Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство первой половины нового царства (16 – 14 вв. до н.э.)



 

Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъёма египетского государства. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIII династии, царившей в течение двух веков (период первой половины Нового царства) - от середины 16 до середины 14 вв. до н. э.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.

Расцветает архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта.

Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Карнакский храм был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак (Рис. 89, 90, 91), ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй. Поскольку Карнак строился в течение веков различными зодчими, естественно, что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс. Первым крупным этапом в строительстве Карнака следует считать сооружение в конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее - пилон меньших размеров, затем - прямоугольный двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основные черты храмов Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничный памятник. Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, м весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.

Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы, произведенные здесь при Аменхотепе III, когда перед храмом зодчим Аменхотепом, был построен огромный пилон, и все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился и облик других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером.

Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона - Луксорский храм. Построенный здесь при Аменхотепе Ш на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси (Рис. 92). Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151).

В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут (Рис. 93), знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н. э.). Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. В святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответствовала и внутренняя отделка - с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

В скульптуре XVIII дина­стии, как и в архитектуре, главную роль играли придворные художники, в творче­стве которых в эту эпоху гармонично пе­реплелись две линии — официального ис­кусства и искусства, предназначенного для частных лиц. Так, даже в царских статуях канонического типа из заупокой­ных храмов стали значительно определен­нее передавать физиономически конкрет­ные портретные черты. Особенно же это начало сказываться в скульптурных изо­бражениях представителей знати — из ча­стных гробниц. Традиционная идеали­зация, обобщение форм имеет своеобраз­ный оттенок во многих пластических изо­бражениях этого периода.

Таковы, в первую очередь, статуи из за­упокойного ансамбля царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахари начала 15 в. до н. э., изображающие ее в виде фараона, бога Осириса и сфинкса (Рис. 94). Во всех изваяниях Хатшепсут есть портретное сходство. Однако в стату­ях больших размеров, 8 и 5 м высотой, входивших во внешнее монументально-декоративное оформление храма, намече­но только общее сходство. Статуи же из центральных помещений храма, имевшие сугубо культовый характер, с большой проникновенностью, в очень мягкой мане­ре, воссоздают индивидуальный облик ца­рицы. Именно в этих скульптурах проявился в полной ме­ре новый официальный стиль портретов XVIII династии. Специфический облик правителя передан, но идеализирован так, чтобы создать образ одухотворенный, ды­шащий радостью жизни. Моделировка по­верхности обобщенных объемов тонкая и даже изящная.

Мягкость, изысканная утонченность и декоративность в характере проработки фиванской пластики постепенно все уси­ливались. Такие стилистические приемы получили наибольший расцвет в середине правления XVIII династии, в годы царст­вования фараонов Аменхотепа II и Амен­хотепа III. Эти особенности стиля орга­нично и ярко сказались также несколько позднее в своеобразно реалистическом ис­кусстве короткого периода Ахетатона, ко­торое было завершением развития искус­ства всей первой половины Нового цар­ства.

Одеяния статуй середины XVIII дина­стии уже не обрабатывали гладкими поли­рованными плоскостями. Их поверхность стали покрывать множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофриро­ванные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модные в эпоху Нового царства. В результате образовывалась живописная градация объемных планов и разнообраз­нейшая игра света и тени, что еще больше подчеркивала полихромная раскраска ста­туй. Так трактовали образы вельмож и их жен, например жены вельможи Нахтмина, наместника Нубии (Рис. 95, 96).

В период XVIII династии получил дальнейшее развитие и тип сидящей фигуры, формы которой скрыты под одеждой (Рис. 97). Эту группу скульптур прекрасно ха­рактеризует кубообразная фигура вельмо­жи Сенмута – приближенного и зодчего Хатшепсут, являвшегося также воспитате­лем ее маленькой дочери, головка которой изображена у него на коленях (черный гранит, начало 15 в. до н. э., Берлин, Го­сударственные музеи). В этом официаль­ном монументализированном памятнике достигнута высшая для древнеегипетского искусства точка геометризма и статики фигуры.

От эпохи Нового царства сохранилось огром­ное количество рельефов и росписей. Это раскрашенные рельефы на колоннах, сте­нах и пилонах храмов в Деир-эль-Бахари (Рис. 98), в Карнаке и Луксоре; а также росписи царских и главным образом частных гроб­ниц. В период XVIII династии появились и первые образцы древнеегипетской гра­фики на папирусах — иллюстрации к ритуальным заупокойным текстам, так называемой «Книге мертвых».

В фиванских и других храмах — на их пилонах, стенах и колоннах помещали фризообразные рельефные композиции, в которых прославляли победы царей или представляли их во время совершения различных ритуальных обрядов. Ряд зано­во созданных композиций рассказывал о родословной фараонов, о происхождении их от богов. В таких рельефах по­является декоративная многоплановая разработка. Барельеф в тех местах, кото­рые было необходимо выделить в связи с их смысловой значимостью, сочетали с высоким рельефом. Образовывались бо­лее интенсивные, контрастные тени по контуру той или иной фигуры или ее части.

Темы рельефов и росписей в царских гробницах были ограничены священными текстами и строго, плоскостно трактованными изображениями - иллюстрациями к ним (например, роспись в гробнице фараона Аменхотепа II, XVIII династия, 15 в. до н. э. (Рис. 99)).

Настенные же изображения в частных гробницах фиванского некрополя очень живописны и декоративны. Они отражают самые разнообразные стороны жизни и служебной деятельности вельмож, пере­дают ритуал оживления тела хозяина гробницы для вечной жизни и, наконец, изобильный и радостный жертвенный пир. В разных помещениях в рельефы и рос­писи включены сцены работ в мастерских богатых поместий — гончаров, ювелиров, ткачей, изображения пахарей, сеятелей и жнецов за их занятиями. Показаны также охоты вельмож, прогон перед ними стад коров и овец, табунов лошадей. Гордясь и хвастаясь высокими должностями, эти чиновники приказывали помещать на стенах своих «вечных домов» сцены похо­дов, захвата крепостей, сбора податей, приема даров от иноземцев, наблюдения за строительством храмов. Мягки, утон­ченны по прорисовке силуэты фигур. Мно­гообразно проработаны различные планы рельефов — складки одежд, детали укра­шений, мелкозавитые пряди больших на­рядных париков.

Как и ранее, четким, подчиненным их ритуально-магическому назначению, бы­ло построчное размещение сцен на стенах. Однако ближе к середине периода XVIII династии, особенно со времен Тутмоса IV и Аменхотепа III, при сохранении соче­тания профиля головы и глаза в фас, развернутых фронтально плеч и профиля ног, появилось значительно большее, чем ранее, разнообразие свободно, непринуж­денно переданных движений, поз, поворо­тов фигур в три четверти, со спины и да­же в фас, живописное многообразие груп­пировок.

Таким образом, коренным стилисти­ческим своеобразием фиванских релье­фов и росписей при XVIII династии (осо­бенно в 15 в. до н. э.) было более опре­деленное, чем ранее, проявление жизнен­ной основы древнеегипетского искусства, при одновременном исполнении всех изо­бражений в господствующем в эту эпоху духе изысканной декоративности.

Большое место в отделке частных гроб­ниц заняли темперные росписи. В них значительно усилилась живописность цве­товых сочетаний, в частности благодаря широкому применению тонов розовато-ли­ловых, желтых, голубоватых (Рис. 100). Особенно характерно воспроизведение румянца, те­ней на лицах, разных оттенков светлой и смуглой кожи, просвечивающей через тон­кие белые легкие одежды.

Многие новые черты эпохи проявились уже в рельефах храма Хатшепсут, пере­дающих эпизоды экспедиции в страну Пунт. Наиболее же ясно они видны в рос­писях и рельефах фиванских частных гробниц. Например, деталь росписи из безымянной гробницы с изображением охоты вельможи в нильских зарослях, (Рис. 101). Красочный, светлый мир возника­ет на их стенах. Многочисленные мелкие «штрихи» - детали делают эти компози­ции особенно жизненными и конкретны­ми.

Эти признаки — продолжали существовать как очень характерные и в искусстве краткого, но яр­кого периода Ахетатона, завершившего развитие искусства XVIII династии.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь