Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как различные культурологи определяют главный субъект культуры-человека? Чем обусловлено различие определений?



Ответы к зачёту по культурологи

Как различные культурологи определяют главный субъект культуры-человека? Чем обусловлено различие определений?

Человек является главной составляющей культуры. Во все времена человек рассматривается как создатель и носитель культуры. Но различные мыслители определяют его по-разному.

«Это социальное животное» Аристотель. - Аристотель определил человека как общественное существо, изолированный от общества человек меняет свою сущность. И в то же время он подчёркивает, что человек обладает животным происхождением.

«Это символическое животное» Кассирер. – Кассирер отмечает, что только человек создаёт символы- все стороны духовной и материальной культуры.

«Это тварь божия» Религиозная философия.- Человек был создан по образцу и подобию божиему.

«Это вершина эволюции» Ч.Дарвин.- Для Дарвина человек -несомненно существо биологическое, природное, которому удалось приобрести более развитое сознание в результате различных изменений в процессе естественного отбора. С его т.зр. в борьбе за существование выживают наиболее сильные.

«Мутант во вселенной», «Авантюра природы» М. Шеллер.- Шеллер считает, что человек более ослаблен потому что в процессе эволюции у него исчезают многие приспособительные свойства, ослаблены все органы чувст, исчезает шерсть, ослаблены все инстинкты и они не становяться регуляторами поведения.

«Это биосоциальное существо», «Это биосоциокультурное существо» Э.Фромм.- Фромм отмечает, что именно чрезвычайная развитость мозга компенсирует низкий уровень инстинктивного ограничения поведения человека. В результате глобального похолодания происходят миграция всего живого в те места, которые приспособлены для дальнейшего выживания. Там наименее приспособленная часть оказалась вытесненной из привычной среды. У оставшейся части стали происходит мутации. Мутации коснулись роста клеток головного мозга- увеличения его площади. Он говорит, что человека ведет по жизни его разум. И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество – самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей.

Назовите известные вам теории происхождения человека.

Эволюционная теория.

Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т.д. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.

 

Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека:

· периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.);

· существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);

· стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.).

· Развитие современных людей (неоантропов).

Теория творения (религиозная концепция)

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают теорию творения с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

 

Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Каково происхождения понятия «культура»? Какие аналогичные понятия имеются в других языках и культурах?

 

Понятие культуры возникло после того как люди осознали что в мире есть нечто, отличающееся от природы. Этот термин впервые ввёл и употребил в трактате «Земледелие» римский поэт Катон в 3 веке до н.э. Он противопоставил то, что создали люди тому, что существует как природное начало. Для римлян противоположностью понятию cultura(возделывание земли) было понятие natura(природа). Вплоть до 17 века термин употреблялся с различными дополнениями: juris cultura(выработка правил поведения), lingua cultura(совершенствование языка), cultura litterari(выработка правил письменности), agri cultura (обработка земли). В 17 веке историк и юрист Самюэль Пуфендорф употребил термин без дополнений.

В других языках тоже возникают похожие термины:

· В Греции -пайдейа. Этим понятием они прежде всего обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. С их точки зрения, грубая естественность варвара –результат его почти природного состояния, эллин же –человек, который воспитан как гражданин полиса(город гос-ва в Др. Греции, город-крепость, где хранились еда и оружие): ему присущи чувство гордости за своё гос-во, состояние свободы, владение красивым певучим языком, поклонение величественным богам, общественный образ жизни. «Пайдейа» -это прежде всего воспитанность и образованность. Эллин обязан соблюдать все правила полюса: участвовать в собраниях, обрядах, принятиях решений в военных действиях, присутство

вать на спектаклях, а также знать всех олимпийских богов и как с ними общаться.

· В Китае –жэнь. Жэнь – это человеколюбие, качество не являющееся врожденным, оно воспитывалось. Этим качеством обладал благородный муж(Цзюнь-Цзы). Этому понятию противоположно сяу жэнь(низкий человек).

· В Индии –дхарма. Дхарма – это космический моральный закон, по чьей воле человек рождается в том или ином сословии(варне): брахманы(жрецы, учителя, получившие всю мудрость от богов), вайшьи(земледельцы), …..(воины и военочальники). Впоследствии эти варны разделились на касты.

Рождение в определённой варне предполагало и соответствующее сословное поведение – карму. Человек, согласно представлениям индийцев, не умирал, а попадал в процесс вечного перерождения – сансару. Для индийцев культура связана с положением людей в обществе. Дхарме противостоит неживая природа.

· Арабский восток –ильм. Ильм –просвещённость, спокойствие, добродетель, рассудительность. Противоположное понятию ильм – джахилийа (грубость, невежество, жестокость)

 

Таким образом, вместе с культурой возникают различные понятия её обозначающие и все они называют искусственно выработанные или созданные стороны человеческой жизни.

 

Природа и культура.

Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.

Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.

Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры.

На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя.

Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась как объект производственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно.

Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.

Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало.

 

5. Дайте определения понятиям: человек, индивид, индивидуальность, личность.

1.Индивид – отдельно взятое абстрактное существо.

2.Индивидуальность- неповторимость данного человека по отношению к другим. Такая неповторимость бывает врождённой (внешность, анатомические и физиологические способности, особенности нервной системы, скорость протекания реакций). Гепократ выделил несколько типов индивидуальностей:

· Халерик – все реакции ускоренные, сильные и длительные

· Сангвиник – все реакции быстрые, сильные, но не стойкие

· Меланхолик- все реакции замедленные, слабые и не стойкие

· Флегматик – реакции слабые, замедленные, но не стойкие

На основе нервной системы вырастают и особенности психики и мышления. Кроме того есть социально-обусловленные формы индивидуальности – характер(социально-обусловленная система поступков), опыт. Каждый из темпераментов проявляется в характере в связи с воспитанием.

3.Личность – это индивидуальность в процессе продуктивной реализации всех своих задатков, возможностей, способностей.

4.Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Это понятие используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Основные характеристики: особое строение организма, способность к трудовой деятельности, наличие сознания.

 

Культура производства

Культура производства - наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. Прежде всего в процессе человеческой деятельности создаются орудия труда.

1. Культура орудий труда(техническое оснащение). Орудия труда, возникнув однажды не останавливаются в процессе своего изменения и изменяются для повышения производительности труда. Но совершенствуясь ставят перед человеком новые задачи и ему приходиться тоже совершенствоваться

2. Культура процесса труда (технологическая, управленческая) – культурное развитие труда. В процессе труда требуется управление. Управляющий должен видеть, формулировать и решать задачу:

· Нужно знать возможности каждого сотрудника

· Нужно чтобы были ликвидированы основы для конфликта

· Надо уметь поддерживать дисциплину

· Надо уметь наказывать и поощрять

3. Культура продукта труда (экономическая, эстетическая)

Каждый произведённый предмет, представляет собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Продукты должны стоить столько, сколько за них можно заплатить. Продукт труда должен соответствовать критериям. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос.

 

Культура быта

Культура быта – это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность-дизайн.

Другой стороной быта является отношение к окружающей среде

 

Ответы к зачёту по культурологи

Как различные культурологи определяют главный субъект культуры-человека? Чем обусловлено различие определений?

Человек является главной составляющей культуры. Во все времена человек рассматривается как создатель и носитель культуры. Но различные мыслители определяют его по-разному.

«Это социальное животное» Аристотель. - Аристотель определил человека как общественное существо, изолированный от общества человек меняет свою сущность. И в то же время он подчёркивает, что человек обладает животным происхождением.

«Это символическое животное» Кассирер. – Кассирер отмечает, что только человек создаёт символы- все стороны духовной и материальной культуры.

«Это тварь божия» Религиозная философия.- Человек был создан по образцу и подобию божиему.

«Это вершина эволюции» Ч.Дарвин.- Для Дарвина человек -несомненно существо биологическое, природное, которому удалось приобрести более развитое сознание в результате различных изменений в процессе естественного отбора. С его т.зр. в борьбе за существование выживают наиболее сильные.

«Мутант во вселенной», «Авантюра природы» М. Шеллер.- Шеллер считает, что человек более ослаблен потому что в процессе эволюции у него исчезают многие приспособительные свойства, ослаблены все органы чувст, исчезает шерсть, ослаблены все инстинкты и они не становяться регуляторами поведения.

«Это биосоциальное существо», «Это биосоциокультурное существо» Э.Фромм.- Фромм отмечает, что именно чрезвычайная развитость мозга компенсирует низкий уровень инстинктивного ограничения поведения человека. В результате глобального похолодания происходят миграция всего живого в те места, которые приспособлены для дальнейшего выживания. Там наименее приспособленная часть оказалась вытесненной из привычной среды. У оставшейся части стали происходит мутации. Мутации коснулись роста клеток головного мозга- увеличения его площади. Он говорит, что человека ведет по жизни его разум. И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество – самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь