Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экскурсии по литературной тематике



Литературные экскурсии обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение.

По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными по литературным заповедникам

По содержанию они делятся на следующие группы:

– литературно-биографические, или монографические («Достоевский в Москве», «В.Маяковский в Сочи», «Детские и юношеские годы А. Н. Толстого», «М. Горький в Самаре»);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, или обзорные («Москва литературная»; «Литературный Петербург», «По литературным местам Самары»);

– литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя («По следам героев Михаила Шолохова», «Вслед за героями книг по советской Москве», «Белые ночи», «Самара в поэзии»).

Литературная экскурсия создается в том случае, если городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

Маршрут литературно-биографических экскурсий строится по хронологическому принципу, историко-литературных — по хронолого-тематическому, поэтико-текстовых — всегда по тематическому.

При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне броским, эффектным и запоминающимся.

Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным — материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т. е. объекты экскурсии.

При создании экскурсии необходимо найти локальный материал, ибо именно он связан со зрительными впечатлениями, что удовлетворяет основному требованию методики проведения экскурсии — сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли сюда. Показывая объект, экскурсовод неоднократно должен обращать вниманий на его отдельные детали, увязывая показ этих деталей с рассказом о событиях, связанных с ними.

Чем больше в экскурсии будет использовано локального материала, тем выше ее познавательная ценность. Большой творческой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведения «ложатся» на тот уголок города, дом, аллею парка, которые видят экскурсанты.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ мятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т. е. показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работа писатели, издавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места так, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом. При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, локализации событий, без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя

 

52.Искусствоведческие экскурсии

Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитыва­ют чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры, а также современ­ной действительности и ее отражения в произведениях искусства.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнооб­разны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искус­ства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть об­зорными («Самара театральная»); тематическими, напри­мер посвященными жизни и творчеству деятеля искусст­ва («Шостакович в Куйбышеве»), или конкретному театру, фи­лармонии, консерватории («Самарский театр оперы и ба­лета»), или одному из видов искусства в определенный период времени («Самарские художники конца XX в.»).

Театрально-музыкальные экскурсии призваны рас­крыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и обще­ственные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадь­бы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его твор­чества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды, идейно-политиче­ские позиции и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. Важно также осветить общественную деятельность представителя искусства как педагога, пропагандиста, критика.

В театрально-музыкальные экскурсии включается по­сещение музея, где наряду с осмотром экспонатов мож­но прослушать пластинку или магнитофонную запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На заго­родных экскурсиях фрагменты музыкальных произведе­ний могут прослушиваться в магнитофонной записи по ходу рассказа.

К театрально-музыкальным относятся также экскур­сии, знакомящие с определенным культурно-просвети­тельным учреждением: театром, консерваторией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в крае, городе. В них следует подчеркивать идейную направленность лучших спектак­лей, их художественное своеобразие, познакомить с твор­ческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюст­ративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Бо­лее полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в теат­ральных экскурсиях при рассказе о художественных до­стоинствах интерьеров показываются такие произведения декоративно-прикладного искусства, как мебель, камины, люстры, торшеры и др. Произведения народного творче­ства, быта, прикладного искусства осматриваются в этно­графических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе (кровати, лавки, столы, кухонная утварь, образцы одежды, вышивок, ткачество, резьба по дереву, обработка металла и т. д.). В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусст­ва, давать предметам искусства всесторонний художест­венный анализ, рассказывать о технике изготовления, ма­стерах и др. Все предметы народного искусства рекомен­дуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, двора, мастерской.

 

Природоведческие экскурсии

 

Природоведческая экскурсия.

 

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка? », «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги! » и др.

Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические – это ботанические, геологические1, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные и другие.

Ботанические экскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности. Например, показывая цветы, учитель сообщает, что по многим из них можно узнавать время. Такими растениями являются шиповник, одуванчик, мак, душистый табак, колокольчик (сборный), лен, кувшинка белая, мать-и-мачеха и др. Например, цветки душистого табака раскрываются в 20 часов и всю ночь открыты, в солнечную погоду бутоны мака распускаются в 5 часов, а закрываются в 15 часов.

Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.

 

Производственные экскурсии

 

Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации трудового и профессионального обучения. Они позволяют школьникам наглядно знакомиться с техникой, технологией и организацией производства, трудом рабочих и колхозников, с достижениями передовиков и новаторов производства. В связи с этим производственные экскурсии следует рассматривать и как средство расширения политехнического образования учащихся и формирования и развития у них интереса к рабочим профессиям.

Производственные экскурсии способствуют ознакомлению школьников с научными основами современного производства. Новая техническая реконструкция народного хозяйства осуществляется за счет внедрения передовой технологии, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект. Ведущая роль в народном хозяйстве принадлежит машиностроению. Выпуск систем и комплексов машин, оборудования, приборов высшего технико-экономического уровня будет осуществляться на предприятиях машиностроительного комплекса. Высшая роль в ускорении научно-технического прогресса принадлежит таким отраслям промышленности, как станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. Большое развитие получат отрасли тяжелой промышленности, производящие новые конструкционные материалы. В ходе производственных экскурсий учащиеся должны знакомиться с практическим осуществлением ведущих направлений научно-технического прогресса на примере конкретного предприятия.

В программах трудового и профессионального обучения учащихся указаны темы производственных экскурсий и примерные объекты, на которые эти экскурсии могут быть проведены. Например, по сельскохозяйственному труду предусмотрены экскурсии для последовательного ознакомления школьников с сельскохозяйственными орудиями и машинами, основными отраслями сельского хозяйства и его механизацией, содержанием труда и достижениями передовиков производства: в V классе – на машинный двор для ознакомления с почвообрабатывающими орудиями и в поле для наблюдения за работой плуга, определения глубины вспашки и площади поля, вспахиваемой тракторным агрегатом за 1 ч; в VI классе – на машинный двор для ознакомления с общим устройством и работой овощной сеялки, навозоразбрасывателя и дождевальной установки; в VII классе – на машинный двор для ознакомления с общим устройством и работой зерновой сеялки, картофелесажалки, культиватора-окучника, опыливателя и опрыскивателя.

Учащиеся городских школ в V классе знакомятся на экскурсиях с производственными мастерскими, цехами, участками по обработке древесины, металлов, швейным цехом, с содержанием труда рабочих и организацией рабочих мест; в VI классе во время экскурсии на предприятия по обработке древесины, металлов, швейную фабрику школьники узнают о прогрессивных, безотходных технологиях, режимах экономии на предприятии сырья и электроэнергии, о соблюдении предприятиями требований охраны природы, а также о системе комплексного использования материалов и утилизации отходов, о содержании труда рабочих массовых профессий и организации их рабочих мест; в VII классе учащиеся посещают во время экскурсии межшкольный учебно-производственный комбинат, учебный цех на предприятии, профтехучилище и знакомятся с профилями профессионального обучения в VIII – IX классах.

По учебно-воспитательным целям и содержанию экскурсии подразделяют на комплексные и тематические.

Музейные экскурсии

При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы [3, С. 70]:

Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний.
Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Правдивость.
Связь теории с практикой.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

3. Особенности проведения музейной экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей [4, С. 89]:
- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;
- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;
- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;
- отбор правил техники ведения экскурсии.
Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной – 10-12 залов, но только 5-10 памятников [5, С. 50].
В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала – тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.
В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте – одна из отличительных черт экскурсии в музее [5, С. 50].
При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части.

В настоящее время музейные экскурсии разделяют [1, С. 7]:
а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические);
б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов.
в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин);
г) по месту проведения и объектам показа различают:

по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории;
комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

д) по форме проведения различают:

экскурсия-лекция,
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений,
экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.,
обзорная экскурсия,
экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации,
экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения,
учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников,
показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.,
рекламная экскурсия,
экскурсия-демонстрация.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 3026; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь