Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Искусство как феномен культуры



1. В чем заключается специфика культурологического подхода в
изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики
искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии
художествендб'го восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультур­
ного пространства, его взаимодействия с другими феноменами куль­
туры.

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе,
средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических пе­
риодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания
человечества;

г) все перечисленное.

4. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления чело­
века в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

5. Кто из культурологов в работе «Homo Ludens. Опыт опреде­
ления игрового элемента культуры» показал наличие игрового нача­
ла в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, филосо­
фии, науке, религии, поэзии, музыке?

а) X. Ортега-и-Гассет;

б) Г. Спенсер;

в) Й. Хейзинга.

6. Когда возникает термин «мимезис» (подражание)?

а) в эпоху Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в эпоху Просвещения.

7. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства? Убе­
рите лишнюю позицию:

а) исследование его удивительной способности уметь воздейст­
вовать на вещи и людей с'помощью искусственных артефактов;

б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постиже­
ния мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;

в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации
и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нрав­
ственного развития личности.

8. Кто из мыслителей считал, что эстетическое пережива­
ние — это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?

а) Платон;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель.

9. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Сократ

10. Как называется работа немецкого философа Г. Гадамера, в
которой он анализирует современное состояние искусства?

а) «Дегуманизация искусства»;

б) «Общий смысл искусства»;

в) «Актуальность прекрасного».

11. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О
границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи
и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

12. Какие существуют способы образного отражения мира в ис-

 

кусстве?

а) натуралистический и пронатуралистический;

б) прекрасный и безобразный;

в) реалистический и условный.

13. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу
культуры, согласно концепции П. Сорокина?

а) символическое искусство;

б) чувственное искусство;

в) эклектичное искусство.

14. X. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового
искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два
класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не являются;

в) все перечисленное.

15. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич — это нижние пласты массовой культуры;

б) кич — это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

16. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию
«дегуманизации искусства»?

а) П. С^окин;

б) X. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хййдеггер.

17. Какие закономерности религиозного искусства можно выде­
лить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

18. Что означал греческий термин «techne»?

а) науку и ремесло;

б) искусство;

в) все перечисленное.

19. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя
доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая.., живо­
пись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.

20. Какая динамическая модель соответствует изменениям в ис­
кусстве?

а) эволюционная;

б) волновая;

в) прогрессивная.

Тема 10. Религия и наука в контексте культуры

1. Кто из ученых в работе «Феномен человека» ввел понятие
«рефлексия» как импульса генезиса культуры?

а) Э.Б. Тайлор;

б) П. Тейяр де Шарден;

в) Л. Морган.

2. Как называется способ обобщенного отражения действитель­
ности, выраженный в чувственных представлениях или в фантасти­
ческом виде?

а) миф;

б) праздник;

в) обряд.

3. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные эле­
менты коллективного бессознательного, как основу возможности
всех психических процессов и переживаний, как импульс к художе­
ственному, научному, религиозному творчеству?

а) 3. Фрейд;

б) КГ. Юнг;

в) Э. Фромм.

4. Какое понятие ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, считая его
«минимумом» религии?

а) магия;

б) мифологема;

в) анимизм.

5. Что такое креационизм?

а) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

б) научное направление, в котором рассматривается доминиро­
вание сознания;

в) совокупность мифов о человеке.

6. Существует четыре направления первобытных верований:
1) анимизм; 2) фетишизм; 3) тотемизм; 4)...

Вставьте пропущенную позицию.

а) обряд;

б) ритуал;

в) магия.

7. Какой способ познания является доминирующим в религии?

а) чувственный;

б) интуитивный;

в) рациональный.

8. Какой характер имеет конфликт науки и религии?

а) мировоззренческий;

б) институциональный;

в) глобальный.

9. Как называлось официальное учение католической церкви в
период Средневековья?

а) фомизм;

б) антипозитивизм;

в) томизм.

10. Кто из ученых явился создателем механистической модели
мира?

а) Птоломей;

б) Дж. Бруно;

в) И. Ньютон.

11. Какую классификацию наук предложил Г. Гегель?

а) племенные, национальные, мировые;

б) религии природы, религии духовной индивидуальности, хри­
стианство как абсолютная религия;

в) религци, природы, нравственности, спасения.

12. Какэе фундаментальное противоречие существует между
наукой и религией в познавательном аспекте?

а) между*знанием и верой; 6\ между теизмом и атеизмом; в) между материей и сознанием.

13. Какова причина антисциентистских настроений в современ­
ной культуре?

а) разочарование в традиционной науке, ее неспособности ре­
шить некоторые жизненно важные проблемы — технические, меди­
цинские и другие;

б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направлен­
ность современной науки;

в) все перечисленные.

14. Когда используется понятие «дискурс»?

а) понятие дискурса используют тогда, когда предполагается ис­
следование языка, речевого способа передачи смысла;

б) понятие дискурса используют тогда, когда речь идет не о ста­
тическом состоянии того или иного текста, а динамическом состоя­
нии диалога, коммуникации;

в) все перечисленное.

15. Согласно какой научной картине мира, физический мир яв­
ляется вторичным, производным Мира высшей реальности?

а) системной;

б) теистической;

в) такая картина мира не существует.

16. В какой модели мира баланс противоположных сил трактует­
ся как результат игры разнородных случайностей?

а) статистическая;

б) символическая;

в) механистическая.

17. Какая религия была первой монотеистической религией?

а) буддизм;

б) иудаизм;

в) христианство.

18. Кто из ученых является автором работы «Священное и мир­
ское»?

а) П. Сорокин;

б) А. Мень;

в) М. Элиаде.

19. Отличительные признаки науки как феномена культуры:
1) ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2) пытается открыть
общую идеальную структуру мира в космическом мироздании; 3)...
4) доминируют рассудочные средства; 5) основная ценность—ин­
формационное содержание; 6) прогрессирует за счет постоянного
самообновления. Вставьте пропущенную позицию:

а) рассматривает проблемы осмысления бытия;

б) изучает причинно-следственные связи;

в) все перечисленное.

20. Существуют ли в религиозной сфере фрагменты рациональ­
но логического характера?

а)в теологии;

б) в культе;

в) не существуют.

Тема 11. Техника как социокультурное явление

1. С чем связано осознание опасности технического развития?

а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и
человека, результатом которой являются высокие требования к ее
надежности;

б) масштабы развития техники привели к возникновению особо­
го техномира;

в) все перечисленное.

2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический
смысл — социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б) инструментальное средство, техническое знание, часть обще­
ственного прогресса, социальной динамики;

в) все перечисленное.

3. Какой аспект техники изучают технические науки?

а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на
взаимоотношении «техника —природа»;

б) инструментально-технологическое измерение, когда во вни­
мание берется онтологическая природа технического объекта, его
внутренняя технологическая «логика»;

в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредото­
чивается на предметной области «техника—человек».

4. Какой аспект техники изучает культурология?

а) «техника — социокультурный мир»;

б) «техника — социальное бытие»;

в) «техника — человек».

5. Кто из исследователей своей работы «Основы философии
техники» проложил начало исследованию техники как особой об­
ласти философского знания?

а) К Яcnepc;

б) К Маркс;

в) Э. Капп.

6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую ин­
терпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного про­
странства?

а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет;

б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;

в) Ж- Эллюль, Л. Мэмфорд.

7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана, одним
из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в
начале XX века?

а) А.Н. Туполев;

б) П.К Энгельмейер;

в) П.Л. Чебышев.

8. В чем заключаются социокультурные черты техники?

а) она есть средство преобразования среды, природы и человека,
выступает посредником между человеком и природой;

б) она есть средство, изменяющее самого человека;

в) все перечисленное.

9. Социокультурный смысл техники как ценности может рас­
сматриваться как:

а) объект, знание, процесс изобретения;

б) искусность и мастерство;

в) расширение человеческих возможностей.

10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том,
что она служит расширению человеческих возможностей и служит
средством реализации природных задатков?

а) техника как социокультурная ценность;

б) техника как степень совершенства способа деятельности;

в) техника как степень развития человека.

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естествен­
но-природные основания возникновения техники для защиты от
природных сил?

а) натуралистический; '

б) волевой;

в) рациональный.

12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения
техники:

а) инженерия представляет один из инстинктов человека;

б) техника и техническая деятельность понимаются как созна­
тельно проектируемое действие;

в) техника только частично определяется природой, другим фак­
тором, обусловившим ее происхождение, является воля.

13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим ис­
токам возникновения техники?

а) человек—существо разумное (Homo Sapiens), преобразую­
щее (Homo Faber);

б) информационно-коммуникативная способность человека вы­
рабатывать информационно-языковые средства;

в) все перечисленное.

14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения тех­
ники?

а) техника возникает на фоне общего социокультурного разви­
тия;

б) техника возникает как результат, обусловленный наличием
общих представлений о мире, уровнем развития научных и религи­
озных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;

в) все перечисленное.

15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и тех­
ники в античную эпоху?

а) техника рассматривалась как часть теоретического знания са­
мого высокого рода;

б) техника стояла выше науки;

в) наука и техника не пересекались.

16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику?

а) как противостояние природе;

б) как продолжение природы;

в) как нечто, существующее независимо от природы.

17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственно­
стью?

а) в возникновении позитивных личностных качеств—предпри­
имчивости, организованности, дисциплинированности, ответствен­
ности, собранности;

б) в возникновении негативных личностных качеств—холодной
расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мыш­
ления;

в) все перечисленное.

18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на фор­
мирование личности джентльмена, главной чертой которого являет­
ся обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переиз­
бытке власти над обстоятельствами?

а) Ю. Лотман;

б) X. Ортега-и-Гассет;

в) А..Релен.

19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных политических
систем и " других социокультурных оснований;

б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и
культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы:
граница между человеком и машиной, проблема искусственного и
естественного интеллекта?

а) человек — природа;

б) человек — техника;

в) человек — культура.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь