Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурная картина мира. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация.



КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

К. к. м. — это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.).

К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих поколений.

Определенной ступени развития производства, общественных отношений, “выделенности” человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей К. к. м.

Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д.

В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве крой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ.

К. к. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям;

2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество.

Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные).

Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни.

Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая.

Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии).

Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики.

Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре.

В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не просто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.

Социальные институты культуры.

Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Институт всегда включает ряд компонентов:

1. систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);

2. материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;

3. кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.

Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:

1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);

2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);

3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).

Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Подходы к культуре и ее истории.

Важным для построения культурной типологии является определение понятий " этническая" и " национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей.

Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными.

Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры.

Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).

Элитарная культура- это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

Массовая культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие.

Подходы к культуре и ее истории.

Материальная культура.

Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул).

К ней относится только то, что создано человеком, что можно потрогать.

Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.

Однако к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ.

Если сде­лать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.

2. Духовная культура.

К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного со­держания), легенды, мифы.

Все, что связано с образом, относится к ней.

Ду­ховная культура определяет связи людей.

В духовной культуре содержатся мо­раль, эстетика и позитивные знания.

3. Физическая культура.

Благодаря физической культуре социальный человек развивает свои дви­гательные возможности.

Она подготавливает человека к любому виду деятельно­сти и потому является источником и основой педагогики. К ней относится ку­льтура тела, которое приспосабливается к реализации 1 и 2 форм культуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь