Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стиль «модерн» в европейском искусстве рубежа веков.



Нацеленность художников на создание нового стиля. Мир в эпоху модерна: Завершение промышленной революции. Всемирные выставки. Деятельность У.Морриса и «Движение искусств и ремёсел». Распространение модерна в Европе и Америке. Объединения художников модерна. Природные мотивы в эстетике модерна. Интерес к национальному прошлому. Увлечение восточным искусством. Любимые темы модерна. Новая роль орнамента. Основные представители архитектуры, живописи и прикладного искусства модерна в странах Европы.

Творчество художников группы «Наби».

Термины «авангард» и «модернизм», их содержание. Истоки авангарда в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. Резкое убыстрение художественного процесса в начале ХХ века. Стремление к объединению и множественность направлений в поисках нового языка и новых форм выражения своих представлений и эмоций. Фовизм и кубизм — первые и основополагающие течения в истории авангарда (условность названий и их происхождение).

Фовизм. Лидирующая роль Анри Матисса в формировании этого течения. Главенствующая роль цвета в живописи фовистов, его интенсивность, материальность красочной фактуры и шокирующий принцип сочетания цветов (Матисс «Роскошь, покой, сладострастие», «Танец»).

Кубизм и творчество его создателей Пабло Пикассо и Жоржа Брака. «Авиньонские девицы» Пикассо и значение этой картины в истории авангарда. Эволюция кубизма. Геометризация натуры в произведениях Пикассо и Брака в начальной стадии кубизма (Брак, «Дома в Эстаке»). Аналитический и синтетический периоды. Разрушение объекта изображения и перекомпоновка его, новое понимание пространства. Отказ от принципа подражания натуре и традиционной структуры картины, построенной по физическим и оптическим законам. Утверждение живописи как самостоятельной реальности, подчиняющейся собственным законам. Особый смысл введения в картины букв, слов, цифр и коллажа — разного рода наклеек на холст (Пикассо «Портрет А. Воллара», Брак «Газета и бутылка»).

Экспрессионизм в Германии. Смысл термина, его употребление в широком смысле и как обозначение национального варианта авангарда 1900-1920-х годов. Художественные принципы объединения «Мост». Программная антиклассичность образов. Острота гротеска в истолковании реальности. Нарочитое огрубление языка, интенсивность цвета и выразительность линии в живописи и графике немецкого экспрессионизма (Эрнст Людвиг Кирхнер «Обнаженные на солнце», «Женщина перед зеркалом», Эмиль Нольде «Пророк»).

Абстракционизм как логическое следствие развития европейского авангарда и роль Василия Кандинского в формировании этого направления. Программа группы «Синий всадник», созданной Кандинским в Мюнхене. Развитие идей романтизма и символиза о назначении искусства, взаимосвязи музыки, поэзии и живописи. Теоретическое обоснование абстрактной живописи как пути к духовному, выраженному чистым языком красок и форм, их динамическим взаимодействием (Кандинский «Композиция № 7»). Формирование геометрического направления в абстрактной живописи. «Неопластицизм» Пита Мондриана. Деперсонализация стиля, утверждение порядка, жестких математических законов построения живописной формы (Мондриан «Композиция в красных, желтых и синих тонах»). Развитие абстракционизма в 50-70-х годах. Усиление субъективного начала в живописи абстрактного экспрессионизма (Джексон Поллок «Осенний ритм № 30»).

Футуризм. Идеолог направления итальянский поэт Ф. Маринетти. Агрессивный характер манифестов футуризма: призывы к разрушению старой культуры, воспевание индустриальной цивилизации и апология машины как ее символа. Попытки изобразить в пластических искусствах динамизм времени (Джакомо Балла «Автомобиль + скорость»). Идея реконструкции мира. Проекты новых городов архитектора Антонио Сент-Элиа.

Дада — интернациональное движение, объединившее во время Первой мировой войны поэтов, художников, музыкантов на основе тотального нигилизма. Принципиальная бессмысленность названия этого направления. Отрицание традиционных ценностей гуманизма и человеческого достоинства. Вызов культуре (Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами»), выявление абсурдности и алогичности мира в манипуляциях с «готовыми продуктами» цивилизации (Дюшан «Велосипедное колесо»), в эпатирующих акциях, коллажах и фотомонтажах. Дадаизм и его роль в формировании контркультуры, контрискусства последних десятилетий ХХ в. (концептуализма, перформансов, хепенингов), поп-арта 50-70-х годов, постмодернизма и сюрреализма.

Сюрреализм в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. Роль французского поэта А. Бретона в создании и теоретическом обосновании сюрреалистического метода. Интернациональный характер и длительность существования направления. Влияние идей З. Фрейда и К. Г. Юнга на формирование сюрреализма. Утверждение цели искусства как освобождение человека от социальной, семейное, христианской морали, религиозных и общественных табу. Выявление сферы бессознательного и творчество без контроля разума. Разнообразие стилей и методов воплощения сюрреалистической концепции в изобразительном искусстве. Сальвадор Дали. Воплощение в творчестве Дали сексуально-агрессивных видений, образов смерти, картин разрушений, метаморфоз и бессмысленности мира («Зов пола», «Осенний каннибализм»).

Архитектура ХХ в.

Технический прогресс как мощный фактор развития современной архитектуры. Широкое внедрение новых материалов и конструкций (металлические каркасы, железобетон, новые конструкции перекрытий, пластические возможности монолитного железобетона). Формообразующие возможности новых конструкций.

Оригинальная теория «органической архитектуры» американского архитектора Френка Ллойда Райта. Поиск соединения современных конструкций, функциональных задач архитектуры и ее связи с природой («Дом над водопадом»). Необычность и динамизм пластического замысла Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке.

Функционализм (конструктивизм, рационализм) в европейской архитектуре 20-х годов. «Баухауз» (дом строительства). Теория и архитектурная практика его создателя Вальтера Гропиуса. Новые методы обучения архитекторов и дизайнеров. Принципы экономии и целесообразности, технологичность и подчеркнутая функциональность форм. Комплекс зданий «Баухауза» Гропиуса как манифест немецкого функционализма и демонстрация нового стиля в архитектуре.

Творчество Людвига Мис ван дер Роэ. Проекты небоскребов: цельность геометрических форм каркасных зданий со сплошным остеклением. Реализация этих проектов после Второй мировой войны в США (жилые дома в Чикаго).

Теория и архитектурная практика французского архитектора Ле Корбюзье. Эстетизация техники, «культ» машины и уподобление работы архитектора инженерному проектированию («дом — машина для жилья»). Прямая связь функции здания, его конструкции и архитектурной формы. Пять принципов новой архитектуры Ле Корбюзье и их социально-этическое обоснование. Легкость, простота, ясность построек Ле Корбюзье (вилла Савуа, Дом Центросоюза в Москве). Утопичность градостроительных идей Ле Корбюзье. Жилой дом в Марселе, спроектированный как микрогород (Лучезарный дом).

Влияние Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье на формирование интернационального стиля в современной архитектуре после Второй мировой войны.

Некоторые особенности современного градостроения. Утопические проекты и реальность. Проектирование больших комплексов, концепции микрорайонов, городов-спутников. Принципы унификации высокое качество массового строительства. Художественное значение уникальных построек в архитектуре 50-70-х годов, демонстрирующих новые инженерные решения, разнообразие пластических образов и стилевых направлений от брутализма до хай-тека (Пьер Луиджи Нерви — выставочный павильон в Турине, он же совместно с Джио Понти — небоскреб «Пирелли» в Милане, Оскар Нимейер — комплекс общественных зданий в городе Бразилиа, Эро Сааринен — аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке, Йорн Утсон — здание Оперного театра в Сиднее, Ричард Роджерс и Ренцо Пьяно — Центр Помпиду в Париже

 

 

Тема 19 Русское искусство 20 века (для самостоятельного изучения)

Искусство 1910-х годов (до 1914, до 1917 и после 1917 годов). Ранний русский авангард.

«Бубновый валет». Творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой.

Общая характеристика изобразительного искусства в начале ХХ века. Сосуществование реалистического, позднепередвижнического, импрессионистического, символистского направлений в искусстве наряду с зарождающимися авангардными явлениями в отечественной культуре. Постепенный отход от миметических принципов в искусстве и разработка альтернативных вариантов демонтажа реалистического основ искусства, поиски вариантов абстрактного формообразования.

Возникновения группировки «Бубновый валет». Феномен русского сезаннизма. Влияние западноевропейского постимпрессионизма, фовизма и кубизма на отечественное искусство. Творчество П.П. Кончаловского (1876-1956), А.В. Куприна (1880-1960), А.В. Лентулова (1882-1943), И.И.Машкова (1881-1944), Осмеркина А.А. (1892-1953), Р.Р. Фалька (1886-1958), В.В.Рождественского в период 1910-х годов.

Художественные искания М.Ф.Ларионова (1881-1964) и Н.С.Гончаровой (1881-1962). Появление примитивистских и неопримитивистских тенденций. Футуристическая эстетика и практика. Авангардные манифесты и выставки. Новые выставочные проекты «Ослиный хвост» и «Мишень». Станковые работы художников до 1914 года. Лучизм.

Русский ранний авангард. Формирование авангардного менталитета. Особенности футуристической художественной формы. Движение кубофутуристов и их выставочная деятельность. Футуристические акции и выставки в жанре «скандала», «площадного действия», «театра». Коллективные футуристические проекты. Футуристическая рисованная книга и книжная графика. Литературно-художественное объединение «Гилея». «Союз молодежи». Будетляне. Деятельность братьев Владимира, Давида и Николая Бурлюков, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Кирилла Зданевича, Николая Кульбина, Владимира Маяковского, Алексея Моргунова, Владимира Баранова-Россине, Михаила Андриенко-Нечитайло, Софьи Дымшиц-Толстой, Бориса и Марии Эндер и др. Группа «Супремус» и творчество Ивана Клюна (Клюнкова), Ивана Пуни, Ольги Розановой и др. «Школа русского кубизма» и творчество Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер (Григорович) и др.

Коллажные принципы создания художественной формы.

Творчество Павла Филонова. Формирование художественной концепции «аналитического искусства». Манифест «Декларация мирового расцвета». «Мастера Аналитического искусства».

Творчество Михаила Матюшина и Елены Гуро. Идеи «органической культуры» и «расширенного смотрения». «Зорвед».

Творчество Владимира Татлина. Жанры «материальных подборов», «угловых рельефов» и «контррельефов».

Раннее творчество Марка Шагала, традиции примитивизма и влияние «парижской школы».


Поделиться:



Популярное:

  1. IX. 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  2. XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
  3. Архитектура Древнего царства в искусстве Египта.
  4. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
  5. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  6. Венецианская школа живописи как особое явление в искусстве Возрождения.
  7. Взаимодействие культур: русские писатели и мыслители «серебряного века» о зарубежной литературе рубежа веков.
  8. Вид «Скалолазание на искусственном рельефе»
  9. Влияет ли на карму искусственное вмешательство в жизнь тела?
  10. Волокна, как исходное сырье и фактор формирования ассортимента и потребительских свойств текстильных изделий
  11. Вопрос 40. Сатира в литературе и искусстве.
  12. Вопрос 49. Модернизм в искусстве и литературе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь