Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религия как основополагающее явление культуры.



Основные черты, характеризующие специфику религии как формы культуры, следующие.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. В разных религиях — разные боги, но есть нечто об­щее в представлениях о них.

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями. Все это — свойства, которые есть у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. Сходство между челове­ком и Богом объясняется тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию».

1. Эмоциональное отношение к Богу. Сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Эмоциональное обще­ние с Богом образует особого рода «духовный опыт»: к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, с Богом человек преодолевает чувство одино­чества. Вера в Бога — это религиозное чувство. Глубокая и искренняя любовь к Богу — главное требование к верующим.

2. Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты, в кото­рых излагается содержание религиозного верования (Библия, Ко­ран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о божественных чудесах, которые служат свидетельствами божественного могущества. На основе священных текстов и их толкований строится религиозная наука — богословие (теология).

3. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях
от верующих требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания.

Важную роль в религиозном культе играет символика (символиче­ский смысл вкладывают в молитвенные здания, одеяния священ­ников, определенные словесные формулы, предметы культа и т. д.).

5. Организация верующих. Религия по природе своей — явление коллективное. Она сплачивает единоверцев, объединяет их индивиду­альные «Я» в некое единое «Мы». Организация нужна единоверцам, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Коллективное отправление культа способствует укреплению единой веры.

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагаю­щее место в культуре, становится духовной основой различных сфер культуры. Религия выступает как фундаментальный фактор общественной жизни, выполняющий следующие основные функции.

1) «Душеспасительная» функция (по отношению к личности). Рели­гия отрывает человека от повседневности. Она обращает его к божественному, т.е. к вечному и бесконечному, напо­минает ему о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Религия внушает человеку веру в конечное торжество справедли­вости. 2) Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия стимулирует духовный рост, выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В культуре, возникающей на базе определенной религии, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Основой такой культуры становится религиозная картина мира (где высшей ценностью является Бог), которая определяет образ мышления и поведения людей во всех их делах.

3) «Мирская» функция (по отношению к обществу). Единая вера
сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы
поведения. Поэтому религия способствует организации общественного порядка. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Религия является средством решения личностно-психологических и соци­альных проблем.Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и пытается силой утвердить его. Тогда она ограничивает развитие культуры, науки, искусства, сдерживает общественное развитие, появление религиозных разногласий нередко приводит к разжиганию вражды, военным конфликтам и массовой резне (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь).

 

 

Наука как основополагающее явление культуры.

Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука это построение рациональной картины мира. Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами.

 

 

Научные теории и школы в культурологии.

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино

, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

 

Семиотика культуры.

Под семиотикой культурыпонимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект — произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации).

Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах, таковы:

1) Естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые ука­зывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак явля­ется частью какого-то целого. Естественные знаки — это знаки-признаки.Простейший пример: дым как знак огня, приметы погоды, следы зверей.

2) Функциональные знаки. Функциональные знаки — тоже знаки-признаки. Но связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Например, обстановка квар­тиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий инфор­мацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. В качестве функциональ­ных знаков могут выступать и действия людей: учитель водит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.

3) Иконические знаки. Иконические знаки (от греч. eicon— изображение) — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Они искусственно создаются такими, чтобы их внеш­ний вид отражал облик обозначаемых ими вещей.

4) Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный знак (от лат. conventio— соглашение, договор, условие) служит обозначением предмета «по условию»— потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают.

Видами конвенциональных знаков являются:

- сигналы — знаки из­вещения или предупреждения (например, цвета светофора, авто­мобильные гудки);

- индексы — условные обозначения чего-либо (например, показания приборов, картографические знаки);

- символы обладают двухслойным строением: его внешний, «первич­ный» слой — образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой — мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Язык символов выражает самые абстрактные идеи в конкретно-наглядной форме. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо и др.

5) Вербальные знаковые системы — естественные разговорные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу (семиотический базис)всей культуры говорящих на них народов. Главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем - он представляет собой полиструктурную, развет­вленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и уди­вительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации.

6) Знаковые системы записи. Они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца — и вторичныпо от­ношению к ним. Появление и развитие письменности позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, тех­ники, искусства, права и т. п.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь