День 7. Перевал Аюлю (1А, 2874 м.) – перевал Темир-Кулак (1А, 3000 м.) (радиально) – озеро

6-30 Подъем. Погода пасмурная, облачно, срывается дождь или снег. Позавтракали, собрали лагерь.

10-00 Вышли на маршрут, штурмовать новый перевал, со смешным названием «Аюлю». Тропа круто уходит вверх, под ногами земля и камень.

11-00 Привал. Вышли в зону снегов, все одели очки и намазались кремом. Позади нас клубятся свинцовые облака, впереди тоже мало хорошего. Идем дальше, погода ухудшается, пошел снег, видимость падает. Проходящие нам навстречу группы желают нам удачи (они явно что-то знают).

12-00 Снег повалил гуще – идем без остановок, а то сразу холодно становится, дает о себе знать вчерашнее бродование в мокрых ботинках. Одолеваем один снежный подъем за другим, иногда встречаются каменные насыпи, заросшие рододендроном и можжевельником, очень скользко. Впереди снежная мгла, позади тоже самое.

13-00 Мужественно бредем дальше, впереди идущие ребята скрываются в тумане, никого не видно, становится жутковато. Наконец походим к предполагаемому, последнему подъему, настроение боевое, все в сборе, снег прекратился, потеплело. Отдохнули, перекусили и пошли штурмовать, глубокий, мокрый, постоянно проваливающийся склон.

14-00 Мы на АЮЛЮ! Такое впечатление, что мы одолели как минимум Эльбрус. Нас окружает суровая красота гор. Настроение улучшилось, загрызли перевальную шоколадку, распотрошили турик с запиской, запечатлелись. Оставив рюкзаки, налегке, по свежему, белоснежному снежку мы пошли на перевал Темир-Кулак, он располагается чуть выше Аюлю. Без рюкзаков взлетели быстро. Пока поднимались, совсем распогодилось, природа захотела отблагодарить нас за упорство. Наверху было очень ветрено, но показалось солнышко, заискрился снег, видимость улучшилась. Мы увидели потрясающую картину – долину с поднимающимися после непогоды облаками, суровые заснеженные хребты, гордые, вздымающиеся к голубому небу вершины гор. Сфотографировались, хотя техника не в силах передать это космическое зрелище. Весело сбежали вниз по искрящемуся от солнца снегу, подурачились. Вернулись к нашим рюкзачкам, навьючили их на себя и не спеша пошли вниз к предполагаемому озеру, выбирать место для начевки.

Внизу собирались совсем черные тучи, погода обещала испортиться в самое ближайшее время. Быстро утоптали место под палатки, разбили лагерь, мальчики расковыряли прорубь и добыли водички.

19-00 Приготовили ужин, покушали, поиграли в карты и разошлись баиньки.

День 8. Озеро под перевалом Аюлю – вынужденная дневка.

4-00 Ночь. Нас завалило снегом. Еще вечером начавшийся снег аккуратно засыпал наши палатки. Костя, которому приспичило выйти на ночь глядя, сообщил нам об этом во всех красках и выгнал Диму откапывать наш буранчик.

9-00 Снег валил всю ночь – процесс откапывания палаток приходилось повторять несколько раз, слышен шум сходящих лавин. Да… Сбегали на перевал Олений…

10-00 Уныло позавтракали, пришлось топить снег – а это очень долго. Вокруг не видно ни зги, прояснений в ближайшие часы не предвиделось. Играли в карты, смотрели Пиратов Карибского моря, спали, выходили размяться, прогуливаясь вокруг палаток. Как же долго тянется время.

13-00 О, чудо! Мы увидели размытые силуэты людей идущих в нашу сторону. Это кого же несет в такую погоду… Они остановились недалеко от нас – отдыхают. Наши все высыпали из палаток и в нетерпении ожидают встречи. Во дают – с ними еще собака. Гадаем, кто бы это мог быть. Я вроде узнала пару человек из молодежки и оказалась права. Наконец группа добралась до нашего лагеря, поприветствовали друг друга, порасспрашивали. Они шли со стороны Дуки, не смогли усидеть на месте, несмотря на ужасную погоду, у них были более грандиозные планы и они хотели их все осуществить. Ну, каждому свое – пусть чешут дальше, а мы подождем хорошей погоды. Правда Саша заикнулся о том, что можно было бы и нам выдвинуться вниз, но быстро передумал, помня, как быстро мы собираемся. Пожелали доброго пути ребятам и вернулись к нашим картам, пиратам и внусняшкам.

15-00 Снег прекратился, вышли погулять, пространство правда сильно ограничено. Но тем не менее Саша от нечего делать вырыл отличный санузел, правда прямо рядом с бураном. Сваяли парочку снеговиков, пофоткались. Похолодало.

17-00 Приготовили ужин. Пообсуждали ближайшие планы, очень надеялись на хорошую погоду завтра – тогда успеем покорить еще один перевал – Олений.

Поиграли, поболтали и отправились спать.

День 9. Перевал Олений (1А, 2920 м.) - радиально – озеро Семицветное – долина Дукки – поляна Таулу

6-30 Подъем. Мороз и солнце – день чудесный. Дождались. Быстренько позавтракали и в 9-00 выдвинулись покорять перевал Олений в количестве 5-ти человек. Остальные остались в лагере. Шли хорошо, быстро, солнышко, погода ясная. Быстро теплеет, снег переливается всеми цветами радуги.

10-20 Мы на перевале. Красота кругом необыкновенная, снежные вершины на фоне бездонного синего неба в солнечном ореоле. Нашли записку аж от сентября 2015, мы первые в этом году покорители перевала Олений!!! Круто!!! Сфотографировались, съели вкусняшки и вниз, в лагерь.

11-15 Перекусили, быстро собрались и вышли в путь, спускаться к реке Дукка пока погода не испортилась. Шли по бескрайней снежной пустыне, палило солнце, сходили лавинки, их шум мы постоянно слышали. Чесанули так, аж пятки сверкали. Проходили места, где недавно сошли лавины, тяжелые, мокрые – страшновато.

12-15 Привал. Нашли чей-то жорнабор, наверно ребята из молодежки потеряли. Идем дальше по снегу, он мокрый, мерзкий, ноги разъезжаются, сил уже нет от такого безобразия. Наконец выходим в долину, появляются весело журчащие ручьи, проплешины без снега. Как приятно ощущать под ногами твердую почву.

13-15 Остановились возле реки (это наверно Дукка или какой-то ее рукав), перекусили, попили свежей водички. Впереди собираются тучки, нас немножко засыпало снежной крупой. Тропа уходит вниз в долину, к деревьям, но это еще так далеко. Идем то по мокрому снегу, то по каменно – земляной тропе. Впереди препятствие – снежник перекрывший реку подтаял, появились опасные трещины. Решили обойти его сверху. Поползли по скользкому, каменному склону. Марина упала, но удачно – ничего не повредила. Удвоили осторожность, миновали опасный участок. Идем дальше по тропе, она петляет мило камней, весенних ручейков и болотец, то вверх, то вниз. Плетусь сзади, другие девочки тоже стали отставать – все устали.

15-00 Привал. Хорошо бы покушать чего-нибудь горячего, дров навалом. Но мальчики не хотят надолго останавливаться, говорят Таулу близко – два часа ходу по дороге. Это всех вдохновляет – перекусили и пошли дальше. Выбрались на дорогу, пошли веселее. Опять препятствие – река. Переобулись и лихо бродонули, как мы думали последнее препятствие. Топаем дальше, мы с Леной немного отстали - запала надолго не хватило, рюкзак как-будто камнями набили, он все тяжелее и тяжелее. Встретили машину с пограничниками, они развеяли наши сомнения на счет Таулу, туда еще км. 17 пилить. Мы совсем скисли, добрые пограничники довезли нас (трех вовремя отставших девочек) до моста – это здорово, а то нас ждал еще один хороший брод.

17-00 Дождались наших товарищей, получили нагоняй (или все едем или никто), перекусили и вышли на шоссе. Нас ждали 15 км по трассе. Это было жестоко, ноги, плечи – все болело.

Делать нечего, идем. Проши новый поселок Романтик, посмотрели на гостиницы, кафешки, канатные дороги – вздохнули и чухнули дальше. Нам опять повезло – нас немного подвезли туристы из Ростова на микроавтобусе, правда повезло не всем, а только тем кто отстал. Марина и Дима, шедшие впереди, не поместились и проделали весь путь пешком. Пока мы их дожидались на повороте, на Таулу стемнело, зато появилась связь – все связались с родными.

19-30 Дождались отставших и пошли уже по темноте на поляну, прошли палатки с хычинами, перешли реку, поднялись на поляну и увидели флаг «Крокус» - мы пришли. Ура!!! Конец маршрута!!! Разбили лагерь, рядом у нашими новоиспеченными инстукторами (Елкой и К). Поужинали хычинами с персиковым соком и легли спать.

День 10. Поляна Таулу

8-00 Подъем. День чудесный, солнечно и ясно, ветра нет. Умылись, навернули макароны с сыром, попили чайку. Ребята пошли на парад в честь дня Победы, а нас девочек в 10-00 ждала банька. Помылись, снова почувствовали себя человеками. Вытащили пенки на мягкую травку и стали нежиться на солнышке. Жизнь прекрасна!

13-00 Пошли прогуляться в цивилизацию, посетили местный мемориал. Побаловали себя свежесваренным кофейком, жареной картошечкой, в общем делали что хотели.

15-00 Вернулась наша героическая двойка, вид в всех был потрепанный. Ребята покорили 8 перевалов. Пока они пировали хычинами, мы покатались на лошадках. Вечером был общий костер, посвящение новичков в Крокусы. Заснули мы под душевные песни Вари.

День 11. Поляна Таулу

8-00 Подъем. Погода все еще нас балует. Неспешно позавтракали и пошли закупаться сувенирами.

12-00 Свернули лагерь, подкрепились перед дальней дорогой домой. Заодно провели разбор полетов. Итог – всем все понравилось, все молодцы!

14-30 Погрузились в автобус, едем домой - к мягкой постельке, душику и другим благам цивилизации.