Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕНЕССАНСНЫЙ И БАРОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА



(«Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Стойкий принц» Кальдерона).

Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна

1 Какой исторический материал лежит в основе этой драмы и во имя чего обращается

Лопе де Вега к этому материалу? (См. исторический комментарий к произведению).

2. Каковы основные конфликты пьесы, и какую роль играет в них командор? В чемпроявляется ренессансный характер разрешения этих конфликтов?

3 Какова политическая проблематика драмы? Как разработана в произведении Лопе де Вега проблема взаимоотношений народа с властью? Является ли оно революционным по своему содержанию?

4 Какое место занимает в драме любовь? Что роднит героев Лопе де Вега с героями Шекспира?

5 Что такое честь и человеческое достоинство в представлении драматурга, и каким образом они находят проявление в героях драмы?

 

 

Педро Кальдерон. «Стойкий принц».

1. Какой исторический материал лежит в основе этой драмы? Что меняет автор в этом материал и во имя чего? (См. исторический комментарий к произведению).

2. Что важнее в этой драме: конфликт героя с внешним миром или внутренний, психологический конфликт?

3. В каких высказываниях и поступках Фернандо проявляется его мировоззренческая позиция? Что думает он о человеке и мире?

4. Какое место занимает в этом произведении любовь (линия Феникс и Мулея)? Чем отличаются эти влюбленные от героев Лопе де Вега?

5. В чем проявляется барочный характер драмы Кальдерона?

 

Вопросы по обоим произведениям.

1 Чем принципиально отличается концепция личности Лопе де Вега от кальдеронов

ской? В чем вы видите родство их позиций?

2 Можно ли оба авторских подхода к проблемам человека определить как гуманистические?

3 Кто из драматургов ближе вам по духу и почему?

 

Примечание: Произведения Лопе де Вега и Кальдерона вы можете

найти в изданиях, включающих драмы каждого из двух авторов,

а также в книге: Испанский театр. - М.: 1969 (БВЛ).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

ГЕРОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ КЛАССИЦИСТСКОЙ ТРАГЕДИИ,

СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

(«Сид» Корнеля и «Андромаха» Расина).

Пьер Корнель. Сид.

1. Какой психологический конфликт переживают Родриго и Химена? Легко ли подчиняются они необходимости исполнить семейный долг и умеют ли владеть своими чувствами?

2. Какую роль играет в трагедии инфанта?

3. В чем суть конфликта графа Гормаса и дона Дьего?

4. Как соотносятся в произведении долг семейный и долг государственный? Можно ли

говорить о существовании конфликта между любовью и государственным долгом в

этом произведении Корнеля?

5. Охарактеризуйте корнелевского героя, как вы его понимаете.

 

Жан Расин. Андромаха.

 

1 Можно ли говорить о том, что Пирр, Гермиона и Орест переживают внутренний

конфликт? Если да, то какой именно?

2. Почему любовь оказывается разрушительным феноменом в этом произведении?

3. Чем отличается типичный расиновский герой от героя Корнеля?

4. Могли бы вы назвать Андромаху «корнелевской» героиней?

 

Вопросы по обоим произведениям.

 

1. Как вы думаете, отличаются ли Корнель и Расин друг от друга в своем понимании

роли разумного начала в жизни человека?

2. Какая из двух трагедий представляется вам более интересной? Актуальны ли сегодня проблемы, затронутые французскими классицистами 17 века?

___________________________________________________________________________

3. Лабрюйер сравнил Корнеля и Расина в одном из своих фрагментов. Согласны ли вы с его мнением? (См. раздел «Приложение» Методических рекомендаций).

___________________________________________________________________________

 

 

Примечание: Произведения Корнеля и Расина вы можете найти в изданиях,

включающих драмы каждого из двух авторов, а также в книге:

Театр французского классицизма. - М.: 1970 (БВЛ).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА МОЛЬЕРА:

КОМЕДИИ «ТАРТЮФ», «ДОН ЖУАН».

(Соотношение классицистских, ренессансных, реалистических тенденций).

«Тартюф»

1. Что представляет собой Тартюф? Можно ли говорить о его неоднозначности?

Что является доминирующей чертой его характера? Каким образом и что именно мы узнаем о Тартюфе и меняется ли наше представление о нем с течением времени? (Проследите от сцены к сцене приемы раскрытия характера героя).

2. Кто противостоит Тартюфу в комедии? В чем вы видите своеобразие Клеанта? (Обратите внимание на его высказывания в 1-м действии).

3 В чем проявляется гражданственный пафос этого произведения?

Считаете ли вы вполне логичным финал этой комедии?

 

«Дон Жуан»

1. Является ли Дон Жуан однозначно отрицательным героем?

2. В каких случаях автор вкладывает в уста Дон Жуана собственные мысли и почему,

как вы думаете, он это делает?

3. Есть ли в этой комедии четкая оппозиция положительных персонажей отрицательному герою?

4. И в «Тартюфе» и в «Дон Жуане» изобличается лицемерие? В чем отличие «тартюфства» от лицемерия Дон Жуана?

5. Кто в большей степени критикуется в комедии «Дон Жуан» - центральный герой или общество в целом?

6. Однозначен ли финал произведения?

 

Вопросы по обоим произведениям.

 

1. В чем проявляются классицистские черты драматургии Мольера?

(Обратите внимание на тип героя – на то, насколько он статичен и однозначен,

на оппозицию положительных персонажей по отношению к отрицательным; на

степень соблюдения драматургом правила «трех единств»; на гражданственный

пафос комедий; на роль категории «разумное» в авторской концепции).

2. Каковы ренессансные свойства рассматриваемых комедий?

( Обратите внимание на то, какое место занимает в них тема любви, какую роль

играют активные, инициативные персонажи, например, слуги).

3. В чем Мольер является предшественником реалистов 19 века?

(Обратите внимание на неоднозначность отдельных героев Мольера, на их соци-

альную типичность, на степень взаимодействия героя с окружающим его обще-

ством, а также на открытый характер финалов пьес).

4. В какой из рассматриваемых комедий Мольер в наибольшей степени отходит от норм, правил и принципов классицизма?

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК В РОМАНЕ-ПАМФЛЕТЕ ДЖОНАТАНА СВИФТА «ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА».

1. Что отличает произведение Свифта от типичного романа? На чем основана его

целостность – на фабуле или на тематическом единстве? Какова основная тема

произведения и в чем своеобразие его композиции? В чем проявляется

памфлетный характер свифтовского романа?

 

2. Какую роль играет в произведении Гулливер? Чем отличается он от героев

обычных приключенческих романов? Меняется ли Гулливер во время путешествий?

 

4. Что такое аллегория? Лилипутия – аллегорический образ Англии: современники Свифта это хорошо понимали. Какие аналогии с явлениями политической и социальной жизни Англии конца 17 – начала 18 века могли обнаружить они в первой части произведения? (Непременно обратитесь к комментариям в конце книги).

 

4. Можно ли считать страну великанов полным антиподом Лилипутии?

Какую роль играет во второй части романа король? Каким образом осуществляется

критика Англии в беседах Гулливера с этим королем? (Обратите внимание на

иронию и сарказм автора). Почему, как вы думаете, Гулливер становится

лилипутом в стране великанов?

 

5. Что высмеивает писатель в третьей части своего романа-памфлета? Объясните

аллегорические образы, используемые Свифтом здесь.

 

6 Что собой представляет страна гуигнгнмов? Идеальна ли она, с вашей точки

зрения? Какое место занимают в этой части романа еху? Каким образом

осуществляется здесь критика Англии?

 

7. Чем вы объясняете явно мизантропический финал романа? Можно ли провести

абсолютную аналогию между автором произведения и его героем?

 

8 В романе-памфлете Свифта явно доминирует пафос отрицания. Можно ли его, в

таком случае, отнести к литературе Просвещения? Обнаруживаете ли вы в нем

апелляцию к просветительским категориям?

 

9. Какую роль играет в произведении Свифта гротеск?

Объяснение таких понятий, как ирония, гротеск и др. см.:

Введение в литературоведение: Учебное пособие./ Чернец Л.В., Хализев В.Е. и др. – М., 2004

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД».

 

1. Что роднит это произведение с романом-памфлетом Свифта? Чем эти произведения

отличаются друг от друга по жанровым особенностям и проблематике? Какие темы

и проблемы рассматривает в своей повести Вольтер?

 

2 Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера?

(Сравните ее с типичными приключенческими, любовными романами).

 

3 Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой

тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке? )

 

4 Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким

образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает

при этом? Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип

оптимизма?

 

5 Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Что не устраивает автора

в его жизненной позиции и философской концепции?

 

6 Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в

существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер?

Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света?

Какое место занимают в повести природные стихии? Какую роль играет в

произведении страна Эльдорадо?

 

7. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной

позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена?

 

8 Финал какого произведения (свифтовского или вольтеровского) нравится вам

больше? Какие идеи Свифта и Вольтера представляются вам актуальными

сегодня?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6 – 7.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь