Тупик. Именно здесь мы пытались пройти по реке

Я достал веревку из своего рюкзака. Мы снова связали обвязки на груди. Но способ прохождения по Тогытбе отличался от способа прохождения по реке Кумшезен. Там мы натягивали переправу между двух камней и проходили по одному человеку, пристегнувшись к перилам. Здесь перил не было. Мы проходили вчетвером в одной связке, соблюдая дистанцию. Первыми пошли Саша с Альбиной. Ребята должны были уйти за поворот и оттуда дать нам сигнал в виде рывка, чтобы шел следующий. Во время прохождения следующего участника Саша с Альбиной должны были потихоньку выбирать веревку, а задние участники должны были выдавать веревку. Уже прошло прилично времени, как Саша с Альбиной ушли за поворот, но рывка от них не было. Мы стали выбирать веревку на себя и подумали, что она застряла где-то между камнями, поэтому плохо ползет по воде. Еще кричали ребятам, что они плохо выбирают. Затем мы сделали рывок и потянули веревку на себя, после чего увидели, что пришли концы веревки, которые были встегнуты в ребят, причем с развязанными узлами. Мы подумали, что ребята упустили веревку, но не придали значение тому, что узлы просто так не развязывают. За поворотом должен был быть островок, где ребята нас ждали и должны были вытягивать. Жанара с Дайаной отправили меня на разведку первым и дальше должны были идти за мной, как я дойду до поворота. Когда я шел по воде, мне было страшно, чем дальше я шел, тем сильнее становилось течение. Я придерживался иногда за скалу во время движения, она очень помогала. Когда я дошел до поворота, я увидел, что дальше течение и глубина реки усиливалось. Я начал опускать правую ногу в воду и увидел, что нога проваливается выше колена и ее сносит течением. С левой стороны скала заканчивалась, и начиналась скользкая осыпь, а до острова еще идти было непонятно сколько. Его не было видно. Ребят за поворотом тоже не было видно. Тогда я повернул голову наверх и увидел, что ребята сидят на скале. Я позвал Альбину, но от шума реки мы плохо друг друга слышали. Я мало, что понял с ее слов, но четко услышал указания, чтобы я шел назад, по реке нет прохода. Я крикнул Альбине, что понял ее и затем обратился к Жанаре с Дайаной, чтобы они выбирали веревку, я возвращаюсь.

Мы так и не поняли до конца, что у ребят произошло, и почему они решили уйти опять в обход вдоль скалы. Также я был обеспокоен тем, что я не услышал ничего, что сказала Альбина из-за шумящей реки. Я понял только то, что надо возвращаться. Я сидел в догадках и не знал, что делать. С одной стороны я думал, что нужно просто сидеть ждать, пока ребята обойдут вдоль скалы и спустятся к нам, как в прошлый раз. С другой стороны я подумал, что Альбина сказала мне вернуться к девчонкам, а затем идти наверх по осыпи, а они нас там будут ждать. Я выбрал первый вариант. Ребят не было почти час. Солнце скрылось за тучами, погода начинала портиться, и становилось холодно. Также очень хотелось кушать. Я достал свои последние запасы подсоса и все съел.

Подсос – это смесь орешков и сухофруктов, которые лежат в одном пакете и служат нам в качестве перекуса. На протяжении всего дня калории во время ходьбы быстро сжигаются, а между завтраком, обедом и ужином большие промежутки времени. Чтобы не умереть с голоду и как-то восполнять запас углеводов на всех маршрутах каждый турист носит с собой такой пакетик с орешками и сухофруктами. В этом пакетике около 500 грамм и весь этот рацион нужно растянуть на весь маршрут. Но сколько я ходил на маршруты, у меня никогда этого подсоса до конца маршрута не оставалось, даже когда я брал его больше килограмма. Я все съедал за первые несколько дней. А в этот раз я сохранил его до 6 дня, что для меня самого было удивительным.

Долгое отсутствие ребят уже начинало беспокоить нас. Мы решили пойти на разведку. Жанара уже начала подниматься по осыпи, как вдруг увидела Сашу, который крикнул ей, чтобы она спускалась, и мы ждали их внизу. Когда ребята спустились к нам, они рассказали, как все было. Альбина шла в связке первая, Саша второй. Оказалось, что за поворотом, течение и глубина действительно начали усиливаться, но ребята пошли дальше. Скала закончилась, держаться теперь было не за что, оставалось только балансировать и идти по реке. С каждым шагом глубина становилась все выше и выше. Ребята будто спускались по ступенькам вниз. Когда уровень воды уже был Альбине по шею, она крикнула Саше, что дальше уже они не пойдут, слишком уж сильное течение впереди и с каждым шагом глубина только увеличивается. Уже рюкзаки были наполовину в воде, а течением тела болтало в разные стороны. Даже у Саши с его высоким ростом уровень воды был по грудь. Саша сделал несколько шагов назад и залез на скалу. На скале был удобный участок, где можно было присесть, что Саша и сделал. Альбина потихоньку возвращалась в Сашину сторону, а он аккуратно выбирал веревку, чтобы была натяжка. Ребята ушли опять же вдоль скалы по осыпи. Только с рюкзаками там пройти уже было гораздо сложнее. Осыпь то мелкая и от веса рюкзаков ноги постоянно приходилось держать в напряжении, чтобы не покатиться вниз к реке. Поэтому они в этот раз обходили немного дольше вдоль скал.

Мы потеряли немало времени, пытаясь перейти реку. Но мы уже были готовы к очередному сюрпризу от Южного Казахстана. Поэтому не стали отчаиваться и начали думать, что делать дальше. Альбина посмотрела по карте окрестные места и наилучшие пути обхода. Было принято решение немного вернуться назад и подняться по правой стороне на холм, чтобы обойти реку и скалы. Но перед этим мы решили пообедать. Ведь время уже было давно обеденное и кушать очень хотелось.

Во время обеда погода начала портиться, и я был уверен, что пойдет дождь, поэтому утеплился. Дежурили мы с Жанарой, также нам на дежурстве по собственной инициативе помогала Дайана, за что ей огромное спасибо. Мы также поели суп с бутербродами. Много засиживаться не стали, ведь непонятно было, сколько нам предстояло пройти теперь и где встать на ночевку.

Погода оказалась обманчивой. Чтобы не промокнуть од дождя и в следствии этого не замерзнуть, я надел термо-штаны и термо-белье, а также куртку сверху. Мы вернулись немного назад вдоль реки и начали подниматься вверх по склону на холм. Изначально шла даже какая-то тропа в том месте и валялся мелкий мусор, что говорило о том, что люди там когда-то ходили. Стояла пред дождевая духота, и идти в теплых вещах было невыносимо. Я попросил ребят немного подождать меня и переоделся. Поднимаясь вверх по склону я начал чувствовать, как силы постепенно покидают меня. Мне также было в начале очень жарко, а темп постепенно снижался. Видно было, что и Саня устал. Мы шли с ним позже примерно в одном темпе, а девушки ушли вперед, иногда их даже не было видно. Изначально мы поднимались по осыпи и идти по ней мне нравилось гораздо больше, чем утром по травянистому склону. Но осыпь местами переходила в травянистый склон и подъем как будто не заканчивался. Мы шли уже более 2 часов вверх, и конца не было видно. Вскоре мы поняли, что утренний подъем еще был относительно простым, по сравнению с этим. Уже начинало темнеть, погода портилась, капал мелкий дождь и становилось холоднее. Чуть выше мы дошли до девушек и устроили небольшой привал прямо на склоне. Во время привала я попил воды, присел на рюкзак и начал чувствовать, что меня начинает морозить. Стало действительно холоднее, ведь уже вечерело. Меня начала мучить мысль о том, что сейчас мы поднимемся наверх, а там ночевать-то негде. Альбина сказала, что у нас только один вариант - идти и еще раз идти.

Мы поднялись на верхушку холма. Место было неплохое и ровное, закрытое от ветра. Были даже следы от костра, но не было воды. Речка была где-то внизу, но к ней нужно было спуститься совсем в другую сторону. Причем эта речка тоже была бурной, судя по шуму и спускаться к ней уже пришлось бы в темноте. Мне стало совсем плохо, я почувствовал, что переутомился в этот день. Меня стало морозить еще сильнее, и идти дальше у меня уже не было сил. Девушки решили пройти траверсом левее в сторону скалы на разведку. Саня подошел ко мне и я объяснил ему, что дальше уже не смогу идти. Саня мне сказал, что надо идти и решил разгрузить меня, взять веревку. Но я знал, что это уже не поможет и объяснил все Сане. Саня взял у меня веревку и пошел дальше, но я так и не смог встать и пойти за ним. Я сел на свой рюкзак и опустил голову, меня трясло от холода, и были явные признаки высокой температуры. Я ругал себя за это. Ведь я не привык сдаваться, всегда шел до конца на всех маршрутах, добегал все марафоны по 42 км и даже ультрамарафон 50 км, и не сходил с дистанции, невзирая на усталость. А в этот мой организм уже отказался меня слушать, хотя это был всего - лишь маршрут 1 категории сложности, который я уже и шел не в первый раз. Ребята решили вернуться и встать на ночевку. Альбина снова отметила, что не нужно было мне бежать марафон перед маршрутом. Это из-за него мой организм потерял все резервы. Я отказывался в это верить, спорил. Думал, как же так. Потом я осознал, что так оно и есть. В прошлом году я тренировался перед марафоном и на маршрут пошел только через 1, 5 месяца. Перед этим я высыпался, ходил в горы. В этом году я решил, что и без тренировок пройду с легкостью, но ошибался.

Воды у нас было на всех только около 2, 5 литров, и мы понимали, что придется экономить. Поэтому готовить ужин и кипятить чай мы не стали. Было решено оставить воду на утро, чтобы сварить кашу и поесть нормально перед выходом. До конца маршрута еще оставалось приличное расстояние, и мы стали опасаться, что не успеем уложиться в 7 дней. В таком случае нас бы начали искать, и это беспокоило больше всего. Еды у нас оставалось не так много. Мы, конечно, не собирались оставаться на 8 день в горах, но зная, что такой вариант может быть неизбежным, если мы завтра не приложим все усилия, чтобы успеть спуститься, пусть даже поздно ночью. Еда у нас была только та, что нужно готовить и бутерброды на один раз. Если бы мы съели бутерброды, то на обед бы нечего было есть. Поэтому наш ужин был максимально экономный в этот вечер. Мы открыли банку ананасов, и каждый съел по 2 штуки ананасов и одному сухарику. Воды мы выпили по пару глотков. Мне тогда это все напоминало какую-то катастрофу, как показывают в фильмах и люди не знают, когда они попадут домой, а запасов еды у них мало, приходится экономить. У нас все было нормально, еды еще хватало, но без воды ее не приготовишь. Это была третья по счету ночевка без воды. Только на предыдущих двух ночевках, мы топили снег, а здесь даже снега не было. Но зато место для ночевки было отличное, красота вокруг и тепло.

Перед сном я измерил температуру, и она у меня была в норме, чему я очень удивился. Все-таки мои симптомы были связаны не с приближающейся простудой, как я изначально начал думать, а просто с переутомлением. Мы каждый день перед сном для профилактики пили эхинацею, которая содержит спирт, чтобы не простыть. Люди со слабым иммунитетом могли бы заболеть уже на третий день маршрута, ведь мы постоянно шли с мокрыми ногами. Но, на личном опыте я убеждался, что в городе люди чаще всего болеют из-за того, что друг друга заражают. В горах обычно люди не болеют, даже если замерзают. Когда мы легли в палатку, я уснул самый первый и как мне потом утром рассказали, храпел хуже бабки старой. Так и подошел к концу шестой день маршрута.

Шестое место ночевки

День 7

Утро седьмого дня было разведочным. Нужно было найти более подходящий путь к озеру Сусынген. Именно от озера Сусынген шел путь к перевалу Улучур. Мы позавтракали вкусной кашей и сухариками. На чай воды не хватило, зато мы наелись. Для разведки ребята поделились на две группы: Саша с Альбиной ушли траверсом налево в сторону скалы, а Жанара с Дайаной ушли направо. В их сторону даже шла тропа. Я остался в лагере, чтобы собрать вещи и палатку. После вчерашнего дня ребята решили, что мне лучше остаться в лагере и набраться сил, чтобы дальше идти бодро. Пока я сидел в лагере, самочувствие было прекрасным, но подсознательно я знал, что переутомление так быстро не проходит и мой организм еще слаб. Ребята все очень устали за вчерашний день, даже сильнее, чем когда мы спускались с перевала Кумшезен. Жанара с Дайаной вернулись быстро, причем с хорошими новостями. С правой стороны шла хорошая тропа в сторону озера. Девушки вернулись так быстро, что я даже до конца не успел собрать палатку. Альбины с Сашей не было дольше. У них там была менее привлекательная картина: скалы вокруг, траверс травянистого склона и отсутствие троп. Я немного прогулялся траверсом в их сторону, чтобы позвать обратно, т.к. с нашего места ночевки их не было видно и слышно. Далеко я уходить не стал, чтобы лишний раз не тратить силы. Я увидел Саню, как он спускается вдоль скалы и крикнул, чтобы они возвращались. Саня подал знак, что услышал меня, и я пошел назад. Через несколько минут Альбина с Сашей вернулись, и мы пошли в сторону озера по правой тропе.

Только стоило нам выйти, как я снова начал чувствовать слабость и тяжесть в ногах. Я чувствовал неприятную ломкость и тяжесть в ногах, а голова продолжала кружиться. Переутомление все-таки так и не прошло. По тропе я еще старался как-то держать темп и не отставать от ребят. Совсем скоро тропа нас привела к долгожданному озеру. Я так ждал этого момента. Еще перед маршрутом я больше всего мечтал увидеть озеро. Когда я искал фотографии этих мест в интернете, в первую очередь выходили снимки озера. Но это были снимки озера Сайрам Су, а не Сусынген. К озеру Сайрам Су еще в первый день нужно было уйти по другой тропе, в сторону Яшиного маршрута. А здесь мы к озеру вышли только на седьмой день похода. Альбина рассказывала нам, что в той стороне, куда повел ребят на маршрут 2 к.с. Яша, боле людные места. Там проводятся туриады, можно встретить людей. Мы исследовали более дикие горы, нам ни разу за всю неделю не встретилось ни одного человека, только звери, и тропы были далеко не везде. Это и усложняло путь с одной стороны, а с другой стороны маршрут от этого был более привлекательным.

Озеро Сусынген

На озере Сусынген

Озеро меня не так впечатлило, я ожидал большего. Хотя, на самом деле озеро было красивым, просто погода не самая удачная. На небе были тучки, а горные озера в зависимости от погоды меняют свой цвет. Озеро было зеленого цвета и сливалось с растительностью. По форме озеро напоминало наше БАО. Большое Алматинское Озеро тоже постоянно меняет цвета. При плохой погоде оно такое же мрачное, как цвет неба, а когда светит солнышко, озеро становится бирюзовым. На озеро Сусынген мы смотрели сверху, мы не спускались к воде. Может поэтому оно и не так впечатлило. Когда находишься рядом с озером, оно более привлекательное. Сверху не было даже полностью видно всего озера, с левой стороны его закрывал холм. В начале маршрута так и планировалось спуститься к озеру, пообедать там, поплескаться. Но маршрут преподнес нам немало сюрпризов, и мы вышли к озеру только на седьмой день. Поэтому у нас не было времени полюбоваться озером нормально. Нужно было торопиться на перевал Улучур. Особенность озера Сусынген в том, что летом оно полностью исчезает. Ведь озеро не питается ледниками, как наше БАО. У нас БАО, наоборот, в августе месяце самое живописное и полноводное.

Задерживаться мы не стали, нужно было идти дальше искать тропу на перевал. По описаниям тропу должно было быть видно после того, как мы выйдем к озеру. Но ее не было видно в начале. Мы вернулись немного назад в поисках тропы. В этот день дул сильный ветер, который прям до костей пробивал. Вскоре пришлось достать шапку и куртку, чтобы не продуло. Пока мы ходили по холмам в поисках тропы, мне опять становилось хуже. Я постепенно начал отставать от ребят. Вскоре мы нашли тропу, где нужно было подняться немного вверх. Подъем был совершенно не крутой, и ребята пошли вперед, а я остановился и сел на свой рюкзак. Так я просидел минут 10-15. У меня снова кружилась голова, тошнило, и чувствовалась тяжесть в ногах. Накануне вечером Альбина мне говорила, что у нее в аптечке есть лекарство, содержащее кофеин, которое можно вколоть в кожу, чтобы восполнить потраченные силы. Я уже хотел прибегнуть к этому неприятному методу, так как мои ноги снова отказывались слушать меня. После пятнадцатиминутного отдыха я дошел с горем пополам до ребят, они ждали меня за бугром. За бугром картина прояснилась. Было уже видно перевал Улучур, и к нему шла отчетливая тропа. Сразу радостно стало на душе, появился оптимизм. Мы сфотографировались перед перевалом.