Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 12. Культура Просвещения



1. Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре.

2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

3. Основные направления и стили искусства Просвещения.

Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии это время ознаменовалось веком промышленной революции, во Франции – веком политической, в Германии – духовной (философской и эстетической). В этот период европейская культура обнаруживает динамизм развития, одним из проявлений которого стал процесс изменения социально-политической структуры и политической системы.

Кроме того, необходимо отметить, что Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Также необходимо рассмотреть процесс секуляризации[1], который в эпоху Просвещения приобретает широкие масштабы, наука и рациональность определяют характер мироощущения.

Говоря о культуре эпохи Просвещения, нельзя не отметить появление блестящей плеяды философов-просветителей, таких как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Монтескье, П. Гольбах, И. Кант и др. При этом главными лозунгами просветителей являются «наука» и «прогресс».

Рассматривая о вопрос и направлениях и стилях в искусстве, необходимо выделить следующие классицизм, основанный на рационализме и возвращении к идеалам античности; сентиментализм, являющийся противоположностью классицизму, ему присущи чувствительность, чрезмерная нежность, сострадательность; рококо, являющийся легким, игривым стилем, создающим атмосферу праздности, беззаботности.

В заключении можно отметить, что в этот период складывается музыкальная культура, послужившая основой для музыкальной культуры XIX и XX веков, при этом необходимо отметить творчество величайших немецких и австрийских композиторов Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки эпохи Просвещения?

2. Каковы педагогические идеи просветителей и их роль в культурном контексте эпохи?

3. Дайте характеристику основным жанрам искусства эпохи Просвещения.

 

Рекомендуемая литература

1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1962.

2. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М., 1956.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Т./Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1988.

6. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

7. Момфиян Х.Н. Французское просвещение XVIII в. М., 1993.

 

Тема 13. Культура XIX века

1. Переоценка ценностей и новая культурная доминанта в западноевропейской культуре XIX в. Либерализм как продолжение культурных движений гуманизма, Реформации и Просвещения.

2. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры.

3. Позитивизм и художественная система критического реализма.

4. Основные противоречия культурного процесса XIX в.

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура нового времени, а именно рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей).

Считается, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789–1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, - одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, что романтизм сформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной направленности формы, выступая и как феодально-аристократическая оппозиция буржуазному прогрессу, и как проявление недовольства убожеством прозы жизни с позиций высоких героических идеалов личности, духа бунтарства и идеализации красоты борьбы во имя добра и справедливости.

Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с её эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной, ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаше всего в активное противоборство с ними.

В этом случае реакционное направление романтизма пессимистично оценивала перспективы такого противоборства и идеализировала роковые мотивы в культуре настоящего и прошлого, а прогрессивная тенденция в романтичной культуре воплощалась в оптимистической трагедии осуществления высоких идеалов будущего, самопреодоления и самоутверждения героя в борьбе. В романтизме сила и непреодолимость зла и несовершенства мира не могут оправдать бездействия человека, а наоборот, требуют от него напряжения всех сил в борьбе со злом вопреки неудачам и даже без надежды на успех.

Приступая к обсуждению следующего вопроса, отметим, что реализм – сформировавшееся в XIX в. в Европе и России направление в художественной культуре, характеризующееся верностью правде жизни, глубоким в нее проникновением, постижением и выражением ее сущности с исключительной силой художественного воздействия. Важнейшим проявлением реализма как художественного метода является принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих судеб и характеров, типических обстоятельств, которые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. Реализма предполагает правдивое художественно-творческое воспроизведение реальных жизненных характеров как конкретно-исторический результат и перспективу общеисторического развития.

В XIX в. происходит пересмотр ценностей, как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом формирование индустриального общества отразилось на культуре Западной Европы XIX в.?

2. В особенности таких направлений, как романтизм и реализм?

3. Каковы основные противоречия культурного процесса XIX в.?

 

Рекомендуемая литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

3. Зарубежная литература XIX в. Романтизм. М., 1990.

4. Поппер К. Открытое общесвто и его враги. М., 1992.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

 

Тема 14. Культура XX века

1. Мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн.

2. Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура как средство культурной войны.

3. Влияние НТР на культуру 2-ой половины XX в. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры.

4. Модернизм в искусстве и его основные направления.

Кризис культуры представляет собой сложный социально-исторический феномен, порождающий множество философско-социологических интерпретаций как в русле теорий социокультурного прогресса, так и в аспекте специальных дисциплин. Под кризисом культуры понима­ется кардинальные изменения в духовной ситуации эпохи, состоящие в разрыве с основными воззрениями прошлого, переоценкой традиционной системы ценностей (Ф. Ницше, Ю. Бохеньский и др.); переход культуры в стадию цивилизации, сопровождающийся смертью культуры; «омассовление» культуры, её упрощение, утрата метафизической ориентированности (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др.) И. Хеизинга и X. Ортега говорят об эпохах кризиса культуры как эпохах «одновременно зрелых и надламывающихся». Именно эта последняя характеристика наиболее уместна при рассмотрении периода конца XIX - на­чала XX в., парадоксально сочетающего значительный технико-эконо­мический прогресс с типичными для духовной атмосферы того времени настроениями упадка, безнадежности, душевной расколотости и уста­лой подавленности, страха перед необратимым ходом времени, полу­чившими название декаданса

Суть кризиса культуры рубежа веков – это кризис раннебуржуазной цивилизации, предчувствие ее перехода на качественно иную стадию, несущую с собой сложный комплекс новых проблем и противоречий.

Говоря о сущностной характеристике кризиса европейской культуры, основанной на христианской религии и морали, понятие Ф. Ницше использует понятие декаданса. Рухнула вера в категории Разума, оказавшиеся принадлежностью чистого вымысла. рухнула вся система традиционных ценностей, выявив свою нежизненность. рухнула вера в бога, «как не заслуживающая доверия» («Бог умер, это мы его умертвили! »), и в результате «мы распались на мелкие куски». Воссоздание целостности в новой культуре связано о «переоценкой всех ценностей», отходом от христианской морали на позиции «по ту сторону добра и зла». Ф. Ницше одним из первых обратил внимание на тот момент, который станет определявшим в воззрениях мыслителей XX в.: господство рабской культуры массы обусловливает регресс, декаданс истории.

Мотивам упадка, настроениям пессимизма, страха перед будущим как нельзя лучше соответствовала книга О. Шпенглера «Закат Европы», обобщившая опыт «ужасных и несчастных» десятилетий конца XIX-начала XX в. Уподобив развитие культуры биологическому циклу организма, проходящего стадии рождения, развития и смерти, Шпенглер соотнес цивилизацию со старостью культуры, наступающей вслед за реализацией всего богатства внутренних возможностей. Кризис культуры и есть ее переход в стадию цивилизации, сопровождавшийся свертыванием «жизненных токов», «окостенением» всего живого, надломом жизненных сил и в конечном счете умиранием культуры. Симптомы кризиса – прогресс науки и техники, борьба материализма и идеализма, социальные революции, атеизм. Надежды на социальный прогресс напрасны, крах общества и культуры неминуем – так отвечает О. Шпенглер на мучивший общество вопрос: «Что потом? ».

При рассмотрении этого вопроса следует отметить, что большинство современных авторов связывает кризис культуры, основанной на вере в общественный прогресс, с более поздним историческим периодом – серединой XX в. (анализ опыта мировых войн, негативных последствий НТР, омассовление культуры и т.д.). Так, Ортега называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры, а Хёйзинга считает, что «декадентские настроения 90-х гг. прошлого века не распространились далее сферы влияния литературной моды» в то время как лейтмотивом общих настроений в культуре оставалось убеждение в незыблемости движения по пути единения и процветания. Соглашаясь с тем, что конец XIX в. дает «полную зрелость исторической жизни», «исполнение времен», Ортега вместе с тем отмечает, что полная удовлетворенность всегда есть начало конца, поэтому ей свойственны тоска и уныние. Кроме того, XIX в. вывел на широкие просторы массы, господство которых чревато возвратом к варварству, т.е. гибелью цивилизации и культура наиболее полно как черта культуры проявится в XX в.

Рассмотрение проблемы воздействия технического прогресса на общество, культуру индивида является одной из наиболее актуальных, поскольку связано с перспективами современной цивилизации. О. Шпенглер одним из первых отметил, что если XIX в. поставил проблему взаимоотношения техники и культуры, то скепсис и отчаянье XX в. развернули её в плоскость возможности самой мировой истории, поскольку прогресс научно-технической цивилизации приводит к кризису исторических культур. Вслед за О. Шпенглером, Л. Мэмфорд подверг обстоятельной критике индустриальную цивилизацию капитализма вместе с её материальным и духовным продуктом – массовой культурой. Г. Маркузе обратил внимание на парадоксальную корреляцию крайне поверхностной культуры и высокого уровня экономического, научного, технического развития капитализма. Хюбнер и Зомбарт в качестве истоков современной культуры указали на «машинную» цивилизацию, протестантскую этику, буржуазное «евангелие труда», воспитавшие фрагментарного челове­ка, принесшего в жертву труду порядку и накоплению все богатство своего духовного мира.

Стремление теоретически разрешить противоречие между традиционной культурой и техническим измерением современной цивилизации лежит в основе множества Философских и социологических интерпретаций научно-технического прогресса, затрагивающего основные сферы человеческого бытия: отношение человека к природе; отношение человека к другому человеку, обществу в целом; отношение Человека к самому себе. Принято выделять концепции технологического оптимизма и технологического пессимизма, оценивающих воздействие НТР на культуру с прямо противоположных позиций.

Поскольку культура – это «переплавленная» трудом натура, и мир культуры немыслим вне природы, первое направление влияния НТР касается отношения «человек-природа». При рассмотрении этого отношения НТP изображается либо как единственная спасительница oт всевозможных экологических конфликтов, либо как главная разрушительная сила экологической среды, а с нею – всего мира культуры.

С позиций техницизма и сциентиама (Д. Бэлл, Т. Кун и др.) экологические дисгармонии – суть издержки и болезни роста. Главное условие их устранения – рост промышленной культуры, преодоление техники управлением. С позиций экологического пессимизма (Тоффлер и др.) установление глобального равновесия в системе «общество-наука-техника-природа» связано с консервацией материального производства, уменьшением народонаселения, самоограничением общества в пользовании достижениями цивилизации и культуры.

Общепризнанно, что главный результат наступления техники – появление «массового общества», массовой культуры. Это связано с изменением места человека как в системе производства, так и во всех других областях жизнедеятельности. НТР в результате автоматизации и компьютеризации, лишает человека чувств сопричастности трудовому коллективу, хотя с другой стороны, всемерно интеллектуализирует и эстетизирует трудовой процесс. Появляется дизайн – вид технической эстетики. Будучи широко растиражированная на массового, среднего потребителя, культура приводит, в конечном счете, к утрате духовности, гибели «высокой» культуры и искусства. Массовое же искусство, романтизирующее технику, воспевающее наслаждения, веселую чепуху.жизни, преклоняющееся перед насилием, утрачивает свое сущностное содержание и в качестве предмета развлечения приближается к спорту (К. Ясперс, Х. Ортега и др.). Что же касается технократов, то они положительно оценивают факт утверждения в массовой культуре «единой системы идей, образов, и развлечений, представляемых вниманию народной аудиторией» (Д. Бэлл).

Наконец, в сферу отношения человека к самому себе, развития самосознания, возможностей самореализации НТР также вносит существенные изменения. Усугубляемое НТР противоречие между творческим началом в человеке и универсальной технической заданностью приводит к кризису культуры, ориентировавшей человека на индивидуальное выполнение своей социальной роли, к утрате ощущения ценности своей личности, самого человеческого существования. Так считают техно-«пессимисты». А с точки зрения представителей технологического оптимизма, именно НТР создает наилучшие условия для самореализации человеческой личности, преодоления противоречия цивилизации и культуры, поскольку современные наука « техника – продукт мысли и труда самого человека – субъекта и объекта всего технического развития.

Таким образом, теоретические интерпретации проблемы «техника-культура» весьма существенно отличаются друг от друга, и это является лишь отражением факта крайне противоречивого, многогранного воздействия НТР на современный мир культуры и цивилизации.

Приступая к рассмотрению последней вопроса данной темы, необходимо отметить, что возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры школ, стилей, направлений совпадало о разными периодами утверждения человеческой индивидуальности (будь то Возрождение, где процессы, влиявшие на формирование нового человека, носили один характер, или романтизм, где особенности человеческой личности обусловлены иными процессами).

Словом «модернизм» принято называть совокупность направлений (течений) в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., выражающих идеологию кризиса традиционной буржуазной культуры, «потерянности» человека в мире, отказа от реализма.

Кубизм (родина Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меиценже, А. Глез). В этом направлении ни первый план выдвигаются эксперименты с формой, ее объемное конструирование на плоскости, выделение простых устойчивых геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Такой подход разрушает образы реального мира, сводит к минимуму познавательные возможности изобразительного искусства.

Экспрессионизм (от лат. слова «выражение, выразительность», родина Германия). Направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., провозглашавшее единственной реальностью для художника субъективный духовный мир человека, а цель его творчества не изображение действительности, а «выражение» ее сути через внутреннее «Я» художника. Социально-психологические причины – урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаянье. Экспрессионизм идеологически неоднороден. Одно его крыло аполитично, другое – революционно. Стилистика экспрессионизма – стилистика «антиклассичности», отказа от гармонических форм, ясности, тяготение к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художественной интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (в литературе – Ф. Кафка, в изобразительном искусстве – П. Клее, В. Кандинский).

Абстракционизм (от лат, отвлечение, выделение) – возникает в начале XX в. (России, Франция). Это направление характеризует принципиальный отказ от изображения форм реальной действительности, Два основных течения: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (пятен) и создание геометрических абстракций (фигур, линий).

Сюрреализм (от фр. – сверхреализм, Франция, 20-е гг. XX в.). Это направление провозглашает источником художественных образов сферу подсознательно-инстинктивного: сны, бред, галлюцинации, алогичные озарения. Предтечи – Г. Аполлинэр, С. Дали. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобретательности, как например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ассоциативная, ирреальная художественная данность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявилось крушение гуманистических идеалов в XX в.?

2. Дайте характеристику массовой культуре как феномена.

3. В чем состоит взаимосвязь между НТР и глобальными проблемами?

4. Почему в XX в. имеет место такое многообразие художественных стилей и направлений?

Рекомендуемая литература

1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

4. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. Полис. 1993. №4.

5. Мировая художественная культура. М., 2000.

6. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

8. Сумерки богов. М., 1989.

9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

10. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь