Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, влияющие на развитие религиозности молодежи как социальной группы



Проблемы религиозности разных поколений все более привлекают внимание, поскольку тема эта очень быстро становится жизненно важной для многих слоев российского общества. В социологических теориях имеются различные точки зрения на вопрос, какие характерные черты отличают религиозность молодежи от ее проявлений у представителей других социальных групп.

В первую очередь, особого внимания заслуживает тот факт, что именно на подростковый, юношеский возраст приходится период первого знакомства человека с религией, как явлением социальной жизни. В этом возрасте молодежь впервые совершает попытки «примерить на себя» ритуальную жизнь, особый, свойственный определенной религии, способ восприятия мира и соотнесение своего образа жизни с ним.

В социологической терминологии процесс этот получил название религиозной социализации. В самом общем смысле это можно понимать как становление верующего, происходящее в определенном конфессиональном и социокультурном контексте. Современные западные исследователи считают проявление религиозности прежде всего не в выборе ритуалов, а в особом способе восприятия мира, соотнесения себя с ним. Поэтому и под религиозной социализацией понимают «введение в условия существования сверхъестественного», то есть превращение человека в верующего субъекта[52].

В изучении возрастных этапов религиозного развития наиболее авторитетны работы группы американских психологов, возглавляемых А. Верготте[53], которая обратила внимание на особую «расположенность» к религии детей от 3 до 12 лет. Этот возрастной отрезок один из предшественников А.Верготте, Е.Хармс условно разделил на три периода:

1) Сказочный (3-6 лет): Бог предстает в образе сказочного персонажа на равнее с драконами и волшебниками;

2) Реалистичный (7-12 лет): Бог ассоциируется с конкретным человеком, например, с учителем или отцом;

3) Индивидуалистический (старше 12 лет): число вариативности ассоциаций резко увеличивается, появляется способность к абстрактному, символическому мышлению.[54]

Если у подростков до 14-ти летнего возраста, по данным исследований, отмечается сравнительно высокий и стабильный уровень религиозности, то на возраст 15-16 лет приходится своеобразный пик падения этого уровня. Это явление вызвано тем, что именно в этом возрасте противостояние «детей» миру и ценностям «отцов» становится особенно очевидным. Однако стоит учесть и то, что именно к этому возрасту относится и возникновение «интеллектуального интереса» к религии, типичного для детей, выросших в семьях образованных родителей. 15-16 лет — это также возраст религиозных конверсий, смены веры, ухода в секты, осознания себя не принадлежащим ни к одной конфессии[55].

Часто именно в этом возрасте происходит разделение подростков в зависимости от выбранного пути дальнейшей социализации: одни из индивидов еще более укрепляются в своих религиозных убеждениях, либо обретают новые, а иные определяют свой жизненный путь вне зависимости от прежнего религиозного воспитания. Cекулярное сознание одной из названных групп в большей части западных стран остается для нее, как правило, определяющим вплоть до достижения возраста в 60 лет, когда их интерес к религии возникает уже на совсем иной основе. Для современного российского социума, наоборот, выход из секулярности в веру характерен для «молодых взрослых» и людей в т.н. «среднем возрасте» - 30-40 лет[56].

Обращая более пристальное внимание на факторы, влияющие на развитие религиозности у молодых людей, в первую очередь следует учитывать роль семьи в этом процессе. При всех расхождениях между, с одной стороны, семейной позицией, воззрениями родителей, уровнем их религиозности и, с другой стороны, — теми идеями, которые несло ребенку его окружение в школьной или, точнее, внесемейной жизни, — фактор семьи оказывается более значимым для развития в период религиозной социализации. Исследования Л. Фрэнсиса и Дж. Грира, работавших с 8—10-летними респондентами, показали, что наличие или отсутствие опыта, который можно отнести к религиозному или схожему с ним, полученного в раннем детстве является наиболее сильным (сопоставимым с религиозностью родителей) фактором, способствующим или препятствующим религиозной социализации в подростковом и юношеском возрасте[57]. Без сомнения, родители в играют самую заметную роль в религиозной ориентации своих детей, повседневно воздействуя на содержание и глубину религиозных представлений подрастающего поколения.

Однако, помимо религиозности самих родителей, существуют также и другие факторы, которые усиливают степень родительского влияния и ослабляют конфликтность при формировании типа мировоззрения ребенка.

Это могут быть:

· Степень доверительности отношений с родителями;

· Длительное время проживания вместе с родителями;

· Дисциплинарные мероприятия, которые в большинстве случаев согласуются с социальной ролью отца, которому — кстати — обычно приходится ответами на вопросы ребенка приводить в соответствие внутренний, в том числе духовный, мир своего чада с требованиями социума, учить ребенка принимать общие ценности[58];

· Единоверие отца и матери; когда же ребенок вынужден делать выбор, то он скорее склонен следовать вере матери, нежели отца[59].

Так же хотелось бы отдельно оговорить некоторые особенности религиозного развития личности в России. Несомненно, уникальная история нашей страны и менталитет народа вносят свои коррективы во все сферы развития личности, в том числе накладывая отпечаток и на религиозность. Современная молодежь (здесь не лишним будет напомнить, что в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года к категории молодёжи в России относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет) может считаться поколением, воспитанным «детьми Советского времени», что определенно накладывает отпечаток на их мировосприятие. У российских детей во многом иные и содержание религиозных образов, и более конфликтная религиозная социализация, что связано с отсутствием многопоколенной религиозной традиции, с бездуховностью повседневной жизни. Спиритуальность российских детей иная, нежели у детей других христианских регионов. Она больше связана с потребностью в защите, нежели с потребностью приятия мира и открытости по отношению к нему[60]. За длительный период государственного атеизма в истории России многие традиции религиозности были утрачены или сохранились только в виде формальных обрядов.

Другими «унаследованными» из атеистического прошлого нашей страны факторами, негативно влияющими на религиозную социализацию современной молодежи, могут быть названы:

· Создание атеистического социального пространства и атеистического быта населения;

· Сохранение традиционно-патриархального репрессивного стиля воспитания в семье и обществе при атеизации воспитателей/родителей;

· Исключительно светское образование, иногда враждебно настроенное к религиозным проявлениям учащихся, в особенности учащихся представителей других конфессий;

· Поддержка консервативных настроений в православной церкви, мешающих ей адекватно откликаться на современные духовные потребности новых поколений;

· Нарушенный механизм трансляции социокультурного опыта и традиции из поколение.

В то же время, компенсирует все эти негативные факторы ситуация современного «религиозного ренессанса», хотя иногда она и принимает крайние формы (вплоть до нетерпимости) «неоконсервативного» отношения к вере и к конфессиональной принадлежности. Расхождения, коренящиеся в разнонаправленности и взаимном неприятии явных и латентных религиозных ориентаций участников различных конфликтов связаны не только с полиэтничностью, но и с поликонфессиональностью российского социума.

В заключение данного параграфа следует отметить, что как негативные, так и позитивные факторы окружающей социальной действительности неизбежно оказывают влияние на каждого человека. Молодежь, находясь в особенном периоде становления этических, моральных и, в том, числе, религиозных норм, особенно чувствительна к этим влияниям. Однако всегда существует возможность ограничить влияние негативных факторов на формирование личности. Этому способствует толерантный стиль внутрисемейных педагогических отношений, сознательное воспитание уважения к личности и ее мировоззренческому выбору, формирование конфликтной компетентности в религиозных вопросах учителей и школьных психологов, понимание ими особенностей религиозных чувств каждого из поколений. Эти действия будут способствовать снижению вероятности интергенерационных межконфессиональных конфликтов и развитию религиозного мировоззрения современной молодежи.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь