Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная массовая культура: источники её появления и развития.



Массовая культура - (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

· прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

· индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

· прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

Массовая культура в отличие от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой.

Массовая культура – это следствие массового общества.

Противоречия: разделение массовой культуры на 3 уровня: высшая (элитарная), культура средних социальных слоев общества, вульгарная (низшая)- массовая. Особое место занимает кич (от немецкого – халтура). В массовой культуре глубина проникновения в существо явлений почти всегда ничтожно. Основная черта - удовлетворение потребностей человека. По поводу массовой культуры Ортега-и-Гасет сказал: “Герои исчезли, остался хор”, Фрейд: «Сегодня сформировалась массовая душа”. Массовая культура развивается по закону рынка, появилось коммерциализированное искусство. Бэлл: «Рост информативности, коммуникавтивности - причина возникновения массовой культуры”.

Массовое сознание носит характер: прагматичный, классовый, консервативный.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры, слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям Индостана.

Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.

Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

— индустрия " субкультуры детства" - преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры;

— массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками " субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания;

— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, " растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах " заказчика";

— система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, " патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения;

— массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (" наши — не наши);

— массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.);

— система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов;

— индустрия формирования имиджа и " улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика и т.п), являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж;

— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру (жанры кино, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка и т.п.)

При этом М.к. фактически принимает на себя функции первичной инкультурации личности. Вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции.

Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.

Важнейшей частью культуры является искусство. Искусство - это специфический вид, объединяющий людей, формирующий сознательного человека в духовной деятельности, для которой характерно восприятие и передача другим людям.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими его проявлениями, такими как религия, мораль, политика, Средства массовой информации. Искусство, как бескорыстное стремление к некому нематериальному идеалу, сохраняет наиболее тесные связи с религией. Это объясняется не только общностью их происхождения, но, прежде всего тем, что обе эти стороны Духовной Жизни человека религия и искусство относятся к его эмоциональной чувственной сфере.

Современная классификация выделяет и такие разновидности искусства, как ИЗО, музыкальное, декоративно прикладное и др.

ИЗО воздействует визуально. Произведения изобразительного искусства как правило воздействуют на предметную или материальную форму и не изменяются во времени и пространстве. К нему относится Живопись, Скульптура, Графика.

Музыка - Вид искусства рассчитанный на слуховое восприятие, этот вид является прямым и особо активным действием на чувства людей.

Искусство создает " 2ую реальность". Искусство не является жизнью, оно лишь воспроизводит структуру бытия, человеческую жизнь. Произведение существует в восприятии. Искусство - это вымысел, некоторое допущение, которое помогает проникнуть в глубины жизни, в которые нельзя проникнуть с помощью логики. Искусство - самовыражение и самоосознание культуры.
3 слоя искусства:
-1 слой: внешняя материя. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала.
-2 слой: уровень художественного образа.

-3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения).

Искусство – универсальная, образная модель жизнедеятельности человечества. Искусство призвано воспринимать, анализировать, концентрировать и транслировать ценностный опыт культуры. Искусство имеет право на искажение.

Важнейшие функции искусства:

1. Аксеологическая (ценностная) – искусство это играющая иллюзия, концентрированное изображение жизни, дает нам новое видение жизни.

2. Воспитательная.

3. Коммуникативная – художник-автор, автор-публика, публика-критик, критик-автор.

4. Познавательная - можно прожить много жизней, приобрести чужой жизненный опыт (не всегда верный).

5. Отдых и развлечение.

6. Эстетическая: жизнь прекрасна, хочется подражать герою; жизнь отвратительна, так жить нельзя!

7. Мифологическая

Эстетика

Эстетика - наука о прекрасном, об эстетическом творчестве людей. Эстетика изучает субъективные формы и отношения.
Эстетика возникла в IV-V вв. в Древней Греции. Наука эстетика возникла в 1735 г. - немец Баугартен (теория чувственного познания). Красота - как совершенство чувственного познания.
Важнейшие категории эстетики
1) Прекрасное - определяется по-разному, в зависимости от религии, философии. Прекрасная сущность у нас в голове. Наше отношение ко всему через преломление того, что мы думаем. Одни и те же предметы могут быть и прекрасными, и безобразными в зависимости от соотношения.
2) Трагическое - комическое: Трагическое присуще Вселенной. В мире всё трагично для человека по своей сути (Кант). Противоречие между свободой и необходимостью (Гегель) Катарсис. Комическое связано со смехом, с нарушением меры внутренней гармонии. Это оценочная категория. Несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Комедия (? ) - радость, наслаждение бытием.

Эстетическое воспитание начинается с правил-го восприятия красоты в окружающей действительности, в обществе, в жизни.

2 задачи: 1-я – развивать эстетические способности личности в структуре ее деятельности;

2-я – формировать эстетические ориентации личности, способность воспринимать, чувствовать, переживать, прививать вкус и идеал человека.

3 этапа: 1-й – определение эстетических качеств; 2-й - усвоение принципов эстет-го воспитания, т.е. правил по которым осуществляется этот процесс; 3-й - овладение средствами и методами эстет-го воспитания.

Художественная культура шире, чем искусство. Художественная культура является особым видом человеческой культурной деятельности т.к. связана не столько с реальным миром, сколько с человеческим воображением, с идеальным представлением о мире. Художественный образ призван показать наиболее характерное что есть в окружающей действительности. Русский философ Бердяев отмечал способность творчества как способность к преображению мира. Творчество это создание нового, ранее не существующего. Оно исходит из бездонных глубин человеческого духа, которые таят в себе неисчерпаемые возможности. Человеческое творчество по природе своей – созидательно. Оно противостоит всему хаотическому и деструктивному.

Наука, изучающая сферу художественной культуры - называется эстетика. Ее создателем был – Баумгартен. Эстетика изучает законы творческого восприятия действительности, эстетического ее основания.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
  2. I. Теоретические источники модернизма.
  3. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  4. XI. СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
  5. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  6. Аудиторские доказательства, виды и источники их получения
  7. Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.
  8. В магазине возможны несколько источников появления некондиционного товара.
  9. В список должны включаться только те источники, которые действительно использовались в работе.
  10. Виды и классификация хим. предприятий. Их характеристика и условия эффективного развития.
  11. Вопрос 15. Проблема возраста и периодизации психического развития. Отечественные и зарубежные теории психического развития.
  12. Вопрос 7. Источники гражданского права.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь