Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА



Мир через культуру

ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

«Продукты природы — то, что свободно произрастает из земли.

Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и

засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что

возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному

росту.

Противоположностью природе в этом смысле является

культура, как то, что или непосредственно создано человеком,

действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже

существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради

связанной с ним ценности». Г. Риккерт

«Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений,

отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и

служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию

отношений между людьми». 3. Фрейд

" Наука о культуре должна вобрать в себя множество поднаук и

объединить их в единую великую науку". Джеймс Фейблман

 

Культурологический метод анализа

Более того, к настоящему времени сформировался и собственно культурологический метод анализа, который используется не только в

специализированных исследованиях культуры, но и в других областях знания (мы покажем это в разделе о культурологии техники).

Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что " культурный" человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации (когда, например, в блоке новостей диктор сообщает: " А теперь о новостях культуры и спорта" ), бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.

Что же касается собственно культурологического метода анализа, то отметим, что он находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический (а не исторический, искусствоведческий, филологический, например) аспект исследования феномена культуры, так как культурология — интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. И все же можно считать, что культурология, находящаяся в поле напряжения между

социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной

Культурологии

Наиболее распространенным определением культурологии является ее

понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры

Это определение хотя и не противоречит истине, но все же односторонне представляет предмет. Оно скорее относится к сфере философии культуры, задача которой как раз и состоит в изучении предельных абстракций бытия и мышления. Но " в культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род и способ творчества. А поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры", — пишет Б.С. Ерасов, отмечая несводимость культурологической проблематики к изучению ее обобщенных параметров. Более того, не очевиден и научный статус культурологии. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии, которая изучает цивилизационные формы бытия культуры, ее нормы, традиции, социальные институты. Следование научной методологии в данном случае

является обязательным и затрагивает как объект, так предмет и метод

концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения.

Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления

обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира,

эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре или, напротив, хотим понять индивидуальное, уникальное преломление социокультурных феноменов, выбирается и гносеологический аспект культурологии — либо социальный, либо гуманитарный.

Независимо от того, в социальном или гуманитарном плане решается проблема, — обе отмеченные полярности присутствуют в качестве предельных абстракций развития культурологической мысли. Этим обусловлена и некоторая внутренняя противоречивость предмета и метода культурологии.

В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий

Культурологии?

Основной категорией культурологии является понятие культуры. Его

определения разнообразны: от простого противопоставления природе до

дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы выявленных ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится

обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы

становления культуры и ее осмысления. Основная идея может быть

сформулирована как творение логоса и преодоление хаоса в бытии культуры.

" Культура не есть нечто возникающее из хаоса, — писал наш современник,

оригинальный мыслитель, философ Мераб Мамардашвили. — Хаос и бескультурье не сзади, не впереди, не сбоку, а окружают каждую историческую точку. Так же, как в математике рациональные числа окружены в каждой точке иррациональными числами... хаос... окружает каждую точку культурного существования внутри самой культуры. И дополнительным, все время восполняющим условием культуры является свершение, всегда случайное — именно такого рода живых состояний...

которые сами по себе не являются ценностными, полезными, а являются тем, что Кант называл " бесконечными ценностями" или " бесцельными целями"... Если эти акты не совершаются, если не находится в культуре достаточного числа людей, способных на поддержание этого на вершине собственного усилия, то ничего нет.

А если что-то и есть, то это всего лишь тени, неотличимые от живого"

По ассоциации вообразим себе культуру как бесконечный сад, в котором

созревает и погибает, произрастает и увядает великое множество даров природы.

Нужны желание садовника, его терпение, ум, трудолюбие и эстетический вкус, чтобы стал этот сад благоухающим, плодоносным, дарующим радость и красоту.

Но стоит ему лишь на время прекратить работу, как зарастет земля бурьяном, одичает флора, осыплется урожай.

Логос в его противопоставлении хаосу — одна из основополагающих категорий культурологии. " Это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке"

Смысл этого термина многозначен, полифункционален и

содержательно неисчерпаем. Понятие логоса мы встречаем в библейских и

мифологических текстах, филологических и философских трудах, художественных и исторических книгах.

Представление о логосе древних дает А. Ф. Лосев в своих переводах античных авторов. "...Весь этот бурлящий хаос первоогня имеет для себя также и свое собственное основание, свой собственный смысл, свой логос", — пишет он, комментируя Гераклита (VI в. до н.э.). В текстах последнего, по некоторому предположению, впервые был введен этот термин, понимаемый в качестве истинного слова, смысла, гласа Космоса, бытия, Бога в противовес пустым и неразумным человеческим речам. По Аристотелю

(IV в. до н.э.), душа есть " сущность как логос", обеспечивающий признание

ее в качестве неделимой сущности. Согласно Порфирит (II в. н.э.), душа

также — логос, или " осмысляющим образом действующий принцип". " Из

той небесной чаши, в которой замешаны все божественные, демонические

и человеческие души, в результате действия " демиургических (демиург —

творец, мастер) логосов" каждый тип души " получает в удел подобающую

себе меру своей связи [с космическим целым]", — продолжает свои

комментарии А. Ф. Лосев со ссылкой на Ямвлиха(II в. н.э.).

В античных текстах логос трактуется как творящая космологическая сила,

универсальный организующий принцип бытия, его мера и смысл.

Одновременно это и творческая мысль, и конструктивная логика, и

действенное слово. Рождение логоса из хаоса, и проявление хаоса на фоне

логоса, возвращение к хаотичному состоянию, и новое возрождение логоса в

многообразии жизни — вечные и всегда современные проблемы культуры.

Культурологию интересуют способы преодоления глобального

противоречия между этими двумя состояниями мира. Интерпретируя данное

противоречие в духе античной традиции, определим культурологию как

учение о логосе культуры. На наш взгляд, эта дефиниция наиболее

корректно отражает ее предметное содержание. В дальнейшем, в теме

" Социокультурная динамика", мы остановимся на современной,

синергетической интерпретации понятия логоса, которое более принято в

этой парадигме определять как порядок.

Культурология не нивелирует, но и не приемлет за абсолют парадигмы

научной методологии, обретая относительную свободу выбора собственных

формально-логических и методологических принципов. Их суть — в

наблюдении, описании, раскрытии характеристик конкретной культурной

среды. Причем они как бы неявно упорядочивают, структурируют, налагают

ограничения на многообразие суждений, руководствуясь системой

ценностей. В этой связи такие эмоциональные и интеллектуальные качества

личности, как честность и искренность, интуиция и логическая стройность

мысли, впечатлительность и наблюдательность становятся показателем

профессиональной культуры и квалификации культуролога.

Итак, в методологическом аспекте культурология может быть определена как способ познания логоса культуры. Осмысление и описание логоса как

совершенного способа бытия культуры возможно лишь при сочетании логики и интуиции, интеллекта и эмоции, рационального и иррационального: сознательное применение противоположных познавательных процедур превращается в метод исследования. Способность к рефлексии, или самосознанию, придает черты логоса и самому мышлению.

Таким образом, концептуальное совпадение в понятиях логоса мысли и логоса бытия в пределе ведет к совпадению, даже к отождествлению предмета и метода культурологии. Степень развития дисциплины становится в данном контексте отражением степени самосознания культуры. С точки зрения такого подхода культурология может быть определена как мера самосознания логоса культуры.

Проблема профессионализма и профессиональной культуры в

современной жизни Чем более мощной по степени своего воздействия на природу становится техносфера, тем более строгие требования предъявляются к профессиональным качествам человека. Чтобы производственная деятельность существенно не нарушала экологический баланс, от специалиста сейчас, как минимум, требуется четкое выполнение технологических стандартов. В этих целях разрабатываются все более точные и сложные алгоритмы управления производством — своеобразный

" юридический" кодекс общения человека с машиной. Для апробации новых

научно-технических идей создается особая экспериментальная база, вследствие чего инновационная и репродуктивная деятельность оказываются разведенными в разные социальные ниши. В прошлом, в далекой предыстории техногенной цивилизации, такой дилеммы не возникало. Свидетельство тому — античная интерпретация древнегреческого термина " техне".

" Техне" — это, в понимании древних, и мастерство, и искусство, и знание. Так, античный мастер выступал одновременно в разных ролях: творца идеи и ее технического разработчика; художника, рисующего в своем воображении эстетический облик будущего предмета; и ремесленника, воплощающего свой идейный замысел в природном материале. Его талант был многогранен, но оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей.

Рукотворное искусство древности известно нам по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела, храмам и скульптурам, парусникам и

приборам наблюдения, по многим другим памятникам старины. Часто безымянные, они сохранили неповторимую индивидуальность авторского почерка, стиля, композиции. Правда, порою сокрытым от нас остался сам процесс создания шедевра.

Отношение к технологическим инновациям, к выбору приоритетов

цивилизационного прогресса зависит от типа культуры, национальных традиций, условий жизни. Природная склонность к философии или изящным искусствам одних народов, темпераментность или рассудительность других, практицизм или созерцательность третьих, а возможно, и какие-то другие особенности национального менталитета оказали решающее влияние на структуру и динамику техносферы.

Многое написано об особом месте России в мировой культуре. И в наши дни не затихают по этому поводу научные, политические, философские дискуссии.

Соединяя в своем географическом пространстве Восток и Запад, наша страна исторически была открыта к различным культурным веяниям, повлиявшим на своеобразие национального характера. Это нашло свое отражение в философских размышлениях героев классических романов, лиризме художественных полотен, в мистицизме и религиозности, в пролетарской революционной патетике и купеческом меценатстве. К сожалению, многие современные проблемы российской действительности порождены некомпетентностью и дилетантством, вероятно, тоже имеющими достаточно глубокие исторические корни. Непрофессионализм, бесцельность и элементарную лень невозможно победить властным усилием.

Предъявляемые к человеку требования в лучшем случае регламентируют его

работу в меру собственного понимания и представления об ответственности.

Ответом на дисциплинарное давление извне может стать личностная

безответственность и стремление не столько быть, сколько выглядеть.

Ясно, что чем с большей некомпетентностью мы соприкасаемся, тем

квалифицированнее должны быть сами. Нужен профессионализм высокого класса, чтобы одолеть слепую, но порою весьма агрессивную стихию элементарной безграмотности. Необходимо научиться подчинять интересам дела свои мысли и поступки. В таком самоограничении, как писал выдающийся русский философ В. Розанов, воля находит для себя закон, а с ним и твердость действия, которой не знала прежде. Целеустремленность, собранность, четкость решений и действий не только характеризуют степень

профессионализма, но и придают жизни уверенность и оптимизм.

Итак, появление мощных технологий изменило понятие профессионализма:

глобальный характер технического действа не позволяет двигаться эмпирическим путем — методом проб и ошибок. Негативные последствия неверных шагов или непродуманных решений необратимы. Профессиональный уровень специалистов— их знания, квалификация, мастерство — служат гарантом надежности, стабильности и перспективности технических систем.

Не претендуя на исчерпывающую характеристику, отметим, что

профессионализм — это:

— практическая адаптация работника к производственной системе,

дисциплинированность, овладение технологическими операциями;

— способность обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность;

— совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации;

— корректное принятие решений в проблемных ситуациях. Профессионализм составляет необходимое, но не достаточное условие профессиональной культуры.

Различие названных качеств напоминает отношения мастера и подмастерья, когда один, располагая большей свободой выбора целей и способов деятельности, поручает другому более стандартную и технически регламентированную работу.

Культура специалиста развивается через практический опыт, но

интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, главная цель которого — достижение профессиональной компетентности. Данное понятие включает: во-первых, широкий информационный кругозор по избранной специальности; во-вторых, аналитический склад ума, способный устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами; в-третьих, Социологи считают, что интеллектуальные и технические инновации — это ответ на запросы общества. И в самом деле, социальные интересы и ценности,

настроения и предпочтения, нормы и традиции явно или неявно стимулируют прогресс одних и сдерживают становление других направлений деятельности, оказывают влияние на темпы роста и приоритеты. " Люди и техника, потребности и вещи взаимно структурируют друг друга — к лучшему или к худшему. В ареале той или иной цивилизации структуры индивида и общества связаны с технико-функциональными особенностями едва ли не универсальным законом", — отмечалЖан Бодрийяр.

В техносфере продолжается вся гамма естественных человеческих

возможностей — физической силы, чувств, интеллекта. Между тем, как

самокритично писал Т. Адорно, социологи слишком мало смыслят в технике, а техников требования сегодняшнего дня обязывают лишь изредка задумываться о подобных вещах. Особенно недостает, — подчеркивал он, — " общественного изучения самих процессов технического производства, а следовательно того способа, каким общественные мотивации входят в конкретный образ технических операций. И наоборот, новейшее социально-психологическое развитие оказывается весьма зависимым от сегодняшних форм технического производства, что относится к наиболее роковым аспектам научного разделения труда, но именно эти взаимосвязи все еще достаточно не проанализированы"

Развитие новых технологий по мере их усложнения обретает относительную

автономию за счет появления внутренних творческих импульсов, рождающих оригинальную техническую идею. Чтобы предотвратить рассогласование целей, недостаточно ориентироваться только на актуальные потребности общества или на конъюнктуру. Надо знать и понимать законы, динамику развития конкретного социума, прогнозировать его будущее. Чем более высокое место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем существеннее влияние принимаемых им решений на социальную организацию, образ и качество жизни, образование и ценностные приоритеты. Это означает, что собственно профессиональной компетентности может оказаться недостаточно, необходима компетентность социальная. Именно она становится исходной предпосылкой профессиональной культуры специалиста. Итак, овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.

Познавательной модели мира?

В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели.

Диатропическая познавательная модель рассматривает природу как сад, как ярмарку. Сад — это не только практическая, но и эстетическая ценность, а ярмарка— не только часть торговли, но и праздник. Диатропическая модель включает в себя и обобщает предшествующие ей познавательные модели. Как отмечает автор диатропической концепции Ю. В. Чайковский, ее идея очень стара. Языческий мир, в котором каждое божество ответственно за свою особую функцию, более диатропичен, чем позднейшее изобретение человеческого ума — монотеистический мир, отмечает он. " С осознанием диатропической модели мы приходим к тому взгляду на мир, какой был принят до рождения естествознания.

На этом пути мы вправе ожидать возрождения эстетического понимания

природы"

Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и

культуры состоит прежде всего в усвоении идеи спасения природы как идеи

религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.

Каковы существенные

Мир через культуру

ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

«Продукты природы — то, что свободно произрастает из земли.

Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и

засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что

возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному

росту.

Противоположностью природе в этом смысле является

культура, как то, что или непосредственно создано человеком,

действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже

существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради

связанной с ним ценности». Г. Риккерт

«Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений,

отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и

служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию

отношений между людьми». 3. Фрейд

" Наука о культуре должна вобрать в себя множество поднаук и

объединить их в единую великую науку". Джеймс Фейблман

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь