Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образцовый поселок «Вайсенхоф» Миса ван дер Роэ в Штутгарте



 

В 1929 году в Берлине состоялась выставка «Дешевая и красивая квартира». К этому времени во многих крупных городах Германии были построены образцовые квартиры и поселки, в которых архитекторы хотели показать буду­щим арендаторам и владельцам полное осмысленное соору­жение с красивым и целесообразным оборудованием.

Одним из таких образцов стал поселок Вайсенхоф в Штут­гарте, который возник в рамках выставки Германского Веркбунда. Под руководством Мис ван дер Роэ здесь были возведены дома с применением индустриально изготов­ленных элементов из бетона. Среди авторов были извест­ные архитекторы Март Штам, Джозеф Якоб Иоган, Питер Оуд и Ле Корбюзье. Выставка переросла в международ­ный форум архитекторов и дизайнеров авангарда, а соци­альное жилищное строительство немецкого межвоенного периода – в формальный образец, в том числе и для амери­канских архитекторов.

Новой задачей стало создание высотного жилого дома как городского жилища с многофункциональными обществен­ными пространствами, включая: кафе-бар, зоны ванной и места для занятий гимнастикой, место работы и настоль­ных игр, книжную галерею.

В 1930 году Вальтер Гропиус показал на Парижской выставке декоративного искусства проект таких многофункциональных пространств с боль­шим количеством стекла, воздуха и света. Эта презента­ция немецкого дизайна получила международное призна­ние. Посредством новых материалов – стекла и стали, ас­кетичных техногенных предметных форм – Гропиус стре­мился передать ощущение жизни современного индустри­ального города.

Кресла из стальных труб, которые проектировали Марсель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие лидеры функционализма как нельзя кстати подходили этому ново­му человеку, живущему в большом городе.

 

Интернациональный стиль. Основные представители: Фрэнк Ллойд Райт, Адольф Лоос и Петер Беренс, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, Алвар Аалто.

 

Интернациональный стиль

Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали «интернациональным стилем». Понятие было введено американскими архитекторами Хичкоком и Р. Джонсоном, которые в 1932 году опубликовали свою книгу «Ин­тернациональный стиль. Архитектурная наука. 1922». Под этим заголовком они организовали в том же году в Нью-Йорке выставку в Музее современного искусства, осно­ванном в 1929 году.

Одной из теоретических основ интернационального стиля стала появившаяся в 1922 году книга Ле Корбюзье «Vers une architecture». Он приветствовал строительство высот­ных домов и строго геометрические членения фасадов и планов. Его павильон «Pavilion de Г Esprit Nouveau» на выс­тавке Арт-Деко в Париже в 1925 г. стал возмутителем спо­койствия. А его градостроительные проекты, как, напри­мер, реконструкция Парижа, по сей день вызывают спо­ры.

В конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отка­зывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто.

Автор более 200 построек, он проектировал мебель как органичную составную часть архитектуры и всегда в зависимости от стоящей строительной задачи. Таким образом возникли, например, табуреты для городс­кой библиотеки бывшего финского города Виипури или кресла для туберкулезного санатория Пальмио, в которых он применил гнутые фанерные плоскости.

Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая создавала, по его мне­нию, ощущение большей теплоты.

С 1930-х годов мебель Аалто производит основанная им фирма «Артек». После эмиграции из становящейся реакционной Германии многих лидеров Баухауза ведущую роль в дальнейшем развитии интернационального стиля в 30-х годах начина­ют играть США.

 

17. Арт-Деко в США-1920-1930- гг. Американский дизайн 50-х - начала 60-х годов ХХ века. Автомобильный стиль в Америке. 1950-е годы. Основные представители: Уолтер Доруин Тиг, Генри Дрейфус, Рай­монд Лоуи.

Формообразование направления «Арт-Деко» находилось в прямой противоположности целям «современного движе­ния». Его представители игнорировали массовое промыш­ленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единич­ных экземплярах. В производстве таких изделий использо­вались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, сло­новая кость, бронза, кристаллы и экзотическая древеси­на. Позже появились и экстравагантные комбинации с со­временными материалами: сталью, стеклом и пластиками.

В своих произведениях художники Арт-Деко главное вни­мание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Свои формы Арт-Деко заимствовал как из образцов недав­него прошлого - Арт Нуво, так и из различных историчес­ких эпох и экзотических культур.

Излюбленными формами художников Арт-Деко были геометрические орнаменты из шести, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольни­ков и ромбов. К этим формам прибавлялись цитаты из клас­сицизма, преколумбийской и египетской культуры, афри­канского искусства. Таким образом, Арт-Деко развивал множество направлений: элегантно-классический, экспрес­сивно-экзотический, а также различные модернистические варианты.

Поэтому периодизация Арт-Деко в специальной литерату­ре совершенно различная. Некоторые датируют его 1910
годом, другие периодом после 1918. Тем не менее, своего
апогея этот стиль неоспоримо достиг в 20-30-е годы.

К наиболее популярным художникам, работавшим в стиле
Арт-Деко, относились Л. Зюе, А. Маре, П. Фоллот, А. Легрен, и А.-А. Ратю.

Известнейшим и самым дорогим дизайнером по мебели был работавший в традиционном стиле. Дж. Рульман, который вместе с Р. Лаликом и Е. Брандтом относился к доминирующим фигурам на экспозиции Арт- Деко 1925 года в Париже.

Триумфом стиля «Арт-Деко» стала международная выс­тавка декоративных ис­кусств, проходившая в Париже с апреля по ок­тябрь 1925 г. На ней было представлено большинство европейских государств. На выставке, размешав­шейся в центре Парижа, было показано более 130 экспозиций художествен­ных, коммерческих и про­мышленных учреждений, а также несколько сот инди­видуальных художников

Арт-Деко в США

Возникший в Париже и просуществовавший между двумя
мировыми войнами, стиль «Арт-Деко» приобрел особую популярность в США как «стиль звезд», превратившись из
чисто французского явления во всемирно признанный сим­вол эффектности.

Арт-Деко был также известен в США как « Джазовый модерн», «Зигзаг-модерн», «Обтекае­мый модерн» – последний относится к формам, базировав­шимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и
самолетов, отражая напор и скорость века машин.
В отличие от аскетичного функционализма, богатый орна­ментами Арт-Деко значительно легче прижился в архитек­туре фасадов и интерьере. С конца 20-х годов в стиле
Арт-Деко были воздвигнуты большие репрезентативные
здания крупных фирм. Примеры американского Арт-Деко
можно обнаружить и в других постройках в Нью-Йорке и
Майами того времени. Это гигантские небоскребы и вели­колепные дворцы кинотеатров.

Образцами для подража­ния архитекторам служили зачастую обтекаемые формы современных трансокеанских лайнеров: их рассекающий воду нос, всевозможные поручни и палубные ограждения.
В декорировании использовались благородные породы
древесины и мрамор, часто с латуневой инкрустацией, пе­стрыми стеклами, цветным кафелем, а также орнаментами
в геометрическо-экспрессивной форме.

Идеи Современного движения пришли в США только после
иммиграции сюда лидеров Баухауза, скрывавшихся от национал-социалистов. Важнейшее место в организации и
развитии идей функционализма в США занимала Кранбургская академия в Детройте, основанная в 1933 году. Ее руководитель, финский архитектор Е. Сааринен, видел ее как последовательницу принципов Баухауза

 

Дизайн и техника

В то время как в Европе Первая мировая война значительно затормозила техническое и экономическое развитие, США к началу 20-х годов находились на очень высоком технологическом уровне, со значительным отрывом от всех ведущих индустриально развитых государств.

В 30-е годы жилые дома среднего слоя американцев были оснащены радиоприемниками, холодильниками, тостерами, стираль­ными машинами и даже первыми телевизорами.

Границы между дизайном мебели и индустрией начали стираться здесь еще раньше. Все больший спрос у широких слоев массового потребителя находила серийная продукция из новых экономичных материалов. Дизайн приступил в кон­це 20-х годов к изучению рынка. Наряду с рекламой и упа­ковкой, для удовлетворения спроса потребителя все бо­лее важным становится внешний вид выпускаемого про­дукта.

В 20-е годы дизайн изделий уже становится важ­ным отличительным признаком от множества быстрорас­тущих конкурентов. В отличие от Европы, где реформы формообразования всегда рассматривались прежде всего с социальной точки зрения, в США на первом месте стоял рыночный фактор.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь