Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первый раздел философии – антология.



Учение о бытие Аристотеля:

«Платон мне друг, но истина мне дороже». Аристотель не признавал объективного и независящего от человека мира идей. Мир вещей и Мир идей разорвать нельзя.

Две основные категории философии Платона: форма и материя.

Аристотель: Медный шар —> форма – шар, материя –медь. Но существует ещё первоматерия: она аморфна, безвидна, потенциальна. Что-то может произойти, только объединившись с формой. Форма превращает потенциальное в существующее, несёт в себе энергии. Перводвигателем вселенной и главным двигателем является Бог, чистая энергия и сила. Бог пребывает неподвижно. Если бы он находился в движении, то ему что-то давало толчок, что невозможно, он сам начало и двигатель.

Мир не имеет ни начала, ни конца, и форма и материя существовали вечно.

Существует 4 вида причин, которые порождают окружающий мир:

1) материальная

2) формальная

3) действующая

4) целевая причина

Например, строится дом:

1) кирпичи

2) та форма, которую примет дом.

3) деятельность строителей, строящих дом.

4) предназначение дома, цель постройки.

 

Материальная и движущая разделены. У Гераклита они слиты и субстанцией находится огонь, который находится в движении.

 

Учение Аристотеля о душе:

Три вида души по мере совершенствования:

1) растительная

2) животная

3) человеческая – душа человека смертна, но Аристотель иногда сомневается в этом. Душа человека – начало его жизни. Душа обладает внутренней формой – Энтелехией (Энтелехия), эта форма приводит душу в актуальное состояние. Главное в человеке – разумная часть его души. «В разуме богоподобие человека». Гносеология Аристотеля отличается от Платона тем, что чувства и опыт – первый этап познавательной деятельности. В качестве 2 ступени познания выступает искусство. Умение человека делать обобщения. Это первая ступень разума. 3 ступень – знание, оно связано с умением человека выделять причинно-следственные связи, а значит формулировать закономерности.

Тот, кто может, выделяет причинно-следственные связи – может стать учителем, он достигает мудрости. Мудрость связана со знанием универсальных основ мироздания.

Аристотель выделяет 10 категорий мудрости:

1) сущность

2) качество

3) количество

4) отношение

5) место

6) время

7) положение

8) обладание

9) действие

10) страдание

Критерий истинного знания мудреца – правильное логическое употребление этих понятий.

Этика – учение о нравственности. У Платона была эстетическая этика, человек должен был отстраниться от всех удовольствий, чтобы достичь мудрости. Царица идеи у Платона – благо, синтез истинности, добра и красоты.

Источники нравственности:

1) Знать, что значит поступать правильно

2) Воля, чтобы поступать правильно

Аристотель критикует Сократическую Этику. Человек осуществляет злые поступки, потому что не знает что такое добро, справедливость. Человек зная, что он поступает плохо, из ненависти, злости, всё равно поступает плохо.

Человек задаётся вопросом в чём благо?

1) в разумной созерцательной деятельности

2) в деятельности, направленной на создание блага. Благо связано с повседневным поведением.

Счастье человека в добродетельной деятельности. Высший принцип счастья – мера, чтобы найти меру между смелостью и трусостью, скупостью и мотовством, вспыльчивостью и чрезмерным хладнокровием.

 

Последний раздел учения Аристотеля связан с учением о государстве.

у Платона:

1) мудрость

2) войны – мужество

3) Купцы, ремесленники – умеренность

Аристотель говорил, что не может быть одного единственного и справедливого идеала в мире. По его мнению, существуют лучшие и худшие формы правления.

У философов и мудрецов было имущество.

В государстве не должно быть много бедных людей, лучше больше средних сословий.

Индивид не должен превращаться в винтик, должна быть диалектика общественных и частных интересов.

Идеал, который предлагает Аристотель – только для греков и только для города, в котором существует рабский труд.

Схема. Лучшие и худшие формы правления по Аристотелю.

Кол-во находящихся у власти Худшая Лучшая
Тирания Монархия
Несколько Олигархия Аристократия
Многие Охлократия Полития* (сочетание демократии и аристократии)

* Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

Эллинизм (с 4 до н.э. — 4 век н.э.)

Этика доминирует и философией, понимается, как учение как правильно жить.

Две линии:

1) окружающий на мир и космос – единое гармоничное целое, мир объединён смыслом и содержанием, человек – часть этого мира. Человек должен развивать согласие с миром.

2) Мир – совершенно неустроенный, хаотический механизм, где нет смысла и логики, всё бессмысленно, а человек лишь атом в механическом сцеплении. А раз человек и его жизнь – миг, то жить надо для себя.

 

Стоики.

У Гераклида был огонь, который обладает духовным потенциалом. Пневма – слияние огня и души. С неё всё начинается и ей всё заканчивается.

Панетий Родосский, Римский Император Марк Аврелий.

Стоики говорили, что весь мир единой органическое целое, в центре которого находится логос – мировой разум, человек должен найти логос и жить соразмерно ему.

Атараксия – невозмутимость, возможность покончить жизнь самоубийством, если условия ужасны.

Марк Аврелий: Человек – кусочек крови и грязи. Жизнь человека – мгновение.

Идея братства людей, независимо от происхождения и национальности.

Стоики говорили, что мы все дети одного духовного начала, одного отца.

Идея социального равенства, идея братства и благодетели – придёт в основы христианства. Смерть – освобождение души от власти тела.

 

Эпикурейская школа.

Эпикур Самосский, последователь Демокрита (основоположника атомизма и идеализма.)

Эпикур говорит, что атомы могут отклоняться от траектории, возможны случайности. Этика Эпикурейцев – удовольствие – высшая цель. Устойчивое, постоянное удовольствие. Духовное удовольствие выше телесных, что общее ос стоиками, превознесение силы духа. Эпикурейцы говорили, что нужно отдалиться от общественной жизни, жить нужно тихо, гражданство не нужно, дружба приветствуется. К неприятным событиям нужно относиться спокойно.

Скептицизм. Пиррон из Элиды; Пирронова школа.

Пиррон основатель древней скептической школы. Вещи не различимы, не различимы, мы не можем сказать, ни что они истинны, ни что они ложны. Спокойствие, непоколебимость духа. Жить надо равнодушно к добру и злу, что истинно, что ложно – неизвестно. Пример: поросёнок на тонущем корабле, пока все бегали и метались, ел картофельные очистки. Человек должен быть таким же. Основная идея – невозмутимость, безмятежность – атараксия.

 

Следующая эпоха – Средневековая философия, Варвары.

Лекция 5 13.03.13

 

Средневековая философия

Предпосылки:

Связаны с общими духовными процессами античного мира, а так же с появлением школ эпохи средневековья.

1) Общее направление – формирование единобожия (Монотеистическая религия).

2) Учения Филона Александрийского

а) Гностики

б) Неоплатоники

 

Гностики: Иосиф, Валентин.

Кто мы? кем стали? где мы? куда заброшены? куда стремимся? что такое рождение и что такое возрождение?

Главным объектом познания являлось их внутреннее «Я». Гносис – знание. Гностики считали что они обладают особым знанием которое помогает им самосовершенствоваться.

Гностики были дуалистами, считали, что в мире есть две крайних противоположности. Бог – вечное духовное начало и Тьма – материальный мир. Между этими двумя началами находится 365 областей – ионов, которые необходимо преодолеть человеку, чтобы соединиться с божественной инстанцией.

Эманация — термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь