Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Занятие 12. Русская культура Нового времени



Вопросы к занятию:

1. «Российская Европия» – культурная модель петровской эпохи.

2. Взаимодействие разных традиций в системе русской культуры. Феномен «культурного двуязычия».

3. Идеи и ценности русского Просвещения.

Задание к семинарскому занятию:

1. Сделать конспект статьи Ю. Лотмана «Символика Петербурга и семиотика города».

Контрольные вопросы:

1. Определить значение и роль петровских реформ и их влияние на судьбы русской культуры?

2. В чем сложность и противоречивость диалога русской культуры и западноевропейской?

3. Почему эпоха Нового времени в России названа временем «культурного двуязычия»?

4. Каковы идеалы и ценности русского Просвещения?

5. В чем выразилась утопичность идей русского Просвещения?

6. Какой тип личности, форма поведения характеризуют культуру Нового времени?

7. Сохраняется ли в современной русской культуре противостояние двух культурных центров – Москвы и Петербурга?

Литература

Основная:

1. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Издательство: Искусство-СПБ. 2008.

2. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство.: Учеб./ Т.В. Ильина.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2002.- С. 90–126, 138–158.

  1. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов / ред. А.П. Маркова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. (раздел русская культура Нового времени).

Дополнительная:

4. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч. 1-2. М., 2002.

5. Лотман Ю. Символика Петербурга и семиотика города // Избранные статьи: В 2 т. Таллинн. 1993. Т. 2.

1. 5.Панченко А. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2002. 464 с.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. История мировой культуры. – М., 2010

 

 

Занятие 13, 14. Художественные направления в культуре Нового времени

Вопросы к занятию:

1. Барокко как специфический тип культуры XVII века. Характерные черты стиля барокко.

2. Особенности классицизма. Основные черты эстетики классицизма. Социально-исторические основания классицизма.

3. Культура романтизма. Мировоззрение романтизма. Двоемирие как основополагающая черта романтической картины мира. Романтическое понимание искусства. Тематика и сюжеты романтической поэзии.

4. Критика социальной действительности и филистерства в романтической картине мира. Творчество Э. Гофмана.

5. Реализм в искусстве. Отличие реалистической критики от просветительской и романтической. Ведущие жанры реализма.

6. Импрессионизм как стилевое течение реализма.

Задание к семинарским занятиям:

1. Сделать конспект работы А. Якимовича «Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков.

2. Прочитать произведения Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес».

3. Подготовить сообщение о творчестве одного из художников, поэтов, архитекторов эпохи Нового времени.

Контрольные вопросы:

1. Почему XVII век называют эпохой «разноречия»? Можно ли утверждать, что система ценностей, норм, императивов стала плюралистичной? Может ли в такой системе существовать доверие к абсолютным ценностям?

2. Расскажите об основных художественных направлениях XVII и XVIII веков. Какие особенности духовной жизни Нового времени они отражают?

3. Раскройте эстетические особенности барокко и классицизма в архитектуре, живописи и музыке (на конкретных примерах).

4. Каковы особенности романтизма как миропонимания и как художественного направления?

5. Каковы идейные и эстетические принципы критического реализма?

6. В чем состоит новизна взгляда на мир и эстетических принципов импрессионизма?

Темы докладов:

1. Живопись П. П. Рубенса как воплощение барокко.

2. Творчество Д. Веласкеса как единство реализма и барокко.

3. Гуманистические открытия в творчестве Рембранта.

4. Барокко в России.

5. Романтическое двоемирие и критика социальной действительности и филистерства в творчестве Э. Гофмана.

6. Проблемы реализма в живописи художников-передвижников.

7. Эстетические принципы импрессионизма.

8. Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке (по выбору).

Литература

Основная:

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 419–488.

2. Власов В. Г. Стили в искусстве. СПб., 1998. Т. 1. С. 90–76, 280–285, 148–149, 211–214.

3.Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: АСТ-Пр., Галарт, 2010. (раздел «Искусство Нового времени»).

4. Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб., 2004. С. 52–80.

Тексты:

5. Гофман Э. Золотой горшок. М., 2004.

Дополнительная:

6. Ортега-и- Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 2005.

7. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М., 2004. - С. 196–213, 215–237, 330–359.

 

Тема 12. Культура ХХ века: ценности, направления, проблемы

Занятие 15. Модернизм как тип культуры ХХ века

Вопросы к занятию:

1. «Революционность» как основная черта модернизма. Открытия в области естественных и гуманитарных наук, технические изобретения, изменения в социальной жизни.

2. Модернизм как художественный стиль ХХ века. Основные направления модернизма в искусстве.

3. Модернизм и авангард. Нигилистический разрыв с духовной культурой и художественной традицией прошлого. Претензии авангардистов в искусстве и политике на сотворение новой реальности.

Контрольные вопросы:

1. Только ли ХХ век в истории культуры ощущал себя принципиально «новым» по отношению к предшествующей традиции?

2. Как научные и технические открытия повлияли на формирование идей модернизма?

3. Какие направления модернизма вы знаете? Почему стало возможным появление такого количества «измов» в искусстве?

4. В чем особенности авангардного искусства?

5. В чем проявились иррационалистические тенденции в искусстве?

6. Модернизм – это разрыв с традицией или возвращение к истокам?

Литература

1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 368 -418

2. Генис А. Сочинения: В 3 т. Екатеринбург, 2003. Т. 2: Расследования. С. 226–266.

3. Как всегда – об авангарде: Антология французского сюрреализма. М. С. 290–343.

4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003. С. 209–220.

5. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 252–256.

 

Тема № 12. Концепции элитарной и массовой культуры

Занятие 16. Парадоксы массового сознания и культуры (2 ч).

Вопросы к занятию:

1. Массовая культура и массовые коммуникации.

2. Х. Ортега-и-Гассет о массовой культуре в работе «Восстание масс».

3. Мода, слухи, паника, бунт – явление массового сознания и поведения. М. Маклюэн и его работа «Галактика Гуттенберга».

4. Функции массовой культуры.

5. Основные жанры массовой культуры. Взаимодействие массовой и элитарной культуры.

Задание к семинарскому занятию:

1. Сделать конспект работы Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».

2. Сделать конспект указанных страниц работы М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга».

Контрольные вопросы:

1. Следует ли понимать «восстание масс» как революцию, мятеж, путч?

2. Что понимал Ортега-и-Гассет под понятием «феномен стадности»?

3. Согласны ли вы с высказыванием Ортеги-и-Гассета: «Солистов больше нет, есть один хор»?

4. Понятие «масса» – явление только количественное?

5. Аристофобия – боязнь элиты – опасный синдром общества?

6. Какой тип человека Ортега-и-Гассет называет «самодовольным недорослем»?

7. Какие функции выполняет массовая культура в современном обществе?

8. Какими свойствами должна обладать продукция массовой культуры? В чем отличие текстов элитарной и массовой культуры?

Деловая игра:

На семинарском занятии студенты делятся на две группы. Одна группа – «защитники» массовой культуры, а другая – критики. Для игры выбирается любое произведение массовой культуры (фильм, книга, музыка, сериал, реклама). «Защитники» должны обосновать положительные стороны данного произведения (занимательность, коммерческий успех, принадлежность определенному жанру, ориентированность на широкую читательскую и зрительскую аудиторию и т. д.). «Критики» должны доказать, что с их точки зрения этот продукт массового искусства тривиален, безыдеен, бездуховен, не отвечает принципам построения художественного произведения.

Литература

1. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 390–397.

2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003

 

3. Массовая культура: современные западные исследования /Пер. с анг. Отв. Ред. И предис. В Зверевой. Послесл. В. А. Подороги. – М.: «Прагматика культуры», 2005 -339 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2005. С. 9–16, 47–54, 87–98.

5. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 221–226.

6. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001

7. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь