Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типологическая школа (школа культурно-исторических типов и локальных цивилизаций)



Наука о культуре.

· Предмет культурология и понятие культуры.

· Возникновение культурологии и основные направления.

· Структуры и функции культуры.

Предмет культурология имеет 2 аспекта:

1. различные формы культуры, основанием для выделения которых является время, место распространения.

2. Различные теории культуры

Культура (Colere) – обрабатывать – заботиться, растить – населять, обитать!

В первые слово встречается в трудах Марка Порция Катона Ст. (234-149г.г. до н.э.) и Марка Тулия Цицерона (106-43г.г. до н.э.). Согласно Цицерону культура – это обработка духа.

Слово культура вновь появляется в европейских языках только в 18 веке.

В русском языке слово культура появилось в 19 веке.

В 195г. вышло исследование А.Кребер, К.Клакхен. Первое определение было дано Э.Тайлором в своей книге «Первобытная культура».

Культура – это комплекс включающий в себя знания верования, законы, мараль, обычаи и другие способности обретеные человеком в обществе.

В России дал определение «культура» Д.М.Велланский. Природа возделанная духом человека, есть культура.

Культура – это сумма достижений и институтов отдаливших нашу жизнь от звероподобных и содержащих 2мя целям:

1. защите человека от природы

2. урегулированию отношений между людьми

Б.В.Марков говорил что, культура – это вечная борьбы добра и зла и их игра является основой существующей культуры.

 

16.02.2012

Само слово культурология возникает в начале 20 века (в 1909г.)

Л.Уайт в 1939 году обосновал культурологию как науку.

Причины возникновения культурологии во 2-й половине 19 века:

1. Расширение позновательных горизонтов европейцев вроде нового этапа колониальной экспансии (конец 18-19 века).

2. Появление идей географического детерминизма (И.Г.Гердер). Равные ценности культур, философы романтики. Идеи общеисторических стадий культурного развития (А.Тюрго, Вальтер).

3. Утверждение эволюционисткого мировоззрения.

4. Всплеск интереса к гуманитарным наукам, характерно для середины 19 века.

Работы Гердера назывались: Идеи к философии, история человечества (написан в конце 18 века).

Идея равной ценности культур.

1. Гердер подчеркивает значительный вклад рабской культуры в развитии европейской цивилизации.

2. Для него характерный, что горы, реки и моря влияют на развитие народов.

3. Предназначение человека в преодолении невежества, а цель культуры в распространении просвещения.

Портрет русского народа по Герберу: «Спокойный трудолюбивый народ, но испорчен многовековым рабством.»

Эволюционизм утверждается в середине 19 века, охватывает все страны.

Основные проблемы:

· Стадии развития культуры

· Исторические формы брака и семьи.

· Описание жизни различных народов с помощью метода полевых исследований.

· Идея общечеловеческой культуры.

· Равноправие культур.

· Идея эволюции (поступательного развития от низших форм к высшим).

 

Стадии развития народа

Дикость – варворство – цивилизация (выдвинул А.Фергюсон).

Культура имеет сложную структуру в которой сохраняются следы архоических культур (пережитки).

Джон Мак-Ленон (1927-1881г.г.)

Полиандрия.

Э.Тайлор

Анимизм – вера в духов, души двойников.

Ввел метод пережитков в исследовании культур, живое свидетельство прошлого, сохранившее архаическую форму, но утратившее первоначальное содержание.

Рождается в конце 19 века.

Диффузия культуры – это процесс пространств вечного распространения форм, где эти формы востребованы:

· Миграции народов

· Торговля

· Военные конфликты

Идеи диффузионизма:

· Географическое опр. Культур

· Идея культурных контактов

· Идея культурного пространства, которая формируется под влиянием художественных языковых и природных условий.

Л.Фробениус (1873-1928) совершил 12 экспедиций в Африку.

Культура живой организм, который рождается из природных условий.

 

01.03.2012

Типологическая школа (школа культурно-исторических типов и локальных цивилизаций)

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

Его работы называются: «Россия и Европа» написал в 1869 году в журнальной публикации. В 1871 году вышла в виде книги. Темы используемые в его книге:

1. Взаимоотношение России и Европы

По его убеждениям русская цивилизация не имеет родственных связей с европейской цивилизацией (Германо-романской цивилизацией). Влияние дряхлеющей Европы губительна для молодой русской культуры.

Всего Данилевский выделяет 14 Культурно-исторических типов. 2 из этих типов молодые: «русская» и «ново-американская».

2. Культурно-историческая типология

Критерии для выделения типов культуры (Законы развития типов культуры):

1. Языковая самобытность типа культуры.

2. Политическая суверенность.

3. Черты одного культурного типа не передаются другому, а вырабатываются самостоятельно при большем или меньшем влиянии других типов культуры (положительными он считает в области науки, техники и искусства).

4. Питательная основа каждого типа культуры – это многообразие этноса составляющего этот народ.

5. Каждый тип культуры подобно организму имеет возраст.

3. Будущее славянской цивилизации

Выделял 4 основы:

1. Религиозная деятельность

2. Собственно-культурная (научная, художественная, техническая)

3. Политическая деятельность

4. Общественно-экономическая

Симптомы гибели цивилизации:

1. Апатия самодовольствия

2. Апатия самоотчаяния

Немецкий ученый Освальт Шпенглер (1880-1936г.г.).

Его работа называлась «Закат Европы» (1912-1918 года).

Идеи присущи этой работе, выделяет 8 культур состоявшихся и 1 молодую:

1. Греко-римская культура (аполоническая)

2. Византийско-арабская культура (магическая)

3. Западно-европейская культура (фаустовская)

4. и др.

5. а молодая культура – Русско-сибирская

Шпенглер считает что культура – это организм, который развивается из предшествующего материала имеющий свою собственную жизнь, стиль (habitus), период развития и смерть. По мнению автора душа культуры непроницаема (непостижима), но культуру можно описать через внешние проявления, ее можно описать через стиль habitus или нарисовать портрет.

В глубине души культуры есть символы профиномены.

Символы различных культур:

1. Египетской души (путь к смерти, к гробу)

2. Китайской культуры (дао – непостижимый путь)

3. Античной культуры (человеческое тело)

4. Европейской культуры (понятие бесконечности, например в математике)

5. Русской культуры (бесконечная равнина на которой торчат купола церквей)

Культура и цивилизация:

Цивилизация – это мумия культуры, мертвая культура

Анлийский ученый Арнольд Тойнби (1889-1975г.г.)

Работа его называлась «Постижение истории» написал 12 томов этой книги в 30-60 годы 20 века.

Между некоторыми цивилизациями есть родственные связи (первичные, вторичные и т.д.):

Минойская -> Эллинская -> Западно-европейская цивилизации.

По мнению автора до наших дней дожили существует 7 цивилизаций:

1. Восточно-проваславная

2. Западно-христианская

3. Исламская

4. Протистанская

5. Ламаизская (буддисткая)

6. и т.д.

Считает что цивилизация это организм и каждый этап проходит цикл:

1. Генезис (зарождение и развитие)

2. Кульминация (рассвет)

3. Надлом

4. Распад (дезентеграция)

На стадии гинезиса общество развивается получая вызов определенный (вызов дает бог, природа, соседнее государство). Развитие происходит «Вызов – ответ» интелегенция, интеллектуалы.

 

15.03.2012

Культура и цивилизация

1) Цивилизация как концепт

2) Противопоставление культуры и цивилизации

3) Марсовая и элитарная культура

Л. Февр - Воссоздать историю французского слова цивилизация на деле означает реконструировать этапы глубочйшие революции которая совершила французская мысль от 18 века по настоящее время.

Цивилизация полявилась одновременно во Франции и во второй половине 18 века.

Концепт (Conceptus) – это отпечаток культуры в сознании человека.

Уровни концепта:

1) Пассивный история слова (этимология – происхождение слова, основные значения слова их изменения во времени)

2) Активный (современное значение, актуальное, активный слой концепта)

Уже в греческом и в латинском языках, существовало понятие «Цивилизованный человек», которое входило в ряд культурных и смысловых аппозиций:

1) «Свои» (гр. Eleutherios; рим. Liberalis) и «Чужие» (гр. Barbaros; рим. Barbarus)

2) Горожане (гр. Politicos; рим. Ciuieis) – Провинциалы (гр. Agroitos; рим. rusticus)

Уже в древних мифологиях существовали богов цивилизаторов, которые смягчали дикие нравы людей, путем воспитания и образования (в греческих мифах такой бог выступает Зевс, Прометей, Титан, Гермес, Энки).

Понятие «Цивилизация» во второй половине 18 века его вводит аристократ, филосов, маркис В. Р. деМирабо, А. Смит и А. Фергисон:

Цивилизация – это постоянное совершенствование общества, стремление европейских нация достичь того состояния культуры, которое было достигнуто гражданами греко-римского мира (подобная интерпретация можно встретить у А. Тойнби).

Современное актуальное значение Цивилизации:

1) Цивилизация как процесс, как бесконечное совершенсвование

2) Цивилизация как культурно-исторический тип (Н.Я. Данилевский).

3) Цивилизация как эталон, образец, с которым сравниваются реальные состояния обществ.

Понятия 21 века:

· Цивилизация – это локальная, межэтническая общность, которая складывается на основе единой исторической судьбы народов, обитающих на одной территории при сохранении той или иной степени их культурной самобытности.

· Цивилизации – это образ особого человечества на отдельной земле.

В первые цивилизации и культуры противопоставляет её Ж.-Ж. Руссо в 18 веке:

Цивилизация – это исскуственная неестественная состояние человека.

Из Достоевского:

Цивилизация – есть усложнение жизни, которая из одноэтажной, становится многоэтажной.

Г. Зиммель вторая половина 19 – начало 20 веков:

Культура не терпи устойчивых форм, она безостановочно развивается, движется к собственной гибели (Цивилизация).

Немецкий мыслитель О. Шпенглер начало 20 века:

Цивилизация – это конец культуры без права обжалования.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

1) Культ денег (мощь денег)

2) Космополитизм (человек мира)

3) Мегаполис (большие города, insula)

4) Массовый туризм

5) Переход от спорта состязания, к спорту как зрелище

В след за Шпенглером начал развивать тему Н.А.Бердяев русский мыслитель:

Массовая культура – феномен социальной дифференциации (раздробления) современной культуры (начало 20 века) (индустрия детства, индустрия тела, средне-общеобразовательная школа, шоу-бизнес и т.д.)

Элитарная культура – субкултура привелигированных слоев общества, которое отличается принципиальной закрытостью ценностно-смысловой самодостаточностью и духовным аристократизмом.

 

22.03.2012

Первобытная культура

Древосточный тип культуры

1. Особенности древневлсточных культур и цивилизаций:

a. Их связывает значительная древность (Ex Orientelux - свет мудрости);

b. Все эти цивилизации земледельческие и речные. Л.И.Мечников;

c. Традиционализм, консерватизм;

d. Диспатичечкий характер власти (власть - собственность). На востоке отсутствует дух субъективной свободы, говорил Гегель, а так же в то время как на Западе в эпоху антчности свободно было большинство, на древнем Востоке был свободным один человек - правитель;

e. Обожествление правителей или сверчеловеческий характер власти. (Ван - правитель, наместник неба).

2. Культура древнего Китая.

Для традиционно китайской культуры присущи следующие черты:

· Рационализм (конфуцианство) вместе с местицизмом (даосизм и буддизм)

· Этическая окрашенность всех сфер жизни (политики, искусство, права повседневности). Конфуцианская этика она воспитала у китайцев уважение к традициям, дисциплинированность, любовь к порядку, почитание к старшим, скромность.

· Традиционализм, консерватизм

· Стремление к самодостатлчности, период полного закрытия страны 1757-1839г.г. Политика изоляции страны, изоляционизм.

· Мировозренческая установка на поиск достижения гармонии, порядка в стране (этим занималось конфуцианство), (буддизм, даосизм).

Для религии китая синкретична???

Конфуцианство (этика и создает учение о человеке, этка антропологии), даосизм (поиск бесмертия), буддизм (преодоление страданий земных и перерождений и достижение мирваны).

Народная религия Китая: интерес к гаданиям или мантики, магии, культ предков.

Мир воспринимается как живая система, основанная на взаимопроникновении инь и ян, на материальном единстве трех основ: небо, человек и природа, которые пронизаны однородными энергиями 'ци'.

Слово Китай произошло от народа Кидань. China произошло от имени первого китайского императора Цинь.

Хуася (хуа-высший, цветуший)

Чжунго - срединная Земля

Тянься - поднебесная

Срединная цветушая страна всебщей гармонии народа (в переводе с китайского на русский).

По последним архиологическим данным:

Север река Хуанхе, культура проса (7000г. до н.э.):

· Культура Яншао

· Поселение Луньшань характерна керамика тонкой толщины называемые яичная скорлупа.

Юг река Янцзы, культура риса (неолит 7500г. до н.э.).

· Ся (конец 3-2 тыс. До н.э.) 2100-1600г.г. до н.э.

· Шан-инь (середина-конец 2 тыс. до н.э.) первый историк Китая Сыма Цянь

Бронза символизировала царскую власть эть металл войны и жертвоприношения, культа предков и символ исключительности элиты. Больши котлы весят более 600 кг.

· Аньян. Религия шань-инь была формализована и умершие предки, мир мертвых подчинялся строгой иерархии, аргиастический ритуал, который связывал мир живых и мертвых.

· Ко 2 тыс. относится государство Шанди??? и нагадательных костях

· Ченду Юг нzашли бронзовые человекоподобные статуи, головы, оружие и 8 деревьев-духов (олицетворяли связь мертвых и живых)

 

26.04.2012

Наука о культуре.

· Предмет культурология и понятие культуры.

· Возникновение культурологии и основные направления.

· Структуры и функции культуры.

Предмет культурология имеет 2 аспекта:

1. различные формы культуры, основанием для выделения которых является время, место распространения.

2. Различные теории культуры

Культура (Colere) – обрабатывать – заботиться, растить – населять, обитать!

В первые слово встречается в трудах Марка Порция Катона Ст. (234-149г.г. до н.э.) и Марка Тулия Цицерона (106-43г.г. до н.э.). Согласно Цицерону культура – это обработка духа.

Слово культура вновь появляется в европейских языках только в 18 веке.

В русском языке слово культура появилось в 19 веке.

В 195г. вышло исследование А.Кребер, К.Клакхен. Первое определение было дано Э.Тайлором в своей книге «Первобытная культура».

Культура – это комплекс включающий в себя знания верования, законы, мараль, обычаи и другие способности обретеные человеком в обществе.

В России дал определение «культура» Д.М.Велланский. Природа возделанная духом человека, есть культура.

Культура – это сумма достижений и институтов отдаливших нашу жизнь от звероподобных и содержащих 2мя целям:

1. защите человека от природы

2. урегулированию отношений между людьми

Б.В.Марков говорил что, культура – это вечная борьбы добра и зла и их игра является основой существующей культуры.

 

16.02.2012

Само слово культурология возникает в начале 20 века (в 1909г.)

Л.Уайт в 1939 году обосновал культурологию как науку.

Причины возникновения культурологии во 2-й половине 19 века:

1. Расширение позновательных горизонтов европейцев вроде нового этапа колониальной экспансии (конец 18-19 века).

2. Появление идей географического детерминизма (И.Г.Гердер). Равные ценности культур, философы романтики. Идеи общеисторических стадий культурного развития (А.Тюрго, Вальтер).

3. Утверждение эволюционисткого мировоззрения.

4. Всплеск интереса к гуманитарным наукам, характерно для середины 19 века.

Работы Гердера назывались: Идеи к философии, история человечества (написан в конце 18 века).

Идея равной ценности культур.

1. Гердер подчеркивает значительный вклад рабской культуры в развитии европейской цивилизации.

2. Для него характерный, что горы, реки и моря влияют на развитие народов.

3. Предназначение человека в преодолении невежества, а цель культуры в распространении просвещения.

Портрет русского народа по Герберу: «Спокойный трудолюбивый народ, но испорчен многовековым рабством.»

Эволюционизм утверждается в середине 19 века, охватывает все страны.

Основные проблемы:

· Стадии развития культуры

· Исторические формы брака и семьи.

· Описание жизни различных народов с помощью метода полевых исследований.

· Идея общечеловеческой культуры.

· Равноправие культур.

· Идея эволюции (поступательного развития от низших форм к высшим).

 

Стадии развития народа

Дикость – варворство – цивилизация (выдвинул А.Фергюсон).

Культура имеет сложную структуру в которой сохраняются следы архоических культур (пережитки).

Джон Мак-Ленон (1927-1881г.г.)

Полиандрия.

Э.Тайлор

Анимизм – вера в духов, души двойников.

Ввел метод пережитков в исследовании культур, живое свидетельство прошлого, сохранившее архаическую форму, но утратившее первоначальное содержание.

Рождается в конце 19 века.

Диффузия культуры – это процесс пространств вечного распространения форм, где эти формы востребованы:

· Миграции народов

· Торговля

· Военные конфликты

Идеи диффузионизма:

· Географическое опр. Культур

· Идея культурных контактов

· Идея культурного пространства, которая формируется под влиянием художественных языковых и природных условий.

Л.Фробениус (1873-1928) совершил 12 экспедиций в Африку.

Культура живой организм, который рождается из природных условий.

 

01.03.2012

Типологическая школа (школа культурно-исторических типов и локальных цивилизаций)

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

Его работы называются: «Россия и Европа» написал в 1869 году в журнальной публикации. В 1871 году вышла в виде книги. Темы используемые в его книге:

1. Взаимоотношение России и Европы

По его убеждениям русская цивилизация не имеет родственных связей с европейской цивилизацией (Германо-романской цивилизацией). Влияние дряхлеющей Европы губительна для молодой русской культуры.

Всего Данилевский выделяет 14 Культурно-исторических типов. 2 из этих типов молодые: «русская» и «ново-американская».

2. Культурно-историческая типология

Критерии для выделения типов культуры (Законы развития типов культуры):

1. Языковая самобытность типа культуры.

2. Политическая суверенность.

3. Черты одного культурного типа не передаются другому, а вырабатываются самостоятельно при большем или меньшем влиянии других типов культуры (положительными он считает в области науки, техники и искусства).

4. Питательная основа каждого типа культуры – это многообразие этноса составляющего этот народ.

5. Каждый тип культуры подобно организму имеет возраст.

3. Будущее славянской цивилизации

Выделял 4 основы:

1. Религиозная деятельность

2. Собственно-культурная (научная, художественная, техническая)

3. Политическая деятельность

4. Общественно-экономическая

Симптомы гибели цивилизации:

1. Апатия самодовольствия

2. Апатия самоотчаяния

Немецкий ученый Освальт Шпенглер (1880-1936г.г.).

Его работа называлась «Закат Европы» (1912-1918 года).

Идеи присущи этой работе, выделяет 8 культур состоявшихся и 1 молодую:

1. Греко-римская культура (аполоническая)

2. Византийско-арабская культура (магическая)

3. Западно-европейская культура (фаустовская)

4. и др.

5. а молодая культура – Русско-сибирская

Шпенглер считает что культура – это организм, который развивается из предшествующего материала имеющий свою собственную жизнь, стиль (habitus), период развития и смерть. По мнению автора душа культуры непроницаема (непостижима), но культуру можно описать через внешние проявления, ее можно описать через стиль habitus или нарисовать портрет.

В глубине души культуры есть символы профиномены.

Символы различных культур:

1. Египетской души (путь к смерти, к гробу)

2. Китайской культуры (дао – непостижимый путь)

3. Античной культуры (человеческое тело)

4. Европейской культуры (понятие бесконечности, например в математике)

5. Русской культуры (бесконечная равнина на которой торчат купола церквей)

Культура и цивилизация:

Цивилизация – это мумия культуры, мертвая культура

Анлийский ученый Арнольд Тойнби (1889-1975г.г.)

Работа его называлась «Постижение истории» написал 12 томов этой книги в 30-60 годы 20 века.

Между некоторыми цивилизациями есть родственные связи (первичные, вторичные и т.д.):

Минойская -> Эллинская -> Западно-европейская цивилизации.

По мнению автора до наших дней дожили существует 7 цивилизаций:

1. Восточно-проваславная

2. Западно-христианская

3. Исламская

4. Протистанская

5. Ламаизская (буддисткая)

6. и т.д.

Считает что цивилизация это организм и каждый этап проходит цикл:

1. Генезис (зарождение и развитие)

2. Кульминация (рассвет)

3. Надлом

4. Распад (дезентеграция)

На стадии гинезиса общество развивается получая вызов определенный (вызов дает бог, природа, соседнее государство). Развитие происходит «Вызов – ответ» интелегенция, интеллектуалы.

 

15.03.2012

Культура и цивилизация

1) Цивилизация как концепт

2) Противопоставление культуры и цивилизации

3) Марсовая и элитарная культура

Л. Февр - Воссоздать историю французского слова цивилизация на деле означает реконструировать этапы глубочйшие революции которая совершила французская мысль от 18 века по настоящее время.

Цивилизация полявилась одновременно во Франции и во второй половине 18 века.

Концепт (Conceptus) – это отпечаток культуры в сознании человека.

Уровни концепта:

1) Пассивный история слова (этимология – происхождение слова, основные значения слова их изменения во времени)

2) Активный (современное значение, актуальное, активный слой концепта)

Уже в греческом и в латинском языках, существовало понятие «Цивилизованный человек», которое входило в ряд культурных и смысловых аппозиций:

1) «Свои» (гр. Eleutherios; рим. Liberalis) и «Чужие» (гр. Barbaros; рим. Barbarus)

2) Горожане (гр. Politicos; рим. Ciuieis) – Провинциалы (гр. Agroitos; рим. rusticus)

Уже в древних мифологиях существовали богов цивилизаторов, которые смягчали дикие нравы людей, путем воспитания и образования (в греческих мифах такой бог выступает Зевс, Прометей, Титан, Гермес, Энки).

Понятие «Цивилизация» во второй половине 18 века его вводит аристократ, филосов, маркис В. Р. деМирабо, А. Смит и А. Фергисон:

Цивилизация – это постоянное совершенствование общества, стремление европейских нация достичь того состояния культуры, которое было достигнуто гражданами греко-римского мира (подобная интерпретация можно встретить у А. Тойнби).

Современное актуальное значение Цивилизации:

1) Цивилизация как процесс, как бесконечное совершенсвование

2) Цивилизация как культурно-исторический тип (Н.Я. Данилевский).

3) Цивилизация как эталон, образец, с которым сравниваются реальные состояния обществ.

Понятия 21 века:

· Цивилизация – это локальная, межэтническая общность, которая складывается на основе единой исторической судьбы народов, обитающих на одной территории при сохранении той или иной степени их культурной самобытности.

· Цивилизации – это образ особого человечества на отдельной земле.

В первые цивилизации и культуры противопоставляет её Ж.-Ж. Руссо в 18 веке:

Цивилизация – это исскуственная неестественная состояние человека.

Из Достоевского:

Цивилизация – есть усложнение жизни, которая из одноэтажной, становится многоэтажной.

Г. Зиммель вторая половина 19 – начало 20 веков:

Культура не терпи устойчивых форм, она безостановочно развивается, движется к собственной гибели (Цивилизация).

Немецкий мыслитель О. Шпенглер начало 20 века:

Цивилизация – это конец культуры без права обжалования.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

1) Культ денег (мощь денег)

2) Космополитизм (человек мира)

3) Мегаполис (большие города, insula)

4) Массовый туризм

5) Переход от спорта состязания, к спорту как зрелище

В след за Шпенглером начал развивать тему Н.А.Бердяев русский мыслитель:

Массовая культура – феномен социальной дифференциации (раздробления) современной культуры (начало 20 века) (индустрия детства, индустрия тела, средне-общеобразовательная школа, шоу-бизнес и т.д.)

Элитарная культура – субкултура привелигированных слоев общества, которое отличается принципиальной закрытостью ценностно-смысловой самодостаточностью и духовным аристократизмом.

 

22.03.2012


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь