Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.



Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — социология и политология. В едином процессе развития науки какая-то отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис, а затем происходит дифференциация внутри данной науки. Культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — дисциплин, которые в свою очередь подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.

Теоретическая культурология, исследуя наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, не может не опираться в этой работе на эмпирико—практи—ческие основания, фактическую базу.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.

Основная задача прикладной культурологии состоит в изучении и формировании технологий целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого прежде всего нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, определить цели, объекты, методы и средства воздействия.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты - организации, структуры и учреждения, которые выполняют функции создания, хранения и трансляции культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, а именно: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристские структуры, система физкультуры и профессионального спорта.Выработка общей культурной политики государства и общества требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм взаимодействия людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного института.

 

 

Определение культуры. Культурные ценности и нормы.

Культура – это передаваемая от поколения в поколению память человечества (тем самым отличает нас от животных)

Культура – означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (определение из философского энциклопедического словаря)

Поэтому мир культуры, любой ее предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

« Память противостоит уничтожающей силе времени. Память основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед собой и потомками» (Академик Лихачев Д.С.- 1906- 1999)

Объект - культура.

Предмет - историческое развитие мировой культуры, ценностный мир исторических типов культуры.

В мире существует множество культур, каждая из которых самобытна и представляет собой ценность.

 

Методы исследования культуры.

Культура и общество. Агенты, институты, функции и дисфункции культуры.

Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурная идентичность.

 

 

Морфология культуры. Искусство и художественная культура.

Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность.

1) Материальная культура

2) Духовная культура

3) Социальная культура

4) Физическая культура

Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной системы, а также принципы их взаимодействия. Круг исследовательской проблематики данного научного направления достаточно широк и охватывает вопросы:

- зарождения, становления и трансформации культурных форм в зависимости от специфики окружающей среды (как природной, так и общественной);

- организации культурных форм в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры;

- осуществления культурной коммуникации, то есть обмена информацией между разными культурами или частями одной культуры;

- взаимодействия институтов культуры со сферами экономики, техники, политики и т.д.

Формирование культурного пространства предполагает организацию производства, хранения, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, создание общественных институтов и системы общественных отношений, основанных на совокупности определенных норм и принципов. Современная морфологическая модель культуры представляет собой совокупность множества функциональных блоков, обладающих специфической структурой, набором кодов и языков, способов действия, механизмов общения с окружащим миром.

Широкое распространение получил принцип дифференциации культурных форм на основе анализа конкретной направленности их общественного применения. Согласно этому принципу, рассматриваются три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный и обыденный. Особо выделяется культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура); культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, культура трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний). В рамках каждого обозначенного функционального блока различается специализированная деятельность человека и ее обыденные аналоги.

К ведущим формам культуры относят, в частности, материальную и духовную культуру; доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру; элитарную и массовую культуру и другие.

 

Культура и религия.

Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культуру человечества. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий – вера в сверхъестественное. Именно верой, а не доказательствами и практикой обосновываются положения религии.

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются идея Абсолюта – высшего начала мира (безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин " цивилизация" возник гораздо позднее термина " культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин " цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом " культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура " прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Виды и уровни культуры.

Экономическая культура.
Политическая культура.
Правовая культура.
Нравственная культура.
Религия и культура.
- Структура религии.

Человеческое общество является сложной целостной системой, которая состоит из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.

Экономическая культура предстает в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса. Культурные образцы, созданные в сфере экономики, выполняют роль социальной памяти экономического развития.

Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношения к ней. Продуктом политической культуры является политическая система общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).

Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. Продуктом правовой культуры являются прежде всего правовые документы, фиксирующие сложившиеся нормы права, а также организации, вырабатывающие и контролирующие исполнение правовых норм, а также учреждения, осуществляющие карательную функцию.

Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  2. XI. Учебно-теоретическая конференция. Тема 11. Расследование деяний, совершаемых лицами с дефектами психики и организованными преступными группами
  3. Билет 9. Отечественные и зарубежные школы культурологии.
  4. ВОПРОС 1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.
  5. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  6. Вопрос 2.Поэтика и методология литературоведения – основные составляющие теории литературы. Историческая и теоретическая поэтика, поэтика общая и частная.
  7. Глава II. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  8. Культура и культурология. Соотношение и история понятий.
  9. Культурология. II курс ИФ «Юриспруденция» и СПФ «Социальная педагогика»
  10. Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996. Гл.26, 29.
  11. Культурология. Преподаватель Андреева И.А.
  12. ОБЩЕСТВЕННАЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь