Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Проблема человека в истории философии.



- «В философии есть три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать? », «На что я могу надеяться? », «Что я должен делать? ». И все они перекрываются одним вопросом: «Что есть человек? » (И.Кант)

 

- «Человек – есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» (Ф.М. Достоевский)

Проблема человека: грань дисциплинарной зоны

- антропология – исследует естественно – историческое происхождение человека и человеческих рас

- социология – рассматривает социальные особенности человеческого существования

- педагогика – наука о воспитании человека

- психология – особенности индивидуального поведения

- философия – исследует проблемы человеческого бытия

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности:

1. фило­софия стремится к постижению целостности человека и пытается выработать собственные средства познания сущности человека

2. сущность и существование человека, соот­ношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в культуре

3. преемственность взглядов на сущность человека (! )

проблемы человеческого бытия в философии

1. антропосоциогенез – происхождение человека и человеческого общества, смысла существования как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости человеческих действий.

2. «экзистенциональная проблематика» - вопросы о смысле жизни и ценности человеческого существования (XIX – XX вв.)

ПР: испанский философ X. Ортега-и-Гассет ---> философия оправдана тем, что выходит за преде­лы очевидности (в том числе и в исследовании че­ловека)

 

 

Проблема человека в истории философии: преемственность взглядов

эпоха понимание проблемы человека
антич ность микрокосмос => ПР: «душой» обладает не только человек, но и животное, и растение (Аристотель относит науку о «душе» - психоло­гию, к биологии) Сократ: «Познай самого себя» - антропоцентрический «переворот» в понимании бытия - человек = душа + тело - душа – есть проявление идей (Платон) - душа – это форма человека (Аристотель) - «человек – политическое животное» (Аристотель) Вывод: образ человека космоцентричен
средне веко вье - 2-ве ипостаси взаимосвязаны: «дух» (возвышенное) / тело (низменное) => качественно противоположные духовность + душа (бессмертна) + тело (смертно); (Августин) духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести ПР: Ф. Аквинский «человек - существо промежуточное между ангелами и животными» - идеален челове­к ---> образ святого - вместо разума ---> сердце - главный признак человечности ---> лю­бовь к Богу Вывод: образ человека теоцентричен
новое время - существо разумное и действующее по законам разума (Дж. Локк, И. Кант) - проявление общественных отношений (К. Маркс) - существо волевое и страстное (Ф. Ницше) - (+) натуралистические исследо­вания природы человека => - (+) первостепенность разума - познание - главная сфера человеческой деятельности - рефлексия - главный метод по­знания - мир (законы) = разум человека (за­коны) - (! ) Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя Вывод: образ человека антропоцентричен («духовная сущность человека»)
духовное начало в человеке, сущность которого отождествля ется с рациональным (Гегель) духовное начало в человеке, сущность которого отождествляя ется с иррациональ­ным (Шопенгауэр, Ницше) марксизм - человек «предметное существо» => всегда имеет дело с предметами => нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию) - опредмечивание (превращение деятельностных спо­собностей человека в свойства предмета) - распред­мечивание (превра­щение характеристик предмета в деятельностные способности человека)

 

новей шая философия (с 1917/18 гг.) - существо осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль «школа феноменологии») - существо бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний: забота, страх, надежда (Хайдеггер «школа феноменологии») - существо границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин «школа аналитиков») - существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразия (Деррида, Фуко «школа постмодернизма») - существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и «неофрейдисты») Вывод: образ человека культурного, социального, «открытого» миру

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. B. умение «встать на место другого человека»
  3. D. умение «встать на место другого человека»
  4. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРАНИЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  5. II.3.3. Исследования по истории мирового кино
  6. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  7. III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм
  8. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  9. VI. Введение в анатомию массового человека
  10. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  11. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей
  12. VIII. Проблема нематериальных интересов


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь