Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 16. Мир человеческих ценностей



 



Понятие ценностей, ценностных ориентаций и отношений.

Проблема типологии ценностей.

Факторы, влияющие на формирование и изменение ценностных ориентаций.

Основополагающие ценности человеческого бытия.

 

Методические рекомендации

 


Начать контрольную работу следует с четкого определения указанных в первом вопросе понятий.


Возможны краткий исторический экскурс в философию и выявление общей эволюции понимания этих


терминов.


Аксиология накопила большой опыт классификации ценностей (цели и средства, положительные и


отрицательные, материальные и духовные и др.) – это и должно стать содержанием второго вопроса.


В третьем вопросе необходимо акцентировать внимание на различных факторах, влияющих на


формирование и изменение ценностных ориентаций – от культурно-мировоззренческих до материаль-


ных.

 

Четвертый вопрос является одним из первостепенных для существования человечества в целом,


так как от его трактовки большинство ученых ставит в зависимость решение глобальных проблем со-


временности.

 


Литература

 


1 Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск, 1987.


2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.


3 Гуревич П.С. Человек и его ценности // Человек и его ценности. М., 1988. Ч. 1.


4 Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. С. 122 – 141.


5 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. С. 145 – 151.


6 Динамика ценностей реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 1996.


7 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.



 

 


 

 


Тема 17. Природа и общество

 


1 Философские образы природы: от древности до современности.


2 Природа живая и неживая: смысл и критерии различения.


3 Природные факторы существования и развития общества. Основные этапы взаимоотношений


общества и природы. «Первая» и «вторая» природа.


4 Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его


преодоления.


Методические рекомендации

 


Выполнение контрольной работы по этой теме следует начать с определения природы – в широком


и узком смысле слова. Приведите примеры эволюции представлений о природе не только в философ-


ской, но и в мифологической, религиозной и научной картинах мира.


При ответе на второй вопрос обратите особое внимание на современные научные представления о


сущности жизни, ее происхождении на Земле и во Вселенной.


Раскрывая третий вопрос, раскройте влияние переворотов в производственной сфере на характер


взаимодействия общества и природы. Перечисляя основные природные факторы социальной жизни, не


забудьте о роли народонаселения. Не ограничиваясь определениями «первой» и «второй» природы, по-


кажите динамику их взаимодействия в техногенной цивилизации.


Логическим завершением работы должен стать ответ на четвертый вопрос, в котором следует об-


ратить внимание не столько на тревожную статистику экологического состояния, сколько на выявление


истоков кризиса и его философское определение. Необходимо также привести примеры разнообразных


вариантов решения кризиса во взаимоотношениях общества и природы – от самых пессимистических до


оптимистических.

 


ЛИТЕРАТУРА

 


1 Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.


2 Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. Будущее и настоящее. М., 1984.

3 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.


4 Карпинская Р.С., Лисеев Л.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия.


М., 1995.


5 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.


6 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА / ПОД РЕД. П.П. ГАЙДЕНКО, В.В. ПЕТРОВА. М., 2000.



 

 


 

 


Тема 30 Общественное развитие как предмет


Философского анализа

 


1 Философские модели социальной реальности:


а) идеалистические подходы к анализу общества;


б) понимание характера общественной жизни в историческом материализме;


в) натуралистические и органицистские концепции исторического процесса.


2 Формационный и цивилизационный подходы к трактовке общественного развития.


3 Концепции общественного прогресса.

 


Методические рекомендации

 


Характеризуя философские модели социальной реальности ( первый вопрос) необходимо вначале


четко определить значение терминов «идеализм», «материализм», «натурализм» и «органицизм». Уточ-


ните, каким содержанием заполняются эти понятия в применении к анализу общественных явлений. В


качестве идеалистических моделей следует рассмотреть религиозно-философские концепции и взгляды


Г. Гегеля. Исторический материализм наиболее полно выразился в марксистских идеях. Натуралисти-


ческие и органицистские модели разрабатывались в позитивизме, концепциях Н.Я. Данилевского, К.Н.


Леонтьева.


Второй вопрос предполагает анализ подходов к развитию истории, разработанных в марксизме,


учениях О. Шпенглера, А. Тойнби, У. Ростоу и др. Постарайтесь выявить черты, наиболее характерные


для каждого из указанных подходов, сопоставьте их возможности в исследовании исторического про-


цесса.


Рассматривая проблему общественного прогресса ( третий вопрос ), обратите внимание на то, с по-


мощью каких критериев авторы прогрессистских концепций обосновывали восходящий характер разви-


тия человеческого общества.


Литература

 


1 Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995.


2 Белов А.В. Культура глазами философоворганицистов. Рос-тов н/Д, 2002.


3 Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 1997. № 1 – 6; 2001. № 4.


4 Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории // Философия и общество. 1998. № 2.


5 Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995.


6 Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы филосо-


фии. 2001. № 2.


7 Панфилов Т. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченность. //


Общественные науки и современность. 1993. № 6.


 

 


8 Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.


9 Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. № 8.


10 Элиас Норберт. О процессе цивилизации. СПб., 2000.

 

 



Тема 31 Общество как целостная


Система

 


1 Понятие общества в философии и социологии.


2 Основные сферы общественной жизни и способы их организации.

 


Методические рекомендации:

 


Первый вопрос предполагает выявление сходства и различий рассмотрения понятия «общество» в


философии и социологии.


При ответе на второй вопрос дайте анализ и краткую характеристику каждой из четырех сфер об-


щественной жизни:


а) экономическая жизнь общества и ее общественные формы;


б) сфера общения (социальная сфера) и ее общественные формы (типы социальных групп и со-


циальных общностей, социальная структура общества);


в) политико-правовая сфера и ее общественные формы (социальный институт и его характери-


стики, государство как политический институт, политика и общественная жизнь).


г) духовная сфера общественной жизни (духовные потребности и интересы, многообразие про-

 


явлений духовной жизни, особенности и формы духовного производства).

 


Литература

 


1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.


2 Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995.


3 Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.


4 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.


5 Коллинз Р. Социальная философия: Глобальная теория интеллектуальных изменений. Новоси-


бирск, 2002.


6 Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995.


7 Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова, 1991.

 

 


 

 


Тема 18. Философия истории

 


1 Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.


2 Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепци-


ях.


3 Проблема культуры и цивилизации.


4 Общественный прогресс и его критерии.

 


Методические рекомендации

 


В первом вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об исто-


рическом процессе. Начните с мифологических представлений о «мировом годе», затем перейдите к ан

тичной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования ис-


ториософских концепций в Новое время и в период классической рациональности.


Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических ис-


ториософских парадигм ( второй вопрос) можно распределить по направлениям в соответствии с ка-


ким–либо критерием: линейные и циклические; признающие «принцип всемирной истории» и трак-


тующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признаю-


щие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной стихии. В соот-


ветствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть «задействованы» в разных номинациях.


Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в «философии жизни», экзи-


стенциализме, марксизме, учениях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К.


Ясперса.


В третьем вопросе главная задача заключается в выборе критериев различения указанных понятий.


Необходимо коснуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. Понятие


«цивилизация» появилось в тесной связи с понятием «культура», поэтому при его анализе неизбежно их


сопоставление как парных категорий.


В четвертом вопросе следует отметить, что проблема направленности человеческой истории имеет


два решения – оптимистический (прогрессизм) и пессимистический, акцентирующий внимание на не-


избежной деградации человечества. Приведите аргументы представителей этих противоположных по-


зиции. Затем охарактеризуйте главные черты прогресса как типа развития, подчеркните его противоре-


чивый и неравномерный характер в разных сферах общественной жизни. В качестве вывода попытай-


тесь сформулировать наиболее важный, на Ваш взгляд, показатель прогрессивного развития.

 


Литература

 


1 Арон Р. Введение в философию истории. М., 2000.


2 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.


3 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.


5 Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.


6 Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.


7 Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993


8 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992..


9Пелипенко А.А., Яковенко Г.Г. Культура как система. М., 1998.


10 Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб., 2002.


11 Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.


12 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.


13 Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.


14 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Гл. 2.


15 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 76 – 84.

-


 

 


 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь