Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год.



· Новые (народные) стилистические качества иконописи чрезвычайно усиливаются к концу века. Народное влияние в новгородском искусстве особенно заметно в иконе «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (вторая половина XIII в.), персонажи которой очень выразительны в своей простоте. Почти исчезает объёмная проработка формы, яркие локальные пятна цветов сочетаются с жёсткими линиями. Необычна композиция иконы – очевидна разномасштабность, с выделением главной фигуры схимника Иоанна Лествичника. Разномасштабность – типичный прием выделения иерархичности в композиции. Слева – Святой Георгий Победоносец – воин, покровитель княжеской власти, справа – епископ Власий. В иконе прослеживается идея единства церкви Небесной и церкви земной. Плоскостное решение фигур олицетворяет бесплотность, созидание духа.

Большинство таких икон написаны на красных фонах. Плотный и яркий киноварный фон иконы не имеет ничего общего с мерцающим золотым или серебряным фоном икон первой группы и в большой степени способствует впечатлению осязательности, конкретности изображения. В них даже лики проработаны в основном одними белильными штрихами.

Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. 2 пол. XIII век.

 

Спас на престоле. Вторая половина XIII - начало XIV века.

ü Северо-Восточная Русь

В северо-восточной Руси художественная жизнь прервалась не целиком, продолжала работать иконописная мастерская при епископском дворе в Ростове. Её произведения расходились по другим городам, в том числе в Вологду и дальше на русский север. Ростовские иконы также отличаются от домонгольских произведений повышенной экспрессией, резкостью исполнения и активностью образов. Но по сравнению с новгородскими произведениями они более тонки и артистичны. При всей яркости колорит строится на тонких сочетаниях глубоких цветовых оттенков. Лики пишутся рельефными, почти скульптурные. Их отличает коричневый оттенок и яркие румяна.

- Икона Богоматери, происходящая из Толгского монастыря под Ярославлем (так называемая «Толгская Первая»).

Сидящая Богородица придерживает руками Младенца, делающего шаг на Её коленях. Лики соприкасаются, как в типе Умиление. В верхних углах присутствуют склонившиеся ангелы с покровенными руками. Иконописец утрировал пропорции ради усиления выразительность, в то же время его икону отличают тонкие сочетания разнообразных цветов и серебряного фона. Выражение ликов и весь строй иконы настраивают на сосредоточенное созерцание.

«Толгская Первая», конец XIII в.

- Поясная икона Богоматери («Толгская Вторая»), которая почиталась чудотворной и в настоящее время хранится в Толгском монастыре под Ярославлем. Она отличается резким, драматическим выражением лика Богородицы.

«Толгская Вторая». Конец XIII в.

- Интересна икона архангела Михаила, предназначенная для церкви архангела Михаила в Ярославле (около 1299—1300 гг.). Архангел Михаил облачен в драгоценные одежды с лором, в правой руке он держит жезл, а в левой голубой медальон-зерцало с образом Христа Эммануила. Икона изобилует орнаментами, а лик выделяется чрезвычайно яркими румянами.

«Архангел Михаил». Около 1299—1300 гг.

- Из самого Ростова сохранилась икона «Спас Нерукотворный» конца XIII — начала XIV века. Лик Христа активно вылеплен мазками с такими же яркими румянами.

«Спас Нерукотворный» к. XIII — н. XIV в.

В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реальность — нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-восточные, а затем южные и юго-западные русские княжества. Установилось иноземное иго, которое вызвало кризис в развитии культуры.

При этом формируются конкретные особенности национальных иконописных школ. Колорит икон начинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Для икон характерна резкость подачи, повышенная активность. Образы наделяются несокрушимой волей и твердостью в вере. Повышается экспрессия исполнения и активностью образов. В иконах присутствует слитность композиционных элементов и некоторая встревоженность в выражении лика (в отличие от прежней невозмутимости), что указывает на приближение новой эпохи.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь