Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. Обязательный понятийный минимум



Акмеизм

Аллегория

Аллитерация

Ассонанс

Гротеск

Дольник

Импрессионизм

Лирическая проза

Неореализм

Символ

Символизм

Сонет

Стихотворный цикл

Футуризм

Экспрессионизм

 

 

VI. Самостоятельная работа студентов

(очной, заочной форм обучения)

1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Своеобразие реализма А. Куприна в 1890-е годы. Проблема «человек и среда» в повестях «Молох», «Олеся». Особенности сюжета.

2. Художественное решение проблемы личности в повести А. Куприна «Поединок».

3. «Великий маленький человек» в произведениях А. Куприна «Гамбринус», «Листригоны». Особенности метода, жанра, стиля.

4. Гуманизм произведений А. Куприна о любви, их жанрово-стилевые особенности («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

5. Лирическая проза И. Бунина 1900-х годов. Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие.

6. Поэтика природы в поэме И. Бунина «Листопад».

7. Проблема национального характера в «деревенских» рассказах И. Бунина 1910-х годов.

8. Осмысление судьбы России в повести И. Бунина «Деревня». Жанрово-стилевое своеобразие повести.

9. Социальное и философское в рассказах И. Бунина «Человек из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга».

10. Особенности реализма в эмигрантском творчестве И. Бунина. Проблематика, жанры, стиль.

11. Анализ проблемы отчуждения в событийно-реалистических рассказах Л. Андреева («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек», «У окна»).

12. Жанр рассказа «философского настроения» в творчестве Л. Андреева («Большой шлем», «Молчание», «Жизнь Василия Фивейского»).

13. Исследование Л. Андреевым проблемы отчуждения в формах аллегории и гротеска («Стена», «Бездна», «Красный смех»). Тема смерти в творчестве писателя («Губернатор», «Рассказ о семи повешенных»).

14. М. Горький в критике.

15. Своеобразие романтизма молодого М. Горького.

16. Проблема «человек и среда» в реалистических рассказах М. Горького 1890-х годов. Особенности сюжета и композиции.

17. Роман «Фома Гордеев» как завершающее произведение первого этапа творчества М. Горького.

18. Социально-философская драма М. Горького («Мещане», «На дне»).

19. Полемика о пьесе М. Горького «На дне».

20. Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Горького «Мать».

21. Проблема народного характера в цикле М. Горького «По Руси».

22. «Сказки об Италии» М. Горького: метод, жанр, стиль.

23. Творческие основы символизма. Эволюция русского символизма.

24. А. Блок в критике.

25. Полемика о методе А. Блока в современном литературоведении.

26. «Стихи о Прекрасной Даме» – первый этап «трилогии вочеловечения» А. Блока.

27. Циклы «Город» и «Снежная Маска» как характерные произведения второго этапа эволюции творчества А. Блока.

28. Тема демона в лирике А. Блока.

29. Циклы «Ямбы» и «Родина»; поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад» как произведения завершающего периода эволюции А. Блока.

30. Д. Мережковский – основоположник русского символизма.

31. В. Брюсов – вождь русского символизма. Поэзия «монументального стиля».

32. Психологический символизм И. Анненского.

33. Импрессионизм поэзии К. Бальмонта.

34. Эволюция поэзии А. Белого (сб. «Золото в лазури», «Пепел»).

35. Художественное решение темы России в одном из романов А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург», «Москва»).

36. Ф. Сологуб-поэт. «Мелкий бес»: характерные черты символистского романа.

37. Артистизм и дух стилизации в поэзии М. Кузмина.

38. Акмеизм и творчество Н. Гумилева.

39. Романтизм лирического героя и его эволюция в творчестве Н. Гумилева.

40. Психологизм творчества А. Ахматовой.

41. Лики лирической героини в поэзии А. Ахматовой.

42. Лирическая героиня в поэзии М. Цветаевой.

43. Футуризм в русской поэзии. «Эго-футуризм» И. Северянина.

44. Натурфилософская поэзия В. Хлебникова.

45. Лирический герой в дооктябрьской лирике и поэмах В. Маяковского.

46. Тема города в дооктябрьской лирике В. Маяковского.

47. Маяковский в критике.

2. Примерный список произведений для написания письменных работ

 

1. Куприн А. Молох. Олеся. Болото. Поединок. Гамбринус. Листригоны. Гранатовый браслет. Суламифь. Изумруд.

2. Бунин И. Листопад. Антоновские яблоки. Сосны. Деревня. Игнат. Господин из Сан-Франциско. Братья. Сны Чанга. Легкое дыхание. Веселый двор. Захар Воробьев. Митина любовь. Жизнь Арсеньева. В Париже.

3. Андреев Л. Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. У окна. Жизнь Василия Фивейского. Молчание. Большой шлем. Рассказ о семи повешенных. Губернатор. Красный смех. Жизнь человека. Рассказ о Василии Петровиче. Иуда Искариот. Бездна. Стена.

4. Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш. Коновалов. Супруги Орловы. Двадцать шесть и одна. Бывшие люди. Дед Архип и Ленька. Мальва. Фома Гордеев. Мещане. На дне. Мать. Сказки об Италии. По Руси.

5. Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Страшный мир. Родина. Ямбы. Возмездие. Снежная Маска. Соловьиный сад.

6. Брюсов В. Сонет к форме. Творчество. Юному поэту. Сумасшедший. Ночью. Я. Чудовище. Голубое, голубое. Каменщик. Уличный митинг. Сытые. В ресторане. Грядущие гунны. Конь блед. Огненный ангел.

7. Бальмонт К. Я в этот мир пришел, чтобы увидеть Солнце. Ветер. Вода. Я не знаю мудрости. Я вольный ветер. Камыши. Я – изысканность русской медлительной речи. Я мечтою ловил уходящие тени.

8. Анненский И. В дороге. Петербург. Старые эстонки. Трилистник обреченности. Сиреневая мгла. Трилистник мимолетности. Лира часов. Трилистник лунный. Трилистник осенний. Трилистник сентиментальный.

9. Сологуб Ф. Мы – плененные звери. Я живу в темной пещере. Друг мой тихий, друг мой дальний. Звезда Маир. Чертовы качели. Рассказы. Мелкий бес.

10. Мережковский Д. Нирвана. Усталость. Молитва о крыльях. Осенние листья. Будущий Рим. Один из романов.

11. Белый А. Золотое Руно. В полях. На горах. Объяснение в любви. Отчаяние. Русь. Родина. Веселье на Руси. Серебряный голубь. Петербург.

12. Кузмин М. О прекрасной ясности. Где слог найду, чтоб описать прогулку. Вина весеннего иголки. Елка. Тени косыми углами. Александрия. В старые годы. Форель разбивает лед.

13. Гумилев Н. Капитаны. Я конквистадор в панцире железном. Жираф. Я вежлив с жизнью современной. Открытие Америки. Творчество. Шестое чувство. Память. Заблудившийся трамвай. Я знаю, что деревьям, а не нам. Детство. Мои читатели. Наследие символизма и акмеизм.

14. Ахматова А. В Царском Селе. Звенела музыка в саду. Смятение. Как соломинкой пьешь мою душу. Все мы бражники здесь, блудницы. Проводила друга до передней. Как забуду? Он вышел, шатаясь. Я пришла к поэту в гости. Память о солнце в сердце слабеет. Ты знаешь, я томлюсь в неволе. Молитва. Маяковский в 1913 году. Поэма без героя.

15. Мандельштам О. На бледно-голубой эмали. Невыразимая печаль. Я ненавижу свет. Петербургские строфы. Декабрист. Адмиралтейство. Равноденствие. Природа – тот же Рим и отразилась в нем. Как овцы жалкой толпой. Автопортрет. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

16. Цветаева М. Красною кистью рябина зажглась. Мука и мука. Идешь, на меня похожий. Вы, идущие мимо меня. Але. Бабушке. Летят они, – написанные наспех Стихи о Москве. Стихи к Блоку, Ахматовой, Маяковскому. Провода. Поэма горы. Мой Пушкин.

17. Северянин И. Душа пророчит как оракул. Смотрю ли я на водные стали. Восторженная поэза. Мороженое из сирени. Дифирамб. Фиалка. Русская. Это было у моря.

18. Хлебников В. Кузнечик. Бобэоби пелись губы. Там, где жили свиристели. Времыши-камыши. Кому сказатеньки. Заклятие смехом. Когда умирают кони – дышат. Сегодня я снова пойду. Годы, люди и народы. Праотец. Город будущего. Единая книга. Не шалить. Ладомир.

19. Маяковский В. Ночь. Утро. Город. Нате. Вам. А вы могли бы? Адище города. Шумы, шумики и шумищи. Последняя петербургская сказка. Я. Дешевая распродажа. Лиличке. Сатирические гимны. Облако в штанах. Владимир Маяковский. Человек.

 

 

VII. Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

(для студентов очной, заочной форм обучения)

1. Организация самостоятельной работы студентов

 

1. Составить цитатник по поэзии Серебряного века.

2. Выполнить самостоятельную работу на тему «Творческий портрет одного из поэтов Серебряного века».

3. Для студентов заочной формы обучения необходимо также составить конспекты 1–
2 работ по каждому автору из обязательного списка литературы.

2. Рекомендации по выполнению письменных работ

Порядок выполнения письменной работы:

• ознакомиться с основными работами по творчеству выбранного поэта;

• выбрать одно стихотворение для целостного анализа;

• ознакомиться с историей создания произведения, сделать необходимые выписки;

• провести тщательный анализ текста в заданном аспекте;

• написать творческий портрет поэта по плану:

— Место творчества данного поэта в лирике конца XIX – начала XX вв.

— Общее мироощущение и основные темы (мотивы) творчества.

— Характер лирического героя.

— Поэтический мир.

— Ритмико-интонационные особенности.

— Целостный анализ одного стихотворения (в аспекте творческой индивидуальности и течения).

— Творческая индивидуальность поэта.

При цитировании источников давать сноски с указанием выходных данных (автор, название работы, место издания, год, страница), в конце работы должен быть список использованной литературы.

Рекомендации по конспектированию

Конспектирование – неотъемлемая часть подготовки студента -гуманитария. Знакомство с лучшими работами выдающихся исследователей прививает навыки пользования научным языком, формирует логику научной мысли.

Конспект представляет собой сжатое изложение содержания изучаемой работы. Наиболее эффективен цитатно-тезисный конспект.

Последовательность работы: сначала прочитывается весь материал, затем составляется план. Содержание каждой из выделенных смысловых частей излагается в виде тезисов. Тезисы обычно сопровождаются цитатами из изучаемой работы, которые следует закавычить и отметить страницу издания. Конспект обязательно снабжается указанием выходных данных источника.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Gran Reserva – качественное вино, выдерживается минимум два года в дубовой бочке плюс три года в бутылке, производится в исключительные года
  2. I. 11. Законы земледелия. Суть законов: минимума, максимума, оптимума; взаимодействия факторов.
  3. Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения.
  4. Интерференция когерентных волн. Амплитуда результирующего колебания при интерференции двух волн, условия максимумов и минимумов амплитуды. Интерференционный спектр.
  5. Назначение прожиточного минимума
  6. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.
  7. Обязательный и инициативный аудит
  8. Основной понятийный аппарат экономики
  9. Понятийный аппарат и научные основы теории криминалистической идентификации
  10. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  11. Предмет стилистики. Понятийный аппарат. Цели и задачи сти-


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь