Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 6



 

ТЕМА: Типологические концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, П.А.Сорокина, А.Тойнби и др.

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Проанализировать понятие типа культуры как качественно-содержательной характеристики.

1.2. Рассмотреть типологические концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, П.А.Сорокина, А.Тойнби, К.Ясперса, Ф.Ницше, М.Вебера, выявить их сильные и слабые стороны.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

2.1. Понятие типа культуры и основания культурной типологии.

2.2. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

2.3. Концепция культуры О.Шпенглера.

2.4. Концепция культуры Ф.Ницше.

2.5. Концепция «идеальных типов» М.Вебера.

2.6. Типология культуры по методам познания и характеру мировосприятия П.А.Сорокина.

2.7. Концепция круговорота «локальных цивилизаций» А.Тойнби.

2.8. Теория культуры К.Ясперса.

 

3. Рекомендации по использованию информационных технологий

Доклады и рефераты рекомендуется представлять в форме презентации Power Point. Студенты могут использовать удаленные (дистанционные) формы самостоятельной работы по теме семинара: осуществлять исследовательский поиск во внешнем информационном окружении (Интернет), организовать мини-опрос пользователей форумов или удаленных экспертов по вопросу актуальности темы семинара и отдельных типологических концепций. Результаты опросов рекомендуется распечатать как раздаточный материал для большей эффективности обсуждения и дискуссии.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

1. Аполлонический и дионисийский типы культуры по Ф.Ницше.

2. Ценности как типологический критерий в концепции П.А.Сорокина.

3. «Осевое время» К. Ясперса как основание для типологизации культуры.

4. Н.А.Бердяев о трех стадиях развития истории культуры.

 

5. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов (см. Приложение № 1, Приложение № 2)

 

6. Вопросы и задания проблемно-дискуссионного характера по теме семинара

6.1. Существует ли прогресс в культуре? Типологические концепции каких авторов предполагают его наличие, а каких – нет?

6.2. В чем Вы видите сильные и слабые стороны разных типологических концепций культуры? Какая из них, на Ваш взгляд, предпочтительнее, и почему?

6.3. Является ли проблема типологизации культуры актуальной? Обоснуйте свой ответ.

6.4. О.Шпенглер называет «историческими псевдоморфозами» те случаи, когда «чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что молодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не только не в силах создать чистые и собственные формы выражения, но даже не осознает по-настоящему самое себя». Почему к таким псевдоморфозам О.Шпенглер относит культуру петровской России? Согласны ли Вы с утверждением философа, что русский народ в эпоху Петра I «был принужден к не-подлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен»?

6.5. Каковы основы оптимизма Н.Я.Данилевского, утверждавшего, что славянский тип «будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом»?

6.6. В чем заключается суть теории «вызова–ответа» А.Тойнби? Приведите примеры вызовов и ответов в современной культуре. На какие вызовы Вам предстоит давать ответы в Вашей будущей профессиональной деятельности?

6.7. Сделайте письменный анализ самостоятельно выбранного исторического типа культуры по предлагаемому плану (см. Приложение № 3). Каковы главные критерии типологизации, представленные в этом плане? Достаточно ли их для полной характеристики типа культуры?

 

7. Список рекомендуемой литературы

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. – М.: Проект, 2003.

3. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2003.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Теория культуры: учеб. пособие / А.А.Оганов, И.Г.Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

7. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / сост. А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: Образ мира и человека: от культуры Древнего мира

До эпохи Возрождения

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов со спецификой исторических этапов развития мировой культуры.

1.2. Дать представление о художественной культуре Древнего мира через понятие «образ мира».

1.3. Выявить особенности культуры Средних веков и эпохи Возрождения с помощью анализа образа человека в эти периоды.

 

2. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

2.1. Иллюстративный материал из художественной хрестоматии по культурологии (Савелова Е.В. Художественная хрестоматия по культурологии. Памятники мировой художественной культуры, рекомендованные к изучению в курсе «Культурология» для студентов дневной и заочной форм обучения. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003.)

2.2. Карточки с терминами и понятиями по теме для проверки усвоения материала и самоконтроля.

 

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Для проведения практического занятия студентам необходимо разделиться по группам, для выполнения предварительных самостоятельных заданий. При подготовке к занятию необходимо освоить теоретический минимум, на занятии работа будет вестись с раздаточным материалом по группам и индивидуально. Результаты работы на занятии получат закрепление в письменной работе.

4. Практические задания

4.1. Напишите опорные слова (термины, ассоциации) к каждому культурно-историческому этапу.

4.2. Определите стержневой символический образ каждой из цивилизаций Древнего мира и приготовьте небольшой, но емкий рассказ о культуре согласно выбранному образу (по группам).

4.3. Предложите произведения художественной культуры, которые являются доминантой каждого периода развития культуры и отражают особенности ее образа мира.

4.5. Представьте фрагменты художественной литературы, видео и музыкальные фрагменты, отражающие особенности образа мира и человека в эпоху Средних веков и эпоху Возрождения.

5. Задания студентам для самостоятельной работы

5.1. Предварительное задание:

– разделиться на группы и, определив стержневой образ каждой из цивилизаций Древнего мира, приготовить рассказ о ее культуре согласно выбранному образу;

– подготовить фрагменты художественной литературы, видео и музыкальные фрагменты, отражающие особенности образа мира и человека в эпоху Средних веков и эпоху Возрождения.

5.2. Подготовить комплекс фрагментов текстов, иллюстрирующих мировоззрение каждой из культурно-исторических эпох, который мог бы использоваться в качестве хрестоматии по теме.

5.3. По итогам занятия написать эссе в свободной форме на тему «Мое путешествие на машине времени…»

 

6. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Дайте характеристику основных направлений художественной культуры первобытного общества.

2. Назовите наиболее характерные черты мировидения первобытного человека.

3. Какие оригинальные направления культуры Древнего Египта были связаны непосредственно с существовавшим там заупокойным культом?

4. Перечислите основные направления культуры древневосточных цивилизаций.

5. Назовите специфические принципы, характеризующие древнегреческую культуру как культуру гуманистическую и демократическую.

6. Охарактеризуйте специфику культуры Древнего Рима.

7. Назовите и охарактеризуйте приоритетные направления культуры Средних веков.

8. Назовите первый общеевропейский художественный стиль. Охарактеризуйте его особенности.

9. Докажите правомерность отношения к эпохе Возрождения как воплощению идеалов антропоцентризма.

10. Поясните, как понимали сущность культуры в эпоху Возрождения.

 

7. Список рекомендуемой литературы

1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.

2. Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим. – М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Вачьянц А.М. Западноевропейское Средневековье. – М.: Айрис-пресс, 2004.

5. Вачьянц А.М. Ренессанс. – М.: Айрис-пресс, 2004.

6. Вей Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации: обычаи и нравы, костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища. – Москва: ЭКСМО, 2005.

7. Гуревич А.Я. Избранные труды: В 4 т. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1: Древние германцы. Викинги; Т. 2: Средневековый мир.

8. Капустин М.П. История мировой культуры: древность: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2000.

9. Медкова Е. На перепутье романского стиля и готики // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2006, № 7, С. 23.

10. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.

11. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура: учеб. пособие. В 2 т. Т.2. / Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005.

12. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: в лекциях, беседах, рассказах: учеб. пособие. – М.: Новая школа, 1996.

 

8. Список рекомендуемых электронных образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет

1. Электронное средство учебного назначения «История искусств». Продукт в формате PC-CD (2 диска). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура. 10–11 класс». Продукт в формате PC-CD (1 диск). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Инфостудия Экон», 2003.

3. ИУМК «Пространственные искусства. Древний мир». Материалы для апробации. 5 кл. Продукт в формате PC-CD (2 диска), PC-DWD (1 диск). – АНО «Мультимедиа-студия «Март», 2007.

4. Компьютерные мультимедийные энциклопедии («Шедевры музыки», «Шедевры архитектуры», «Искусство Японии», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Эрмитаж: Искусство Западной Европы», «5555 шедевров мировой живописи», «5000 шедевров гравюры», «5000 шедевров рисунка» и др.).

5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (URL: http: //school-collection.edu.ru/)

6. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», раздел «Искусство и мировая художественная культура» (URL: http: //window.edu.ru/window/catalog? p_rubr=2.1.7)

7. Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации «School.edu.ru» (URL: http: //artclassic.edu.ru/)

8. Сайты Эрмитажа (URL: http: //www.hermitage.ru/), Лувра (URL: http: //louvre.historic.ru/virttour.shtml), Музея Метрополитен (URL: http: //www.metmuseum.org) и др.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

ТЕМА: Картина мира и образ человека в Новое и Новейшее время

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов со спецификой исторических этапов развития мировой культуры.

1.2. Дать представление о художественной культуре Нового времени через понятие «картина мира».

1.3. Выявить особенности образа человека в культурах модернизма и постмодернизма.

 

2. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

2.1. Иллюстративный материал из художественной хрестоматии по культурологии (Савелова Е.В. Художественная хрестоматия по культурологии. Памятники мировой художественной культуры, рекомендованные к изучению в курсе «Культурология» для студентов дневной и заочной форм обучения. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003.)

2.2. Карточки с терминами и понятиями по теме для проверки усвоения материала и самоконтроля.

 

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Для проведения практического занятия студентам необходимо разделиться по группам, для выполнения предварительных самостоятельных заданий. При подготовке к занятию необходимо освоить теоретический минимум, на занятии работа будет вестись с раздаточным материалом по группам и индивидуально. Результаты работы на занятии получат закрепление в письменной работе.

 

4. Практические задания

4.1. Сделайте сравнительно-сопоставительную таблицу по всем художественным направлениям Нового времени (временные рамки, авторы, произведения, виды искусства, сюжеты, философская основа, основные идеи, образы, символы).

4.2. Представьте фрагменты художественной литературы, видео и музыкальные фрагменты, отражающие особенности картины мира в эпоху барокко, классицизма, романтизма, реализма.

4.3. Определите доминирующего Творца каждого из художественных направлений модернизма и приготовьте небольшой, но емкий рассказ о нем сквозь призму его творчества (по группам).

4.4. Представьте группой или индивидуально историю создания одного из произведений беспредметного искусства (на выбор студента).

5. Задания студентам для самостоятельной работы

5.1. Предварительное задание:

– разделиться на группы и, определив доминирующего Творца каждого из художественных направлений модернизма, приготовить рассказ о нем сквозь призму его творчества;

– подготовить фрагменты художественной литературы, видео- и музыкальные фрагменты, отражающие особенности картины мира в эпоху барокко, классицизма, романтизма, реализма.

5.2. Подготовить комплекс фрагментов текстов, иллюстрирующий мировоззрение модернизма и постмодернизма, который мог бы использоваться в качестве хрестоматии по теме.

5.3. По итогам занятия написать рецензию-эссе на кинофильм или театральный спектакль, где представлены актуальные проблемы современной культуры (см. Приложение № 4).

 

6. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Дайте общую характеристику эпохи барокко.

2. Охарактеризуйте классицизм как художественный стиль.

3. Расскажите об основных идейных принципах романтизма и перечислите имена представителей этого художественного стиля.

4. Расскажите о традициях реализма в живописи.

5. Охарактеризуйте специфику искусства последней трети XIX века и назовите имена его представителей.

6. Проведите сравнительный анализ искусства модернизма и постмодернизма.

7. Расскажите о «беспредметном искусстве». Обоснуйте своё отношение к этому виду художественной деятельности.

8. Что такое «массовая культура»? Каково ее место в современной культуре?

9. Можно ли ставить знак равенства между понятиями «техногенная культура» и современная культура? Обоснуйте свою позицию.

10. В чем проявляется процесс американизации европейской культуры?

7. Список рекомендуемой литературы

1. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. – М.: Академический Проект; Традиция, 2005.

2. Дали С. Дневник одного гения. Моя тайная жизнь. – М.: Попурри, 2003.

3. Западное искусство ХХ век: Классическое наследие и современность. – М.: Наука, 1992.

4. Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Идея-Пресс, 1997.

5. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIX–XX век. – М.: 5 за знания, 2007.

7. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. – М.: Познавательная книга, 2001.

8. Поль Гоген // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 6, С. 8–20.

9. Пьер Огюст Ренуар // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 19, С. 8–17.

10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М., Аграф, 1999.

11. Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания. – М.: АСТ, 2004.

12. Франсиско Гойя // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2008, № 4, С. 4–24.

13. Шклярова Т. Живописцы счастья // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 13, С. 20–21.

 

8. Список рекомендуемых электронных образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет

1. Электронное средство учебного назначения «История искусств». Продукт в формате PC-CD (2 диска). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура. 10–11 класс». Продукт в формате PC-CD (1 диск). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Инфостудия Экон», 2003.

3. ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Продукт в формате PC-DWD (1 диск).

4. Компьютерные мультимедийные энциклопедии («Шедевры музыки», «Шедевры архитектуры», «Энциклопедия кино», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Эрмитаж: Искусство Западной Европы», «5555 шедевров мировой живописи», «5000 шедевров гравюры», «5000 шедевров рисунка» и др.).

5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (URL: http: //school-collection.edu.ru/)

6. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», раздел «Искусство и мировая художественная культура» (URL: http: //window.edu.ru/window/catalog? p_rubr=2.1.7)

7. Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации «School.edu.ru» (URL: http: //artclassic.edu.ru/)

8. Сайты Эрмитажа (URL: http: //www.hermitage.ru/), Музея Метрополитен (URL: http: //www.metmuseum.org), Банк данных современного искусства «ArtInfo» (URL: http: //www.artinfo.ru/ru/) и др.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

 

ТЕМА: Место и роль России в мировом культурном процессе

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов со спецификой исторических этапов развития отечественной культуры.

1.2. Дать представление о художественной культуре Древней Руси.

1.3. Выявить особенности русской культуры как преломления культурного синтеза Запада и Востока.

 

2. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

2.1. Иллюстративный материал из художественной хрестоматии по культурологии (Савелова Е.В. Художественная хрестоматия по культурологии. Памятники мировой художественной культуры, рекомендованные к изучению в курсе «Культурология» для студентов дневной и заочной форм обучения. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003.)

2.2. Карточки с терминами и понятиями по теме для проверки усвоения материала и самоконтроля.

 

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Для проведения практического занятия студентам необходимо разделиться по группам, для выполнения предварительных самостоятельных заданий. При подготовке к занятию необходимо освоить теоретический минимум, на занятии работа будет вестись с раздаточным материалом по группам и индивидуально. Результаты работы на занятии получат закрепление в письменной работе.

4. Практические задания

4.1. Сделайте сравнительно-сопоставительную таблицу о влиянии на русскую культуру Востока и Запада (временные рамки, виды искусства, сюжеты, основные идеи, образы, символы).

4.2. Определите произведение-доминанту древнерусской культуры в разных видах искусства и приготовьте небольшой, но емкий доклад о нем сквозь призму православной культуры (по группам).

4.3. Предложите произведения художественной культуры, которые являются доминантой каждого периода развития отечественной культуры и отражают особенности ее мировидения.

4.4. Представьте фрагменты художественной литературы, видео и музыкальные фрагменты, отражающие особенности образа мира и человека в русской культуре.

5. Задания студентам для самостоятельной работы.

5.1. Предварительное задание:

– разделиться на группы и определив произведение-доминанту древнерусской культуры в зависимости от вида искусства, подготовить доклад;

– подготовить фрагменты художественной литературы, видео и музыкальные фрагменты, отражающие особенности образа мира и человека в русской культуре.

5.2. Подготовить комплекс фрагментов текстов, иллюстрирующих позиции западников и славянофилов в споре об историческом пути России, который мог бы использоваться в качестве хрестоматии по теме.

5.3. По итогам занятия написать эссе в свободной форме на тему «Моя русская культура»

 

6. Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Объясните, какое влияние оказала на русскую культуру культура Византии.

2. Охарактеризуйте основные различия памятников православной культуры и других христианских конфессий.

3. Перечислите представителей классицизма и расскажите о влиянии этого художественного течения на искусство России XVIII века.

4. Охарактеризуйте влияние западноевропейского романтизма на становление русской романтической школы.

5. В чем специфика русского национального пейзажа?

6. Проведите сравнительный анализ искусства русского авангарда и соцреализма.

7. Каково место массовой культуры в современной российской культуре?

8. В чем проявляется процесс американизации российской культуры?

7. Список рекомендуемой литературы.

1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2003.

2. Кандинский В.О духовном в искусстве– М.: Архимед, 1992.

3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу «Культура древней Руси»: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учебник. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Малевич К. Черный квадрат. – СПб.: Азбука-классика, 2003.

6. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций / И.Т.Пархоменко, А.А.Радугин. – М.: Центр, 2002.

7. Попова Г. Женский образ в творчестве русских мастеров серебряного века // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 20, С. 21.

8. Православный храм // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2008, № 5, С. 24.

9. Русская пейзажная живопись // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 8, С. 26.

10. Русское деревянное зодчество // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 17, С. 8–24.

11. Черный квадрат // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 18, С. 24.

12. Шагал М. Моя жизнь. – СПб.: Азбука-классика, 2006.

8. Список рекомендуемых электронных образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет

1. Электронное средство учебного назначения «История искусств». Продукт в формате PC-CD (2 диска). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура. 10–11 класс». Продукт в формате PC-CD (1 диск). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Инфостудия Экон», 2003.

3. Учебное электронное издание по курсу «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира» (3 диска). – Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Новый диск», 2003.

4. Межпредметное электронное издание «XIX век. Отечественная история, литература и искусство» (1 диск). – Федеральное агентство по образованию, ГУ РЦ ЭМТО, «Республиканский мультимедиа центр», 2005.

5. ИИСС «Культурное наследие. XVIII век». Межпредметный учебно-методический комплекс-хрестоматия. 7–9 кл. Комплект для учителя. Продукт в формате PC-CD (1 диск).

6. ИИСС «Серебряный век русской культуры». Мультимедиа-энциклопедия. Продукт в формате PC-CD (1 диск). – АНО «Мультимедиа-студия «Март», 2007.

7. Компьютерные мультимедийные энциклопедии («Шедевры музыки», «Шедевры архитектуры», «Энциклопедия кино», «Современное российское искусство», «5555 шедевров мировой живописи», «5000 шедевров гравюры», «5000 шедевров рисунка» и др.).

8. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (URL: http: //school-collection.edu.ru/)

9. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», раздел «Искусство и мировая художественная культура» (URL: http: //window.edu.ru/window/catalog? p_rubr=2.1.7)

10. Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации «School.edu.ru» (URL: http: //artclassic.edu.ru/)

11. Сайты Третьяковской галереи (URL: http: //www.museum.ru/tretyakov/hid/fif.htm) и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь