Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос Художественная жизнь Урала 2ой половины 19 века



Искусство на Урале в 19 веке

В связи с нуждами промышленности особо важное значение на Урале приобрела горнозаводская графика. Работы уральских чертежников имели и имеют не только научно-техническое значение; вне всякого сомнения, весьма значительна и их художественная ценность. Они являлись выражением не только передовой русской инженерной мысли, связанной с бурным ростом промышленности Урала, но и отражением общих черт, свойственных русскому искусству тех лет. Наиболее интересными стали иллюстрации к рукописи В. Геннина «Описание уральских и сибирских заводов». Рисунки полны жизни и движения, хотя нередко первенствующее значение приобретает изображение какого-нибудь механизма. Жизненность впечатлений, несомненно, создается благодаря метко переданным фигурам рабочих, проделывающих самые разнообразные операции.

В заводской графике Урала второй половины XVIII в. происходит постепенное выделение пейзажа как жанра графического искусства. Его отделение от и сохранение лишь некоторых чертежных приемов в прорисовке зданий, несомненно, являлось отражением становления в русском искусстве пейзажа как самостоятельного его вида. Возникновение уральского чугунного художественного литья было связано с необходимостью удовлетворить самые насущные потребности местного населения и молодой уральской промышленности. В продукции уральских заводов первых десятилетий XVIII в. большое место занимают различные чугунные предметы домашнего обихода. Бурное строительство, которое велось тогда в России, требовало от заводов Урала чугунного литья как сравнительно простых, уже освоенных форм, так и более сложных, художественных. Чугунные архитектурные детали использовались не только для уральских построек, но и в большом числе направлялись в Петербург и Москву. Во второй половине XVIII в. чугунное художественное литье находит в русской архитектуре значительное применение. В связи с развитием литейного искусства, накопившего к тому времени немало опыта в отливке художественных изделий, на Урале начинается производство более сложного литья. Все смелее и настойчивее делаются попытки освоить производство чугунных статуй, бюстов. Важным центром уральского художественного чугунного литья во второй половине XVIII в. становится Нижний Тагил. Именно здесь в середине 60-х годов делаются попытки отливки чугунных статуй. Одним из самых интересных и значительных произведений уральцев явились чугунные «готические» ворота, выполненные в 80-х годах на казенном Каменском заводе для Царского Села. Своеобразная отрасль уральского искусства — изготовление медной посуды, украшенной орнаментом. Ее развитие диктовалось жизнью: она должна была удовлетворить все возраставшие потребности населения Урала на предметы быта. По специальному указу 1728 г. посуда поступала и в Сибирскую губернию, где на нее был большой спрос. Широкую известность получила посуда уральских мастеров с заводов И. Осокина и А. Ф. Турчанинова. Из меди изготовляли четвертины, ендовы, братины, блюда, солонки, чайники, кумганы, а позднее подносы, стопы, ларцы, Первые уральские изделия из меди не отличались богатством формы и орнаментальных украшений, что было обусловлено самой начальной стадией освоения производства. В этом отразилась простота петровского быта, те изменения, которые происходят в ту эпоху в русском декоративно-прикладном искусстве. К периоду расцвета стиля барокко 40— 50-х годов XVIII в. формы сосудов усложняются, а барочная орнаментация медной посуды достигает удивительного разнообразия. Одна из самых замечательных ветвей художественной культуры XVIII— XIX вв. Урала — камнерезное искусство. В России издавна существовала богатая и своеобразная «культура камня». В XVIII в. появляются специальные камнерезные фабрики. Их возникновение в Петергофе (1725 г.) и на Урале было подготовлено развитием русской архитектуры и прикладного искусства. В 30-е годы XVIII в. художественная обработка камня приобретает на Урале широкий размах и четкие организационные промышленные формы. Первыми изделиями, приготовленными в конце 20-х годов на Урале, были мелкие предметы из твердых пород. Гранились мурзинские топазы, сердолик, горный хрусталь и т. д. С открытием и началом разработки новых месторождений мраморов на первое место в обработке камня выходит мрамор, сохраняя первенство до конца XVIII в. Однако постепенно усиливается интерес к различным породам красочных яшм. В первые годы существования фабрик изготавливались простые по своим формам изделия, главным образом мраморные доски. Более сложные формы вследствие слаборазвитой техники были еще не доступны. Крупнейшим достижением уральских мастеров явилось изготовление деталей декоративного убранства Мраморного дворца А. Ринальди (1770-е годы), сооружение Сибирской галереи (1770-е годы) для Царского Села и др. Во второй половине XVIII в. уральские камнерезы делают из мрамора не только крупные архитектурные детали, но и предметы внутреннего убранства, например вазы, чаши, столешницы. Одновременно в уральское камнерезное искусство проникают и другие художественные формы, свойственные античности и классицизму: различные пирамиды, обелиски и т. д. Такие формы были свойственны и художественному фарфору той эпохи, и многим живописно-декоративным произведениям. Наряду с формами классики в камнерезном искусстве Урала можно заметить и увлечение сентиментализмом и ранним романтизмом с их культом естественной природы. Велико значение изобретательской мысли, художественного творчества выдающихся уральских мастеров И. Сусорова, И. Патрушева, С. Ваганова, М. Колмогорова и др. Им уральское камнерезное искусство обязано своим быстрым расцветом. В XVIII в. в период бурного расцвета уральской промышленности возникает и развивается роспись металлических изделий. Такого искусства не знали на Урале в прошлые века, это была его новая форма, рожденная новым временем. Центрами ее развития были Невьянск, Нижний Тагил. Начало искусства росписи уральских железных подносов и других предметов следует отнести не позже чем к середине XVIII в.. так как уже в 1770 г. оно достигает широкой известности. К концу XVIII в. вокруг демидовских заводов сложилась целая промышленность, занимающаяся изготовлением росписных железных изделий. Одновременно с живописью по металлу в Нижнем Тагиле украшались росписью и деревянные чашки, стаканы и т. д. С первых же шагов этого искусства на Урале определились излюбленные мотивы. С большим мастерством уральские живописцы наносили на подносы разнообразные растительные орнаменты, особенно любили они изображать красочные букеты цветов. Этот мотив сохраняется в живописи нижнетагильских мастеров, претерпев, разумеется, определенную эволюцию. Особое мастерство в росписи металлических изделий в Нижнем Тагиле проявила семья Худояровых. Одному из них народная молва приписывает честь изобретения знаменитого хрустального нижнетагильского лака. В 1800—1860 гг. на Урале получает дальнейшее развитие художественное образование. Во многих местных училищах и школах, как и прежде, преподавалось рисование, что способствовало формированию художественного вкуса и дарования учащихся. Зародившийся в XVIII в. в Нижнем Тагиле и Невьянске промысел по росписи железных изделий переживает в Рис. 89. Кувшин. Суксунский завод, Нижнем Тагиле в первой половине сер. XVIII в. XIX в. вершину своего подъема. Изготовлялись металлические шкатулки, свадебные сундучки, расписанные орнаментом или сюжетными сценами, подносы, столики, солонки. Часто расписывались даже кувшины и др. Успехом пользовались и такие лакированные изделия, как масленки, сухарницы. Центральное место среди лакированных изделий принадлежит металлическим подносам, украшенным яркой нарядной живописью. Нижнетагильские подносы имеют свои характерные черты: часто встречающийся высокий борт с прорезанными краями, вызолоченный растительный орнамент, обрамляющий живописное изображение, расположенное в центре. Иногда роспись наносилась при помощи трафарета, который вырезали на бумаге. Уральские живописцы часто использовали в качестве образцов эстампы. Но значительная часть мотивов росписей навеяна природой. Заметное развитие в уральской живописи первой половины XIX в. получает пейзаж. Виды уральских заводов, созданные в тот период, уступают аналогичным произведениям известных русских пейзажистов. Но и они все же составляют очень важное звено в развитии пейзажа как жанра искусства на Урале. Они прокладывают линию от тех картографических изображений уральских заводов, которые существовали в уральской графике XVIII в., к художественно-поэтическому образному изображению природы Урала. Пробудившийся после Отечественной войны 1812 г. интерес к народной жизни в сильной мере способствовал расцвету жанровой живописи в русском искусстве. Многие художники изображают сцены народного быта. Уральские крепостные живописцы, хорошо знавшие тяжесть подневольного труда, были одними из первых в русской живописи, кто обратился к показу жизни индустриального рабочего, оглушенного грохотом огромных фабричных молотов, освещенного кровавыми отблесками раскаленного металла, согнувшегося под тяжестью носилок, груженных рудой. В лучших картинах уральцев звучит социальный протест, рождавшийся из правдивого показа тяжелых условий труда. Одной из наиболее ярких страниц уральской художественной культуры, обобщившей основные направления и этапы уральской живописи первой половины XIX в., является творчество нижнетагильских крепостных художников Худояровых. Очень выразительна картина П. Худоярова «Листобойный цех» (1830-е годы). Особый смысл и значение получают жанровые сценки, обличающие «сильных мира сего» (И. Дощанников из Усолья и др.)В XVIII — первой половине XIX в. на Урале продолжает развиваться традиционное искусство иконописи. Можно с полным основанием говорить о существовании в то время невьянской иконописной школы. Возникнув как центр металлургического производства, Невьянск вскоре превратился в один из крупнейших организационных и культурных центров уральского старообрядчества. Свидетельством того, что речь идет именно о местной школе, служит не только наличие излюбленных иконографических типов, характерных стилистических признаков и приемов темперной техники, но и преемственность в передаче из поколения в поколение на протяжении почти двух столетий иконописного мастерства, выразившаяся в существовании династий иконописцев. Наиболее известными были Богатыревы и Чернобровины. Основным заказчиком на иконы выступала старообрядческая торгово-промышленная верхушка общества — заводовладельцы. золотопромышленники, купцы. Невьянская иконопись, несмотря на строгую каноничность и известную обособленность от общих художественных процессов, была тем не менее с ними связана и развивалась в соответствующих стилистических формах. Будучи типологически связана со стилем барокко и сохраняя барочные признаки вплоть до середины XIX в., хронологически невьянская школа периода ее расцвета на рубеже XVIII—XIX вв. совпадает с развитием в русском искусстве классицизма, также проявившегося в ее стилистике. Одновременно в икону проникают и реалистические тенденции: они в отражении местного этнического типа, элементах реального уральского пейзажа. Отражая меняющееся мировоззрение старообрядчества, усиление влияния официальной церкви и светских начал жизни, невьянская икона постепенно эволюционировала от сакрального явления в сторону декоративного искусства. Развитие художественной обработки камня на Урале в первой половине XIX в. ясно видно даже при простом перечне изделий, выпускаемых в те годы. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» — изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентийской мозаики, «резного художества» — искусство изготовления камней. Нарождается новая отрасль — приготовление «накладок»: пресс-бюваров, красочных натюрмортов из различных камней. Нельзя не отметить и значительную роль декоративной бронзы. Художники или архитекторы, работая над проектом вазы, всегда учитывали и рисунок бронзовой отделки. При сравнении изделий XVIII и первой половины XIX в. ясно видна линия развития уральского камнерезного искусства, рельефной орнаментики и бронзовых украшений. Она идет от простых строгих ваз рубежа XVIII—XIX вв. ко все большей орнаментальной насыщенности и декоративности (исключение делается только для произведений, выполненных в технике «русской мозаики»). Искусные мастера стремились к тому, чтобы орнаментация не перебивала природный узор камня, а, напротив, способствовала бы наиболее полному выявлению его красоты. Успехам в развитии художественной обработки камня на Урале во многом содействовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова, А. Теребенева, К. Тона и др. Вазы и чаши, бесспорно, занимают первое место среди изделий фабрики. В них с особенной ясностью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов. Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок. Вазы делали из голубоватой темноволнистой яшмы, голубоватой темноструйчатой, палевой и малиновой яшм, калканской серо-зеленой и кошкульдинской красно-зеленой яшмы, родонитаорлеца, бархатного малахита и др. Значительное место среди изделий уральских камнерезов занимают большие торшеры, предназначенные для дворцовых интерьеров, и небольшие настольные канделябры. Гордостью Екатеринбургской гранильной фабрики являются изделия из малахита, лазурита и яшм, сделанные способом «русской мозаики». Они выполнены с исключительным мастерством. Колоссальная малахитовая ваза (1842 г., Гос. Эрмитаж) — одна из лучших. Это характернейший образец искусства уральских малахитчиков. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, темные и светлые волнистые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую светлой изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зеленые волны. Не менее интересны работы из лазурита. Они выполнялись главным образом в 1840—1850 гг. Первое место среди них занимают две парные огромные вазы из бадахшанского лазурита (Гос. Эрмитаж). Первая половина XIX в.— период наивысших достижении уральского камнерезного искусства. На Урале работают замечательные мастера — художники камня, обладавшие большим творческим даром и художественной культурой. Русская архитектура первой трети XIX в. переживала подъем. Этому способствовали необычайный размах градостроительства, создание грандиозных архитектурных ансамблей, пронизанных пафосом гражданственности. Для более глубокого раскрытия идейного замысла архитектуры широко применяли скульптуру, использовали чугунное литье. Чугун становился не только важным строительным материалом, но и пластическим, блестяще использованным русскими архитекторами. Формы и практическое назначение уральского литья были многообразны, стилистически же оно, разумеется, было тесно связано с высоким классицизмом. В первой половине XIX в. большого подъема достигло чугунное парковое литье: скамейки, диваны, кресла, вазы. Много прекрасных образцов было в парках Петербурга, подмосковных усадьбах. К числу наиболее разнообразных по назначению и художественным формам произведений чугунного литья Урала относятся решетки. Их чугунный узор украшал балконы, сады, заводские цеха. В совершенстве освоив технологию литейного искусства и глубоко проникнув в пластические тайны чугуна, уральцы использовали его для создания крупномасштабных и композиционно сложных монументов. Значительным собранием уральской монументально-декоративной чугунной скульптуры стали знаменитые подмосковные Кузьминки. Здесь была развернута целая чугунная сюита, ярко свидетельствовавшая о высоком и совершенном искусстве уральских рабочих, владевших всеми формами чугунного литья — от обычной решетки до великолепной монументально-декоративной скульптуры. Особый художественный интерес и большое историческое значение имеет работа мастеров Урала над произведениями выдающегося русского скульптора П. К. Клодта. Можно без всякого преувеличения сказать, что его конные группы стали вершиной уральского художественного чугунного литья первой половины XIX в. С их появлением была решена проблема применения чугуна в монументально-декоративной скульптуре, возникшая, как уже говорилось, еще в XVIII в. при отливке декоративных фигур на уральских заводах. Грубоватость форм, тяжеловесность литья ушли в прошлое, уступив место хорошо моделированной пластической форме. Одновременно с развитием монументально-декоративных форм в уральском художественном чугунном литье происходит зарождение камерного чугунного литья. К концу 50-х годов художественное чугунное литье отмечено замечательными достижениями как в области монументальной скульптуры, так и в области станковой. Оно было способно решить самые сложные художественные и технические задачи. Это обеслечило его исключительный расцвет во второй половине XIX в., связанный с Каслинским заводом и знаменовавший высшую точку подъема всего русского художественного чугунного литья. Изготовление художественного оружия из сварочного булата — «красного железа» — было известно в России еще в XVII в. Прекрасные образцы художественного оружия дали в XVIII в. знаменитые тульские мастера. Урал не был родоначальником русского украшенного холодного оружия, но стал продолжателем его замечательных традиций. Идея о создании специального центра по изготовлению оружия на Урале родилась еще в XVIII в. Однако по разным причинам она тогда не была осуществлена. В начале XIX в., когда земли Европы сотрясал грохот наполеоновских войн, эта мысль вновь вызвала интерес. В 1814 г. началось строительство фабрики белого оружия в Златоусте. Для первых изделий златоустовской фабрики характерно влияние немецкого украшенного оружия, и в первую очередь Золингена. Вместе с тем уральские художники смело вводят в художественное оформление оружия не только орнаментальные мотивы, преобладавшие у немецких оружейников, но и сюжетные сцены. В этом отношении они выступили подлинными новаторами, что было замечено уже современниками. Значительное место в искусстве граверов Златоуста заняли батальные сцены. Пристальное внимание к военно-патриотическим темам было связано с 10- и 50-летием Отечественной войны 1812 г. Примечательно, что изображение военных сцен лишено всякой аллегоричности и символики и носит реалистический характер, что заметно выделяет златоустовскую гравюру в тогдашнем русском искусстве. В 30—40-е годы происходят заметные стилистические изменения: типичным становится стремление к чистой поверхности булатного клинка, в 40—60-е годы господствующее положение заняла художественная насечка. На Златоустовской фабрике работали замечательные мастера-умельцы, народные художники. Выдающимся гравером был И. Бушуев, с именем которого связано формирование принципов художественного оформления оружия в Златоусте. Новой ветвью уральского искусства стала декоративно-прикладная и художественная бронза. Одним из первых бронзолитейное производство начал Верх-Исетский завод. Наибольших успехов оно здесь достигло в период 1818—1820 гг., когда во главе его стоял Л. Антонов. Бронза, изготовленная заводом, носит в большинстве случаев декоративно-прикладной характер. Самыми распространенными были украшения к различным предметам: лакированным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам. Стилистически они были типичны для декоративных форм высокого классицизма 20—30-х годов XIX в. Во главе нижнетагильского бронзолитейного производства стоял Ф. Звездин — выдающийся уральский литейщик, обладавший высоким художественным вкусом и талантом подлинного художника и безупречно владевший техникой литейного дела. В связи с производством украшенного оружия на Златоустовском заводе началось в 20-х годах и изготовление прикладной бронзы, необходимой для художественного оформления эфесов. Художественная и прикладная бронза хоть и не достигла такого размаха и уровня на Урале, как гравюра па стали, камнерезное искусство и т. д., но стала все же существенной частью его культуры. Освоение ее производства не прошло бесследно и для дальнейшего развития уральского чугунного литья, способствуя его художественности. Как и другие виды уральского искусства, бронза отразила творческие искания мастеров Урала. Она значительно расширяет наши представления о развитии бронзолитейного искусства в России в первой половине XIX в.. Еще в XVII в. на Урале было известно керамическое производство: изразцы, сделанные уральскими мастерами, украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. Так, в Свято-Троицком соборе в Соликамске (1703—1710 гг.) над северным крыльцом шел изразцовый пояс, изображавший фантастических птиц. Развитие уральского фарфоро-фаянсового производства было вызвано усилившимся спросом населения. Природные же богатства Урала давали возможность для организации фарфоро-фаянсовой промышленности — во многих районах края находились залежи белой Глины, необходимой для производства. Одной из первых фарфоро-фаянсовых фабрик на Урале явилась мастерская в Нижнем Тагиле. Ее организация относится еще к 1810 г. Мастерская выпускала фаянс. Значительная роль в развитии уральского фарфора и фаянса принадлежит фабрике Фетисовых в Шадринске. Она была основана в конце 1822 г. и просуществовала, видимо, до 1850 г. Ее изделия были довольно разнообразны: посуда из фарфора — чашки, чайники, молочники, полоскательные чашки, сахарницы, тарелки, солонки. Помимо посуды, делались курительные трубки. Особый интерес представляют данные о том, что фабрика выпускала на продажу довольно значительное количество детских фарфоровых игрушек. Разнообразен был ассортимент и фаянсовых изделий: тарелки, блюда, миски, разные мелочные изделия. Следует отметить, что в количественном отношении предметы из фаянса занимали господствующее положение. Продукция фабрики продавалась на Урале, в Сибири, Средней Азии, особенно в Бухаре. В 1848 г. неподалеку от Каменского завода была создана новая фарфоро-фаянсовая фабрика Г. А. Ушакова. Она просуществовала примерно до 1861 г. Чайная и столовая посуда фабрики Ушакова пользовалась довольно большим спросом. В художественном отношении изделия этой фабрики не отличались оригинальностью. Таким образом, искусство промышленного Урала знаменовало собой одно из самых значительных достижений русской художественной культуры того времени. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, незаурядное его мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского искусства.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века
  2. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века.
  3. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  4. VI. 1. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  5. VI. Гуманизм как гуманное самовосприятие: исполнившаяся жизнь
  6. VIII. Условия изменения человека и черты нового человека
  7. XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
  8. XIV. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа
  9. Адаптация человека к организационному окружению
  10. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века.
  11. Английское искусство XVIII века.
  12. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь