Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Световой поток разных источников света



 

Источник Мощность, Световой поток. Срок службы.
  Ватт Люмен часы
Лампа накаливания
тепло белый свет  
   
   
   
   
Галогенная лампа 12В 2000-4000
тепло белый свет  
   
   
Галогенная лампа 220В 2000-4000
тепло белый свет  
   
   
   
   
Люминесцентная лампа, 7500-8500
компактные лл      
тепло белый свет  
холодно белый свет  
нейтрально белый свет  
   
   
   
   
   
Ртутная лампа 8000-12000
тепло белый свет  
нейтрально белый свет  
индекс цветопередачи 3Д  
   
Натриевая лампа 8000-10000
желтый свет  
   
   
   
   
   
Металлогалогенная лампа 6000-9000
тепло белый свет  
холодно белый свет  

Таблица 9

Требуемое минимальное количество ламп в жилой комнате (освещен­ность 50 лк)

 

Пло­щадь комна­ты, м2 Мощность КЛЛ, Вт
  - 20-23
  Мощность ламп накаливания, Вт
 
  Количество ламп при окраске стен
  теми. светл. темн. светл. темн. светл. темн. светл. темн. светл.
10 15 20 30 40 8 10 12 16 21 б 7 10 14 18 5 6 8 10 13 4 5 6 9 11 4 5 6 8 2 3 5 5 2 3 3 4 5 2 2 3 3 5 2 2 3 3 1 2 2 3 4

Примечание: для создания уровней освещенности 75 и 100 лк следует увеличить при­веденное в таблице число ламп в 1, 5 и 2 раза соответственно.

Лампы накаливания. Их устройство, в принципе, осталось та­ким же, как предложил Эдисон, только для повышения температу­ры тела накала и снижения скорости его распыления (это основ­ные способы увеличения световой отдачи и срока службы ламп на­каливания) вместо угольной нити в современных лампах исполь­зуются спиральная или биспиральная (спираль из спирали) воль­фрамовая проволока и, в подавляющем большинстве типов ламп, вместо вакуума применяется инертный газ: аргон или криптон. Появился также класс ламп с зеркальным отражением, т.е. лампы-светильники.

Почти для всех видов ламп средний срок службы составляет все­го 1000 час. При работе в среднем 8 час в день лампа живет обычно 3—5 месяцев. К концу срока лампа теряет от 5 до 13% первоначаль­ного светового потока, что является очень хорошим показателем. Лампы имеют невысокую световую отдачу от 7 до 17 лм/Вт. В ката­логах обычные лампы характеризуются световым потоком, а зер­кальные лампы осевой силой света и дополнительно угловым раз­мером светового пучка и кривой силы света. Значения светового по­тока ламп на напряжение 200 В мощностью 40, 60, 75 и 100 Вт при расчетах можно принять равными, соответственно, 430, 730, 1000 и 1380 лм. Для ламп с криптоновым наполнением (грибообразных) эти значения примерно на 7 — 10 % выше.

Галогенные лампы накаливания. По принципу действия эти лампы устроены так же, как и другие лампы накаливания. Главное отличие состоит в том, что внутренний объем лампы заполнен пара­ми йода или брома — т.е. галогенных элементов, что и отражено в названии ламп. Использована химическая способность этих элемен­тов непрерывно «собирать» осевшие на колбе испарившиеся части­цы вольфрама (реакция окисления) и возвращать их «домой» на вольфрамовую спираль (реакция восстановления).

Этот «галогенно-вольфрамовый цикл» позволяет увеличить температуру и продолжительность жизни тела накала и, в конечном счете, повысить в 1, 5—2 раза световую отдачу и срок службы ламп. Другое важное отличие состоит в том, что колба выполнена не из обычного, а из кварцевого стекла, более устойчивого к высокой тем­пературе и химическим взаимодействиям. Благодаря этому размеры галогенных ламп можно уменьшить в несколько раз по сравнению с обычными лампами такой же мощности. Устройство зеркальных галогенных ламп отличается тем, что зеркальный отражатель вмес­те с цоколем приклеен к колбе лампы.

Наряду с лампами, рассчитанными для непосредственного включения в сеть с напряжением 220, 127 или НОВ, очень широкое применение находят лампы низкого напряжения — обычно на 12 В. Лампы одинаково хорошо работают на переменном и постоянном токе.

По форме лампы делятся на 2 группы: с длинной спиралью, рас­положенной по оси кварцевой трубки (трубчатые или линейные лампы), и лампы с контактным телом накала.

Большинство ламп имеют срок службы 2 000 час, т.е. в 2 раза больший, чем обычные лампы накаливания. Некоторые типы зер­кальных ламп выпускаются со сроком службы 3 000 и 4 000 час. Энергоэкономичность этих ламп в 1, 5—2 раза выше, чем у других ламп накаливания.

Галогенные лампы относятся к источникам света с теплой то­нальностью и большей белизны, чем обычные лампы накаливания. Индекс их цветопередачи близок к 100. Особенно привлекательно воспринимаются цвет лица человека, цветовая отделка мебели и поверхностей помещения теплой и нейтральной гаммы. Проблемы могут возникнуть при освещении рабочих мест с очень высокими требованиями к цветопередаче (например, подбор одинаковых по цвету образцов материалов: кожи, тканей и др.).

Недостатки. Температура колбы может доходить до 500 " С.

Основные области применения. Лампы на сетевое напряжение с цилиндрической или свечеобразной колбой с успехом заменяют


обычные лампы во всех сферах их применения и особенно там требуются небольшие габариты по условиям размещения в CTf ных объемах или скрытого расположения. Зеркальные лампы, *» бенно на низкое напряжение, практически незаменимы в технике акцентированного освещения выставок, музеев, витрин, торговых залов, ресторанов, жилых помещений и др. Общее освещение, в ос­новном, устраивается из условий создания декоративного эффекта (например, «звездного неба») и требует более тщательной проработ­ки с точки зрения создания спокойной световой обстановки (слепя­щее действие, резкие тени и др.) и теплового комфорта.

Люминесцентные лампы. Принцип действия этих ламп состоит в использовании явлений электролюминесценции (свечения паров металлов и газов при прохождении через них электрического тока) и фотолюминесценции (свечение вещества люминофора при его облучении другим, например, невидимым ультрафиолетовым све­том). В люминесцентной лампе электрический разряд происходит при низком давлении ртути и некоторых инертных газов; электро­люминесценция характеризуется очень слабым видимым и сильным УФ излучением. Световой поток лампы создается главным образом за счет фотолюминесценции — преобразования УФ излучения в ви­димый свет слоем люминофора, покрывающим изнутри стенки трубчатой стеклянной колбы. Таким образом лампа является свое­образным трансформатором невидимого света в видимый. Как и все разрядные источники, люминесцентные лампы требуют для своего питания, зажигания, разгорания и работы специального устройства — пускорегулирующего аппарата (ПРА). В перспективе эти электромаг­нитные ПРА будут полностью вытеснены электронными, заметно повышающими энергоэкономичность, срок службы и качество излу­чения ламп с точки зрения пульсации светового потока.

Лампы отличаются высоким сроком службы, достигающим 15 000 час. К концу срока службы лампы теряют до 30% светового потока, сохраняя работоспособность. Их эксплуатация после этого экономически нецелесообразна из-за недопустимого снижения ос­вещенности и проблем со стабильным зажиганием и работой.

Энергоэкономичность — основное преимущество люминесцент­ных ламп. Эти лампы — непревзойденные источники света по раз­нообразию предлагаемых цветовых оттенков: от теплых тонов, вос­производящих лампы накаливания, до холодного цвета облачного неба. В России выпускаются лампы 4-х тонов: тепло-белые, холод­но-белые и дневные в диапазоне цветовых температур от 2 800 до 6 000 К. Специально для декоративных целей имеются цветные — красные, зеленые и желтые лампы.


Обычные или универсальные люминесцентные лампы имеют дветопередающие свойства, достаточные для применения в боль­шинстве помещений общественных и промышленных зданий.

Еще одно достоинство — колба лампы в рабочем состоянии име­ет температуру не выше 80 " С (наиболее горячая ее часть находится у ее концов). Недостатки — при работе ламп возникают радиопоме­хи на длинных и средних волнах. Для их снижения до нормы в ПРА предусмотрены фильтры (обычные конденсаторы).

Люминесцентные лампы — наиболее массовый источник света для создания общего освещения в помещениях общественных и про­изводственных зданий: офисах, школах, учебных и проектных ин­ститутах, больницах, магазинах, банках, предприятиях текстильной и электронной промышленности и др. Весьма целесообразно их применение в жилых помещениях: для освещения рабочих поверх­ностей на кухне, общего или местного (около зеркала) освещения прихожей и ванной комнаты. Нецелесообразно применение ламп в высоких помещениях, при температуре воздуха ниже 5° С и при зат­рудненных условиях обслуживания.

Компактные люминесцентные лампы. Основная особенность ус­тройства компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) состоит в прида­нии различными способами разрядной трубке таких форм, которые бы обеспечивали резкое снижение длины лампы. Кроме того, боль­шинство маломощных ламп, предназначенных для замены ламп на­каливания, устроены таким образом, что могут непосредственно или через адаптер ввертываться в стандартный резьбовой патрон.

Срок службы большинства таких ламп составляет 10 000 час, т.е. в 10 раз выше, чем ламп накаливания. При средней наработке 8 час. в сутки замена ламп требуется один раз в 3—4 года.

Температура поверхности колбы не превышает в среднем 50— 60 °С. По сравнению с другими люминесцентными лампами КЛЛ значительно удобнее в обслуживании. Установка КЛЛ вместо ламп накаливания окупается в среднем за 2 года, не считая резкого сни­жения хлопот, связанных с покупкой новых и заменой перегорев­ших ламп.

Для выбора лампы большое значение имеет ее цветность и цветопередача. Тепло-белая тональность ламп создает атмосферу уюта, домашнего очага и, при необходимости, сверкающей празд­ничности в приемных залах и презентативных помещениях. Лампы тепло-белого света уместны для освещения жилых комнат, гастро­номических и цветочных магазинов, дорогих магазинов с индивиду­альным обслуживанием, кафе и ресторанов, офисов, больничных палат.

Лампы холодной тональности ассоциируются с дневным светом и более предпочтительны при создании общего равномерного осве­щения больших и средних помещений с повышенными уровнями освещенности (более 300 лк). Лампы хорошо подчеркивают белиз­ну и голубые цвета интерьеров и при хорошей цветопередаче могут применяться в больницах, универсамах, в рабочих помещениях с недостаточным дневным светом, в переоборудованных под магази­ны подвалах.

Лампы нейтральной белой гаммы занимают промежуточное положение и являются более универсальными. Они могут приме­няться в большинстве помещений общественных зданий, напри­мер, в аудиториях, классах, детских садах, офисах, магазинах, ап­теках и в жилых домах, на кухне, в ванной комнате, в мастерской или подвале.

С точки зрения повышения светового комфорта применение ламп с хорошей и улучшенной цветопередачей в помещениях с по­стоянным пребыванием людей всегда оправдано хотя бы потому, что в их свете приятно выглядит лицо человека.

На примере организации освещения жилого интерьера рассмот­рим классификацию светильников в зависимости от места и спосо­ба их установки (более подробная информация о светильниках и типах источников света — лампах — приведена в табл. И).

Общее освещение обычно дают традиционные потолочные све­тильники, люстры. Чаще всего это непривлекательное и скучное ре­шение: ровный, плоский, излишне яркий свет. Тот же уровень осве­щенности может быть достигнут с помощью нескольких источников света, которые будут создавать освещенные островки. Настенные бра с направлением света вверх и вниз, точечные светильники, тор­шеры — все это альтернативные решения общего освещения, кото­рые наиболее часто используются в американских интерьерах.

Рабочее освещение ориентировано на определенную цель. Оно должно быть достаточно сильным, концентрированным, давая воз­можность читать, писать, готовить еду без напряжения и утомления зрения (лампа на столе, бра у кровати, светильники около зеркала, газовой плиты и пр.).

Декоративное освещение призвано подчеркнуть пропорции ком­наты или какие-то декоративные детали. Слишком сильные свето­вые акценты не создадут желаемого эффекта, освещение помещения зоны лишится дифференциации и сбалансированности. Многие све­тильники могут играть роль декоративных, если интенсивность их света регулируется (торшеры, поворотные подвесные светильники, настольные лампы и т.д.).


 



 



 


Таким образом бытовые светильники( но же но многом харак­терно и для светильников произволе тонной среды и общественных учреждений) подразделяется на

• потолочные (подвесные, утопленные, передвижные),

• настенные (пристроенные, подвесные, передвижные),

• настольные (переносные, пристроенные);

• напольные (переносные),

• встроенные в оборудование (кухонная мебель и пр.)

ЦВЕТ В СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТАХ

Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности вос­принимаются человеком через освещение, а также благодаря разли­чиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и в психофизиологии.

Естественный свет, считающийся белым, по физическому зако­ну преломления раскладывается с помощью стеклянной призмы на цвета спектра от красного до фиолетового. Эти определенные цвета называются спектральными, или хроматическими. Поверхности объектов по-разному отражают излучения: одни лучи — в большей степени, другие — в меньшей. Лучи, отраженные с определенной длиной волны, определяют цвет поверхности. Если поверхности отражают все лучи спектра примерно в одинаковом соотношении (так, как они присутствуют в не разложенном призмой белом све­те), то их называют ахроматическими (бесцветными). Это белый, черный и различные градации серого цвета.

Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания че­ловека, в проектной практике организуется в соответствии с конк­ретными условиями и учетом психофизиологии, психологии и эсте­тики. Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы (рис. 15):

• цвет как фактор психофизиологического комфорта;

• цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия,

• цвет в системе средств визуальной информации.

Для случая производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы Участие цвета в создании психофизиологического комфорта

• создание комфортных условий для определенной зрительной
работы (оптимальное освещение, использование физиологичес­ки оптимальных цветов и т.д.);

• создание комфортных условий для функционирования организ­
ма (в т ч компенсация с помощью цвета неблагоприятных воз-



 



 

проходящий через особые светофильтры, свет. При этом освещении цвета кушаний на столе удивительно изменились. Мясо стало ка­заться серого цвета, салат — фиолетового, свежий зеленый горошек приобрел цвет черной икры, молоко стало фиолетово-красным, яич­ный желток — красно-коричневым. У большинства гостей пропал •аппетит, а некоторым стало дурно.

Используя светоцветовые эффекты, различные технические при­емы для их создания конечно можно обеспечить не только негатив­ные, но и позитивные психофизиологические реакции человека, по­влиять на его эмоциональное состояние, эстетические переживания.

Одно из новых концептуальных направлений в цветовом реше­нии интерьера с применением достижений техники — так называе­мый Black light («черный свет»). Суть этого метода состоит в том, что под воздействием невидимых для человеческого глаза лучей, по спектру близких к ультрафиолетовым (отсюда название «черный свет»), происходит свечение специально подобранных красок и ма­териалов. Этот эффект, использовавшийся сначала на ночных дис­котеках, получил распространение при оформлении залов кафе, ре­сторанов (особенно не имеющих естественного освещения), ночных клубов и т.д.

При использовании светоцветовых эффектов, «лепке» за их счет как бы нового пространства, объемов, создании оригинального цве­тового «климата» надо соблюдать меру и даже осторожность, что подтверждает описанный выше эксперимент на банкете.


Поделиться:



Популярное:

  1. XXXII. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТОБЫ НЕ БОЛЕТЬ, А ЕСЛИ БОЛЕЕШЬ, ТО КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ, ПОЧТИ, С ТОГО СВЕТА.
  2. Автоматическая идентификация параметров товарно-транспортных потоков цепей поставок
  3. Анализ активов и источников их формирования
  4. Анализ денежных потоков и расчет ликвидного денежного потока.
  5. Анализ динамики и структуры источников финансирования деятельности муниципальной организации
  6. Анализ инвестиций как источников финансирования деятельности организации
  7. Анализ источников творчества
  8. Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия
  9. Анализ потоков денежных средств
  10. Анализ состава и структуры имущества организации и источников его формирования
  11. Аналитические показатели оценки структуры источников финансирования предприятия
  12. Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь