Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская культура в XIII – XV вв.



В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в., оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак и т.п.) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном искусстве.

Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о ЩелканеДюдентьевиче, основанная на истории восстания 1327 г. в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре.

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны " Слово о погибели Русской земли" и " Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о ЕвпатииКоловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические " Задонщина" и " Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая " Повесть о Петре и Февронии".

Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в.. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона " Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Правление Василия III.

1510-присоединение Псковской республики к Москве

1514-присоединение Смоленска к Москве

1522- окончательное присоединение Рязанского и Новгородского Северского княжеств

Правление Ивана Грозного

Внутренняя политика:

 

1535-проведение денежной реформы, создавшей единую общегосударственную денежную систему

 

1547-1560- Избранная Рада-совет приближенных: Адашев, Сильвестр, Воротынский, Курбский, Шереметьевы. Избранную Раду поддерживал митрополит Макарий. Деятельность ее была направлена на укрепление государства и упрочение авторитета центральной власти. Создание новых центральных органов управления - приказов: посольский, челобитный, поместный, разрядный, разбойный и др. При Иване Грозном сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание - Земский собор и постоянный совещательный орган - Боярская дума. На Земском соборе были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.

 

1549-Созыв первого в истории России Земского собора - представительного органа при царе. Его участники призвали русских людей прекратить распри и простить друг другу обиды времени боярского правления. На соборе были поддержаны государственные реформы, осуществляемые Избранной радой. Этот Земский собор получил название «Собор примирения».

 

1550- Военная реформа. Дворянин мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Во время военных действий ограничивалось местничество. Ядром поместного ополчения являлась избранная тысяча. Стали создаваться стрелецкие полки, в которых мог служить любой свободный человек. Стрельцы были вооружены не только холодным оружием, но и огнестрельным. Они служили, в отличие от дворянского войска, постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

 

1550-правовая реформа: введение в действие Судебника Ивана 4, который наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юриев день, была увеличена плата за «пожилое». Ограничивались права наместников, вводились наказания за взятки, ужесточались наказания для «лихих» людей.

 

1551- Церковная реформа. Стоглавый собор. Принятие Стоглава сборника - решение собора. Стоглав одобрил программу реформы Ивана Грозного за исключением секуляризации церковных земель и введения светского суда для духовных лиц. В соответствии с задачами централизации страны Стоглавый собор регламентировал церковную жизнь страны, привел к единообразию церковные обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода, наметил мероприятия по укреплению нравственного духовенства, принял решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях школ по обучению грамоте.

 

1556-Принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне.

 

1556- Губная реформа – реформа местного управления упразднила систему кормлений и наместнического правления. Были учреждены выборные должности губных, земских старост, городских приказчиков. Выборные органы наделялись широкими полномочиями: осуществляли сбор податей, следили за соблюдением законов и порядка, вершили суд. Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

 

1565-1572- Опричнина – политика, которая привела к разделу земель на земские, находящиеся под управлением Боярской думы и опричные: государев удел с государевым двором и особым войском.

Цели: 1.установление сильной самодержавной власти

2.Ликвидация остатков феодальной раздробленности

3. Подавление всякой оппозиции, террор против непокорных людей

Последствия: 1. Централизация управления государством, ликвидация очагов удельного сепаратизма.

1. Установление деспотического самодержавия

3. Тяжелый экономический кризис.

4. Ослабление мощи боярско-княжеского землевладения, утверждение системы крепостного права.

5. Эпоха Ивана Грозного привела к смутному времени.

 

1581 – Указ о «Заповедных летах». В заповедные годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Введение заповедных лет усилило зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Крестьяне на неопределенный срок прикреплялись к земле помещика, попадая в личную зависимость от него.

 

Внешняя политика:

 

1552-присоединение Казанского ханства

1556-присоединение Астраханского ханства

 

1558-1583 – Ливонская война.

Цели:

1. Борьба России за выход к Балтийскому морю.

2. Борьба за земли Ливонии

Итоги: Заключение в 1582 году перемирия с Польшей в Ям-Запольске. Россия потеряла все завоевания в Ливонии и Полоцк.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь