Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема взаимодействия культур и цивилизаций



Многообразие культур и цивилизаций – исторически сложившееся богатство человечества, и взаимодействие посредством диалога, поэтому является важнейшим способом взаимопонимания народов, развития подлинного интереса и духовности.

Известный исследователь процессов глобализации И.Валлерстайн утверждает: «Мы должны вступить в грандиозный всемирный диалог». Диалог предполагает установку на взаимодействие и взаимопонимание между людьми, желание приобщиться к ценностям и достижениям иной культуры, познать и принять ее неповторимость и уникальность, относиться к ней уважительно и толерантно. Эта задача чрезвычайно сложная, требующая определенного воспитания и эмоционального настроения, преодоления монологического и авторитарного стиля сознания и поведения. В условиях глобализации диалог становится важным методологическим ориентиром развития культурологических исследований.

В заключительном разделе программного документа ЮНЕСКО «Культура – это синоним жизни» (1985 г.) выдвигается идея взаимопонимания людей на основе общих переживаний: «Не обязательно говорить на одном языке, чтобы одинаково ощущать страх смерти, одинаково переживать красоту, одинаково испытывать беспокойство по поводу неопределенности будущего».

По инициативе ЮНЕСКО первый год нового тысячелетия был назван «Годом диалога цивилизаций». Значительным событием в изучении всеобщего многообразия культур стало сравнительное исследование 600 культур, проведенное в США, результаты которого опубликованы в «Этнографическом Атласе». Кроме того, в 2005 г. было завершено издание на русском языке многотомного международного коллективного труда «История человечества». Диалог как способ реализации человеческих отношений рассматривали в своих трудах философы и культурологи М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Библер, Л.М.Баткин, М.С.Каган.

Характеризуя диалог культур, В.С.Библер писал: «…Типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности…) втягиваются в одно временное и духовное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти по-боровски «дополняют», то есть исключают и предполагают, друг друга».

В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.

Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур ицивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью

5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а также индивидуальной деятельностной активности

6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, что проявляется в т.наз. «глокализации», т.е. единстве глобального (всеобщего, универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).

 

Правда, следует отметить, что наряду с диалогом культур и цивилизаций некоторые исследователи (в частности, американский аналитик С.Хантингтон) отмечают тенденцию к столкновению цивилизаций, возникновению конфликтов на основе межцивилизационных различий. Конечно, такая тенденция существует в мировом развитии: достаточно вспомнить войны в Югославии, на Ближнем Востоке и др. Но при этом нужно учитывать, что сегодня развитие принципа диалога культур и цивилизаций – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.

Культурология как наука

Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и аспектов) начались еще в античности. Однако культура как целостная система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках философии. Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй половины Х1Х в. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура» (1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих способах деятельности, культурологией.

Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал, то культурология изучает предметы, имеющие символическое значение («символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника.

Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, ибо открывает возможность творческого поиска. На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как специфической функции человеческого бытия.

Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:

1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры), «multicultural studies» (изучение культурного многообразия), «cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.

2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.

Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой

реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других социогуманитарных наук.

Нужно отметить, что трудности выделения, как объекта, так и предмета исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом, можно изучать различными методами.

Структуру культурологии можно выделять разными способами:

1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология и гуманитарная культурология.

2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами)

3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история культурологических учений, в) социология культуры, г) культурная антропология, д) прикладная культурология.

В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки.

Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Задачами современной культурологии являются: с одной стороны, способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, а с другой стороны, формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей – профессии полноценного члена общества.

Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:

1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного культурного феномена в общий социокультурный контекст);

2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению);

3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития социокультурного процесса, возможное управление им);

4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта, осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной компетентности).

Основными принципами современной культурологии являются:

- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и объяснения;

- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного, отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;

- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений, невозможность «окончательных», единственно верных определений;

- принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея патриотического воспитания);

- междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь