Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская «женская» проза: жанр «семейной хроники» в творчестве Л. Улицкой и О. Славниковой



1. Взгляд современной критики на т.н. «женскую» прозу.

2. Основные факты биографии Л.Улицкой и О.Славниковой.

3. Причины обращения писательниц к жанру «семейной хроники». Что дает память жанра?

4. Античный миф и его интерпретации в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети»:

- миф о Медее и его соотнесенность с судьбой Медеи Синопли;

- роковые сходства в судьбах поколений в романе;

- греческая родословная места действия: образ дома в романе;

5. Судьба страны и история семьи в романе О. Славниковой «Бессмертный»:

- концентрическое построение пространства в романе (квартира-дом-улица-район-город-страна) и его смысловое значение;

- прошлое и настоящее в романе; кризисность настоящего времени и стабильность «брежневской» эпохи;

- образ главного героя: почему умирает «бессмертный»?; образ Смерти в романе.

 

Рекомендуемая литература

1. Славникова, О. Бессмертный. (Любое издание)

2. Улицкая, Л. Медея и ее дети. (Любое издание).

3. Хроника // ЛЭС.

4. Беляков, С. Дракон в лабиринте: к тупику нового реализма // Урал. - 2003. - № 10. - С. 241-247.

5. Беляков, С. Натюрморт с камнем // Знамя. - 2006. - № 12. - С. 187-194.

6. Ермолин, Е. Время правды пришло // Новый мир. - 2001. - № 11. - С. 182-186.

7. Иваницкая, Е. Жизнь в петле // Дружба народов. - 2001. - № 10. - С. 163-165.

8. Кац, Э.Э. Новейшая проза // Русская словесность. - 2004. - № 7. - С. 39-43.

9. Кучерская, М. Повесть о настоящем и ненастоящем // Новый мир. - 2005. - № 8. - С. 155-158.

10. Липниевич, В. Долгое прощание или «О, Славникова! » // Дружба народов. - 2001. - № 10. - С. 166 – 169.

11. Лукьянин, В. Во многой мудрости много печали // Урал. - 2006. - № 12. - С. 242-247.

12. Люсый, А. Движение чувства // Новое время. - 2004. - № 37. - С. 46.

13. Малыгина, Н. Здесь и сейчас: поэтика исчезновения // Октябрь. - 2000. - № 9. - С. 152-159.

14. Ремизова, М. Мнимые величины // Новый мир. - 2006. - № 9. - С. 168-174.

15. Ремизова, М. Ответ знает только ветер // Октябрь. - 2006. - № 8. - С. 174-179.

16. Шишкова-Шипунова, С. Гора, уменьшенная до размеров мыши // Знамя. - 2006. - № 12. - С. 181-186.

17. Эпштейн, М. Рифейские дары // Отечественные записки. - 2007. - № 4. - С. 299-301.

 

2.2 Темы и задания контрольных работ

Для дневного отделения

Контрольная работа выполняется по одной из предложенных тем, в печатной (или письменной) форме в виде реферата объемом 5-7 страниц, в конце работы указывается список использованной литературы или адреса использованных сайтов Интернета; работа сдается не позднее, чем за две недели до официальной даты экзамена.

1. Реформирование оды в литературе XVIII века: от М.В. Ломоносова до Г.Р. Державина.

2. Проблема конфликта в классицистической трагедии (по творчеству А.П. Сумарокова.

3. Проблема жанра и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

4. Своеобразие сентиментализма художественной прозы Н.М. Карамзина.

5. Философские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.

6. Русские песни А.А. Дельвига: их истоки и судьба в истории русской культуры.

7. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова и формы воплощения его лирического «я».

8. Место поэмы «Демон» в творчестве М.Ю. Лермонтова.

9. Метод анатомирования душевных глубин в творчестве Ф.М. Достоевского (по роману «Братья Карамазовы»).

10. Русская поэзия 1850-х гг. XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Майков (на выбор).

11. Проблема русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова (на примере повести «Очарованный странник»).

12. Проблема нравственного самосовершенствования в трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

13. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880-1890-х гг.: С.Я. Надсон, А.Н. Апухтин, В.С. Соловьев, К.Р., М.А. Лохвицкая (на выбор).

14. Человек на сломе эпох в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

15. Особенности революционной драмы 1920-х гг.: Билль-Белоцерковский «Шторм», Маяковский «Мистерия буфф», «Клоп», Вишневский «Оптимистическая трагедия», Тренев «Любовь Яровая» (на выбор).

16. Роль журнала «Юность» в формировании «оттепельных» тенденций в литературе 60-х гг. ХХ в.

17. Нравственная и эстетическая общность «тихой лирики» и деревенская прозы.

18. В.Аксенов как лидер новой молодежной прозы 60-х гг ХХ века.

19. Городские мотивы в творчестве Б. Окуджавы.

20. Развитие рок-поэзии в 70-90-е гг. ХХ века.

21. Судьбы авторов третьей волны эмиграции (На примере творчества С. Довлатова).

22. Судьбы авторов третьей волны эмиграции (На примере творчества И. Бродского).

23. «Между городом и деревней»: позиция человека в прозе В. Шукшина.

24. Творчество В. Распутина 1980-х гг. в контексте литературы «шоковой терапии» (по повести «Пожар»).

25. Литературный мир в романе С. Гандлевского «НРЗБ».

26. Вечные вопросы в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

27. Тема одиночества в прозе и драматургии Л. Петрушевской.

28. Новое в изображении войны на рубеже XX - XXI вв. (по рассказам В. Маканина).

29. Монодрамы Е. Гришковца: специфика авторского высказывания.

30. Мир «хрущевок» в драматургии Н. Коляды.

31. Традиции женской салонной поэзии в поэзии В. Павловой.

32. «Стихи на карточках» в поэзии Л. Рубинштейна.

33. Цикл стихов о «Милицанере» в поэзии Д. Пригова.

34. Метафорическая поэзия В. Кальпиди.

35. Альтернативная история в романе О. Славниковой «2017».

36. Постмодернисткие игры с классикой: две «Чайки» (по «Чайке» А.П. Чехова и «Чайке» Б Акунина).

37. Образ ребенка в современном русском романе (по произведениям О. Зайончковского и П. Санаева).

2.3 Тестовые задания

Примерный вариант

1. Назовите три основных течения в русской литературе 3/3 19 века: 1) реализм, классицизм, импрессионизм 2) реализм, натурализм, неоромантизм 3) романтизм, сентиментализм, авангард 4) реализм, модернизм, классицизм
2. Дайте правильный вариант ответа: поэты 1880-1890 гг. это: 1) Тютчев, Фет, Надсон, 2) Надсон, Фофанов, Апухтин, 3) Лермонтов, Вяземский, Дельвиг; 4) Гумилев, Ахматова, Одоевцева
3. Один из основных признаков фольклора – «коллективность». Этот признак означает, что произведение________________  
4. Соотнесите героев былин с циклами былинного эпоса: 1. Илья Муромец, А. Галицко-Волынский цикл Алеша Попович, Добрыня Никитич 2. Василий Буслаев, Б. Новгородский цикл Садко 3. Дюк, В. Киевский цикл Чурило Пленкович, Сухман
5. Какой из типов летописного повествования всегда основан на реальных событиях: 1. погодная запись 2. летописное сказание 3. летописный рассказ 4. летописная повесть
6. Крупнейший русский летописный свод 12 века это: 1. Ипатьевская летопись 2. Киево-печерский летописный свод 3. Лаврентьевская летопись 4. Повесть временных лет
7. Каким образом размывается канон жития в «Повести о житии Александра Невского»? 1. Это житие с чертами военной повести 2. Это житие с чертами летописи 3. Это житие с чертами патерика 4. Канон не размывается
8. Хронологические границы древнерусской литературы: 1. 9 – 15 век 2. 10 – 16 век 3. 11 – 17 век 4. 9 - 17
9. Тип драматического произведения определяется, прежде всего, типом конфликта. Назовите стороны конфликта в классицистической трагедии 18 века: 1. человек и судьба 2. носитель истины – носитель лжи 3. человек и общество 4. человек и животное
10. Кто авторов 18 века предложил реформировать систему российского стихосложения от силлабики к силлабо-тонике: 1. Тредиаковский 2. Ломоносов 3. Кантемир 4. Лукин 5. Крылов 6. Новиков 7. Фонвизин 8. Сумароков
11. Представитель натуральной школы, издававший свои художественные произведения под псевдонимом «Казак Луганский»: 1. Н.А.Некрасов 2. В.И.Даль 3. В.Г.Белинский 4. Ф.М.Достоевский
12. Жанры, которые считаются основными для натуральной школы: 1) поэма 5) эпитафия 2) физиологический 6) эклога очерк 3) роман 7) эпиграмма 4) повесть 8) рассказ
13. 2. Чьи политические и общественные убеждения стали объектом сатиры в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»: а) либералов, б) революционеров, в) консерваторов;
14. Назовите жанр «Записок из подполья»: 1. дневник 2. записки 3. роман 4. повесть
15. Распределите писателей по художественным группам конца 19 – начала 20 вв. 1. Б.К.Зайцев А. «Сатирикон» 2. А.И.Куприн 3. Н.А.Тэффи Б. «Среды» 4. И.С.Шмелев 5. И.А.Бунин 6. А.М.Ремизов В. «Знание» 7. А.Т.Аверченко 8. Л.Н.Андреев
16. Определите принадлежность автора к одному из модернистских поэтических течений рубежа 19-20 вв.: 1. А. Блок А. Символизм 2. Ф.Сологуб 3. А.Ахматова Б. Акмеизм 4. С.Городецкий 5. А.Белый В. Футуризм 6. В.Маяковский 7. Д.Бурлюк 8. Д.Мережковский 9. З.Гиппиус 10. И.Северянин
17. На первом съезде советских писателей в 1934 году М.Горький предложил название нового литературного направления, которое отвечало задачам молодого пролетарского государства: 1. пролетарский реализм 2. социалистический реализм 3. монументальный реализм 4. новый классицизм
18. Сколько волн русской эмиграции было в 20 веке: 1 одна 2. две 3. три 4. четыре
19. Какой артефакт настойчиво ускользает от главного героя повести В.Ерофеева «Москва-Петушки»: 1. Кремль 2. Грановитая палата 3. Третьяковская галерея 4. Патриарший дворец
20. Какой постмодернистский тип сознания создает В.Пелевин в романе «Generation «П»: 1. виртуальный 2. обессивный 3. гендерный 4. интровертный

2.4 Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению

Контрольная работа выполняется в виде реферата (в письменной или печатной форме) по одной из предложенных тем. Она должна включать:

1) план

2) введение (обоснование выбора темы, актуальность);

3) теоретическую часть (в зависимости от выбранной темы: основные черты анализируемой эпохи, либо жанра; анализ творческого пути писателя);

4) практическую часть (в зависимости от выбранной темы: анализ одного романа, повести, либо драматургического произведения; сборника или цикла рассказов, стихотворений);

5) заключение (общий вывод по теме, личные впечатления),

6) список использованной литературы или Интернет-ресурсов (не менее 5 источников).

Объем контрольной работы 10-15 печатных страниц. Список литературы для выполнения контрольной работы подбирается студентом самостоятельно (при выборе темы можно предварительно проконсультироваться с преподавателем).

1. Реформирование оды в литературе XVIII века: от М.В. Ломоносова до Г.Р. Державина.

2. Проблема конфликта в классицистической трагедии (по творчеству А.П. Сумарокова.

3. Проблема жанра и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

4. Своеобразие сентиментализма художественной прозы Н.М. Карамзина.

5. Философские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.

6. Русские песни А.А. Дельвига: их истоки и судьба в истории русской культуры.

7. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова и формы воплощения его лирического «я».

8. Место поэмы «Демон» в творчестве М.Ю. Лермонтова.

9. Метод анатомирования душевных глубин в творчестве Ф.М. Достоевского (по роману «Братья Карамазовы»).

10. Русская поэзия 1850-х гг. XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Майков (на выбор).

11. Проблема русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова (на примере повести «Очарованный странник»).

12. Проблема нравственного самосовершенствования в трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

13. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880-1890-х гг.: С.Я. Надсон, А.Н. Апухтин, В.С. Соловьев, К.Р., М.А. Лохвицкая (на выбор).

14. Человек на сломе эпох в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

15. Особенности революционной драмы 1920-х гг.: Билль-Белоцерковский «Шторм», Маяковский «Мистерия буфф», «Клоп», Вишневский «Оптимистическая трагедия», Тренев «Любовь Яровая» (на выбор).

16. Роль журнала «Юность» в формировании «оттепельных» тенденций в литературе 60-х гг. ХХ в.

17. Нравственная и эстетическая общность «тихой лирики» и деревенская прозы.

18. В.Аксенов как лидер новой молодежной прозы 60-х гг ХХ века.

19. Городские мотивы в творчестве Б. Окуджавы.

20. Развитие рок-поэзии в 70-90-е гг. ХХ века.

21. Судьбы авторов третьей волны эмиграции (На примере творчества С. Довлатова).

22. Судьбы авторов третьей волны эмиграции (На примере творчества И. Бродского).

23. «Между городом и деревней»: позиция человека в прозе В. Шукшина.

24. Творчество В. Распутина 1980-х гг. в контексте литературы «шоковой терапии» (по повести «Пожар»).

25. Литературный мир в романе С. Гандлевского «НРЗБ».

26. Вечные вопросы в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

27. Тема одиночества в прозе и драматургии Л. Петрушевской.

28. Новое в изображении войны на рубеже XX - XXI вв. (по рассказам В. Маканина).

29. Монодрамы Е. Гришковца: специфика авторского высказывания.

30. Мир «хрущевок» в драматургии Н. Коляды.

31. Традиции женской салонной поэзии в поэзии В. Павловой.

32. «Стихи на карточках» в поэзии Л. Рубинштейна.

33. Цикл стихов о «Милицанере» в поэзии Д. Пригова.

34. Метафорическая поэзия В. Кальпиди.

35. Альтернативная история в романе О. Славниковой «2017».

36. Постмодернисткие игры с классикой: две «Чайки» (по «Чайке» А.П. Чехова и «Чайке» Б Акунина).

37. Образ ребенка в современном русском романе (по произведениям О. Зайончковского и П. Санаева).

2.5 Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины

Так как знание художественных произведений является базовым при изучении курса «История мировой литературы и искусства», основной формой самостоятельной работы студента является чтение и осмысление художественной литературы из предлагаемого списка. Основной формой контроля по усвоению списка художественных произведений является оценка выступлений студента на семинарских занятиях, промежуточное тестирование, проверка читательского дневника, собеседование по текстам, оценка ответа на экзамене.

2.6. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Курсовая работа выполняется с целью расширения знаний по курсу «История мировой литературы и искусства», систематизации знаний по смежным дисциплинам, а также выработки у студента навыков научно-исследовательской работы. Название курсовой работы должно быть согласовано с научным руководителем и утверждено на заседании кафедры литературы и русского языка ЧГАКИ. Содержание работы должно соответствовать заявленной теме и направлению научно-исследовательской и учебной деятельности выбранной специальности. Защита работы проводится в виде устного выступления (доклада) перед комиссией, составленной из преподавателей кафедры, или на студенческой конференции ЧГАКИ.

Курсовая работа обязательно должна состоять из следующих частей:

1. Титульный лист с указанием факультета, кафедры, названия работы, исполнителя, руководителя и года выполнения.

2. Содержание (с указанием страниц).

3. Введение (должно представлять собой краткое описание области применения, актуальности и научной значимости решаемой задачи).

4. Постановка цели (краткое описание сути решаемой задачи и указание цели (целей) работы - желательно по пунктам).

5. Обзор существующих методов решения подобных задач (краткий историографический обзор).

6. Теоретическая и практическая части / главы.

7. Заключение (общие выводы и результаты, полученные в ходе выполнения работы).

8. Список литературы (приводится достаточно полный список прямо или косвенно используемой литературы: книги, учебники, научные труды, статьи, тезисы докладов, статей из Internet (с обязательным указанием названия, авторов и ссылки на www. …).

Примерные темы:

1. Проблема необходимости передачи семейных ценностей в поздней лирике А.С. Пушкина.

2. Антропоцентрический характер стиля М.Ю. Лермонтова: от личности к творчеству.

3. Роман-код Н.Г. Чернышевского «Что делать? » и его влияние на советскую культуру.

4. Экзистенциальное начало в творчестве А.П. Чехова.

5. Жанр святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова: преодоление жанра.

6. Гендерные проблемы в творчестве позднего Л.Н. Толстого: писатель о семье и браке.

7. Проблема литературного быта и его взаимосвязь с литературным творчеством (театры-кабаре Серебряного века «Кривое зеркало», «Бродячая собака»).

8. Поиск новых форм в драматургии начала ХХ века: символистский театр.

9. Образ «человека в кожаной куртке» в драматургии 20-х гг. ХХ века.

10. Советская сатира и карикатура времен Великой отечественной войны.

11. Советская мелодрама на пути к психологическому театру: творчество В. Розова.

12. Образ молодого героя в «городской молодежной прозе» 1960-х гг. (В. Аксенов, А. Гладилин, А. Рыбаков и др.).

13. Образ учителя в фантастической прозе бр. Стругацких.

14. Ироническое осмысление концептов советского прошлого в поэзии и художественной практике концептуалистов.

15. Проблема ответственности личности в прозе А.И. Солженицына.

16. Образ семьи в творчестве Л. Улицкой (по роману «Медея и ее дети»)

17. Приключенческо-детективная основа психологических романов А. Геласимова.

18. Образ мира в романах В. Пелевина: виртуальная реальность.

19. Столкновение принципов массовой и высокой литературы в художественном мире Б. Акунина (на примере детективно серии о приключениях Эраста Фандорина).

20. Альтернативная история в романе О. Славниковой «Бессмертный».


Учебное издание

 

Составитель


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторские жанровые наименования в составе заголовочного комплекса, их функции
  2. Библейские сюжеты в творчестве Альберта Ван Оуватера, Ганса Мемлинга, Дирк Боутса, Рогира Ван дер Вейдена и др.
  3. БИЛЕТ 16. ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ АВТОРА. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. КАТЕГОРИЯ АВТОРСТВА.
  4. Билет 2. Система жанров русского фольклора от древности к современности.
  5. БИЛЕТ 46. РОДОВОЕ И ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  6. Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
  7. Виды и жанры изобразительного искусства.
  8. Граффити в системе жанров естественной письменной речи
  9. Граффити от других жанров естественной письменной речи отличает диалогичность. Это не однонаправленный жанр, как сочинение или дневниковые записи.
  10. Жанр оды в литературе XVIII столетия: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин
  11. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в функциональных стилях
  12. Жанровая дифференциация публичных выступлений


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь