Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение понятий культуры и цивилизации.



Выделяются следующие точки зрения:

1. Культура и цивилизация - тождественные понятия.

2. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 различные стороны единого общественного процесса - культура духовная, цивилизация материальная.
Цивилизация создает основу для дальнейшего развития культуры (материальная база).

3. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 противоположные стороны.
Сначала появляется культура, все подчиняется законам природы, затем культура перерастает в цивилизацию (совокупность технико-механических элементов).
Цивилизация - неизбежный упадок, гибель культуры.

4. В современном мире термин «цивилизация» имеет следующие значения:

 

- унитарное - эталон прогрессивного развития человечества.

- стадиальное значение - это этап прогрессивного развития человечества (аграрное
индустриальное -> постиндустриальное)

- локально-историческое значение - социо-культурный феномен, ограниченный
пространственно-временными рамками.

Культура - это творческая деятельность, она созерцательна.

Цивилизация - переход от творчества к самой жизни, работе по переустройству земли (люди изменяют мир в реальности), она действенна, прагматична.

Культура - религиозна, символична (у истоков культуры стоит религия)

Цивилизация - не религиозна, не символична

Культура - вечна, основана на традициях, обычаях.

Цивилизация (с лат.гражданский, городской, общественный) – футуристична, т.е.отбрасывает старое

Культура - элитарна, аристократична, основана на качестве

Цивилизация - массова, демократична, основана на количестве

Культура - органична

Цивилизация - технична, механична

Культура - национальна

Цивилизация - интернациональна, т.е. устраняет национальные перегородки.


9. Отечественные и зарубежные школы культурологии.

Отечественные:

• Московская школа - 14 - 16 века - наследники Киева и Владимира организовали эту школу, предусматривали Летописание наряду с Псковом и Тверью, перенесли кафедру митрополита Киприяна в Москву, требовали создавать рассказы с библейскими сюжетами.

Характер этой школы - исторический и назидательный

После победы в Куликовской битве прославляли воинов и положили на музыку «Сказание о Мамаевом побоище» - автор Афанасий Рязанет

Монастыри активно входят в жизнь

В Москве в монастырях было создано более 400 летописей

Заселение брошенных земель и возведение монастырей считалось подвигом

Сергей Радонежский создал Троицкий монастырь

В литературе А, Никитин «Хождение Афанасия Никитина за три моря»

Повесть о Петре и Ефронйи Муромских о любви супругов

Школа живописи и архитектуры в Пскове и Новгороде

Школа приглашала художников из Византии. Всех приезжих греков называли Феофанами.

Были созданы - икона Борис и Глеб - символ братолюбви

икона Божья Матерь Донская - ее с собой брал в походы Дмитрий Донской

икона А.Рублева - Спас, лик Иисуса Христа и Троица

• Новгородская школа архитекторов

Постепенно отошли от строительства больших однокупольных храмов к маленьким, обслуживающим улицы.

В Москве строится Кремль - венец русских царей

Во Владимире построен Успенский Собор

Зарубежные школы:

Византийская школа - строительство соборов с 5-ю куполами, развивается ювелирное искусство и мозаика

Греческая школа - Афины, развивает архитектуру и скульптуру
создан Парфенон из розового камня

статуи богов из белого мрамора

мифология - сказы о боге

афинская школа кифаристов - мальчиков с 12 лет учатся игре на кифаре, пению и

декламации

Римская школа - развивает ораторское искусство речи, строятся театры, амфитеатры
для гладиаторских боев.


10. Диалог в культуре.

Диалог - это связь создателя с публикой, художник со зрителем, артист со зрителем, литератор читателем и т.д.

. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.

Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Также рассказать о языке культуры.


11. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений. Система языков культуры:

1. Языки, использующие собственно человеческие средства:

Жестомимический язык - язык прикосновений и язык телодвижений,
обращенный к созерцанию

Звуковой язык - темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и
передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию

2. Языки, использующие внешние для человека природные средства:

пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах -
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)

письменные языки - словесный и нотный

Специфика языкового общения

Языки специализированной коммуникации (производственной и социально организационной)

Языки обыденного повседневного общения

Языки художественного общения


Культура и творчество.


Искусство в системе культурных ценностей.

Искусство - специфический способ иелостного самоутверждения человеком своей сущности, спосод формирования «человеческого» в человеке.

Характерные черты искусства:

• Субъективное восприятие действительности

• Связано с переживаниями и эмоциями

• Преимущественно чувственное восприятие

• Коммуникативность (средство общения между людьми)

• Образность

• Творческий характер
Социальные функции искусства

• Познавательная

• Коммуникативная

• Воспитательная

• Эстетическая

• Эвристическая

Теории происхождения искусства:

• Религиозная теория

• Теория игры

• Эротическая теория

• Теория подражания

• Трудовая (марксистская)
Классификация видов искусств:

1. пространственные:

• литература

• архитектура

• скульптура

• живопись

• графика

2. временные:

• музыка

• балет

• драма

• пантомима

• цирк

 

Декоративно-прикладные

Технические

 

• кино

• фото

• телевидение

• дизайн

• цветомузыка

Синтетические

• театр - литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

• балет - танец, музыка, живопись, скульптура,

• эстрада - музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика

• цирк - спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада

Стили в искусстве: - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке - модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.


Религия как феномен культуры.

Религия в переводе с латинского - связь

Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

1. анимизм - вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.

2. тотемизм - вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.

3. фетишизм - вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).

Ряд исследователей относят к ранним формам религии и магию.

Магия - комплекс ритуальных действий с целью оказания влияния на сверхъестественные силы для получения материального результата.

Магия подразделяется:

• По целям (охотничья, защитная, любовная, военная, лечебная).

• По методам воздействия (имитационная, инициативная, парциальная, контактная).
Магия являлась первой попыткой подчинить себе окружающий мир. Способствовало развитию коллективных форм труда, выживаемости людей.

Функции религии можно проследить через функции культуры:

• Защитная

• Регулятивная

• Этическая

• Человекотворческая

• Катарсиса


Наука в системе культуры.

Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия -компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.

Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании. Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни. Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации. Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.

Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь