Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности помощи в догосударственный период мировой истории



Судя по научным данным в ходе человеческой эволюции люди современного типа (неантропы, кроманьонцы) сфор­мировались примерно 40—10 тыс. лет назад. Хотя человеко­образные существа (питекантропы, синантропы) появились 3 млн лет назад. Вопрос о прародине человечества и ныне остается дискуссионным. Исходя из находок костных остан­ков человекообразных существ древнейших и древних лю­дей, одни исследователи считают прародиной человечества Африку, другие — Южную Азию, третьи — область Среди­земноморья (северо-восток Африки, юг Европы и Азии). В настоящее время преобладающей является первая из этих трех научных версий.

В древнейшую эпоху, в период древнекаменного века (па­леолита) природные условия на нашей планете были не толь­ко неодинаковыми, но и изменчивыми. Это объяснялось в зна­чительной мере процессами оледенения. Некоторые ученые образование ледников связывают с поднятием суши, с измене­нием наклона земной оси, с уменьшением солнечной радиа­ции. В связи с этим климат становился суровее, увеличивалась влажность, что благоприятствовало образованию ледников. Громадные льды двигались от Ледовитого океана на юг, по­крывая огромные территории Европы, Азии, Северной Аме­рики. Высота ледникового шита достигала 1—2 км. Больше половины территории Европы занимали льды. Центром оле­денения стала Гренландия, поэтому в Северной Америке лед­ником была покрыта территория в три раза большая, чем в Европе и Азии. По той же причине оледенение в Северной Азии и Сибири было слабее, чем в Европе. В течение несколь­ких тысячелетий лед отступал к северу, способствуя возрож­дению и распространению человеческой жизни. На значитель­ной территории современной России ледник находился до IV тыс. до н.э.

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник начал таять. Переходный период от ледникового к современному климату ученые называют среднекаменным веком (мезолитом). Он занимает примерно промежуток от X до VII тыс. до н.э. Новый каменный век (неолит), с кото-


рым связана неолитическая революция (переход к произво­дящему хозяйству), датируется учеными VII— V тыс. до н.э. Простейшие формы помощи были характерны для пер-вобытн ых людей древнекаменного и среднекаменного веков. Они в отличие от человекообразных существ различали доб­рые и злые поступки. Тогда люди жили вразброд одиночными семьями и локальными группами, создававшимися на осно­ве кровнородственных связей. Лишь для крупной охоты объединялось несколько десятков человек. В рамках оди­ночных семей и локальных групп без взаимопомощи было невозможно обеспечить выживание. Да и сама локальная группа не могла сколько-нибудь продолжительно функцио­нировать и развиваться без заботы трудоспособных ее чле­нов о сородичах, которые не могли прокормить себя сами. Определенные формы взаимопомощи существовали не толь­ко внутри локальных групп, но и между ними. Например, если в одиночной семье или локальной группе случайно потухал огонь, то ее представители шли к соседям за тлеющими угля­ми, так как самим добывать огонь было делом трудным.

Взаимопомощь, забота о неработоспособных сородичах, которые стали проявляться еще в локальных группах охот­ников и собирателей, сохранились и получили традицион­ный характер при общинной форме социальной жизни. На стадии позднепервобытной общины, в условиях роста избы­точного продукта и упрочения личной собственности, полу­чила развитие престижная экономика. Она проявлялась в практике дарообмена. Люди могли дарить разные вещи, при­чем и такие, которые не представляли хозяйственной цен­ности (редкие раковины, особенные птичьи перья и др.) Да­ритель или дарители приобретали общественный престиж, который был тем больше, чем щедрее был дар. При этом дей­ствовал принцип взаимности вдарообмене. Престижная эко­номика стимулировала как внутриобщинную, так и межоб­щинную взаимопомощь.

Посредством дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные и союзнические от­ношения, усиливался авторитет предводителей общин и пле­менной знати. Руководители общин зачастую осуществляли дарообмен с «переплатой» — давали больше, чем получали


взамен. В данном случае взаимность переставала быть сба­лансированной и возникало неравенство статусов. А в этом был заинтересован предводитель общины, заботившийся о своем авторитете среди сородичей. Такую практику некото­рые специалисты по истории социальной работы (М.В. Фир-сов, К, В. Кузьмин и Б.И. Сутырин) именуют филантропи­ческой помощью со стороны вождей и старейшин рода нижестоящим соплеменникам.

Общины управлялись на основе волеизъявления их взрос­лых членов, совета старейшин и существовавших социальных норм, включавших в себя обязательные правила поведения. Они регулировали специфику разделения труда, распреде­ления обязанностей в общине и семье, вопросы взаимоза­щиты и др. Например, разделение труда по возрасту осуще­ствлялось исходя из принципа выполнения молодыми мужчинами более трудной и опасной работы, а пожилыми — более сложной. Старики являлись блюстителями обычаев, ведали культовыми обрядами, хранили традиции, пользова­лись большим влиянием в общине, что объяснялось их зна­ниями и жизненным опытом. Особый статус немногочислен­ных пожилых людей в то далекое время определялся их восприятием в обществе как посредников между умершими и живыми.

Семейная община, или большая патриархальная семья, представляла собой хозяйственную группу, состоявшую из трех-четырех поколений ближайших родственников, потом­ков одного отца, с их женами и детьми, иногда с зятьями и иными принятыми в семью родными. Примерная ее числен­ность достигала ста и более человек. Во главе патриархаль­ной семьи стоял «старший» мужчина. Им мог быть старший по возрасту, более опытный человек или по решению общи­ны выбирался мужчина помоложе. Он организовывал и ру­ководил хозяйственной жизнью семьи, а также регулировал вопросы, связанные с обеспечением тех сородичей, которые не в состоянии были сами прокормить себя. Вопросами ухо­да за немощными, больными сородичами занималась и «старшая» женщина семьи, являвшаяся обычно женой «стар­шего» мужчины. Она не только ведала всеми женскими ра­ботами семейного хозяйства, но и обладала значительной


властью над молодыми мужчинами дома. Когда патриархаль­ная семья разрасталась, то ведение единого домашнего хо­зяйства оказывалось затруднительным. Семья разделялась на несколько частей согласно решению представителей стар­шего поколения.

Межплеменные отношения в архаическую эпоху порой приобретали конфликтный характер. Иногда возникали тер­риториальные, а реже — и межличностые споры, переходив­шие в столкновения. Но такие конфликты и противостоя­ния были временными, а им на смену приходили вполне мирные, дружеские отношения. У первобытныхлюдей широ­кое распространение получили обычаи взаимного посещения различных групп, принадлежавших разным племенам. Эти ви­зиты нередко приурочивались ко времени, когда имелась в изо­билии пища, например, к сезону созревания плодов, к периоду завершения сбора урожая, ко времени массового лова рыбы и др. Взаимные посещения, практика дарения и отдаривания между группами разных племен сыграли важную роль в разви­тии культуры и хозяйственных связей в первобытные времена. Взаимопомощь между людьми соседних племен наблю­далась во время неурожаев, таких стихийных бедствий, как пожар, наводнение и др. Межплеменное взаимодействие отвечало общим интересам людей при создании больших ир­ригационных сооружений, для обеспечения обороны терри­тории от общего противника. Позже все это привело к созда­нию племенами различных объединений, союзов племен.

Дружественные связи и взаимопомощь в первобытном об­ществе имели не только коллективный, межобщинный, меж­племенной, но и индивидуальный характер. Помощь между отдельными лицами в те давние времена развивалась на ос­нове общественного инстинкта взаимоподдержки как сред­ства выживания и инстинкта сострадания как социально-компенсационного средства при увечьях, немощи и других обстоятельствах. Эти общественные инстинкты позже закре­пились на уровне сознания под влиянием накопленного ис­торического опыта и религиозных верований.

Распространенной формой межличностной помощи у древних людей была практика взаимного посещения и об­мена подарками. Одними из позднейших проявлений этих


 




дружеских отношений являются славянское побратимство и посестринство, горское куначество на Кавказе. Дружеские контакты, устанавливавшиеся в первобытном обществе в ин­дивидуальном порядке, нередко приравнивались к кровно­му родству. Они иногда закреплялись обрядом «братания кро­вью». Долгом такого побратимства было оказание взаимной помощи и защиты во всех случаях жизни.

Таким образом, помощь и взаимоподдержка стали нор­мой жизни еще первобытных людей. Их зачатки зародились в одиночных семьях и локальных группах людей древнего ка­менного века. Позже они получили свое развитие в общин­ных коллективах, в патриархальных семьях и племенных от-ношениях. Взаимопомощь проявлялась в ту древнюю эпоху и в межличностых отношениях.

3.2. Истоки социальной помощи в древних госу­дарствах Востока

Примерно с IV тыс. до н.э. в истории человечества начи­нается переход от первобытнообщинных отношений к госу-дарственно-цивилизационному развитию. На позднем эта­пе первобытного строя рост производительности труда, возникновение имущественного и общественного неравен­ства, переход к моногамному браку, укрепление семьи и ее обо­собление вели к ослаблению первобытной общины. Укреп­лялись территориальные связи между семьями. В результате на смену ранней кровнородственной первобытной общине пришла первобытная соседская, а затем — земледельческая община, сочетавшая в себе индивидуальное производство с коллективной собственностью на землю. Наличие хозяй­ственно-общинного уклада, в рамках которого сочетались ча­стнособственнические и коллективные начала, создавало условия для возникновения классов и государств.

В IV—II тыс. до н.э. на обширной территории от Среди­земного моря до Тихого океана появились первые древние государства, очаги цивилизации, являвшиеся особыми куль­турными, социальными и материальными общностями. При­менительно к древности цивилизации создавали народы, которые поднялись над уровнем первобытности, приступив к формированию своих госудаственных образований.


В научной литературе обычно выделяют два основных типа древних цивилизаций: восточный и западный. К наи­более ярким цивилизационным очагам восточного общества можно отнести: Древний Египет (конец IV—II тыс. до н.э.), Месопотамию, или Междуречье (конец IV—I тыс. до н.э.), Древнюю Индию (III— I тыс. до н.э.), Древний Китай (ко­нец III— I тыс. до н.э.)- В отличие от древнеегипетской, ниж-немесопотамской и древнеиндийской цивилизаций древ­некитайская не относилась к цивилизациям ирригационного типа. Здесь земледелие было основано преимущественно на паводковом и атмосферном орошении.

Основу социальной структуры древневосточных обществ составляла соседская община земледельцев. Она была во многом самодостаточной, объединяя людей не столько род­ственными, сколько территориально-производственными связями. В странах Востока ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство, где основную работу выполняли крестьяне соседских территориальных общин. Здесь соб­ственность на землю принадлежала всей общине, а движи­мое имущество являлось личной (частной) собственностью отдельных общинников и их семей. С помощью этого иму­щества они обрабатывали земельные наделы.

Семья и территориальная община были основным источ­ником социальной помоши для простых крестьян. Прежде всего семья заботилась о престарелых и немощных, о неспо­собных ктруду. Помощь же сиротам, одиноким престарелым оказывалась в значительной мере общиной.

Большое влияние на формирование мировоззрения на­селения древнекитайского общества, на укрепление социаль­ной роли семьи оказывало учение Конфуция (VI в. до н.э.). Оно исходило из того, что основой вселенского порядка и счастья людей является гармония как в отношениях между людьми, так между людьми и природой. Условиями гармо­нии считались такие нравственные установки, как идея «сяо» (сыновняя любовь и почитание старших), идея проявления сострадания к калекам и идея милосердия к детям. Древне­китайское мировоззрение строилось на ассоциировании доб­родетели с трудолюбием, искренностью и милосердием.


 




Согласно конфуцианской традиции, дети должны уважать родителей, заботиться о них в старости, ухаживать за ними в случае болезни, достойно проводить в последний путь, хра­нить о них память, соблюдая ритуалы культа предков. Разъяс­няя своим ученикам суть «сыновней почтительности», Конфу­ций отмечал, что она не сводится к тому, чтобы лишь кормить своих родителей. «Но ведь собак и лошадей, — продолжал он, — тоже кормят. Если это делается без особого почтения к ро­дителям, то в чем здесь разница? »1

Важной нормой «сыновней почтительности», по Конфу­цию, является учтивое и почтительное отношение к отцу и матери. В общении с ними нужно проявлять мягкость и в лю­бой ситуации не противиться их воле. Конфуций учил: «Пока живы отец и мать, далеко не уезжай. А если уехал, постоянно живи в одном месте»2. Он также напоминал своим ученикам, что нельзя не помнить о возрасте отца и матери, чтобы, с од­ной стороны, радоваться, а с другой — тревожиться.

Документальные материалы эпохи китайской император­ской династии Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) свидетель­ствуют, что конфуцианские каноны изучались в школах и на их основе формировалось мировоззрение населения. В од­ном из таких документов-наставлений, посвященном опи­санию повседневного быта крестьян, говорилось, что пока земледельческие работы еще не начались, старшие сыновья должны идти в школу высшей ступени изучать пять канони­ческих книг. Следовательно, обязательным требованием для повышения образовательного уровня крестьян-общинников было знание пяти книг конфуцианского канона. В этом же документе говорилось о необходимости соблюдения важней­ших нравственных установок конфуцианства, о «распрост­ранении благодеяния» и оказании помощи нуждающимся. В наставлении также подчеркивалось, что недопустимо на­капливать добро, спокойно взирая на бедность. Регулирую­щие функции здесь выполняла община, которая тогда была территориальной.

Выполнение социальных функций помощи было не толь­ко нравственным долгом, но и обязанностью каждой крес-

'См.: Переломов Л. С. Конфуций. М., 1998. С. 308. 2Там же. С. 317.


тьянской семьи в древнекитайском обществе. В документах эпохи династии Хань, где дано описание бюджета крестьян­ской семьи, говорилось о нелегкой доле земледельцев, кото­рые трудились практически без отдыха. Они также провожа­ли и встречали своих родственников, поминали умерших, заботились о больных, ставили на ноги юных. Следователь­но, основная забота о немощных, малолетних, престарелых, больных сородичах ложилась на крестьянскую семью и об­щину. Такое положение было характерно и для других стран Древнего Востока.

Помощь немощным, сиротам, нуждающимся оказывалась и в древневавилонской крестьянской общине. Она матери­ально отвечала, если на ее территории был ограблен или убит человек, а виновник не был найден. Коллектив общи­ны также участвовал в выкупе из плена своих сородичей.

Нередкие войны разорительно сказывались на повседнев­ной жизни крестьян-общинников, дестабилизируя их по­вседневный уклад. Однако у отдельных народов Востока существовали неписаные законы, которые запрещали про­тивоборствующим сторонам разорять крестьянские хозяй­ства, являвшиеся основой экономической и социальной ста­бильности. Примером может служить Древняя Индия рубежа IV—III вв. до н.э. Греческий писатель и дипломат Мегасфен в своем сочинении «Индика» записал не только рассказы ин­дийцев, но и собственные наблюдения, так как был послом при дворе Чандрагупты Маурья (примерно в 304—302 гг. до н.э.). Он обратил внимание на то, что у индийцев земле­дельцы считались священными и неприкосновенными, спо­койно занимались своими работами даже вблизи кровопро­литных сражений. Воюющие стороны им не причиняли никакого вреда, ибо считали их всеобщими благодетелями.

Наряду с семьей и общиной важнейшими компонентами механизма помощи нуждающимся в древних странах Восто­ка были государственные нормы официального законода­тельства и частная филантропия. Известно, что в ряде зако­нов месопотамских правителей содержались требования к богатым не притеснять бедных, оказывать помощь сиротам, немощным людям, вдовам. В III тыс. до н.э. на территории Месопотамии существовало несколько городов-государств,


 




одним из которых был Ур. Его правитель Ур-Намму, живший в XXII—XXI вв. до н.э., издавал законы. Их тексты, напи­санные на позднешумерском языке, дошли до нас в двух ко­пиях на глиняных табличках. В прологе к этим законам от­мечалось, что сирота не должен быть отдаваем во власть богатого, вдова не должна быть отдаваема во власть сильно­го. Уже в шумерскую эпоху правители понимали необходи­мость правового регулирования вопросов помоши и защиты нуждающихся категорий населения.

Во IIтыс.дон.э. на территории Месопотамии вместо пре­жних многочисленных городов-государств возникло два крупных царства — Вавилон на юге и Ассирия на севере. В 1792—1750 гг. до н.э. при правлении царя Хаммурапи рас­цвета достигло Вавилонское царство. Одной из причин это­го явилась политика, направленная на обеспечение социаль­ной стабильности путем облегчения положения свободного населения, ограничения долгового рабства. Сам Хаммурапи заявлял, что он царь справедливости. Для соответствующего регламентирования жизни в государстве им были установ­лены законы, получившие позже его имя. В них оговарива­лись вопросы социальной помощи нуждавшимся лицам (си­ротам, вдовам, семьям воинов, оказавшимся в плену, и др.). Законы Хаммурапи регулировали процедуры усыновления сирот. Так, не допускалось оспаривание по иску воспитан­ника, которого усыновитель воспитал и вырастил. Пре­дусматривалась защита прав приемных детей. В статье 191 записано: «Если человек, который взял в усыновление ма­лолетнего и который вырастил его, а тот работал в его доме, затем завел [родных] детей и пожелал отвергнуть воспитан­ника, [то] этот [приемный] сын не должен уйти с пустыми руками; [приемный] отец, воспитавший его, должен ему дать из своего движимого имущества 1/3 его наследственной доли, и затем тот должен будет уйти; из поля, сада и дома он может ему [ничего] не дать»1.

В 27—29-й статьях законов Хаммурапи оговариваются воп­росы принадлежности собственности (земельных угодий и сада) воинов, оказавшихся в плену. Эта собственность пере-


давалась им в свое время за службу. Законодательно было пре­дусмотрено, что за отца, взятого в плен, мог нести службу его сын. Тогда отцовское поле и сад передавались ему. Если же сын военнопленного был мал и не мог нести службу за отца, то третья часть поля и сада передавались его матери. На эти средства она могла растить сына, пока его отец нахо­дился в плену. По возвращении отца из плена ему возвраща­лось все его поле и весь сад.

По законам Хаммурапи недостойными и преступными де­яниями считались: отказ в помоши нуждающемуся и при­тесненному, внесение раздоров в семью, своекорыстное по­ведение в семье, непочтительное отношение к родителям и др. Причем законы защищали и униженного мужа, и оскор­бленную изменой мужа жену. В 141-й статье законов гово­рилось, что жену человека, которая захочет уйти из его дома и начнет копить средства, разорять свой дом и унижать сво­его мужа, должно уличить. В этом случае муж мог или рас­прощаться со своей женой, ничего не дав ей, или оставить ее в своем доме как рабыню, взяв в жены другую женщину. Если же муж несправедливо унижал свою жену, то закон был на ее стороне. «Если женщина, — отмечалось в 142-й статье зако­нов Хаммурапи, — возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», [то] дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и, если она блюла себя и греха не совершала, а ее муж «гулял» и очень ее унижал, [то] эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца»1.

Более чем суровое наказание предусматривалось закона­ми Хаммурапи за непочтительное и оскорбительное отноше­ние детей к родителям. 195-я статья звучала так: «Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку»2.

В заключительной части законов Хаммурапи говорится, что их применение обеспечит справедливое управление стра­ной, позволит наказать преступников, улучшить положение простых и нуждающихся в помоши людей. Здесь также ука­зано, что законы эти установлены для того, чтобы «сильный


 


хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. 1. М., 1980. С. 168.


Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. I. М., 1980. С. 168. Там же.


 




не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сиро­те, вдове и притесненному». Однако не стоит идеализиро­вать законы Хаммурапи, которые все же сохраняли приви­легированное положение в обществе господ и свободных граждан, юридически закрепляя бесправие рабов и непол­ноправие лиц, работавших в царских хозяйствах.

Милосердное отношение к бедным, немощным предпи­сывалось законами и нормами поведения Иудейского цар­ства (I тыс. до н.э.). В книге историка и военачальника Иосифа Флавия «Иудейские древности» (I в. н.э.) даны предписания, которыми призваны были руководствоваться в повседневной жизни жители Иудеи. «Те, кто заняты жатвой и сбором зла­ков, — написано там, — обязаны оставлять также несколько снопов для нуждающихся, дабы эти неожиданные находки служили последним к поддержанию жизни. Равным образом следует оставлять для бедных несколько кистей винограда, а также не срывать с маслин несколько плодов для тех, кто не имеет собственных деревьев. Ведь столь тщательный сбор плодов даст хозяевам не такую прибыль, какую доставит им чувство благодарности нуждающихся> 1. Для помощи нужда­ющимся в Древней Иудее на законодательном уровне была установлена специальная десятина для бедных.

Правила добродетельного поведения, идеи снисходитель­ного и сочувственного отношения к бедным людям даны в древнеиндийских «Законах Ману». По существующей тра­диции их авторство приписывается мифическому прароди­телю людей Ману. Как полагают ученые, эти законы не яв­ляются произведением конкретного лица. Они составлены одной из брахманских школ на основании древних священ­ных текстов и норм обычного права. «Законы Ману» были оформлены примерно в начале нашей эры (II в. до н.э. — I в. н.э.), но в них сохранились нормы и наставления, характер­ные для более древней эпохи. Следует указать и на то, что этот документ представляет собой не столько кодекс зако­нов в современном смысле слова, сколько сборник предпи­саний и наставлений для благочестивых граждан.

В «Законах Ману» в числе добродетельных норм поведе­ния называются постоянство, снисходительность, смирение,

Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т. 1. Минск, 1994. С. 193—194.


благоразумие, справедливость, негневность, милосердие. Этими законами для различных категорий населения Древ­ней Индии была предписана раздача милостыни. Например, служители Бога брахманы считались наилучшими из людей и им полагалось не только обучать людей и изучать священ­ные Веды, но и приносить жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Раздача милостыни бедным и нужда­ющимся по «Законам Ману» была обязанностью военнослу­жащих (кшатрии), лиц, занятых сельскохозяйственным тру­дом и торговлей (вайшины), и др.

Социальную направленность носят и некоторые надпи­си индийского правителя III в. до н.э. Ашоки, оформленные в виде нормативно-правовых актов — больших наскальных указов. В одном из них (указ № 7) говорится о раздаче мило­стыни и щедрых даров как о проявлении праведности. Это богоугодное деяние ставилось в один ряд с чистотой помыс­лов и чувством благодарности.

Особым направлением в сфере помощи нуждающимся и важным звеном механизма социальной поддержки в странах Древнего Востока являлась частная филантропия. Субъек­тами ее, как правило, были государственные правители, знать, жрецы. Правители Египта, Вавилона, Ассирии и др. государств Востока раздавали бедным и нищим согражданам продукты питания, одежду. В Египте люди верили, что в их царе-фараоне живет двойник бога, что их правитель — сын главного бога, а после смерти он присоединится к богам. Это божественное родство и близость к богам, в которые верили восточные правители, подвигало их к щедрым дарам и ми­лосердным поступкам. Египетские фараоны, проезжая по улицам, выходя на балкон к народу, бросали в толпу хлеб, фрукты, а иногда и золотые колечки. В завещании фараона Рамсеса III, царствовавшего с 1398 по 1166 г. до н.э., говори­лось, что он вызволял многих своих сограждан из беды, по­могал бедным и нищим. Фараон давал пропитание нуждаю­щимся людям из палат «Дома Утра», который был важной частью царского дворца, где правитель совершал свой туа­лет. Но здесь находилось и продовольственное ведомство. Часть продовольственных запасов, принадлежащих фарао­ну, раздавались отсюда бедным людям.


В мировоззрении древних египтян со временем закрепи­лась мысль, что умершему будет воздано на том свете по его делам. Считалось, что в подземном царстве бог Азирис — справедливый судья, разбирает жизнь пришедшей к нему души и принимает решение. Поэтому в могилу клали особый молитвенник, где записывали благие дела умершего челове­ка. При захоронении фараонов такие надгробные надписи де­лались на древнеегипетских усыпальницах. Египетский царь Хархуф, правивший во второй половине Ш тыс. до н.э., на стенах своей гробницы оставил следующие слова: «Я превос­ходен (любим) отцом моим, хвалим матерью моей, постоян­но любим всеми братьями моими. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому...» Похожие слова можно обнаружить и на статуе египетского фараона Сенусерта III (1888—1850 гг. до н.э.), воздвигнутой в шестнадцатый год его правления в по­граничной крепости Семне у второго порога Нила. Сообщая в этой записи о своих заслугах перед страной и народом, он особо подчеркивал, что «не давал спать делу в сердце своем и думал о бедняках»1.

Проявления филантропии были характерны не только Правителям, но и части знати. Об этом свидетельствуют не­которые автобиографические надписи, относящиеся к древ-неегипетской эпохе. Один из местных аристократов Нехебу писал, что он всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и го­лодному человеку.

Во время праздников в связи с коронацией царей, воен­ными победами и другими важными событиями правители не­редко устраивали массовые угощения, где простые люди могли бесплатно поесть, выпить вина, пива. На стеле, воздвигнутой в честь избрания царя Куша Аспелты, который правил на еги­петской земле в VI в. до н.э., сообщалось о празднестве по это­му поводу. Для праздника тогда было заготовлено и роздано людям 140 кувшинов пива.

Но далеко не все восточные правители древности отли­чались милосердием и филантропией. Некоторые из них, на­против, относились к бедным как к смутьянам и лгунам. Так, в поучении гераклеопольского царя Мерикара своему сыну


(правил в Египте в XXII в. до н.э.) говорилось, что нужно враждебно относиться к беднякам, подавлять толпу из про­столюдинов. «Тот, кто беден, — отмечалось там, — он враг. Будь враждебен к бедняку. [Он дает] разъяриться толпе»1. Однако подобные факты не перечеркивают саму тенденцию благотворительных деяний по отношению к своим поддан­ным, характерную для многих правителей восточных госу­дарств.

Бесспорно, что страны Древнего Востока внесли значи­тельный вклад в мировую историю. Народы этих государств научились обрабатывать железо, получать стекло, изобрели бумагу, компас, порох. В странах Востока впервые было со­здано социально ориентированное законодательство, появи­лись зачатки филантропии, распространение получила прак­тика раздачи милостыни как выполнение нравственного и религиозного долга. Эти и другие достижения древневосточ­ных государств оказали положительное влияние не только на дальнейший ход их истории, но и на Древнюю Грецию, Рим, являвшихся колыбелью европейской цивилизации.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь