Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различают органическую и неорганическую виды модернизации.



Органическая модернизация является моментом собственного развития и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Индустриальное общество возникло как результат органической модернизации, как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ценностной ориентации людей. Например, переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII. Такая модернизация начинается с культуры, с изменения сознания общества, а не с экономики.

Неорганическая модернизация начинается с внешнего «вызова» со стороны более развитых стран. Такая модернизация представляет собой «догоняющее» развитие. Она предпринимается с целью преодолеть историческую «отсталость» и избежать зависимости со стороны более «продвинутых» стран. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, экономические реформы 1991-1993 годов.

Неорганическая модернизация завершается закупкой зарубежного оборудования и патентов, заимствованием чужой технологии, приглашением специалистов и зарубежными инвестициями. Резко внедряется новая экономическая система, изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, Конституция страны перекраивается под зарубежные аналоги. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах жизни общества.

Таким образом, неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Образно выражаясь, органическая модернизация идет «снизу вверх», а неорганическая «сверху вниз». Принципы неорганической модернизации не успевают охватить большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают «умами» наиболее подготовленной части общества.

Так было в XIX веке, когда российская интеллигенция раскололась на два лагеря: «западники» и «славянофилы». Первые выступали за ускоренную модернизацию за счет механическое перенесение западных образцов. Вторые ратовали за самобытный путь развития, за следование принципам органической модернизации. «Западников» тогда оказалась недостаточно для того, чтобы настроить массы в пользу рациональных ценностей. Сейчас же они взяли «реванш» в России, воспользовавшись неравновесным состоянием в развитии общественной жизни.

 

Глобализация культуры

Стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Такое общение способствует сближению народов, но чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

Глобализация способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей. Однако сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.

Культурная политика во многих странах отказывается от модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран.

Под воздействием механизации и индустриализации аграрный сектор сокращается, миллионы сельских жителей мигрируют в города в поисках работы. Тем не менее, этносы стараются следовать мультикультурной модели, где индивид социализируется и доминирующей, и этнической культурам.

Вопросы и задания для контроля:

1. Каковы пути решения глобальных проблем современного мира?

2. Объясните суть гипотезы С.Хантингтона о культурных «разломах».

3. Какова роль Римского клуба в современном мире?

4. В чем смысл культурной универсализации в современном мире?

5. Каково содержание органической модернизации?

6. Каковы недостатки неорганической модернизации?

7. Какие формы культурной универсализации существуют?

8. Каким процессам универсализацией противостоят антиглобалисты?


Глава 11. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит способ расчленения культурных систем с последующей их группировкой при помощи идеализированной модели, по конкретному основанию, для типологического описания и сопоставления культуры (культур). Основаниями для типологии выступают определенные совокупности показателей, в соответствии с поставленными задачами, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур.

Критерии (основание) типологии культуры:

Формы культуры (элитарный, народный и массовый типы культур).

Виды культуры (доминирующая культура, субкультура и контркультура).

Этнографические типы культур (лингвистическая, хозяйственнаяклассификация).

Хозяйствовенно-культурные типы (присваивающий, ручное земледелие и скотоводство, аграрный, индустриальный, постиндустриальный).

Культурно-исторические типыНиколая Данилевского(первичные, одноосновные, двуосновные и четырехосновные культуры).

Культурных циклы Карла Ясперса (прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, культура осевого времени, культура научно-технической эпохи).

Типология Фильмера Нортропа (восточный и западный).

Типология Иогана Бахофена (матриархальная и патриархальная).

Типология Фридриха Ницше(аполлоническая и дионисическая).

Типология Питирима Сорокина (идеациональный и чувственный).

Идеальные типы культур Макса Вебера(рациональный, традиционный, харизматический).

Типология культур Хосе Ортега-и-Гассет потехнической эволюции.

Типология Юрия Лотманапо смене типов коммуникации.

Типология культур по связи с религией (христианский, исламский, индо-буддистский, конфунцианско-даосистский).

Историческая хронология (первобытная культура, культура Древних цивилизаций, культура Средних веков, культура Нового времени, Современная культура).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь