой деятельную совокупность людей, которые объединены некоторыми общими целями и ин­тересами, более или менее сходными кар­тинами мира, эталонами, нормами и манерой поведения, оценками действи­тельности, ориентациями на определенную форму деятельности, общностью слэнгового, диалектного или национального языка, традиций и обычаев.

При этом каждый член массы-группы осознает общие цели и задачи, свою роль, место, личную заинтересованность и значимость в их реализации, деятельности данной группы.

Структура массы-группы организационно-иерархична и построена на принципах народовластия и согласия или принципах авторитаризма. Она всегда в своей осознанной или неосознанной (интуитивной) деятельности и в авторском формотворчестве руководствуется опытом, знаниями, традициями и иными аспектами культуры предков, сохраняя и накапливая их, изменяя и обогащая их своими элементами культурного творчества.

Масса-группа всегда является творческим субъектом человеческой культуры, изменяя, развивая её в сторону прогресса или регресса (не всегда её члены знают о замыслах своих лидеров, наглядный пример тому – КПСС конца восьмидесятых годов XX в.).

Многие такие устойчивые объединения масс-группсозидательной направленности, со своим духовным миром, специфическими формами общения и деятельности, становятся носителями позитивных культурных традиций больших социумов, а при определенных условиях являются субъектами-творцами национальной и мировой культуры, чьи результаты духовной или материальной деятельности входят в золотой фонд мировой культуры или ­существенно влияют на его формирование.

Довольно часто такие устойчивые объединения имеют замкнутую, строго охраняемую куль­туру (субкультуру).

Масса-группа имеет множественные формы своего проявления – этнос, семья, круг друзей, произ­водственные, научные, творческие, учебные коллекти­вы, союзы, объединения, партии, территориальные и региональные сообщества.

Вместе с тем, анализируя понятия «массы» никак нельзя обойти иное её проявление -- как «масса-толпа».

Американский исследователь Д. Белл в работе«Конец идеологии» (1960) одним из пер­вых попытался дать характеристику понятия «массы» выделив пять основных признаков:

1. Масса -- недифференцированное множество, в противополож­ность классу, или другой относительно однородной груп­пе. Масса не имеет организации, конформна, является потребителем информации, распространяемой при по­мощи средств массовой коммуникации. Причем стандар­тизированный материал передается всем группам насе­ления одинаково и воспринимается ими единообразно.

2. Масса -- синоним невежественности. Белл выделяет этот смысл термина, основываясь на трудах X. Ортеги--и--Гассета. Современ­ная культура, по мнению Ортеги, не является «моделью или стандартом» для массового человека. Широкие мас­сы людей не могут равно стать образованными и овладеть культурными ценностями.

3. Масса -- механизирован­ное общество: индустриальное, механизированное обще­ство накладывает свой отпечаток на человека, бытие ко­торого приобретает маскоподобный характер - стальной шлем и защитная маска сварщика символизируют пре­вращение индивидуального в его техническую функцию, в результате человек утрачивает индивидуальность, становится при­датком техники.

4. Масса -- бюрократизированное об­щество. Когда все решения принима­ются исключительно наверху, в отрыве от основных про­изводителей, это вызывает у людей неудовлетворенность, лишает их инициативы и самоуважения, личность теряет свои социокультурные черты в пользу биологической «стадности».

5. Масс -- толпа. В основу такого понимания заложены законо­мерности «психологии масс», сформулированные Г. Лебоном, а впоследствии -- 3. Фрейдом:

пове­дение людей в толпе есть форма «массового психоза»;

толпа никогда не бывает организационно структурированной;

толпа не рассуждает, а повинуется страстям;

отдель­ный человек сам по себе может быть культурным чело­веком, но в толпе он превращается в варвара;

становясь частью толпы, люди опускаются по лестнице цивилизации;

она - воплощение стадности, шаблонности, унифицированности, совокупность однотипных посредственностей;

типичными признаками человека массы-толпы являются обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта, личной ответственности, шаблонная упрощенность мышления и склонность к авторитаризму;

действия массы-толпы всегда стихийны, деструктивны, разрушительны;

в своих действиях она не руководствуется традициями, культурным опытом предков, на­ружу прорываются общие для всех подсознательные импульсы «массового психоза».

Отсюда закономерно вытекают выводы, что (по Беллу) масса есть масса-толпа по всем пяти признакам, что масса-толпа никогда не бывает мыслящим и созидательным субъектом культуры. Она способна только разрушать.

Можно ли любую массу-группу относительно кратковременно превратить в массу-толпу? Да! Если лишить её организационной структуры, лидеров (элиты) и сформировать у её членов массовый психоз, гипертрофированные сомнения, агрессивную к другим зависть, самоуничижительное мышление, лишить их знаний и опыта этнокультуры своих предков.

Существование внутри понятия массы двух противоположных структур (массы-группы и массы-толпы) обязывает, соответственно характеризовать такое явление как «массовая культура» с позиций этих двух субъектов.

Термин " массовая культура» впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером (1941) и амери­канским ученым Д. Макдональдом (1944).

Английский социолог Р. Хоггарт разделяет массовую культуру на «мертвую» и «живую».

«Мёртвая» массовая культура, насквозь коммерческая по духу, ориентированная на пассивное потребление ее массами, игнорирует социокультурные потребности лич­ности, стандартна и антигуманна по содержа­нию, используется властями, держателями средств ин­формации в целях массового внушения нужных стерео­типов поведения.

Она, своими стереотипными произведениями, отучая думать, создаёт личность, которая легко поддается манипулированию, «опьянению», у которой роль ощущений и желаний начинает преобладать над разумом, над сознанием, так как «мёртвая» массовая культура ориен­тируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы, где главное – поиск формул манипулирования сознанием субъектов культуры и сведение их всех к одному (потребительскому, граждански пассивному, авторитарно-агрессивному) типу личности. Такая ситуация стимулирует идолопоклонство и экстремизм.

Массы став толпой, например под воздействием «мертвой» массовой культуры, ли­шаются статуса творцов культуры, выступают лишь потреби­телями и разрушителями исторически сформированных традиционных стандартов и норм, нравственных форм проявления этнической и социальной культуры.

Культура массы-толпы, в отличие от культуры массы-группы, удовлетворяет сиюминутные биологизированные запросы людей. Поэтому ее образцы, например, в форме шлягеров и иных «шоу», быстро теряют актуальность и объявляются «устаревшими», немодными.

Массовая культура может быть и «живой».Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь ком­мерческих соображений (здесь коммерция не самоцель, а важное средство своего воспроизводства), обращается к личности и стре­мится ответить на ее многообразные социокультурные запросы, вызвать интерес к социокультурным ценностям, про­фессиональной виртуозностью не заслоняя и не подменяя гуманистического смысла, содержания предлагаемых ею культурных образцов, произведений, норм и т. п.

По Хоггарту, принципы «живой» массовой культуры должны быть взяты за основу государственной идеологии и политики власти, изменения качества повседневного бытия сограждан, их сознания и образа жизни.

Соглашаясь с Хогартом, автор считает необходимым уточнить его мысль, добавив, что «мёртвая» массовая культура -- культура массы-толпы, а «живая» массовая культура -- созидательная культура конструктивных масс-групп.

Одним из деятельных творцов культуры внутри массы-группы является народ, как субъект народной культуры, на который распространяются все сущностные параметры определения понятия «масса-группа».

В народной культуре можно выделить два уровня субкультур:

-- традиционный, связанный с фольклором, включающим народные предания, были, сказы, иной эпос, танцы и пляски, частушки и загадки и т. д., которые сегодня существуют в форме исторического наследия;

-- постоянно дополняющие народную культуру новообразования -- современный городской, туристический и иной фольклор, авторская песня и т.д., в том числе инокультурные внедрённые и часто антагонистичные к доминирующей традиционной этнокультуре социума образцы «мировой» поп-культуры: эпатажной «попсы».

Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. В отличие от элитарного искусства (часто это новое искусство, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда, быта, опыта, социокультурных запросов и надежд людей.

Образцы и произведения народной культуры могут быть по исполнению индивидуальными (рассказ были, легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия), а также анонимными или авторскими. Доказательством наличия авторского начала в произведениях народной культуры могут служить, например, многие песни советского периода военных и послевоенных лет, которые полюбились, получили признание масс, стали неотъемлемой частью песенного творчества культуры многих народов СССР и РФ.

Народная (этническая) культура создаётся индивидуальным и массовым сознанием, традициями, знаниями предков, отшлифованными личным и коллективным опытом на протяжении многотысячелетней истории существования данного этноса и наработки его этнокультуры.

Таким образом, созидательным субъектом массовой культуры является не просто масса, а масса-группа, в первую очередь народ, народная культура. Само же понятие " массовая культура» характеризует хронологию, масштаб специфику массового производства, потребления и распредмечивания, культурных цен­ностей, образцов и произведений в современном потребительском мировом сообществе.

 

Молодёжная субкультура

Молодежная субкультура обладает своим языком, осо­бой модой, специфическим искусством, образом и манерой, нормами поведения.

Молодежная проблематика актуализировалась в связи с воздействием «техногенной цивилизации». Ра­нее культура не делилась так четко на " взрослую" и " мо­лодежную» (все пели одни песни, слушали одну музыку и т.п.), а теперь у «отцов" и " детей" появились серьезные от­личия и в ценностных ориентациях, и в способах коммуни­кации, и в образе жизни.

Как специфическое яв­ление, молодежная субкультура возникает также в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопро­вождается резким возрастанием длительности периодаихсоциализации (до 30 лет). Это вызвало необходимость увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Юноши и девушки рано пере­стают быть детьми (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному и социокультурному статусу еще долго не принадлежат к миру взрослых.

Это искусственно продленное «ученичество» формирует у молодёжи самостоятель­ность в форме «псевдовзрослости»: подражание отношениям взрослых с системой гос­подства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлении; употребление наркотиков, алкоголя как самоутверждение во «взрослости» или бегство от действительности.

Молодежная субкультура -- частичная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с не­определенностью социальных ролей молодежи, неуве­ренностью в собственном социальном статусе.

В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура естьфазаразвития, через которую должен пройти каждый. Ее сущ­ность - поиск социального статуса. Посредством нее молодёжь «упражняется» в исполнении или «игре» социальных ролей, которые в даль­нейшем она должна будет исполнять «наяву» в мире взрослых.

Семья утрачивает функцию полной социализации личности, так как темпы изменений социальной жизни порождают историческое не­соответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени.

Неформальные молодежные группы про­дуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок. Эти группы маргинальны по отношению к обществу (у них своя культура) и содержат элементы социальной дезорганизации, тяго­теют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведе­нию.

Но эта же среда формирует и негативно оппозиционную («контркультурную»)цен­ностную ориентацию, высшим принципом которой объ­является достижения удовольствия за счёт других и любым путём, в любой, в т. ч. в извращённой форме. Мораль вседозволенности и ощущение безнаказанности - основной элемент контркультуры.

Контркультура (от лат. -- против) -- субкультура, которая не просто отличается от социально и этнически доминирующей социокультуры, но и агрессивно противостоит ей, находясь в конфликте с исторически сложившимися традиционными социокультурными ценностями конкретного этноса или сообщества, так как её субъекты являются носителями и выразителями потенций биологической состояния культуры животного мира в человеке и социуме, ярыми противникам их социокультурного состояния и поведения.

Личность, проектируемая контркультурой, враждебно противостоит нрав­ственным запретам (условностям) социума, так как в ее личностной культуре еще не сформировались или уже искривлены (криминальным воспитанием) механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Дуализм молодёжных субкультур в том, что, с одной стороны, чаще всего они культивируют отличие от общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, они выполняют роль культурной адап­тации молодежи к доминирующей культуре общества.

Долгое время в нашей стране единственной молодеж­ной организацией был официально разрешен­ный и поддерживаемый комсомол. Но уже в 50-е годы стали склады­ваться неформальные молодежные группы, продуцирующие свою контркультуру, находившуюся в " андеграунде". С началом перестройки они громко заявили о себе и уве­личили свою численность. Это группы формировавшиеся вокруг музыкальных вкусов и стилей ( стиляги, металлисты, роллинги, байкеры, битломаны, хиппи и др. ).

Возникали неформальные молодежные организации, ценностные ориентации кото­рых имели политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эпатажного характера (хиппи, пан­ки, бритоголовые). Формировались группировки, испове­довавшие «культ мускулов» (качки), криминогенные группы, объединявшиеся на базе жесткой организованности (гопники, люберы и прочие).

Достигнув максимума, неформальная активность рос­сийской молодежи стала спадать.

В настоящее время в молодежной среде выделяются три ведущих категории суб­культуры:

-- молодые люди, занимающиеся мелким биз­несом (мажоры) и ориентированые на «легкое» до­бывание денег и «красивую жизнь»;

-- «люберы», «гопники» -- отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием " культа физической си­лы": основа их деятельности -- мелкий рэкет и спекуляции;

-- «яппи» и «неояппи» -- выходцы из средне- и малообеспе­ченных семей, отличающиеся целеустремленностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений: они наце­лены на получение высокопрофессионального образования, как необходимый трамплин для ус­пешного продвижения в жизни.

Молодежная субкультура основывается на тех ценно­стях, которые пропагандирует государственная идеология и её практика их воплощения в пропагандистской трактовке содержательной сущности понятия «массовая культура» со стороны должностных лиц органов власти, средств массовой информации и коммуникации, шоу- бизнесменов.

Таким образом, появление и наличие различных субкультур как первопричина процесса генезиса культуры социума -- исторически объективная реальность и закономерность, а количественные и качественные параметры схожести и различия субкультур, в том числе их научное исследование, этимологическое и культурологическое насыщение смысла понятийного аппарата и терминов, определяют содержание и направление эволюции доминирующей культуры, судьбу народа, общества, государства, человечества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите звенья субъектов культуры?

2. Назовите основные особенности сельских субкультур?

3. В чём проявляется взаимообусловленность доминирующей культуры и субкультур?

4. Какими объективными и субъективными факторами определяется специфика содержания городских субкультур?

5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?

6. Всякий ли человек есть субъект культуры?

7. В чём заключается противоречивость сущности понятий «элитарная культура», массовая культура»?

8. Проанализируйте общие черты и отличия культуры «массы-группы» и «массы-толпы»?

9. В чём состоит специфика народной культуры?

10. Перечислите основные характеристики сущности и специфики понятия «молодёжная субкультура»?


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь